Консультация для воспитателей «Организация двигательного режима в ДОУ»


Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

2 младшая группа

Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание
Утренняя гимнастика ежедневно 5-6 мин Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз)

Комплекс сост-ся на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Музыкальное занятие 2 раза в неделю 15 мин.
Физкультурное занятие 3 раза в неделю 15 мин

вводная ч. – 1-2 мин

основная ч.-11-13 мин

заключит-я ч.- 1-2 мин.

Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы 4-5 раз),

Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое),

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Физкультминутка ежедневно 1-3 мин Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно 10 -15 мин 2-3 игры разной подвижности
1 раз в неделю В соответствии с программой и временем года
1 раз в неделю 15 мин по плану воспитательно-образовательной работы
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно 10-15 мин по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья
Физкультурный досуг 15-20 мин Последняя неделя месяца
Неделя здоровья 1 раз в год:

февраль

2я неделя месяца
День здоровья 1 раз в месяц В течение дня 1-я неделя месяца
Активный двигательный подъем ежедневно 5-10 мин После сна
Дыхательная гимнастика ежедневно 1-2 упр единовременно

Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

подготовительная группа

Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание
Утренняя гимнастика ежедневно 10-12 мин Кол-во ОРУ: 8-10 (повторы 5-6 раз)

Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Музыкальное занятие 2 раза в неделю
Физкультурное занятие 3 рааз в неделю 30 мин

вводн.ч – 3-5 мин.

Осн.ч. – 21- 26 м.

Заключ. ч. – 3-4 мин.

Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы4-5 раз),

Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое),

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Физкультминутка По необходимости 1-3 мин Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно 10 -15 мин 2-3 игры разной подвижности
1 раз в неделю В соответствии с программой и временем года
1 раз в неделю 15 мин По плану воспитательно-образовательной работы
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно 10-15 мин по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья
Физкультурный досуг 1 раз в неделю 40 мин. 2я неделя месяца
Неделя здоровья 2 раза в год:

февраль

2я неделя месяца
День здоровья ежедневно 15 мин 1-я неделя месяца
Активный двигательный подъем ежедневно 15 мин После сна
Дыхательная гимнастика ежедневно 1-2 упр Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми.
Инд. раб. с детьми по развитию движений ежедневно 5-10 мин

Статья «Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»

Статья: «Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»

В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей:

  • учебная работа – физкультурные занятия;
  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка;
  • активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;
  • самостоятельная двигательная деятельность детей;
  • работа с семьей

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего бюджетного времени в режиме дня.

Начиная со второй младшей группы, планируются по три занятия в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе – не менее 20 минут, в старшей группе – не менее 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке так же, как и прогулку детей 5–7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже –20°С и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможны разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • занятия по традиционной схеме;
  • занятия, состоящие из набора подвижных игр большой средней и малой интенсивности;
  • занятия – тренировки в основных видах движений;
  • ритмическая гимнастика;
  • занятия–соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
  • занятия–зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы;
  • сюжетно–игровые занятия и т.д.

К физкультурно-оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка. Утренняя гимнастика способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Продолжительность утренней гимнастики в 1 младшей группе – 4–5 мин, во 2 младшей группе – 5–6 мин, в средней группе – 6–8 мин, в старшей группе – 8–10 мин, в подготовительной группе – 10–12 мин. Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – игровые площадки группы, в холодное – помещение группы. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде или трусиках. В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений. Включают дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы. Оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин. Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учат сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделять внимание формированию правильного носового дыхания. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту детей. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня. Для достижения оптимального тренирующего эффекта используют подвижные игры большой интенсивности, спортивные игры, игры–соревнования, эстафеты или бег в нарастающем темпе в течение 3–5 мин в зависимости от возраста (1–2 игры или пробежки, чередуя их с периодами самостоятельной деятельности). В летнее время подвижная игра дополняется элементами закаливания (игры с водой). В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Очень подвижных детей он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Правильное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей. Освоение материала программы на занятиях является основой для всех физкультурно-оздоровительных мероприятий и самостоятельных упражнений и игр детей.

При планировании утренней гимнастики, физических упражнений и игр на прогулке, а также физкультурной минутки важно согласовать их содержание с учебным материалом занятий, учесть характер деятельности детей в разные отрезки дня, обеспечить вариативность выполнения упражнений в нестандартных условиях в целях совершенствования двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств.

Планирование содержания активного отдыха дошкольников опирается на следующие требования:

  • оно должно строиться на использовании достаточно усвоенного детьми материала;
  • удовлетворять их интересы, способствовать поддержанию хорошего настроения, доставлять детям радость;
  • давать каждому ребенку возможность проявлять свои способности и умение дружно действовать в коллективе сверстников;
  • приобщать детей к деятельности соревновательного характера;
  • побуждать к самостоятельности и творческому использованию приобретенных знаний, умений, навыков.

Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников, пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм) и дня здоровья.

Физкультурный досуг – один из видов активного отдыха – рекомендуется проводить 1–2 раза в месяц. Длительность физкультурного досуга 20–45 мин (в зависимости от возраста детей). Во время физкультурного досуга необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Важно подбирать материал так, чтобы каждый ребенок использовал свой двигательный опыт, проявлял творчество, умел преодолевать препятствия. Во время физкультурного досуга дети участвуют в интересных, увлекательных играх, забавах, аттракционах, соревнуются в ловкости, быстроте, силе, выносливости, танцуют, отгадывают загадки, поют. При проведении досугов надо стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, обстановки, в которой дети выполняли бы задания непринужденно, с удовольствием. Очень важно при подборе заданий учитывать индивидуальные особенности и подготовленность отдельных воспитанников. Детям, слабее владеющими двигательными навыками, следует предлагать задания доступные, соответствующие их возможностям. Необходимо, чтобы все дети активно участвовали в играх и упражнениях. К проведению досугов следует готовиться заранее: отобрать содержание, составить программу, продумать организацию.

В теплое время года целесообразно организовывать пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Прогулки по маршруту и экскурсии организуются 1 –2 раза в неделю в парк или лесопарковую зону. Во время их проведения контролируется соответствие погоде обуви и одежды, в солнечную погоду обязательны панамки. Продолжительность прогулок или экскурсий для детей старшего дошкольного возраста не превышает 30 – 40 мин в один конец. Длина пути для 6 – 7 – летних детей составляет не более 1,5 – 2,0 км в один конец, для детей 4 – 5 лет – не более 1,0 – 1,5 км. После каждых 10 – 15 минут пути устраиваются остановки для отдыха продолжительностью 5 минут. По прибытии в парк детям раздают физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи) для активной деятельности. Используются также доступные подручные материалы. Кроме того, с детьми проводятся подвижные игры. Перед возвращением осуществляется переход к более спокойной деятельности. Экскурсии организуются с целью наблюдения за окружающей природой. Исходя из решения воспитательно-образовательных задач, экскурсии повторяются в одни и те же места. На конечном пункте делается привал на 20 30 мин. Во время отдыха проводятся необходимые наблюдения за живой природой, беседы, дидактические игры, дети вместе с воспитателем собирают отдельные виды растений. При организации прогулок по маршруту или экскурсий воспитатель обеспечивается питьевой бутылированной водой для детей, одноразовыми стаканчиками и медицинской аптечкой.

Физкультурные праздники являются своеобразной формой показа достижений детей в различных видах движений, в проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, инициативность, настойчивость, находчивость, смелость. Физкультурные праздники дошкольников могут проходить в виде соревнований между группами, перемежающимися веселыми играми, плясками, песнями, отгадыванием загадок, аттракционами. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими переживаниями, вызывает приподнятое настроение, надолго остается в памяти. Физкультурные праздники в детском саду целесообразно организовывать не менее 2 раз в течение года: в середине года – зимний праздник (его, как правило, связывают с проводами зимы); летний праздник можно провести в период выпуска детей в школу или приурочить ко Дню физкультурника, Дню защиты детей. Физкультурные праздники следует организовывать на открытом воздухе и лишь в отдельных случаях – в физкультурном зале, бассейне. Длительность праздника не должна превышать полутора часов. Содержание программы праздника зависит от сезона года, от условий, в которых он будет проводиться, а также от подготовленности детей, от творчества и фантазии взрослых, принимающих участие в подготовке. В программе зимнего праздника должны преобладать физические упражнения и игры, характерные для зимних условий (катание с гор на санках, ледянках, элементы игры в хоккей, игры–эстафеты на льду, на снегу и т.п.). Летний праздник включает различные веселые игры, соревнования в беге, прыжках, метании, катании на велосипедах, самокатах, роликах; упражнения с мячами, скакалками и другими предметами; элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон), игры–эстафеты, веселые аттракционы (бег в мешках, перетягивание каната и др.). Сценарий физкультурного праздника следует продумывать и составлять заранее. В нем предусматривается такое чередование разнообразного материала, которое обеспечит достаточную физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью детей. Подготовка к физкультурному празднику, как и к любому другому, должна вестись в процессе всей работы с детьми. Игры, упражнения, разнообразные построения разучивают постепенно на физкультурных занятиях, во время прогулок и повторяют на утренней гимнастике. Однако некоторые игры, аттракционы могут быть включены в программу праздника без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент. При этом следует стремиться к тому, чтобы движения, на которых основаны эти игры, были сравнительно легки для выполнения. Например, проведение с небольшой группой детей таких игр–аттракционов, как «Кто скорее переоденется?», «Бег в мешках», «Кто скорее?» (бег в больших галошах с зонтиком), вносит оживление, доставляет радость, удовольствие не только их участникам, но и всем присутствующим на празднике. При подготовке к празднику назначается ведущий из взрослых (воспитатели, родители), продумывается порядок участия разных групп, команд детей, а также взрослых. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы праздник проходил живо, интересно. Он поддерживает активность всех детей, эмоциональную атмосферу.

Старшим дошкольникам доступны и интересны несложные командные соревнования. Важно приучать их сопереживать успехам и неудачам друг друга, поддерживать хорошие взаимоотношения с товарищами. Следует заранее продумать формы поощрения детей. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды. Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма. Дети должны активно участвовать в подготовке к физкультурным праздникам. Они вместе с воспитателями и родителями могут приготовить различные поделки для украшения площадки, зала, где будет проходить праздник, расчистить площадку, залить каток, ледяные дорожки, горку, помочь взрослым подготовить костюмы для отдельных персонажей, расставить различные пособия и т. п.

В режим детской жизни, как форма физкультурно-оздоровительной работы, входит День здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух, в холодное – пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется. В День здоровья организуются простейшие туристские походы, прогулки за пределы участка детского сада: на стадион, в парк, в лес, на луг, к реке, озеру, на берег моря и т. п. Во время пеших походов наиболее целесообразно продвижение в одну сторону в течение 30 – 40 мин. Общая продолжительность похода не должна превышать 2 – 2,5 ч. На привале в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры и упражнения в природных условиях, загорание, купание, игры–забавы), либо осуществляется ознакомление детей со знаменательными местами, с событиями, со знаменитыми людьми родного города, села, поселка, с представителями разных профессий и т. п. Воспитатель со своими помощниками (не менее двух взрослых: няня, медсестра, заведующая детским садом, кто–либо из родителей, старшие сестры и братья) заранее продумывают маршрут и содержание похода, готовят вместе с детьми необходимое оснащение (рюкзаки, корзины, пакет неотложной медицинской помощи, фляга с питьем и т. п.), соответствующую одежду, обувь, головные уборы – желательно яркие, одного цвета для всей группы, чтобы легко было отличить своих, эмблемы, отличительные флажки для дежурных, обеспечивающих безопасность перехода через проезжую часть улиц, дорог. Желательно проводить поход в виде увлекательной тематической игры, одной из задач которой является развитие навыков самоорганизации, таких качеств, как дисциплинированность, дружелюбие, чувство товарищества. В День здоровья целесообразно организовывать несложные соревнования (например, «Самые ловкие, быстрые», «Мы молодцы – мы выносливые», «Веселая гимнастика», «Поиграем вместе с мамой (папой, бабушкой и дедушкой)», «Встречаем наших друзей – воспитанников соседнего детского сада, школьников, юных спортсменов, шефов»). Соревнования должны быть тщательно организованы, обеспечены объективным и справедливым судейством. На примере улучшения результатов в ловкости, выносливости, силе, быстроте и в технике движений разных видов следует показывать и пояснять детям роль систематического повторения упражнений, значение таких качеств, как упорство, настойчивость. Несмотря на игровую форму соревнований, дошкольников приучают к серьезному и ответственному отношению к ним, полному и осмысленному проявлению физических и волевых усилий. Все названные выше виды работы с детьми организуются методистом, воспитателем и инструктором по физической культуре. Не следует забывать, что, несмотря на высокую эффективность вышеперечисленных мероприятий, самостоятельная двигательная деятельность детей остается одним из важнейших элементов режима дня. Данный вид деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДДУ, но в большем объеме он реализуется во вторую половину дня.

Для обеспечения достаточной двигательной активности детей широко используются оборудование спортивных площадок, физкультурные пособия на участках, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, мячи, скакалки, такие игры, как серсо, кегли, кольцеброс, городки. Один из основных видов деятельности детей дошкольного возраста на прогулке – сюжетно–ролевая игра, а также игры в «лошадки», «прятки», «жмурки», «догонялки», всевозможные игры с мячом – «штандер», «поймай мяч», футбол, волейбол.

На активную двигательную деятельность в режиме дня выделяется не менее 3,5 – 4 ч в день. При самостоятельной двигательной деятельности дети в значительной степени сами регулируют свою физическую нагрузку, сменяя более интенсивные движения менее интенсивными и делая паузы. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей. Однако воспитатель внимательно следит за состоянием детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью. Некоторым детям он предлагает отдохнуть, предупреждая чрезмерное их перегревание и усталость; малоподвижных, наоборот, побуждает к движению. Детям с низким уровнем физической подготовки воспитатель помогает в освоении сложных движений, вселяя в них уверенность в своих силах, если надо, предлагает свою помощь в трудные для них моменты. Деятельность детей все больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определенных волевых усилий, смелости, находчивости.

Активная двигательная деятельность наиболее целесообразна во время прогулок как утром, так и вечером. Воспитатель следит за тем, чтобы на прогулке дети играли в разные игры: подвижные, строительные, сюжетно–ролевые, чтобы они участвовали в спортивных играх. Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности необходимо иметь достаточное количество скакалок, мячей, обручей и др. Для упражнений с этими предметами отводятся определенные места, чтобы дети не мешали друг другу.

Движения, которые дошкольники используют в самостоятельной деятельности, становятся значительно разнообразнее и сложнее: включаются бег с ловлей и увертыванием, метание, лазанье, прыжки. Утром до завтрака возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Нередко такие игры насыщены весьма интенсивными движениями. Хорошими средствами организации детей, введения их в обычный ритм являются подготовка к утренней гимнастике и участие в ней. В утреннее время педагогу удобно уделить внимание и отстающим в движениях воспитанникам. Учитывая их индивидуальные особенности, с одними он играет в мяч, другим показывает приемы прыжков со скакалкой и т.д.

В старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать хорошо знакомые им подвижные игры («Ловишки», «У медведя во бору»), упражнения и спортивные игры (баскетбол, футбол, бадминтон). Педагог предлагает детям самостоятельно объединяться в небольшие группы для подвижной игры по интересам, помогает выбрать ведущего, напоминает правила, поощряет продолжение начатой игры, стимулирует участие в ней спокойных, застенчивых воспитанников. Необходимо заботиться о целесообразной смене разных видов деятельности, активизации одних детей и снятии излишнего возбуждения у других. Руководство всеми видами двигательной активности детей воспитатель сочетает с формированием у них нравственно–волевых качеств, положительных форм взаимоотношений, развитием речи, умственным и эстетическим воспитанием.

Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и увлечений. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Содержанке занятий родителей с детьми во многом зависит от их общих интересов, желания заниматься теми или иными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в тех или иных состязаниях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми, исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Советы по дозировке упражнений педагог дает с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников, подчеркивает, что необходимо учитывать самочувствие ребенка. Родителям не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в программе. Важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно. Для предупреждения у ребенка переутомления от активных занятий физической культурой родителям следует вести контроль за его самочувствием (сон, аппетит, частота пульса, желание упражняться). Вялость, раздражительность, плохой аппетит, беспокойный сон, слабость, головокружение – симптомы непосильной физической нагрузки. При их появлении нагрузку нужно снизить. В то же время надо иметь в виду, что тренировочный эффект имеют лишь те занятия, в которых дети испытывают некоторое утомление, где им приходиться проявлять определенные волевые усилия, настойчивость.

Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям, во взаимосвязанной работе дошкольного учреждения и семьи. Занятия физкультурой дома представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми. Она осуществляется на основании рекомендаций и методических советов воспитателя, предлагаемых в виде заданий на дом.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без обеспечения адекватной двигательной активности. Упражнения скелетных мышц обеспечивают поддержание высокого уровня обменных процессов, что повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, инфекции, позитивно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, внимания, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности и выработке характера.

Известно, что общая двигательная активность должна составлять не менее 50% от суточного времени или 70 – 80% от времени пребывания в ДДУ. Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.

Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

Старшая группа

Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание
Утренняя гимнастика ежедневно 8-10 мин Кол-во ОРУ: 6-8 (повторы 4-5 раз)

Комплекс состоитсяся на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Музыкальное занятие 2 раза в неделю
Физкультурное занятие 3 раза в неделю 25 мин

вводн. ч. – 3-4 мин.

Осн-я ч.- 15-22 м.

Закл.ч.- 3-4 мин.

Кол-во ОРУ: 6-8(повторы 4-5 раз),

Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое),

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Физкультминутка По необходимости 1-3 мин Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно 10 -15 мин 2-3 игры разной подвижности
1 раз в неделю В соответствии с программой и временем года
1 раз в неделю 15 мин По плану воспитательно-образовательной работы
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно 10-15 мин по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья
Физкультурный досуг 1 раз в неделю 15-20 мин. 2я неделя месяца
Неделя здоровья 2 раза в год:

февраль

2я неделя месяца
День здоровья ежедневно 15 мин 1-я неделя месяца
Активный двигательный подъем ежедневно 15-20 мин После сна
Дыхательная гимнастика ежедневно 5-10 мин

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это происходит в основном из – за значительных умственных нагрузок, как в детском саду, так и дома. В ДОУ чаще всего преобладают познавательные занятия, а дома большую часть времени дошкольник проводит в статическом положении (за столом, у компьютера, телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Исходя из этого, очень важно рационально организовать режим, чтобы дети как можно больше находились в движении. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, адекватные их возрасту и уровню готовности организма. Нормирование физических нагрузок должно быть направлено на достижение оптимального состояния организма ребенка в данный момент и в тоже время иметь тренирующее, развивающее воздействие. При этом важно учитывать не только достигнутый уровень развития ребёнка, но и «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). При гиподинамии (малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА. Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В состоянии пониженной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушению его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессов на уровне клеток. Ежедневная двигательная активность дошкольника составляет не менее 1 часа, в неделю – 5 — 6 ч. Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима мы старались предусмотреть не только удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и её рациональное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: его двигательному опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Содержательную сторону двигательного режима дошкольников направили на развитие не только умственных, духовных, но и физических способностей. Актуальными задачами работы ДОУ по организации двигательной активности дошкольников являются: • охрана и укрепление здоровья детей; • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; • воспитание потребности в здоровом образе жизни; • обеспечение физического и психического благополучия. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями: Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и т.д. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года учитываем их вариативность, содержание, усложнение, интенсивность. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения введены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты: — утренняя гимнастика игрового характера — включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия. — упражнения на полосе препятствий — детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий. Когда позволяют погодные условия, проводим оздоровительные пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе, в течение 5–7 мин., в среднем темпе, с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаем дыхательные упражнения. — комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»). — комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.) В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей; упражнения на равновесие и развитие координации; подвижные игры и основные развивающие упражнения. Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это общеразвивающие упражнения: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, в основном в момент появления признаков утомляемости детей. По выбору педагога, сопровождаться текстом, иногда с музыкальным сопровождением, во время которой дети выполняют танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.). Двигательная разминка во время большого перерыва между видами деятельности, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки проводим упражнение на расслабление (1–2 мин.) Продолжительной разминки не более 10 мин. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Они подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные. К спортивным (элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут). — гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены», разминки в постели и комплекса упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Предлагаем упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов, выполняют ходьбу по корригирующим дорожкам, произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются. Упражнения с тренажёрами или на тренажёрах (в физкультурном зале). Дети занимаются подгруппами 7–10 человек. Пробежки по массажным дорожкам осуществляется ежедневно. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Продолжительность — 7 — 15 минут. Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.) являются охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия. Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Эффективным средством закаливания считаем хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинаем ходить босиком в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº. При этом используется комплекс процедур: Босохождение; Хождение по «дорожкам здоровья»; Обширное умывание (до локтя); Обмывание стоп ног (с гигиенической целью в летний период времени); Полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи (профилактика кариеса); Гимнастика после сна; Корригирующая гимнастика во время проведения режимных моментов; Воздушные ванны в облегченной одежде; Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года; Физкультурные занятия на улице. Второе место в двигательном режиме детей занимает основная форма обучения детей двигательным навыкам и развитие оптимальной ДА детей. Проводим следующие типы двигательной деятельности (3 раза в неделю, в первой половине дня (1- на воздухе — 15-30 мин): -классическая (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части). -игровая (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.). -тренировка (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.). -сюжетная (объединенная определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.). -ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений). -свободная самостоятельная деятельность (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания педагогом). -ЗОЖ «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи). -тематическая (с одним видом физических упражнений). -контрольно-проверочная (выполнение отставания в развитии ребенка и пути устранения). Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуется с более спокойной деятельностью. При этом учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Потому он должен уметь ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и пр. В самостоятельной деятельности старших дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Отмечено, что детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети), как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. У этих детей преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, Прыжки через короткую скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными. Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) так же присуща однообразная деятельность, часто прерываема статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, игры с песком и со снегом, с кольцебросом, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (качание куклы, кормление, укладывание спать, обычная ходьба и т.д.). Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях. Для детей со средним уровнем ДА (оптимальный уровень ДА) характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности. Наиболее любимыми играми и упражнениями являются такие игры, как «Ловишки», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Школа мяча», забавы с санками, езда на велосипеде. Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия: · контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете; · подбор мебели в соответствии с ростом детей; · профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновой мази для носа; · сбалансированное питание; · вакцинация против гриппа; · потребление фитонцидов (чеснока и лука); · употребление соков и фруктов. Шестое направление — комплекс психогигиенических мероприятий: · психодиагностика; · элементы аутотренинга и релаксации; · элементы музыкотерапии (музыкальное сопровождение режимных моментов); · индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы; · обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ. Седьмое направление: активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К ним относим неделю здоровья, физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования. Восьмьмым направлением является консультативно-информационная работа: · оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; · открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий; · активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана; · оформление папок-передвижек, письменных консультаций, информационных стендов; · организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов; · проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Считаем, что созданная нами система работы по формированию потребностей дошкольника в двигательной активности представлена в виде разных форм организации физического воспитания в ДОУ. А их совокупность создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Фундамент здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от родителей и педагогов, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут.
Следующая >

Двигательный режим по возрастамметодическая разработка по физкультуре на тему

Двигательный режим младшей группы

Вид деятельности Продолжительность
Утренняя гимнастика Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5 мин
Двигательные разминки Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями
Физкультминутки Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 15-20 мин.
Индивидуальная работа по развитию движений 2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин.
Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5-6 мин.
Учебные занятия по физкультуре 2 раза в неделю по 15 мин.
Спортпрогулка 3 раза в неделю по 10 -15 мин
Физкультурный досуг 1 раз в квартал, 20-25 мин
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Двигательный режим средней группы

Вид деятельности Продолжительность
Утренняя гимнастика Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5-6 мин
Двигательные разминки Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями
Физкультминутки Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 15-20 мин.
Индивидуальная работа по развитию движений 2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин.
Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5-6 мин.
Учебные занятия по физкультуре 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Спортпрогулка 3 раза в неделю по 15-20 мин
Физкультурный досуг 1 раз в квартал, 20-25 мин
Физкультурный праздник 2 раза в год, 45 мин.
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Двигательный режим старшей группы

Вид деятельности Продолжительность
Утренняя гимнастика Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 6-7 мин.
Двигательные разминки Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями
Физкультминутки Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 20-25 мин.
Индивидуальная работа по развитию движений 2 раза в неделю на прогулке 15 мин.
Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5-6 мин.
Учебные занятия по физкультуре 2 раза в неделю по 30 мин.
Спортпрогулка 3 раза в неделю по 15-20 мин.
Физкультурный досуг 1 раз в месяц, 30 мин
Физкультурный праздник 2 раза в год, 1 час
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Двигательный режим подготовительной группы

Вид деятельности Продолжительность
Утренняя гимнастика Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 6-7 мин
Двигательные разминки Ежедневно во время 10 мин.перерыва между занятиями
Физкультминутки Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 20-25 мин.
Индивидуальная работа по развитию движений 2 раза в неделю на прогулке 15 мин.
Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5-6 мин.
Учебные занятия по физкультуре 2 раза в неделю по 35 мин.
Спортпрогулка 3 раза в неделю по 20-25 мин
Физкультурный досуг 1 раз в месяц, 35-40 мин.
Физкультурный праздник 2 раза в год, 1 час
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад №4 «Туллукчаан» с. Бяди» Усть — Алданского улуса Республика Саха (Якутия)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: Сыроватская

Сардана Николаевна

воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Характеристика двигательного режима в дошкольном учреждении….…………………….…………………………………………..5

2. Теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста…..……………………………..9

3. Условияорганизации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте…..….……………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

«Движение как таковое может по своему действию

заменить любое средство, но все лечебные средства мира

не могут заменить действия движения». Ж. Тиссо

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Согласно многим исследованиям большинство болезней взрослых, заложены в детском возрасте. А ведь именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из непременных условий этого является формирование самостоятельной двигательной деятельности детей.

Согласно ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.[1]

Нужно отметить, что низкий уровень двигательной деятельности, начиная с дошкольного возраста, является первоочередной проблемой ухудшения состояния как физического, психического так и умственного развития детей. Поэтому актуальность и практический аспект данной проблемы состоит в том, что необходимость поднятия уровня двигательной деятельности должна начинаться именно с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Исходя из обозначенной проблемы,формулируем тему нашей работы: «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Цель работызаключается в раскрытии особенностей организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику двигательному режиму в дошкольном учреждении.
  2. Раскрыть теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Изучить условию организации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой работыявляются труды РуновойМ.А., Степаненковой Э.Я., Козлова И.М., Снигур М.Е.ЛеонтьеваА.Н.ЗапорожецаА.В., УсовойА.П., и др.

Данная работа состоит из: введения, трех пунктов, рассматривающих теоретические аспекты самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста, заключения, списка изученной литературы.

ХАРАКТЕРИСТИКАДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования, сначала с внедрением Федеральных государственных требований, а затем и ФГОС ДО.

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Поэтому организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Федеральным государственным образовательным стандартом определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.[1]

Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации – малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Можем предположить, что работа по реализации данной задачи актуальна не только в нашей республике.

Понятие двигательный режим включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей. Ст.12.2 СанПин «двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста и времени года.

При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования:

— общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% — средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития;

— согласно нормативно – правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правила и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями;

— объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей;

— за время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей;

— для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом;

— содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;

— определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

— каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению;

— обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки. [19.10]

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ должна быть, разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. Данная модель вариативна, содержание может корректироваться и составлена с учетом примерной программы «Детство» (см. Приложение 1).

При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Нужно создать условия, так как это одно из требований ФГОС (физкультурные уголки в группах, картотека разнообразных игр и т.д.). Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно — пространственной среде определенные требования:

  • насыщенность
  • полифункциональность
  • вариативность
  • доступность
  • безопасность
  • трансформируемость.

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

  1. временидвигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;
  2. объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
  3. интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии при выполнении различных видов мышечной деятельности. [1]

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы дети уходя домой, имели интересную перспективу на завтра – поиграть в обещанную интересную игр, пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.

Таким образом, организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Двигательная деятельность – это совокупность двигательных актов.

Двигательная деятельность ребенка — одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния ребенка, естественная биологическая потребность ребенка. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующий организм ребенка.

В детском возрасте двигательную деятельность можно условно разделить на 3 составные части:

  • Двигательная активность в процессе физического воспитания;
  • Физическая активность во время обучения общественно – полезной и трудовой деятельности;
  • Спонтанная физическая активность в свободное время.

Двигательная активность – это естественная и специально организованная двигательная деятельность ребенка, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Она принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние костной, мышечной и сердечно – сосудистой системы, так как связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальными в течение жизни человека играет разную роль. Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой, средней подвижности. [28.145].

Уровень потребности в самостоятельной двигательной деятельности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Выделяют 3 уровня двигательной активности:

  • Высокий уровень: для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную двигательную деятельность.
  • Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности высокий уровень двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности.
  • Низкий уровень двигательной активности — малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Качества, характеризующие наличие самостоятельности у ребенка:

1. Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.

2. Умение выполнять привычные дела без обращения к взрослым и без контроля со стороны взрослого.

3. Умение осознано действовать в ситуации заданных требованиях и условиях (которые создает воспитатель) в плане в блоке самостоятельная деятельность должно быть спланированы требования, условия, система заданий.

4. Умение действовать в новых условиях(поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование и получить результат.

5. Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку своей деятельности.

6. Умение переносить известные способы действий в новые условия.

Существует алгоритм построения самостоятельной деятельности детей:

Шаг 1 Определение и сообщение ребенку цели работы (индивидуально или в подгруппе)

Шаг 2 Ознакомление ребенка с последовательностью выполнения задания.

Шаг 3 Выбор ребенком с помощью взрослого способов действий ведущих к выполнению заданий.

Шаг 4 Планирование детьми своей самостоятельной деятельности по выполнению задания.

Шаг 5 Выполнение самостоятельной работы ребенком.

Шаг 6 Самоконтроль, самооценка.[24]

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после дневного сна, и во время прогулки (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Двигательная деятельность детей тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки. Пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых – научить детей правильно и разнообразно их использовать. [18.144]

Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Занимаясь самостоятельно ребѐнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

В дошкольном образовательном учреждении этот вид деятельности может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями

Двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются формой воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыковпозволяет применять самые разные игры и сюжетные, и бессюжетные игры, эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность включает в себя массу движений, выполняемых ребенком в процессе его жизнедеятельности. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят организованные физкультурные мероприятия (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и т.д.), а также самостоятельная двигательная деятельность.[15.с144]

Двигательная деятельность должна быть целенаправленна и соответствовать опыту ребенка, его интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации самостоятельной двигательной деятельности, ее разнообразии.

Мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезное и интересное для него занимательное дело, не подавляя его активности и инициативы?

Функция воспитателя — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Организация самостоятельной двигательной деятельности подвижных детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности и управляемости. Полезны все виды метания, точные движения с мячами, ходьба и бег по ограниченной площади, действие с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди.

Содержание образовательной области в соответствии с ФГОС ДО направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Основные задачи для достижения поставленной цели это:

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • нормирование у воспитанников потребности двигательной деятельности и физическим совершенствованием;
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Приемы руководства, двигательной деятельностьюдетей одинаковы для детей разной подвижности. Так необходимо предоставить детям для движения достаточные площади, при этом для малоподвижных они увеличиваются, для детей большей подвижности могут несколько ограничиваться. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку, пособие на двоих, провести куклу, держа ее за руку по дорожке, играть вдвоем в лошадки с использованием обруча, скакалки, ленточки, прокатывать мяч друг другу, вдвоем вращать скакалку и т.д.[5.18]

Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно повесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот потянуться, подняться на носки и т.п. К гаражу с машинами может вести дорожка прямая, а в следующий раз извилистая, к домику – лесенки высотой 100 см и т.п. [6.28]

Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что для детей характерна большая подражаемость. Увидев в руках у соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Постепенно по мере овладения детьми действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке. Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще всего воспитателями используются в старших группах.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, лопатки, санки, ледянки, велосипеды и т.п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, снеговики, разноцветные льдинки и т.п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующихболее эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.[25]

Таким образом, различные средства, методы и приемы организации самостоятельной двигательной деятельности содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению здоровья детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности детей. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной деятельности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Самостоятельная двигательная деятельность определена как сумма всех движений, производимых ребенком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательный режим – часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально – мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Таким образом, при правильной организации самостоятельной двигательной деятельности у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М, 2014.
  2. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан – Пин 24.1.3049 – 13 №26 от 15.05.2013.
  3. Абрамян Л.А. Приемы и методы обучения дошкольников- М,2000.
  4. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их родителей. Ярославль, 1996.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. М, Владос, 1999.
  6. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание, № 1, 2004.
  7. Зайченко Е.К. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре// Дошкольное воспитание №4, 1999.
  8. Кулик Н.А. Диагностика физических навыков и качеств детей. М,2009.
  9. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методическое материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М, 2000.
  11. Михеева Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет по ФГОС. Изд.-во: «Учитель», 2014.
  12. .Рубцова И.В, Готовцева Я.В, Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие для вузов. Воронеж, 2007.
  13. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности//Дошкольное воспитание №6, 2007.
  14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: методич.пособие. М, 2000.
  15. Рунова М.А. Движение день за днем. М,. ЛИНКА — ПРЕСС, 2007.
  16. Снигур М.Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания, 2009.
  17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я.Степаненкова . М, 2001.
  18. Степаненко Э.А. Физическое воспитание в детском саду. М,2008.
  19. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. СПб, Детство – Пресс, 2001.
  20. Шебеко В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие . – М.1996.
  21. Шебеко.В.Н.Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко. М, 2000.
  22. Шмнина В. Творческие подвижные игры/ В.Шмонина // Двигательная деятельность ребенка в детском саду. Издательство «Мозаика», М, 2000.
  23. БритоваЕкатерина Владимировна Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Опубликовано: 28 февраля 2015 вhttps://www.maam.ru
  24. Тарасова Оксана Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]