Фироза Габибуллаева
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕЛОЧКА»
Картотека сюжетно-ролевых игр
для младшего дошкольного возраста. гр. №3
Воспитатель:Габибуллаева Ф. П.
г. Нижневартовск
Карточка № 1 «Игрушки у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость,расширять словарный запас: ввести понятия «больница»
,
«больной»
,
«лечение»
,
«лекарства»
,
«температура»
,
«стационар»
.
Оборудование: куклы, игрушечные зверята,медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием.К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д.Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Карточка № 2 «Строим дом»
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка»
,
«каменщик»
,
«подъемный кран»
,
«строитель»
,
«крановщик»
,
«плотник»
,
«сварщик»
,
«строительный материал»
.
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинкис изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Зачем нужны сюжетные игры?
Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.
В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует развитию речи.
Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)
Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот пример такой игры.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)
». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома.Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из
детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Карточка № 3 «День рождения Степашки»
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь;расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед»
,
«именины»
,
«сервировка»
,
«посуда»
,
«сервис»
.
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы –тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. процессе игры.
Карточка № 4 «Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда»
,
«обувь»
, воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Сюжетные игры с 1,5 лет
По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше:
- у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
- куклы играют в прятки;
- зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
- куклы слушают, как мама читает сказку;
- мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
- зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, карточки со словами и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
- разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
- строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.
Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:
- набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
- набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.
- одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
- мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Карточка № 8 «Путешествие с Доктором Айболитом»
Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом)
грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
В-ль: Дети, мы с вами отправимся в интересное путешествие. Вы хотите со мной путешествовать? (Да)
.
В-ль: Ой, а это кто к нам пришел? (Ответы детей)
. Правильно, это же добрый доктор Айболит. Давайте с ним поздороваемся и ему улыбнемся.
(Обращается к Айболиту)
. Доктор Айболит, а что случилось?
Д. А.: Кукла Маша заболела,
Кашу манную не ела,
Надо Машу полечить,
Спать в кроватку уложить.
В-ль.: Ой, жалко Машу, она заболела.
Д. А.: А чтоб вылечить Машу, необходим мой волшебный чемоданчик, а я его где- то оставил.
В-ль: Надо помочь Д. А. вылечить Машу, давайте пойдем в детский сад и там его поищем. (Преодолеваем препятствия ручеек, камушки и т. д.)
А вот и твой волшебный чемоданчик.
Карточка № 9 «Путешествие с Доктором Айболитом»
Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом)
грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
II часть
(Дети садятся на стульчики)
В-ль: Доктор Айболит ты устал, посиди, отдохни. Теперь я буду врачом, а ты посиди вместе с детьми, посмотри, как я буду лечить Машу. (Одевает шапочку и халат)
.
В-ль: Здравствуй, кукла Маша. (побуждаю детей здороваться)
. Нам сообщили, что ты заболела. Маша мы тебя вылечим. А что же у нас лежит в волшебном чемоданчике? Давайте посмотрим.
В-ль: Сейчас я измерю температуру градусником. Чем я измеряю температуру? (Градусником)
. Посмотрю горлышко шпателем. Полина, чем я посмотрю горлышко?
(Шпателем)
. Послушаю трубочкой, как бьется сердечко. Илья, чем я слушаю Машу?
(Трубочкой)
. Маша, надо громко дышать (дышите, не дышите, а дети тебе помогают.
В-ль: Надо кукле Маше дать таблетку и водичку, чтобы запить таблетку. Альбина, что я дала Маше? (Таблетку и водичку)
. Положим ее в кроватку, пусть спит.
В-ль: Дети, а вы хотите стать докторами и лечить кукол? (Ответы детей)
.
В-ль: Раз, два покрутись, в докторов превратись.
Карточка № 10 «Путешествие с Доктором Айболитом»
Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям,их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом)
грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.
III часть
В-ль: Теперь вы тоже доктора. Пойдемте, полечим кукол, которые болеют. (Дети отображают действия взрослого, а воспитатель напоминает их последовательность).
В-ль: Молодцы! Хорошими вы были докторами!
В-ль: Кукла Маша больше не болеет и куклы тоже.
В-ль: Дети, раз, два, покрутись и в ребят превратись.
В-ль: А что это такое? (Обращает внимание на медальки)
. Да это же доктор Айболит вам дарит свои фотографии, чтоб вы помнили, какими замечательными вы были докторами.
Карточка № 11 «Печем пирожки»
Цель: знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.
Оборудование: кухонная посуда, куклы, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам, предметы-заместители
С каких сюжетных игр начинать?
Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.
Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.
Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:
- кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
- зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
- собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
- куклы пьют чай;
- кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
- кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
- мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
- мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
- объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.
Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.
Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:
- куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон, My-shop)
- набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)
- набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)
Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.
Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.
Ход игры:
Вос-ль: -Дети, вы хотите со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом)
.
-Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)
С чем вы любите пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок)
.
-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.
-Вот здесь будет Сонин пирожок с повидлом. А с чем Сережа любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, пирожок с яблоками и Эле пирожок слепим, и Альбине.
-У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет?
-Полина, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!
-А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.)
Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка?
-Оля, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.)
Это плита? Включай побыстрей! Поставили пироги.
— А как там наши пирожки?
-Понюхайте, как вкусно пахнет.
-Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились?
-Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо!
-Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Вкусно?
(Раздаю пирожки всем. Если дети будут брать «пирожок»
в рот, остановить их.)
Вот какие пирожки получились вкусные.
Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков.
0
Карточка № 12 «День рождение куклы»
Цели: познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития;
продолжать обогащать содержание игр; способствовать объединению детей для совместных игр; обогащать словарный запас; воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.
Оборудование: чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка. Можно использовать предметы-заместители.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.
Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай.
Дети собираются на день рождения.
При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.
Карточка № 13 «Куклы на прогулке»
Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.
Оборудование:набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины,образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.
Картотека игр как полезный инструмент воспитателя
Картотека ролевых игр — своеобразная шпаргалка для воспитателя, которая не позволит упустить из виду важные моменты. Именно поэтому при ее оформлении в первую очередь нужно учитывать удобство в эксплуатации, и только потом эстетичность. Хорошо зарекомендовали себя папки с прозрачными файлами: в них бумажные носители почти не подвергаются износу, их легко заменить или внести в карточки правки, дополнения.
Максимальную информативность каждой такой карточке обеспечивает наличие в ней следующих пунктов:
- Цель игры. Здесь подробно перечисляются все развивающие и обучающие функции игры (расширение словарного запаса, знакомство с профессией, изучение правил этикета и тому подобное).
- Оборудование. Перечень главных и второстепенных предметов, необходимых для создания игровой ситуации и реализации соответствующих ей действий, указание возможных заменителей. Желательно отметить, какие детали реквизита могут изготовить сами дети (вылепить из пластилина фрукты для кукол, нарезать бумажные купюры).
- Вступительное слово. Необходимо настроить ребят на игру, поговорить с ними, например, о том, что они знают о профессии шофера или парикмахера, были ли когда-нибудь в зоопарке. Короткий рассказ и несколько вопросов к детям полезно записать в картотеку.
- Словарь. В каждой сюжетно-ролевой игре рассматривается часть какой-либо сферы жизнедеятельности, в которой используются характерные слова. Например, для игры в одевание куклы на прогулку это будут «погода», «ветер», «солнце», «дождь». Даже если все эти слова уже известны малышу, важно закрепить их ассоциацию с темой прогулки.
- Распределение ролей. С самого начала нужно определить, кто кем будет, причем задействовано должно быть максимальное количество детей. Разнообразие ролей тем больше, чем старше ребята. Например, для игры в столовую в младшей группе может быть два повара, а все остальные назначаются посетителями.
- Ход (сценарий) игры. Подробно, но четко, без отвлекающих деталей, в этом пункте приведены примерные диалоги и порядок действий в игре. Для младшей группы сценарий должен содержать не более 1–2 сюжетных ходов. Например, для похода в магазин выбирается какая-то одна конкретная цель (покупка нового платья для куклы), а тема семейного праздника ограничивается сервировкой стола к чаю и угощением гостей.
- Заметки воспитателя. К карточке с описанием игры полезно приложить чистый разлинованный лист, на котором воспитатель на скорую руку отмечает, кто из детей был слабо вовлечен в игровой процесс, на что обратить внимание в следующий раз и тому подобные моменты. В будущем благодаря этим замечаниям игра может быть адаптирована к конкретной группе детей или дополнена новыми деталями.
Используйте в оформлении фотографии наиболее удачных моментов игрового процесса — это оживит картотеку и подчеркнет ее уникальность.
С переходом детей из ясельной в младшую, затем в среднюю и следующие по возрасту группы ролевые игры усложняются, обрастают новыми сюжетами и деталями. Растет и картотека воспитателя, который продолжает курировать этот коллектив. Другой вариант — завести несколько папок. Это удобно в том случае, если педагог работает в нескольких группах с детками разного возраста.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.
-Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке.
Дети одевают кукол.
Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.
Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с куклами по дорожкам.
При повторении игры вводится строительство одной — двух новых, более сложных построек. Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка)
.
В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.
Карточка № 6 «Купание куклы»
Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик, мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах)
; кукла Катя (у неё
«испачканы»
руки).
Сюжетно-ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Дети изображают людей, животных , работу врача, повара, водителя, и других . Понимая ,что игра — не настоящая жизнь, малыши в тоже время по настоящему переживают свои роли , откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимают игру как важное и ответственное дело.
Задача воспитателя: научить детей играть, жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Сюжетно-ролевые игры детей младшего возраста обычно воспроизводят действия, тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Чтобы организовать сюжетно-ролевые игры в младшей группы , проводится предварительная работа это беседа с детьми, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
В младшей группе ребенок не может представить игру до ее начала, не понимает логическую последовательность между реальными событиями .Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом, покормим куклу Машу, уложим Машу спать. Снова покормим и снова уложим спать. Интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например — Девочка усадила своих кукол-дочек за стол , а сама ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками и сковородочками а ее дочки так и остались не накормленные.
Особенности игры детей младшего возраста в том что у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с 2-мя , 3-мя взаимосвязанными действиями , у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, начинает активно развиваться самосознание , воображение ребенка. Малыши понимают что оставаясь самим собой в игре он может одновременно выполнять какую-либо роль( Я это Я и Я зайчик или шофер).
Сверстники в игре малозначимы( ребенок увлечен личной игрой) в контакт малыш вступает ради своих интересов- завладеть игрушкой. У младших дошкольников преобладают бытовые действия : варить, купать , возить , и т.д. Вскоре появляются ролевые обозначения связанные с тем или иным действиями : Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами.
Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых деятельность которых требует определенной атрибутики : У мамы – набор предметов быта, у врача мед. инструменты, лекарства, у шофера – транспортное средство. Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы. Основной задачей педагога является формирование у детей младшей группы игровых умений , способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры .
Игра носит развивающий характер, если организуется взрослый по принципу решения игровых задач.
При формулировки игровой задачи могут быть использованы как прямые , так и косвенные методы педагогического руководства. Так игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куколку спать»,может быть сформулирована в косвенной форме: « Куколка хочет спать» а затем менее конкретно: « Куколка устала –в этом случае ребенок ищет решение сам . Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность ,учить придумывать цель в игре и подбирать под нее игровые действия.
Воспитатель тщательно должен продумать ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.
Для этого он заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у желание решить игровую задачу. Воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать целенаправленную игровую деятельность, учить придумывать цель в игре, подбирать
под нее игровые действия, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов – заместителей. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию роли к игре, формирует начальные навыки ролевого поведения .с учит связывать сюжет и действия с названием роли, развивает умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Важно непосредственное участие воспитателя в игре, непосредственное общение ребенка именно с воспитателем а не с игрушкой. Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре на равнее с ребенком , помогая ребенку войти в образ т.е обозначит его словом : Ты шофер, молодец Наташенька , ты как настоящий доктор слушаешь куклу трубочкой.
Оценка в игре всегда положительная : « Какой молодец, какой хороший шофер, вежливый ; Какой вкусный суп сварили , молодцы». В оценке фиксируется внимание детей на роли или на ролевом действии, подобранные с этой ролью у младших дошкольников в игровом уголке должно быть больше копий реальных предметов, чем предметов – заместителей . Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка , быть доступными , оборудование должно быть многофункциональным .
Воспитатель должен проанализировать детей, выявить причину затруднений и предложить совместную помощь , спланировать методы и приемы руководством сюжетно- ролевой игрой, как одним из важнейших условий ее развития.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 2007. — 471с.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. — №2. — С.62-76.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.
- Михайленко Н.Я. Теория сюжетно — ролевых игр. — М.: ЮНИТИ. 2010. -365с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999.
- Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — № 4.-2002. -с.53-56.
Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к кукле,спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой.
Затем куклу одевают и укладывают спать.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
Карточка № 14 «Покатаем кукол на машине»
Цели: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир)
; воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик, рули (2-3 шт., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка, в строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
Ход игры:
Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала)
куклу Катю.Говорит:
-кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?
-Спасибо, Саша, ты был хорошим шофёром. Посмотри, к тебе пришли ещё ребята. Они тоже хотят покатать свои игрушки. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.)
-А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Ваню тоже быть шофёром. Поможем ему построить машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Ваней будем строить. Приглашай пассажиров.
Карточка №16 «Зоопарк»
Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них, дружеские взаимоотношения в игре.
Оборудование: строительный материал (крупный, мелкий лего, набор зверей, белый халат для врача, градусник, фонендоскоп, аптечка, касса, билеты.
Ход игры:
Сегодня к нам приехал зоопарк. В зоопарке вы можете увидеть разных диких животных! Спешите, спешите!
В зоопарке весёлые зверята.
2 часть: Раздаю детям билеты в «зоопарк»
.
3 часть:
— Ребята, а кто из вас был в «зоопарке»
?
— Скажите, а зоопарк – это что?
ЗООПАРК – зоологический парк, то место, где можно увидеть разных животных. Их привезли из разных стран.
— А кто ухаживает за животными в зоопарке? (человек)
.
— А что он ещё делает в зоопарке? (охраняет, оберегает)
.
— Из чего сделан наш мини – зоопарк? Это значит какой? (маленький)
.
— А чтобы звери не разбежались, что сделано для зверей (вольеры)
.
— А вольеры из чего построены? (из лего)
.
— Очень красивый зоопарк. Большой и просторный.
— Давайте посмотрим, какие животные живут в нашем зоопарке? (дети перечисляют)
— Наши животные приехали к нам из жарких стран, где зимой тепло, и им будет холодно у нас.
— Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы они смогли перезимовать нашу холодную зиму? (построить им домики)
.
— Я вам предлагаю построить домики из деревянного строительного материала.
Домики для животных мы построили. Теперь им не страшна наша суровая и холодная зима.
— Вам понравилась игра в зоопарк?
— Какие животные вызвали у вас интерес?
— С какими животными вам не хотелось бы встретиться в лесу?
— Как ты думаешь, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние?
— Почему нельзя заводить диких животных в квартире?
Наша экскурсия по зоопарку закончилась, но мы ещё с вами сюда приедем.
Карточка №15 «Профессии»
Цели: развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку; обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним; закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Вожатым необходимо также играть вместе с детьми
Именно мнение вожатых, их положительная оценка и одобрение являются важными для ребенка. Причем не просто сухое «хорошо» или «молодец», а «как интересно ты играешь, можно с тобой?». И вы поймете, как засветится лицо этого ребенка, ведь он смог заинтересовать не просто взрослых, а своих вожатых. И незамедлительно вы поплывете по волнам игры, такой увлекательной и интересной. Дети раскроют вам самые потаенные уголки этого уникального явления. И вдруг вы почувствуете какую-то грусть, поймете, как быстро вы повзрослели, как рано разучились играть.
Какие роли выбирают дети?
В зависимости от возраста, дети выбирают характерные роли для своих игр, причем для успешного проведения игры необходимы следующие условия: атмосфера, в которой развивается ребенок и наличие определенных психических и физических навыков.
Наиболее значимый период развития ребенка, проходит в возрасте до 10 лет, причем этот период делится на несколько этапов, в зависимости от возраста. Это время, когда у него только формируется сознание и менталитет. Задача вожатых не только знать о существовании этих периодов, но и заметить их появление, а также перетекание одного в другой.
Ниже мы рассмотрим зависимость возраста и сознания ребенка от выбранной им роли.
Начнем с периода в жизни развития ребенка — это 5-7 лет, когда основной момент упирается в необыкновенную любознательность, когда даже взрослые не всегда могут ответить на все 10 000 вопросов ребенка. Причем вся информация никуда не исчезает, она ровно складывается в отдельные стопочки в маленькой голове ребенка. Кроме того, ребенку приносит необычайное удовольствие делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми. Он ощущает себя на одном уровне, когда может объяснить теорию складывания самолетика или кораблика из бумаги.
В более старшем возрасте, ребенку становятся очень интересны межличностные отношения. Он хочет проникнуть во все уголки, узнать как можно больше о том, как следует разговаривать со взрослыми и сверстниками, овладевает элементарными правилами этикета и очень хочет, чтобы с ним общались, как со взрослым. Ребенку в этот период времени более интересны не сверстники, а дети младшего возраста, которым он может много рассказать и чему научить. Здесь ребенок начинает играть в самого себя и делает он это очень успешно. Самым важным для вожатых является понимание того, что данный период есть самый важный в развитии ребенка, так как именно в это время он усваивает объем информации, равный объему, который он усвоит за всю последующую жизнь.
Какие роли выбирают вожатые?
Повторим о том, насколько важна игра для ребенка. Причем, чтобы развиваться, играть ему нужно постоянно, сам он порой не в состоянии ввести себя в эту игру, здесь на помощь приходят вожатые. И рассказывают, а точнее показывают, что играть можно с самого утра, когда ребенок только проснулся.
Здесь основным моментом является осознание вожатыми того, что, будучи непосредственными участниками, они не могут быть руководителями игры, то есть не могут насильно заставлять ребенка что-то делать. В этом случае теряется главное значение игры, а именно свобода творчества. Вместе с тем, играя, вожатый контролирует то, что происходит в ней, и каким образом она развивается. Если вдруг вожатые чувствуют, что игра начинает развиваться в негативную сторону, ребенок нервничает и капризничает, то в этот момент, приняв на себя роль ведущего или главного, корректирует или направляет развитие игры в правильное русло. Главное — не давать ребенку понять, что не он на самом деле руководит игрой, а вы.
Играйте везде:
Когда встаете и ложитесь спать, когда кушаете или купаетесь.
На улице, когда гуляете, рассказывайте детям об изменениях в природе, погоде, почему люди берут зонт и надевают калоши, когда идет дождь и так далее…
В помещении, когда читаете книжку или рисуете. Придумайте историю про героев картинки и попросите детей ее продолжить, пусть нарисуют ее счастливый конец.
И даже просто, режимные моменты в лагере, обыгрывайте и это. Ведь в чем состоит главная потребность ребенка, да и человека в целом? В познании, в потреблении и использовании информации. Так вот обеспечьте детей всем этим. Уделяйте игре как можно больше времени в течение дня и вы заметите, насколько сблизились со своим малышами, почувствуете, как много вам хочется им рассказать, поймете, как давно вы не играли в детство.
Ход игры:
Воспитатель:
Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)
Проходит определенное время игры.
Воспитатель:
В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, парикмахерская, магазин. Все убираем на место.
Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Ваня? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Даша, а ты чем кормила свою дочку? Юля, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Кирилл? Парикмахер? Продавец?
Карточка № 17 «Больница»
Цели: продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Оборудование: медицинские карточки по количеству детей, игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, градусник, зелёнка, стол, 2 белых халата для врача и медсестры, 2 белых шапочки, вата, бинт, шприц.
Ход игры:
Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (ребенок)
.
В р а ч. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?
Пациент-зайчик (жалобно)
.Я — доктор.
В ра ч. Садитесь, больной. Что у вас болит?
Пациент. У меня кашель, болят ушки.
Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.)
Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это.
(дает флакон.)
Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?
Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.
Карточка № 18 «Катя заболела»
Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители)
; сумка доктора, халат, колпак
(в 2-З экземплярах)
.
Картотека сюжетно — ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста.
«Кормление куклы Кати»
Цель:
Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Материал и оборудование:
Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.
Ход игры:
Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.
«Едем в детский сад на машине»
Цель:
Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование:
Машины
Ход игры:
Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т.д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.
«Кукла Катя пошла в магазин»
Цель:
Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование:
Кукла Катя
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки — это сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«В детский сад пришло письмо»
Цель:
Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.
Материал и оборудование:
Письмо и медвежонок
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришло письмо. И в этом письме Миша очень просит прислать ему посылку. Пошлём? Тогда нужно собрать ему гостинцы. Выясняет у детей, какие гостинцы любит Миша. Дети собирают сумку с гостинцами для Миши. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«Зайка едет в детский сад»
Цель:
Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование:
Зайка
Ход игры:
— Ребята, Зайке нужно в детский сад, а он находится очень далеко, поэтому Зайка решил поехать на машине. Помогите ему добраться до детского сада. Нам нужен шофёр машины. Но не всё так просто, ведь нужно проехать через разные препятствия. Далее воспитатель следит за игрой и устраивает препятствия на пути машины.
«Делаем причёску кукле Кате»
Цель:
Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.
Материал и оборудование:
Инструменты для игры в парикмахерскую
Ход игры:
Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»
Цель:
Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.
Материал и оборудование:
игрушка мишка
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.
«Детский сад для цыплят»
Цель:
Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование:
Цыплята.
Ход игры:
— Дети, цыплята тоже хотят ходить в детский сад, но у них нет детского сада. Давайте им поможем! Выбирают из детей воспитателя и няню. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.
«Кукла Катя заболела»
Цель
:
Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.
Материал и оборудование:
Игровой набор «Больничка»
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.
«Кукла Катя собирается в детский сад»
Цель:
Активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.
Материал и оборудование:
Набор одежды для куклы.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.
«Прогулка в детском саду»
Цель:
Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование:
Куклы.
Ход игры: —
Дети, наши куклы пошли на прогулку. Давайте покажем им, как гуляем мы. Что мы делаем на прогулке, и в какие игры играем. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«Зайка — почтальон»
Цель:
Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование:
Ход игры:
Воспитатель сообщает, что Зайка сегодня почтальон, и он разносит почту, а если вы хотите отправить письмо или посылку, то Зайка доставит её по назначению. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
«Магазин игрушек»
Цель:
Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.
Материал и оборудование:
Игра проходит в игровом уголке – магазине.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.
«В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»
Цель:
Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.
Материал и оборудование:
Игровой набор «Инструменты»
Ход игры:
Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.
«В детский сад пришёл гость»
Цель:
Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.
Материал и оборудование:
кукла-повар
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты ».
Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.
«Стрижка для Зайки»
Цель:
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты ля игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Материал и оборудование:
Инструменты для игры в парикмахерскую, игрушка Зайка.
Ход игры:
Воспитатель выбирает из детей мастера и говорит, что к нему пришёл на стрижку Зайка. Далее воспитатель наблюдает за игрой и направляет её.
«Доктор детского сада»
Цель:
Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.
Материал и оборудование:
Набор «Больничка»
Ход игры:
Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей» (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Предложите крохе поменяться
ролями.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.
— Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.
-Вова, а ты хочешь быть доктором?
-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)
-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: «Тук-тук-тук»?
-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.
-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?
-Катя,скажи: «А-а-а»
.
-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.
-Теперь Катя пусть поспит.
Карточка № 21 «Стирка кукольного белья»
Цели: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; способствовать становлению сюжетно игры с куклами, обогащать содержание таких игр.
Материал и оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель, стиральная доска, утюг; кукольное бельё; стойка для развешивания белья; гладильная доска.