Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста


Паспорт уголка конструирования в средней группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирский детский сад № 30 « Снегирёк»

Паспорт

уголка конструирования средней группы № 5 « Радуга»

Составили: Майданюк О.Н.

Г. Новосибирск 2021 г.

Место проведения

.
Средняя группа № 5 «Радуга».
Цели уголка
конструирования:
— Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;

— Совершенствование конструкторских умений и навыков;

— Развитие творческого потенциала детей;

— Предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.

Основные задачи:

— Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

— Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

— Формирование у дошкольника познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Пояснительная записка

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Прежде всего — это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Дети сначала рассматривают, а затем конструируют из разного материала жилые дома, школы, театры, дворцы и т.д. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.

Типы и виды конструирования в детском саду:

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «сердитый волк», «прекрасный принц». К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Рассмотрим специфику работы
с детьми среднего возраста 4-5 лет.
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

Учить, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала ( коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Особенности оформления уголка по конструктивной деятельности в нашей группе.

Чтобы занятия конструированием и моделированием в нашем уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, при его организации мы учли такие моменты:

1. Безопасность – каждый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, постоянно просматривается в процессе обработки и мытья, так как на деталях бывают заусеницы, сколы и тому подобное, образовавшиеся в процессе пользования. Некачественные детали строительного материала убираем .

Для самостоятельного творчества ребятам предлагаем материалы, которые не представляют опасности: шишки, грецкие орехи, каштаны, листья, крылатки клёна. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, подсолнечника и т. д.), а также веточек, палочек, хвои дети изготавливают под контролем педагога.

С детьми обязательно проводим беседы о правилах пользования природным материалом, мелкими деталями конструктора, ножницами, клеем и т.д. приучая их управлять своим поведением и заботиться о собственном здоровье.

2. Доступность и удобство для детей. Расположен уголок в таком месте, чтобы дети могли легко подойти к нему, имеют возможность брать весь материал и пользоваться им. Соблюдаем правило: более тяжёлый и крупный строительный материла храним ниже, чем маленький и лёгкий.

3. Храним конструкторы в открытых ящиках, в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить.

4. Наполнен уголок материалами в соответствии с возрастом детей и с требованиями программы к этому виду деятельности .

Учитывая это, уголок конструирования нами наполнен следующими игровыми материалами:

Строительный набор

– это разновидность кубиков из пластмассы и дерева. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства, как отдельных деталей, так и целого замка.

Конструкторы типа «Лего»

— такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.

Магнитный конструктор

состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

Мягкие конструкторы

– материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
Сюжетные наборы — «Зоопарк», «Город», «Дом», «Транспорт» и т. д.
. Такие конструкторы, которые уже предполагают некоторую площадку для игры. В такие наборы входят не только материалы для сборки, но и фигурки человечков, мебели, животных.

Блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма»,

«
Цветные счетные палочки Кюизенера», «Кубики Никитина».
Это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей. С их помощью, можно создавать различные задания для ребят разного уровня сложности.

Конструкторы-мозаики —

предусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными.

Вкладыши, пазлы, шнуровки, игры с прищепками —

способствуют развитию у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.

Плоскостные конструкторы — «Танграм», набор плоских геометрических фигур из дерева —

представляют собой набор разноцветных геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники). Позволяют сформировать: способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение), представление о геометрических фигурах, цвете. Развивает наблюдательность, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Дидактические игры:

«Найди отличия»; «Лабиринт»; «Геометрическая мозаика»; «Разрезные картинки»; «Домино»; « Найди тень»; «Чей хвост»; « «Весёлая логика»; « Что к чему?»; «Игра — обучалка со счетными палочками» и т. д.. Игры развивают наблюдательность, творческое воображение, память, логическое мышление, речевую активность мелкую моторику пальцев рук.

Набор мелких игрушек,

включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.

Материалы для конструирования из бумаги:

прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе, альбомы, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага, фольга, оберточная бумага, картон.

Природный материал:

Кора деревьев, семена, шишки сосны и ели, засушенные листья, солома, желуди, ракушки, палочки, крупы, скорлупки от орехов.

Бросовый материал:

мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги
.
Вспомогательные материалы

.

Пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок, ножницы, спички, линейка, карандаши.

Наглядные пособия, литература

.

Схемы построек из конструкторов — «Лего», «Мягкие конструкторы», блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Конструкторы-мозаики», для строительного набора.

Альбом — «Образцы поделок из бумаги в технике оригами». Альбом со схемами к игре « Танграм», игре со счётными палочками.

Книги с образцами по лепке из пластилина, глине, по конструированию из природного материала, технике рисования.

Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

Стихи для детей 4-5 лет про конструирование

Центр конструирования в средней группе. Авторские стихи о конструкторах

Уважаемые читатели! Предлагаю Вашему вниманию авторские стихи, которые могут быть полезны воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста, методистам, старшим воспитателям, творческим родителям. Стихотворения можно использовать для представления (презентации) центра конструирования средней возрастной группы на конкурсах, в проектной деятельности, а также при составлении творческого отчёта.Автор: Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я) Цель: популяризация и распространение частного педагогического опыта, побуждение педагогов к творческой активности. Задачи: привлекать педагогов к созданию оптимальных условий для развития конструктивной деятельности, способствовать развитию творческих способностей воспитанников в соотвествии с требования ФГОС дошкольного образования. Примерные требования к содержанию и оформлению уголка конструирования в средней группе «В группах среднего дошкольного возраста строительный материал хранят в коробках, в которых он приобретён. Мелкие игрушки можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки. Крупный строительный материал можно хранить в шкафах, на подвесных полках в открытом виде. Чем крупнее детали, тем ниже они размещаются. Строительные детали: куб, пластина, кирпичик, брусок; крупный и мелкий строительный материал; природный материал (кора, ветки, шишки, каштаны, ореховая скорлупа, солома); бросовый материал: катушки, коробки разной величины и другие; конструктор Лего «Дупло» с цветными карточками, наглядными моделями и схемами, блоки Дьенеша, разрезные картинки, мозаика, пазлы» (Автор: методист кабинета дошкольного воспитания МГИУ: Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы)
Центр (уголок) конструирования и ручного труда в средней группе
-Доброе утро! Добро пожаловать в среднюю группу! Презентуем Вам наши конструкторы, строительные наборы и другие пособия для развития мелкой и крупной моторики наших воспитанников.
Мы с
большим строительным конструктором Каждый день играем неизменно, Строим стену очень-очень длинную, И над нею — башню непременно! Строительный набор пластмассовый крупный Дом самостоятельно строим замечательно! Есть строительный набор крупный, примечательный! Строительный набор пластмассовый средний Вот цилиндры, конусы и кубики Разные – мы это отмечаем. Цвет, размер и форму изучаем, С ними с удовольствием играем. Есть конструктор из металла. Мы охотно соберём Кран подъёмный, самокат, Вертолёт, машинку, дом. Мягкий большой и средний строительный набор Кубики, цилиндры, арки, Мягкие, цветные… Мы из них построим замок — Башенки резные! Кубики деревянные Зелёные, желтые, синие, красные, Кубики из дерева тёплые, разные, Они — любимые игрушки у ребят И никогда без дела не лежат! Конструктор средний пластмассовый Лёгкий, яркий, разноцветный Позволяет нам собрать Дом, гараж, забор у дома; Внутри поставить стол, кровать. Конструкторы для мальчиков и девочек Мальчики и девочки разные – мы знаем И конструктор разный мы им предлагаем, Мальчишки любят мастерить, С гайками болты крутить… У девочек совсем другие интересы – Цветочки собирают юные принцессы. Мягкий конструктор для художественного конструирования Вот доска чудесная какая, И зелёная, и голубая! Берём разные фигуры В ручки умелые. Получаются у нас Картины целые! «Велькрошка» — конструктор из липучек Мы полоски из липучки возьмём, И легко из них узор соберём. А ещё из них получится грибок, Бабочка, цветочек — огонёк, Стрекоза, жучок-паучок, Заяц, ёжик или колобок. Природный и бросовый материал А здесь лежат киндеры, трубочки, крышки, Коробочки и разноцветные шишки! Орехи – каштаны сложили сюда, Ну, словом, здесь всё для ручного труда! Каменная мозаика Камешки гладкие – на ощупь приятные, Гладить их, перекатывать нравится, Можно выложить из них панно, С ними поиграть, позабавиться. Пластмассовая мозаика Мозаику цветную Все дети обожают, В грибы, цветы и ягоды Быстро превращают. Пазлы быстро собираем Всем на удивленье. Картины получаются — Просто загляденье! Лего разный есть у нас, Этот Лего — просто класс! «Станция железнодорожная», «Пиратский корабль» есть, «Цирк» весёлый и «Зоопарк», Плюсов Лего не перечесть! С ним мы с удовольствием играем, Мелкую моторику развиваем! -Спасибо за внимание! До скорого свидания!
Приложение.

Виды конструкторов для художественного конструирования
«Велькрошка» — конструктор из липучек


Мягкий конструктор из флиса и фетра


Каменный конструктор

Рекомендуем посмотреть:

Музыкально-информационный уголок в группах детского сада Оформление детского сада своими руками. Мастер-класс Оформление детского сада своими руками Оформление стен в детском саду своими руками

Похожие статьи:

Стихи о явлениях природы для детей 4-5 лет

Стихи про деревья и кустарники для детей дошкольников

Оформление группы и приемной в детском саду своими руками.

Панно Осень своими руками

Стихотворное оформление группы детского сада

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]