Готовимся к празднику
Детские утренники требуют тщательной подготовки. Конечно, львиная часть работы ложится на плечи педагогов. Однако от родителей зависит комфортность пребывания ребенка на мероприятии. Здесь нет мелочей.
Во-первых, позаботьтесь о том, чтобы ребенок был активным участником деятельности. Для этого изучите детский репертуар и повторяйте его дома. Не следует пропускать репетиций, участвуя только в самом празднике. Ваш ребенок будет концентрироваться не на эмоциях, а правильном выполнении, а это скажется на качестве и впечатлениях.
Во-вторых, подбирайте костюм соответственно общей сюжетной линии праздника, чтобы одежда была уместной. Выбирайте костюм вместе с ребенком, важно, чтобы ребенку нравился выбранный наряд.
В-третьих, позаботьтесь об удобстве ребенка. Одежда и обувь должны быть легкими, так как ребенку придется много двигаться. При этом малышу не должно быть жарко или холодно, он не должен испытывать дискомфорта, связанного с деталями костюма.
В-четвертых, подумайте о своей роли на празднике. Детям очень приятно, если их родители принимают активное участие.
Основные правила проведения новогоднего утренника для детей разных групп
Младшая возрастная категория
- для торжества выбирают утреннее время,
- утренник длится 20-25 минут, включая время на вручение подарков,
- праздник сопровождают воспитатель и ассистент.
На торжество для малышей 2-3 лет не стоит приглашать пап и мам, чтобы дети не отвлекались. Лучше снять видеофильм или ролик — родители потом его посмотрят.
В этом возрасте многие дети первый раз осознанно видят большую наряженную елку, а некоторые и впервые сознательно встречают Деда Мороза со Снегурочкой. Поэтому Деда Мороза можно заменить знакомыми персонажами сказок, если есть риск, что нарядный внушительный Дед испугает ребят. Роль Снегурочки, как правило, исполняет кто-нибудь из воспитателей. У нее простая задача — подводить малышей к елочке, петь вместе с ними песенку, показывать игрушки, организовать новогодний хоровод.
Важно! В программу новогоднего утренника для малышей 2-3 лет обязательно включается сюрпризный момент — зажигание гирлянд на елочке.
Средняя и старшая группы
На празднование Нового года в этих группах рекомендуется отводить 34-45 минут, включая вручение подарков. Торжество можно провести до обеда или во второй половине дня. Для детей старше 3 лет сценарий, как правило, сложнее: он строится на знакомой сказке, но увеличивается количество персонажей и часть ролей отводится детям.
В представление включаются песни, декламации стихов, хороводы и диалоговые сцены на русском и английском языках. Эстафеты и игры подбирают из числа активных соревнований, а роли распределяют так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть свой талант.
Важно! К 4-5 годам дети активно интересуются героями мультфильмов и многие стремятся быть на них похожими. Учтите это при составлении сценария и формирования дресс-кода для праздника. Желательно для детей каждой возрастной группы подобрать одинаковые подарки: универсальные, одинаково интересные мальчикам и девочкам. Также в составе подарка не должно быть фабричных сладостей и фруктов.
На новогоднем празднике для старших групп необходимо постоянно поддерживать интерес к происходящему. Здесь помогает переключение с одних видов деятельности на другие, а также включение в сценарий сюрпризных моментов. Чтобы не утомить детей, номера программы репетируют отдельно друг от друга, а перед мероприятием проводят одну генеральною репетицию.
И.А. Галкина (к.пс.н.)
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью. В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Это важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и вхождения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это дети получают благодаря праздникам, которые являются для них настоящим чудом, в котором они сами принимают непосредственное участие. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники… » — писал К. Д. Ушинский.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая в себе различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о мире и людях. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание — важнейшая составляющая в процессе воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, и даже влияет на физическое развитие.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, развивает детский организм, улучшает координацию движений. Праздник — это также прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Таким образом, праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых, побуждают к творчеству.
Занимаясь подготовкой праздников, взрослые должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка или группы детей, для которых готовится тот или иной праздник. И главный критерий подбора материала здесь — зрелищность, яркость и веселость. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Раскрытию идеи праздника служат песни, стихи, музыка, танцы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши от 2 до 4.5 — 5 лет способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И взрослому предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления для каждого. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.
Роль семейных праздников в жизни ребенка
В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и гармонии открывается перед человеком через праздники. Все праздники проходят через семью, входят в каждый дом.
Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития ребенка. Ребенку необходимо счастливое детство, без него человек не сможет научиться полноценно любить, будет страдать и его эмоциональное развитие в целом. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.
День рождения
Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.
Празднование Дня рождения готовится заранее, и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо, если есть возможность запечатлеть этот день, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все полученные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Желательно чтобы поздравления были в стихах, а также относилось именно к этому человеку. Стихи лучше сочинять самим, даже если они будут не такие совершенные, они запомнятся лучше.
В семьях, где ребенок растет в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную творческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности — сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.
Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, рядом со своей кроваткой. В семье ребенка с днем рождения могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи. Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке.
Подарки, сделанные своими руками, или подарки со значением вручаются лично. Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.
Важные элементы праздника — оформление комнаты для создания праздничного настроения. В оформлении может принимать участие и именинник. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой, а над потолком шарики. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.
Заранее необходимо продумать меню. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за уже сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Именинный торт ждут все. Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, тушение свечей и загадывание желания, увлекателен для всех.
Во время торжества проводятся различные игры. Можно провести конкурс на лучший комплимент. Детям также нравится участие в лотереях. Для этого пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В лотерее пожеланий пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручиваются, опускаются в шапку. Затем каждый выбирает себе бумажку. Пожелания шуточные вызывают всеобщее веселье.
Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешная, нетипичная ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передает другому, таким образом готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие возрасту именинника. Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно или караоке тоже доставит всем большое удовольствие. Можно еще сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.
Празднование семейных событий
В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Родителям всегда приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, открытки, рисунки, аппликации, фотоколлажи и т.д.
Празднование Дня свадьбы родителей — это празднование Дня рождения семьи. Содержание праздника может включать в себя конкурсы, посвященные «молодоженам» или интервью, когда мама и папа откровенно отвечают на разные вопросы. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспитывают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду. Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: самым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к семье и Родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи.
Вообще, в праздник можно превратить любое семейное событие, любое даже небольшое путешествие. Например, весной хорошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, которые тянутся к солнцу. Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии, и это всегда праздник. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами будет являться картина этого места и воспоминание о празднике.
В нашем развивающем преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников: «Прощание с осенью», «Встреча зимы», «Новый год», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Встреча весны», «Международный женский день восьмое марта», «Пасха», «День Победы», «Международный день защиты детей» и другие. По желанию родителей имеется возможность организовать праздничное поздравление ребенка с днем рождения в группе сверстников. Как праздники проходят и открытые уроки перед Новым годом и в конце учебного года, на которых дети не только показывают родителям, чему они успели научиться за прошедшее время, но и играют, участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, получают призы, и такие события, безусловно, остаются в памяти детей, как праздники.
Кто придумал детские утренники? ⠀
Итак, кто и зачем вообще придумал утренники?
Первоначально, конечно, идея задумывалась как праздник для ребят. Наступает какое-либо знаковое событие: Праздник Осени, Новый год, 8 марта. Все эти даты хороший повод устроить угощение, а также блеснуть талантами, кто на что способен.
Утренники стали проводить в детских садах СССР. Традиции проведения утренников уходят в советское время. Каждый утренник был настоящим костюмированным балом. Самыми яркими был новогодний, 23 февраля «день папы» и 8 марта «день мамы».⠀
Современные утренники ничем не уступают советским. Хотя все зависит от конкретного детского сада. Теперь на первый план вышла задача действительно показать способности малышей и чему они научились.
Родителям и педагогам важно видеть плоды своей работы. Отметить к чему каждый ребенок более склонен, какие навыки требуется развить. ⠀ В RigaKids внимательно присматриваются и прислушиваются к талантам воспитанников!
Что такое детские утренники?
Детские утренники – это маленькие праздники, в которые вложено столько эмоций, детских переживаний, труда воспитателей и педагогов.
Такие праздники в детском саду проходили в первой половине дня, между завтраком и обедом. Поэтому они и получили такое название.
Задача утренников разнообразить жизнь детей, сделать ее более яркой и интересной. Утренники в первую очередь имеют обще эмоциональное значение, но также и выполняют целый ряд различных педагогических функций.
А какие функции?
Чем полезны детские утренники в детском саду для детей?
Прежде всего, задача утренников, как и вообще любых праздников, внести разнообразие в привычный и монотонный уклад детей. Добавить в него положительных эмоций, красок и радости.
Если говорить о практической составляющей детских утренников, то можно выделить несколько основных педагогических функций, которые они выполняют.
Каких именно?
- мотивация к творческой деятельности. К выступлению на утреннике детей учат петь, танцевать, что-то рассказывать и так далее. Все это стимулирует в них творческое развитие.
- укрепляют отношения между родителями и детьми. Родители чаще всего тоже принимают активное участие в подготовке к утреннику, поэтому их отношения в этот период особенно активны. Они вместе учат стихи, подбирают наряд к выступлению и так далее.
- сплачивают детей. Помимо индивидуальных выступлений, на утренниках дети выступают совместно. Общий хор, репетиции сценок, совместные танцы, все это требует подготовки и слаженности действий. Для этого детям нужно учиться взаимодействовать друг с другом.
Детские утренники, это, как правило, длительная совместная работа детей, их родителей и воспитателей. За период подготовки и в процессе выступления, решается много важных задач.
Методические рекомендации по организации новогоднего праздника
Наталья Рудак
Методические рекомендации по организации новогоднего праздника
Новый год — это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства
Праздники в жизни ребенка имеют огромное значение: они дают мощный положительный эмоциональный заряд, позволяют отвлечься от проблем, расслабиться. Новогодний праздник – особое мероприятие, его ждут все дети и взрослые. Праздник несет много положительных эмоций и призван решать ряд воспитательных задач.
Рекомендации и методические советы для тех, кто организует новогодний утренник
Прежде всего, необходимо ознакомиться со сценарием праздника, разработать план подготовки, составить список необходимого реквизита. Выберите игры, конкурсы, массовые песни и танцы, которые будут использоваться на празднике. Не забудьте записать фонограммы на отдельные носители, подписать и пронумеровать порядок исполнения фонограмм. Еще существуют основные правила, которых желательно придерживаться при проведении новогодних праздников:
• не стоит пытаться охватить максимальное количество детей, лучше провести 2 елки с меньшим охватом детей, чем одну с большим количеством;
• не стоит устанавливать ёлку в центре зала, так как дети должны видеть происходящее, елка не должна мешать этому;
• не проводите утренники в неоформленном помещении, оформление дает позитивные эмоции, выигрышно будет смотреться оформление, соответствующее сценарию;
• не стоит заставлять детей весь праздник сидеть неподвижно, чередуйте виды деятельности;
• не планируйте вводить в программу праздника слишком много героев;
• обязательно нужно дать возможность детям проявить себя через конкурс, игру;
• если запланировано чтение стихов, то посадите детей на стулья пусть эта часть празника пройдет как концерт;
• переходы от одного действия к другому должны быть плавными.
Этапы работы над праздником
1. Предварительное планирование.
2. Работа над сценарием.
3. Предварительное знакомство детей с тематикой утренника.
6. Проведение утренника.
7. Подведение итогов.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию.
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Цель: совершенствовать уровень знаний педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы, изучить программные требования по физическому.
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации работы с родителями воспитанников Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников Комфортная.
Методические рекомендации по организации конкурсов художественного творчества Организация конкурса требует тщательного планирования и подготовки. Кульминационным моментом каждого конкурса является награждение победителей.
Методические рекомендации по организации ОД (занятия) с учетом ФГОС ДО Методические рекомендации по организации ОД (занятия) с учетом ФГОС ДО. Образование (в широком смысле слова: воспитание, обучение и развитие).
Методические рекомендации по организации оздоровительных закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении Физическая культура является частью общечеловеческой культуры. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение.
Методические рекомендации по организации приема пищи в дошкольном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское» Симферопольского района Республики.
Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовательном учреждении Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольникаДошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает.
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии на базе учреждения дополнительного образования. Раздел.
Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ Музейная педагогика – одно из направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Необходимо отметить, что в последние годы появилось.
Анализ видов праздников и развлечений в детском саду
Ольга Жукова
Анализ видов праздников и развлечений в детском саду
В жизни людей происходит чередование будней и праздников, которые во многом противопоставляются друг другу.
Для детей праздник имеет особое значение. К. Д. Ушинский отмечает, что праздник для ребенка – это совсем не то, что для взрослого.
Праздники и развлечения являются частью культурно-досуговой деятельности ДОУ. Через управляемую культурно-досуговую деятельность детей возможно развить общую культуру ребенка, его творческую индивидуальность, сформировать основы его положительного отношения к окружающим, позитивную «Я-концепцию»
и т. д.
Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России, М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова определяют такие виды детских праздников,как:
1) народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, Красная горка, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины;
2) государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;
3) международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день;
4) православные – Рождество, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров;
5) бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу;
6) «фантазийные праздники»
–
Праздник мыльных пузырей, Праздник воздушных шаров, Бумажных корабликов и т. д. .
Н. А. Ветлугиной рекомендуется 1 мая, 8 марта, Новый год отмечать в форме праздничных утренников, а 23 февраля, День Победы – в форме тематических комплексных занятий.
Как замечает О. П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.
Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А. Н.Зимина видит в следующем:
— дать детям радость и побуждать их к активности;
— дать яркие художественные музыкальные впечатления;
— привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Организация детского праздника, как пишет Ю. И. Братчикова,включает в себя следующую предварительную работу:
1) тщательный отбор сценария и актеров;
2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;
3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;
4) проведение репетиций;
5) изготовление костюмов и декораций;
6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;
7) приготовление угощений.
Содержание детских праздниковвесьма разнообразно и представлено: танцами, пением, художественным словом, инсценировками стихов и сказок, постановками небольших пьес, шутками, репризами, сюрпризными моментами.
Оформление праздника включает декорации, костюмы и атрибуты для детей, музыку. Желательно, чтобы дети участвовали в подготовке оформления праздников
Каждый вид праздника имеет свои обычаи и традиции.
Так, праздничная программа праздниковна общественную тематику обычно состоит из трех частей:
1) первая часть, небольшая по времени (5 – 7 минут, включает торжественный вход нарядно одетых детей с флажками, цветами, ветками и т. д., перестроения, чтение стихотворений, исполнение 1 – 2 песен;
2) вторая часть – более продолжительная. Она состоит из кол-лективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных моментов. Дети исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях. Особое место здесь занимают знакомые детям народные песни, игры, хороводы, танцы.
Данная часть может проходить в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, или же часть репертуара может быть объединена одной темой. В эту часть включаются инсценировки, игры, сюрпризные моменты.
3) в заключительной части внимание детей вновь привлекается к основной идее праздника. Ведущий еще раз поздравляет всех присутствующих с праздником, ребята могут хором прочитать четверостишие, посвященное празднику. Уходят дети под бодрый марш.
Новогодний сценарий традиционно состоит из трех частей:
1) первая часть – дети осматривают красочно убранную елку, читают стихи, водят хороводы;
2) вторая часть – кульминационная. Здесь появляются Дед Мороз, Снегурочка, которые продолжают вести утренник, проводят аттракционы, игры, загадывают загадки и т. д. ;
3) третья часть – завершающая. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми. После одного – двух массовых танцев (хороводов)
вокруг елки дети расходятся по группам.
Праздники, посвященные прощанию с детским садом и проводам детей в школу, отличает теплая атмосфера дружеского внимания.
Дети подготовительной группы исполняют свои любимые песни, игры, танцы, смотрят выступления ребят других групп, принимают от них поздравления, цветы, сувениры. В песнях и стихах, заключающих утренник, дети благодарят воспитателей и работников детского сада, обещают хорошо учиться в школе.
Праздники, посвященные дню рождения детей, обычно проводятся как своеобразное семейное торжество.
Ребенку (группе детей)
посвящается небольшой концерт, вручаются подарки (самоделки, рисунки, изготовленные сверстниками. Дни рождения лучше проводить во второй половине дня и заканчивать чаепитием с пирогом и сладостями.
В последние годы традицией во многих ДОУ стало проведение совместных детско-родительских праздников.
Такой праздник, как отмечает Е. В. Огородова,может состоять из четырех частей:
1) первая часть – театрализованное представление, в котором свое мастерство могут показать дети, родители, воспитатели;
2) вторая часть – общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой праздника;
3) третья часть – игры и конкурсы для детей и взрослых. Игры могут быть подвижными и дидактического характера, с музыкальным, интеллектуальным, шуточным и другим содержанием;
4) четвертая часть – рефлексия (подведение итогов праздника)
.
В праздники, проводимые в начале учебного года, включается больше игр, зрелищ, так как дети еще не успели освоить более сложный репертуар.
Подчеркнем: каждый праздник (утренник, развлечение)
должны опираться на продуманный сценарий и быть тщательно подготовлены. Сценарий отражает основную идею
праздника, не дает ходу праздника «рассыпаться»
.
Сценарий должен соответствовать возрастным возможностям детей. Необходимо учитывать музыкальные и иные творческие навыки детей на конкретный период.
При работе над сценарием, как указывает М. В. Пархоменко,необходимо учитывать принципы: доступности, содержательности, занимательности, развлекательного характера, познавательности, насыщенности движением, динамичности, «сюрпризности»
.
Рекомендуется придерживаться правил:
— интересный сюжет;
— игра как основа праздника, либо единая игровая тема праздника;
— чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;
— построение программы на музыкальном и речевом материале, ранее освоенном с детьми;
— включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;
— соответствующая возрасту продолжительность праздника (от 20 минут для детей раннего возраста до 45 минут для старших дошкольников).
Большое внимание должно быть уделено подбору музыкального материала праздников.
Педагог (музыкальный руководитель, воспитатель, методист)
продумывает тему, форму
праздника, подбирает музыкальный и литературный материал. Номера для детей следует подбирать по их силам и наклонностям, дети должны получать удовольствие от участия в празднике.
Ведущий праздника – артистичный, с хорошей культурой речи. Он должен обладать навыками свободного общения с детьми и взрослыми, поскольку именно он создает положительный и доброжелательный настрой утренника.
Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений и их по возможности художественное исполнение. Следует помнить, что многообразие ярких впечатлений может вызвать у детей заторможенность или, напротив, излишнюю подвижность. Во всех непредвиденных случаях ведущий должен проявлять выдержку и находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.
Хорошей традицией являются «проводы праздника»
. В музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок.
Развлечения – один из видов культурно-досуговой деятельности ДОУ.
Развлечения – красочные моменты, развивающие творческую активность, обогащающие детей впечатлениями. Кроме того, дети в развлечениях могут проявлять самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, личностные качества и т. д.
Развлечения классифицируют, в зависимости от активности детей, на три вида. Это развлечения,в которых дети:
1) только зрители и слушатели;
2) участвуют самостоятельно;
3) участвуют совместно со взрослыми.
При организации развлечений первого вида дети привлекаются к оформлению группы, зала, изготовлению пригласительных билетов, атрибутов. В развлечениях, где дети только зрители и слушатели, положительный эмоциональный настрой передается им в процессе восприятия.
Во втором виде развлечений дети сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, участвуют в различных играх. Этот вид развлечений помогает педагогу найти занятие для каждого ребенка.
Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
Третий – смешанный вид развлечений позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками. К этому виду развлечений привлекаются и родители.
По содержательной направленности различают развлечения:
1) театрализованные (кукольный, теневой, пальчиковый театр и др.)
;
2) познавательные (викторины, Клуб веселых и находчивых и т. п.)
;
3) спортивные (подвижные игры, эстафеты, аттракционы, соревнования)
;
4) музыкально-литературные концерты;
5) шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты.
Остановимся подробнее на последнем виде развлечений.
Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.
Фокусы, с которыми связано нечто загадочное, всегда вызывают у детей живой интерес.
Сюрпризы – неожиданные и веселые моменты, вызывающие у детей множество положительных эмоций.
После проведения праздников и развлечений чрезвычайно важно закрепить впечатления и знания, полученные детьми. Впечатления от праздника и развлечения могут быть запечатлены в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Таким образом, праздники и развлечения – интегрированные, эстетико-социальные явления, значимые мероприятия в жизни детского сада. Задача педагогов ДОУ – сделать детский праздник и развлечение незабываемым, оставить яркий след в душе воспитанников.