Перспективный план познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море. в океане И в водопроводном кране Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей) Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото) Воспитатель: Значит, капелька — это частичка чего? (Воды) Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей) (вывешивается панно «Кому нужна вода») Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей) Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода — это основа жизни. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать ) Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране) Опыт N1. «Вода — это жидкость» (на столе стоят стаканы с водой , пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую) Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод. (Вода — это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой) Опыт N2. «Вода бесцветная» На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка. Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да) Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться? На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка. Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Воспитатель: Значит какой делаем вывод? ( вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)
Опыт N3. «Вода не имеет запаха» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей) Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха) Опыт N4. «Вода без вкуса» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей) Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная) Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода? Вода — это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода — безвкусная. Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей) Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.
Программа опытно-экспериментальной работы (образец)
ГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 11» г.Усть-Каменогорска
Программа опытно-экспериментальной работы
учителя английского языка
Кочергиной Натальи Степановны
Тема ОЭР образовательных учреждений г. Усть-Каменогорска: ”
Совершенствование образования в современной школе как условие развития субъектов образовательного процесса”.
Тема ОЭР школы-гимназии №11:
« Управление становлением субъектной позиции учащихся и педагогов в условиях совершенствования содержания образования».
Тема ОЭР кафедры английского языка школы-гимназии №11:
« Формирование положительной мотивации к процессу обучения английскому языку в условиях построения субъектных отношений участников образовательного процесса».
Тема ОЭР учителя:
« Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъктности всех участников образовательного процесса».
Актуализация проблемы:
исходя из требований современного развития общества в целом, возросшего уровня образованности, усиления роли образования и требований, предъявляемых к качеству образовательных услуг в средней школе на современном этапе развития общества, конкурентоспособным ресурсом становится личность, являющаяся субъектом собственной деятельности, обладающая развитым творческим потенциалом и исследовательскими способностями, необходимыми для ее дальнейшего саморазвития .
Значение навыков исследовательской работы учащихся в современном быстроразвивающемся динамичном обществе трудно переоценить. На данном этапе система народного образования требует новых подходов к проблеме ранней диагностики и развития креативности учащихся, самостоятельности мышления, умения находить проблему, анализировать, планировать и разрабатывать способы ее решения.
Рассмотрение учащегося как субъекта собственной деятельности, обладающего некоторым творческим потенциалом и осознающего необходимость саморазвития предполагает поиск новых путей решения данной задачи, а именно : задачи воспитания и развития его творческого потенциала, исследовательских и аналитических способностей и умений, навыков самообразования и научно – практической работы .
Это обусловило выбор моей новой поисковой темы на 2008-2013 г.г:.
«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъктности всех участников образовательного процесса».
Объект исследования:
процесс развития творческих и исследовательских способностей учащегося как субъекта педагогического процесса на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету, как то: конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции.
Предмет исследования:
исследовательская деятельность учащегося по предмету на уроках английского языка, и во внеурочной деятельности: в научно-практических конференциях учащихся, конкурсах « FLEX », “ SOROS”, “British Bulldog” , “ Кенгуру”, предметных олимпиадах.
Гипотеза исследования:
Если сформирован мотивационный компонент развития учащегося как субъекта образовательного процесса на уроках английского языка и во внеурочной деятельности и мотивационный компонент исследовательской деятельности через систему современных технологий обучения и методов исследовательской работы по изучаемому предмету, разработана система тестирования креативности и тематика научно-практической деятельности учащихся, разработана программа исследовательской работы и подготовки к ней, проводится мониторинг результативности участников НОУ и НПК и мониторинг развития учащихся как субъектов образовательного процесса, им оказывается необходимая консультативная педагогическая помощь, то будут созданы оптимальные условия исследовательской деятельности, т.к. будут реализованы личностно-ориентированный и системный подход к данной проблеме , создана необходимая основа для саморазвития учащегося как субъекта процесса образования , и процесс развития учащегося в ходе занятий исследовательской деятельностью будет эффективен.
Цель исследования:
определение наиболее оптимальных путей и методов развития учащегося как субъекта педагогического процесса через эффективную организацию его исследовательской деятельности на уроках английского языка, в самостоятельной работе и во внеурочной деятельности по изучаемому предмету: олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Задачи ОЭР:
1. Выявить особенности развития учащегося как субъекта педагогического процесса, определить его творческие способности, уровень креативности, способности к исследовательской деятельности через систему тестирования креативности, мониторинга уровня знаний и развития учащегося как субъекта процесса образования.
2. Разработать и реализовать программу организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету. Составить план исследовательской работы секции «Успех» НОУ учащихся школы.
3. Обеспечить участие субъектов педагогического процесса во внеурочной исследовательской деятельности : олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Оказывать необходимую консультативную помощь в подготовке к конкурсам, предметным олимпиадам и НПК.
Этапы опытно – экспериментальной работы:
- 1-ый этап — аналитический, подготовительный – 2008-2009 г.г.
- 2-ой этап — основной, формирующий — 2009-2011 г.г.
- 3-ий этап – заключительный, обобщающий – 2012-2013 г.г.
Методологическая основа исследования :
общие принципы теории познания,основные положения теории развития личности и деятельности
( Б.Г. Ананьева,
К.А .Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, К.К Платонов, А.А. Бодалев, С.Л.Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин);
концепция личностно-ориентированного подхода
( Н. А. Завалко, И.Я. Якиманская,
С.Б. Абибулаева, Л.К.Керимов, К.К.Жампеисова);
положения общей теории систем
( В.Г.Афанасьев, П.В.Беспалько, В.Н.Садовский);
теория интеграции и дифференциации образования
( Н.А.Завалко, Моргун В.Ф., И.Э.Унт);
теоретические аспекты развития профессионализма учителя на современном этапе
(А.К Маркова, В.А. Сластенин, Л.Н.Митина);
теоретически е аспекты развития субъктности
( Е.Н Волкова );
принципы обучения и воспитания одаренных детей
( В.С. Юркевич, П.Торранс, Н.Г. Морозова, Н.А.Мензинская.
Источники исследования :
нормативные документы в области образования ( Закон Республики Казахстан « Об образовании», Концепция развития среднего образования Республики Казахстан до 2015 года, Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы), передовой инновационный педагогический опыт учителей –новаторов школ нового типа.
Методы исследования:
изучение психолого-педагогической литературы, нормативных документов., педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент.
База исследования:
учащиеся 8-11 гуманитарных классов школы-гимназии № 11
г. Усть-Каменогорска
Условия успешности экспериментальной работы:
принятие идеи, четкое следование целям и задачам экспериментальной работы, последовательное и неуклонное выполнение этапов эксперимента;
определение критериев и показателей эффективности организации и оценки экспериментальной работы;
продуманное определение проектировочно-преобразовательной деятельности ( программа, планы, педагогические действия, рекомендации;
целенаправленный педагогический мониторинг эксперимента на основе самодиагностики и психолого-педагогической диагностики;
сотрудничество с психологическими службами и центрами педагогической работы с одаренными детьми ( Дарын);
объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов эксперимента;
отсутствие снижения качества образования и уровня здоровья участников эксперимента.
Ожидаемые результаты экспериментальной работы:
1. Разработка и реализация целостной программы по организации исследовательской
деятельности учащихся на уроках английского языка и вне уроков.
2. Разработка и внедрение мониторинга результативности исследовательской
деятельности учащихся как субъектов образовательного процесса.
3. Повышение уровня субъектности участников образовательного процесса .
4. Развитие навыков исследовательской деятельности и самообразования учащихся
старших классов.
5. Формирование положительной мотивации к процессу изучения английского языка
и исследовательской деятельности в условиях субъектных отношений
участников образовательного процесса.
Формы представления результатов:
1. Письменные отчеты об итогах ОЭР.
2. Выступления на заседаниях кафедры английского языка, методсоветах и НПК .
3 Публикации в научно-педагогических журналах.
4. Обобщение передового педагогического опыта по проблеме опытно-
экспериментальной работы в виде портфолио, мастер-класса, печатных публикаций.
Первый этап ОЭР ( аналитический, подготовительный) 2008-2009 учебный год
Задачи:
1. Изучить литературу по теме « Развитие творческих и исследовательских
способностей учащегося как субъекта педагогического процесса».
2. Изучить возможности многопрофильной общеобразовательной гимназии по
реализации программы организации исследовательской деятельности учащихся
как субъектов педагогического процесса.
3. Разработать и внедрить программу мониторинга уровня развития учащегося
как субъекта процесса образования и программу тестирования его креативности.
Основной ожидаемый результат:
Создание программы организации исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку в условиях субъектности всех участников образовательного процесса.
Второй этап ОЭР ( основной, формирующий) – 2009-2011 учебные годы
Задачи:
1. Апробировать и внедрить программу организации исследовательской деятельности
учащихся при обучении английскому языку в условиях субъектности всех
участников педагогического процесса.
2. Провести констатирующий срез и мониторинг результативности .
3. Систематизировать передовой педагогический опыт по организации
исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку
в школах нового типа.
Основной ожидаемый результат:
Внедрение программы организации исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъектности всех участников образовательного процесса.
Третий этап ОЭР ( заключительный, обобщающий) – 2012-2013 учебный год
Задачи:
1. Проанализировать полученные результаты и соотнести их с заявленными целью
и задачами эксперимента.
2. Провести рефлексию хода и результатов эксперимента.
3. Разработать методические рекомендации по итогам экспериментальной работы.
Основной ожидаемый результат:
Подведение итогов и выявление дальнейших перспектив ОЭР.
План работы над первым этапом поисковой темы:
№ | Содержание деятельности | Сроки | Мои союзники | Результат |
1 | Изучение научно-педагогической литературы по теме исследования | Сентябрь-октябрь | Городская и школьная библиотеки, Интернет, ИПК, ВКГУ | |
2 | Консультация научного руководителя, куратора школы, профессора ВКГУ | октябрь | ВКГУ | |
3 | Посещение НПК , конкурсов и открытых уроков передовых учителей-новаторов школ нового типа | В течение года | Школы города, учителя-новаторы города | |
4 | Консультации психолога по проблеме исследования | ноябрь | психолог | |
5 | Консультации по формулировке научного аппарата исследования и составлению программы ОЭР | декабрь | Завуч школы по научной работе | |
6 | Изучение возможностей школы, связанных с темой исследования | Сентябрь-январь | Директор, Учителя школы. | |
7 | Изучение возможностей учащихся . принимающих участие в эксперименте | Ноябрь-февраль | Психолог, классные руководители, родители | |
8 | Разработка научного аппарата исследования | Февраль-март | Завуч по науке | |
9 | Оформление программы ОЭР | Март | Учителя кафедры, завуч | |
10 | Создание программы организации исследовательской деятельности учащихся | Март-Апрель | Завуч, классные руководители, учителя кафедры | |
11 | Разработка мониторинга результативности ОЭР | Апрель | Психолог, завуч | |
12 | Проведение констатирующего эксперимента | Апрель-май | Психолог, учителя кафедры английского языка, завуч по научной работе |