юлия каратеева
Конспект образовательной ситуации по аппликации на тему «Инструменты»
Совместная образовательная ситуация
воспитателя с детьми подготовительной группы
Тема : «Инструменты
»
Цель : Создать условия для закрепление и обобщение знаний о рабочих инструментах и их назначении
.
Задачи :
Образовательные
: уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Орудия труда и
инструменты
; закреплять умение разрезать полоску, сложенную вдвое,
(в несколько раз)
для получения симметричной формы, фигур одинакового размера; закреплять умение вырезывать круг из квадрата, овал – из прямоугольника
Развивающие : развивать у детей творческое воображение
, внимание, наблюдательность, умение делать логические выводы; развивать умения согласовывать свои действия с работой всего коллектива
Воспитательные : воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества; формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.
Методы и приемы :
Наглядные (показ, демонстрация)
;
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ)
;
Игровые (дидактическая игра)
Практический (выполнение задания)
Педагогические технологии : социоигровые технологии
Материалы : ватман, бумага цветная разного формата и цвета, ножницы, клей, салфетки для труда. Игрушечные инструменты
: ножовка, молоток, грабли, отвертка, клещи, наперсток, чемодан для
инструментов
, письмо.
Предварительная работа : Чтение произведений : С. Маршак «Мастер — ломастер»
,
«Как рубанок сделал рубанок»
; рассматривание
инструментов
; составление описательного рассказа;
конструирование с деталями конструктора(с отверткой, ключом)
Изучаем анатомию
Детям постарше будет интересно изучить анатомию человека на примере аппликации. Такая игра позволит не только развить мелкую моторику, усидчивость, но и познакомит детей со строением внутренних органов.
В зависимости от возраста и уровня подготовки количество органов может отличаться. Для игры потребуется:
- шаблон (контуры тела человека);
- органы (мозг, желудок, легкие, печень, сердце, кишечник и другие);
- схема с расположением органов на шаблоне и их названием;
- клей.
Суть игры заключается в знакомстве ребенка с внутренними органами.
- Каждый орган берут по очереди. Его название четко произносят и показывают на схеме, где он должен быть расположен. Для детей постарше рассказывают назначение этого органа.
- Ребенок берет показанный орган и приклеивает его на трафарет человека для аппликации.
- Действия повторяются с каждым органом.
Если знакомство с внутренним строением человека происходит не первый раз, то ребенку можно предложить самостоятельно приклеить органы на шаблоне.
Человек в движении
Развить творческие способности и образное восприятие ребенка позволяет аппликация человека в движении. Сложность этого задания в том, что для работы используют прямоугольники и квадраты разных размеров.
Для аппликации потребуется:
- заготовки квадратов и прямоугольников из бумаги;
- картон;
- клей.
Работа состоит из нескольких этапов:
- Ребенку предлагают выбрать картон – основу, на которой он будет наклеивать фигуру.
- Взрослый проговаривает позу, которую будут изображать в виде аппликации. Оговаривает, как располагаются в этой позе руки и ноги, какие есть особенности. Например: человек бежит, нагнулся, прыгает.
- Ребенок берет заготовленные шаблоны и раскладывает их в нужной позе на картоне. Если выполнил фигуру правильно, то приклеивает прямоугольники клеем.
- Если в позе допущены ошибки, то взрослый подсказывает, как необходимо поправить.
Аппликация человека в движении будет полезна для детей младшего школьного возраста и учащихся художественных заведений.
Какие занятия нужно проводить с ребёнком, чтобы научить его аппликации
Сначала дайте ему полоску бумаги и помогите ему сделать траву, то есть надрезы. С другой полоски можно сделать кирпичики или кубики. Для этого уже нужно перерезать полоску полностью.
Научите дошкольника пользоваться клеем, как жидким, так и твердым. Покажите, что клей можно наносить на бумагу разными способами. Можно склеить бумагу и всплошную и по краю и точками.
Потом можно переходить к более сложным фигурам. Научите его вырезать фигуры, из которых складывается большинство объектов. Например, треугольник можно получить, если перерезать квадрат по диагонали (получится парус). Трапеция получится если у прямоугольника срезать углы (выйдет крыша дома). Круг можно получить, если у квадрата постепенно срезать углы закруглением (так можно получить солнце или яблоко). То есть стремитесь все занятия превратить в занимательную игру.
При складывании бумаги, дети не обращают внимание на положение углов листа бумаги. Нужно показать детям, что правильно будет сложить уголки и потом пальцами или ладошками провести по линии сгиба. Обратите внимание на этот момент.
В аппликации есть несколько этапов работы, каждый из которых выполняется поочередно. Перед вырезанием очень важно видеть мысленно, что получится в результате. Только после этого нужно браться за вырезание. Может даже придется сначала набросать контуры изображения. И вырезать нужно из куска бумаги, который подходит или по величине или по форме к тому образу, что вы задумали. И уже работая ножницами, дети должны представлять, что должно получиться. Для развития таких способностей у детей предлагайте им задания с очевидным решением. Например, если дать ребенку один маленький квадрат бумаги и один прямоугольник и попросить вырезать грушу и ягоду, то он должен сам представить результат и сообразить, что грушу легче вырезать с прямоугольника, а ягоду с маленького квадрата.
Подвижный человечек
Аппликацию для детей более интересной позволяют сделать шаблоны части тела человека. С их помощью удается добиться реалистичной яркой картинки или придать ей динамику. Наверняка детям постарше понравится динамичная аппликация.
Для работы потребуется:
- шаблоны частей тела (руки, ноги, туловище, голова);
- шурупы и гайки из металлического конструктора;
- картон;
- клей;
- ножницы.
Работа выполняется в несколько этапов:
- Шаблоны, распечатанные на бумаге, вырезают и приклеивают на плотный картон. Это позволяет сделать их крепче. Затем детали вырезают из картона.
- Руки прикладывают к туловищу и острыми ножницами проделывают сквозное отверстие. В него вставляют шуруп и закручивают гайку. Операцию повторяю с ногами.
- Аналогичным способом приделывают к туловищу голову.
Человечек обретает подвижность и готов к игре. Усложнить работу позволяет создание дополнительных соединений в местах локтевых сгибов и коленей.
Аппликации – это увлекательное творчество, которое развивает образное мышление, усидчивость, мелкую моторику. Работа с бумагой показана детям разного возраста. Отработав навыки аппликации человек на бумаге можно переходить к более интересным и сложным занятиям – например, создать многоразовую игру на липучках из фетра.