Перспективный план познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе


Перспективный план познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море. в океане И в водопроводном кране Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей) Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото) Воспитатель: Значит, капелька — это частичка чего? (Воды) Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей) (вывешивается панно «Кому нужна вода») Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей) Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода — это основа жизни. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать ) Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране) Опыт N1. «Вода — это жидкость» (на столе стоят стаканы с водой , пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую) Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод. (Вода — это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой) Опыт N2. «Вода бесцветная» На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка. Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да) Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться? На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка. Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Воспитатель: Значит какой делаем вывод? ( вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)

Опыт N3. «Вода не имеет запаха» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей) Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха) Опыт N4. «Вода без вкуса» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей) Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная) Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода? Вода — это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода — безвкусная. Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей) Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.

Программа опытно-экспериментальной работы (образец)

ГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 11» г.Усть-Каменогорска

Программа опытно-экспериментальной работы

учителя английского языка

Кочергиной Натальи Степановны

Тема ОЭР образовательных учреждений г. Усть-Каменогорска: ”

Совершенствование образования в современной школе как условие развития субъектов образовательного процесса”.

Тема ОЭР школы-гимназии №11:

« Управление становлением субъектной позиции учащихся и педагогов в условиях совершенствования содержания образования».

Тема ОЭР кафедры английского языка школы-гимназии №11:

« Формирование положительной мотивации к процессу обучения английскому языку в условиях построения субъектных отношений участников образовательного процесса».

Тема ОЭР учителя:
« Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъктности всех участников образовательного процесса».
Актуализация проблемы:

исходя из требований современного развития общества в целом, возросшего уровня образованности, усиления роли образования и требований, предъявляемых к качеству образовательных услуг в средней школе на современном этапе развития общества, конкурентоспособным ресурсом становится личность, являющаяся субъектом собственной деятельности, обладающая развитым творческим потенциалом и исследовательскими способностями, необходимыми для ее дальнейшего саморазвития .

Значение навыков исследовательской работы учащихся в современном быстроразвивающемся динамичном обществе трудно переоценить. На данном этапе система народного образования требует новых подходов к проблеме ранней диагностики и развития креативности учащихся, самостоятельности мышления, умения находить проблему, анализировать, планировать и разрабатывать способы ее решения.

Рассмотрение учащегося как субъекта собственной деятельности, обладающего некоторым творческим потенциалом и осознающего необходимость саморазвития предполагает поиск новых путей решения данной задачи, а именно : задачи воспитания и развития его творческого потенциала, исследовательских и аналитических способностей и умений, навыков самообразования и научно – практической работы .

Это обусловило выбор моей новой поисковой темы на 2008-2013 г.г:.

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъктности всех участников образовательного процесса».

Объект исследования:

процесс развития творческих и исследовательских способностей учащегося как субъекта педагогического процесса на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету, как то: конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции.

Предмет исследования:

исследовательская деятельность учащегося по предмету на уроках английского языка, и во внеурочной деятельности: в научно-практических конференциях учащихся, конкурсах « FLEX », “ SOROS”, “British Bulldog” , “ Кенгуру”, предметных олимпиадах.

Гипотеза исследования:

Если сформирован мотивационный компонент развития учащегося как субъекта образовательного процесса на уроках английского языка и во внеурочной деятельности и мотивационный компонент исследовательской деятельности через систему современных технологий обучения и методов исследовательской работы по изучаемому предмету, разработана система тестирования креативности и тематика научно-практической деятельности учащихся, разработана программа исследовательской работы и подготовки к ней, проводится мониторинг результативности участников НОУ и НПК и мониторинг развития учащихся как субъектов образовательного процесса, им оказывается необходимая консультативная педагогическая помощь, то будут созданы оптимальные условия исследовательской деятельности, т.к. будут реализованы личностно-ориентированный и системный подход к данной проблеме , создана необходимая основа для саморазвития учащегося как субъекта процесса образования , и процесс развития учащегося в ходе занятий исследовательской деятельностью будет эффективен.

Цель исследования:

определение наиболее оптимальных путей и методов развития учащегося как субъекта педагогического процесса через эффективную организацию его исследовательской деятельности на уроках английского языка, в самостоятельной работе и во внеурочной деятельности по изучаемому предмету: олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Задачи ОЭР:

1. Выявить особенности развития учащегося как субъекта педагогического процесса, определить его творческие способности, уровень креативности, способности к исследовательской деятельности через систему тестирования креативности, мониторинга уровня знаний и развития учащегося как субъекта процесса образования.

2. Разработать и реализовать программу организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету. Составить план исследовательской работы секции «Успех» НОУ учащихся школы.

3. Обеспечить участие субъектов педагогического процесса во внеурочной исследовательской деятельности : олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Оказывать необходимую консультативную помощь в подготовке к конкурсам, предметным олимпиадам и НПК.

Этапы опытно – экспериментальной работы:

  1. 1-ый этап — аналитический, подготовительный – 2008-2009 г.г.
  2. 2-ой этап — основной, формирующий — 2009-2011 г.г.
  3. 3-ий этап – заключительный, обобщающий – 2012-2013 г.г.

Методологическая основа исследования :
общие принципы теории познания,основные положения теории развития личности и деятельности
( Б.Г. Ананьева,

К.А .Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, К.К Платонов, А.А. Бодалев, С.Л.Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин);

концепция личностно-ориентированного подхода

( Н. А. Завалко, И.Я. Якиманская,

С.Б. Абибулаева, Л.К.Керимов, К.К.Жампеисова);

положения общей теории систем

( В.Г.Афанасьев, П.В.Беспалько, В.Н.Садовский);

теория интеграции и дифференциации образования

( Н.А.Завалко, Моргун В.Ф., И.Э.Унт);

теоретические аспекты развития профессионализма учителя на современном этапе

(А.К Маркова, В.А. Сластенин, Л.Н.Митина);

теоретически е аспекты развития субъктности

( Е.Н Волкова );

принципы обучения и воспитания одаренных детей

( В.С. Юркевич, П.Торранс, Н.Г. Морозова, Н.А.Мензинская.

Источники исследования :

нормативные документы в области образования ( Закон Республики Казахстан « Об образовании», Концепция развития среднего образования Республики Казахстан до 2015 года, Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы), передовой инновационный педагогический опыт учителей –новаторов школ нового типа.

Методы исследования:

изучение психолого-педагогической литературы, нормативных документов., педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент.

База исследования:

учащиеся 8-11 гуманитарных классов школы-гимназии № 11

г. Усть-Каменогорска

Условия успешности экспериментальной работы:

принятие идеи, четкое следование целям и задачам экспериментальной работы, последовательное и неуклонное выполнение этапов эксперимента;

определение критериев и показателей эффективности организации и оценки экспериментальной работы;

продуманное определение проектировочно-преобразовательной деятельности ( программа, планы, педагогические действия, рекомендации;

целенаправленный педагогический мониторинг эксперимента на основе самодиагностики и психолого-педагогической диагностики;

сотрудничество с психологическими службами и центрами педагогической работы с одаренными детьми ( Дарын);

объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов эксперимента;

отсутствие снижения качества образования и уровня здоровья участников эксперимента.

Ожидаемые результаты экспериментальной работы:

1. Разработка и реализация целостной программы по организации исследовательской

деятельности учащихся на уроках английского языка и вне уроков.

2. Разработка и внедрение мониторинга результативности исследовательской

деятельности учащихся как субъектов образовательного процесса.

3. Повышение уровня субъектности участников образовательного процесса .

4. Развитие навыков исследовательской деятельности и самообразования учащихся

старших классов.

5. Формирование положительной мотивации к процессу изучения английского языка

и исследовательской деятельности в условиях субъектных отношений

участников образовательного процесса.

Формы представления результатов:

1. Письменные отчеты об итогах ОЭР.

2. Выступления на заседаниях кафедры английского языка, методсоветах и НПК .

3 Публикации в научно-педагогических журналах.

4. Обобщение передового педагогического опыта по проблеме опытно-

экспериментальной работы в виде портфолио, мастер-класса, печатных публикаций.

Первый этап ОЭР ( аналитический, подготовительный) 2008-2009 учебный год

Задачи:

1. Изучить литературу по теме « Развитие творческих и исследовательских

способностей учащегося как субъекта педагогического процесса».

2. Изучить возможности многопрофильной общеобразовательной гимназии по

реализации программы организации исследовательской деятельности учащихся

как субъектов педагогического процесса.

3. Разработать и внедрить программу мониторинга уровня развития учащегося

как субъекта процесса образования и программу тестирования его креативности.

Основной ожидаемый результат:

Создание программы организации исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку в условиях субъектности всех участников образовательного процесса.

Второй этап ОЭР ( основной, формирующий) – 2009-2011 учебные годы

Задачи:

1. Апробировать и внедрить программу организации исследовательской деятельности

учащихся при обучении английскому языку в условиях субъектности всех

участников педагогического процесса.

2. Провести констатирующий срез и мониторинг результативности .

3. Систематизировать передовой педагогический опыт по организации

исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку

в школах нового типа.

Основной ожидаемый результат:

Внедрение программы организации исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъектности всех участников образовательного процесса.

Третий этап ОЭР ( заключительный, обобщающий) – 2012-2013 учебный год

Задачи:

1. Проанализировать полученные результаты и соотнести их с заявленными целью

и задачами эксперимента.

2. Провести рефлексию хода и результатов эксперимента.

3. Разработать методические рекомендации по итогам экспериментальной работы.

Основной ожидаемый результат:

Подведение итогов и выявление дальнейших перспектив ОЭР.

План работы над первым этапом поисковой темы:

Содержание деятельности Сроки Мои союзники Результат
1 Изучение научно-педагогической литературы по теме исследования Сентябрь-октябрь Городская и школьная библиотеки, Интернет, ИПК, ВКГУ
2 Консультация научного руководителя, куратора школы, профессора ВКГУ октябрь ВКГУ
3 Посещение НПК , конкурсов и открытых уроков передовых учителей-новаторов школ нового типа В течение года Школы города, учителя-новаторы города
4 Консультации психолога по проблеме исследования ноябрь психолог
5 Консультации по формулировке научного аппарата исследования и составлению программы ОЭР декабрь Завуч школы по научной работе
6 Изучение возможностей школы, связанных с темой исследования Сентябрь-январь Директор, Учителя школы.
7 Изучение возможностей учащихся . принимающих участие в эксперименте Ноябрь-февраль Психолог, классные руководители, родители
8 Разработка научного аппарата исследования Февраль-март Завуч по науке
9 Оформление программы ОЭР Март Учителя кафедры, завуч
10 Создание программы организации исследовательской деятельности учащихся Март-Апрель Завуч, классные руководители, учителя кафедры
11 Разработка мониторинга результативности ОЭР Апрель Психолог, завуч
12 Проведение констатирующего эксперимента Апрель-май Психолог, учителя кафедры английского языка, завуч по научной работе
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]