Картотека игр по сказкам
Ход игры:
Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
«Найди по силуэту».
Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры:
Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.
Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.
«Покажи одинаковое».
Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.
Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.
Ход игры.
Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.
Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.
«Раскрась по описанию».
Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.
Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.
Ход игры.
Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.
Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.
Пять развивающих литературных игр для детей
Существует множество развивающих литературных игр для детей – для разных возрастов, устных и письменных, коротких и занимающих много времени. Главная польза от таких игр – развитие творческих способностей, речи, памяти, логического мышления.
Кроме того, эти игры помогают занять детей интересным и полезным делом в тех обстоятельствах, когда ничего другого под рукой нет. Речь пойдет о коротких играх, рассчитанных на детей 6–12 лет.
Виталий КАПЛАН: “Я больше двадцати лет занимаюсь с литературно одаренными детьми, веду несколько детских литературных студий, а также веду занятия по журналистике с ребятами из скаутского отряда. И за это время у меня накопились наработки, которые могут пригодиться и учителям, и родителям, и даже старшим братьям-сестрам младшеклассников.
Речь об играх, в которые дети играют с удовольствием, но которые не только развлекают, а еще и развивают. Часть таких игр можно применять в компании детей, а часть можно проводить и с одним-двумя детьми. Важный момент: взрослый не должен просто дать задание детям и молча наблюдать за тем, как они справляются: ему самому надо стать участником такой игры.
Названия игр условные, вы можете придумать что-то другое.
«Болталка»
Эта игра, как я слышал, традиционно применяется при обучении юных журналистов. Журналисту же приходится иногда не только писать тексты, но и вести прямой эфир. И каждая пауза, заминка в прямом эфире – это катастрофа. Поэтому нужно учиться говорить без пауз, быстро подбирать слова для выражения своей мысли. Игра этому и учит.
Для игры нужно несколько участников – желательно не менее трех, но, в крайнем случае, можно играть и вдвоем. Ведущий (который и сам участвует в игре) произносит несколько связанных по смыслу фраз. Например: «В космосе много звезд и планет, некоторые планеты похожи на Землю. Там может быть жизнь – растения, животные… всякие звери и птицы…»
На слове «птицы» он останавливается и кивает одному из детей. Тот должен начать свою речь со слова «птицы». Что угодно говорить, может быть, и глупое, но не бессмысленный набор слов, а логически связанное. Например, ребенок произносит: «Птицы бывают большие и маленькие, есть птицы, которые летают, а есть нелетающие, например, страусы. Страусы большие, а головы у них маленькие, и у них есть красивые перья».
Ребенок собрался говорить что-то и дальше, но ведущий обрывает его на слове «перья». С этого слова должен говорить следующий участник. Например, он скажет: «Перья когда-то использовали для стрел, когда стреляли из лука. Стрела летела быстро и могла пробить вражеские доспехи. Тогда стреляли из луков и из арбалетов, потому что еще не изобрели ружья». Ведущий останавливает его на слове «ружья», и следующий участник начинает с этого слова. И так по кругу. Если участник совершенно не представляет, что сказать, то пропускает ход.
На каком слове останавливать? Лучше на таком, с которым у детей есть какие-то устойчивые ассоциации, по которому им есть что сказать. Например, «кошка», «дом», «обида», «звезда». Останавливать на словах «мировоззрение», «лаборатория» или «революция», наверное, не стоит (а в речи детей могут встречаться не очень понятные им слова). Я обычно останавливаю на существительных, но, в принципе, можно и на глаголах, и на прилагательных.
Очередность (кто за кем говорит) устанавливается заранее. Обычно по кругу.
Когда завершать эту игру? Зависит от количества участников (желательно, чтобы каждый хотя бы два-три раза успел высказаться). И в любом случае для детей младшего школьного возраста тратить на эту игру более 15 минут не стоит, внимание уже рассеется.
«Сочинялка-запоминалка»
Эта игра более творческая, здесь ребенку уже приходится напрягать фантазию. Но, кроме того, она еще и развивает память.
Здесь тоже желательно несколько участников – но не очень много, не больше пяти-шести. Начинается игра с того, что ведущий произносит короткую фразу, которую следующий участник должен вслух повторить и продолжить своей фразой. Логически связанной. Например, ведущий говорит: «Голодная кошка шла по улице».
Следующий участник произносит, допустим: «Голодная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома, и ей нечего было есть». Третий произносит: «Голодная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома, и ей нечего было есть. Она мечтала, чтобы кто-нибудь ее накормил».
Четвертый: «Голодная кошка шла по улице. Ее выгнали из дома, и ей нечего было есть. Она мечтала, чтобы кто-нибудь ее накормил. И вот один мальчик дал ей сосиску в тесте»… Каждый следующий участник должен произнести всё, что говорилось до него, и добавить свою фразу.
Завершается игра, когда детям становится уже трудно держать в памяти всё, прозвучавшее ранее, когда они начинают сбиваться. Тогда взрослый-ведущий, когда очередь доходит до него, делает заключительный ход: произносит всю ранее сочиненную историю и завершает ее своей последней фразой. Например: «И с тех пор кошка была счастлива».
Здесь тоже желательно не длить игру более 15 минут. Однако может получиться так, что дети увлекутся сочиняемой историей, и тогда надо дать им возможность досочинять, пока не устанут (а если устают, это всегда очень заметно).
«Коллективная сочинялка»
Эта игра, в отличие от «сочинялки-запоминалки», не требует от каждого участника повторять все предыдущее, за счет этого дети могут придумать более длинные фразы. А все остальное происходит так же: ведущий дает начальную фразу, следующий участник дает свое продолжение, следующий – продолжает далее.
При этом если дети не очень маленькие (лет с 9–10) можно проводить игру и в письменном формате – свои фразы они могут в порядке заранее установленной очередности писать на доске (если есть доска) или на листе бумаги. То есть сочиняемая ими история должна фиксироваться.
Если дети еще маленькие и быстро писать им пока трудно, а читать они уже умеют, то записывать их фразы (на доске или на бумаге) должен ведущий. Если есть возможность, хорошо также фиксировать процесс этого коллективного сочинения на видео или аудио.
Так играть, кстати, можно и вдвоем. Например, родитель и ребенок сообща сочиняют историю – каждый по своей фразе. Если играть вдвоем, то можно отойти от правил и дать возможность ребенку сочинить не одну фразу, а столько, сколько у него сходу получится.
Но если у вас коллектив детей, то позволять такой длинный поток фантазии нельзя – потому что на фоне супер-креативных детей другие могут заскучать. Тут нужно четко модерировать: от каждого – по фразе. А если ну ничего не придумывается, то пропускается ход.
И тоже по времени эту игру стоит ограничить 15 минутами – за исключением ситуации, когда играют один ребенок с одним взрослым, времени достаточно и поток детского креатива не остановим. Тогда – до тех пор, пока ребенок не устанет.
«Индивидуальная сочинялка»
Это уже ближе к тому, что в работе с литературно одаренными детьми называется этюдом, то есть с выполнением творческого задания.
Проводить такую игру можно и в устном формате, и в письменном – в зависимости от возраста участников, а если возраста их сильно различаются, то старшие дети могут работать письменно, а младшие – сочинять у себя в голове и потом устно рассказывать.
Детям дается одно и то же задание. Например, сочинить рассказ или сказку, начинающийся с заданной (заранее подобранной!) фразы. Допустим «Змей Горыныч очень не любил чистить зубы, но Баба-Яга его каждое утро заставляла». Дается время (15–20 минут), и каждый сочиняет свой вариант, как можно продолжить эту историю.
За пять минут до окончания заданного времени детям нужно напомнить, что осталось пять минут и что нужно двигаться к завершению. По истечении времени начинается зачитывание вслух того, что они сочинили. Именно зачитывания, без обсуждения, без критики.
Желательно это зачитывание тоже фиксировать на видео, и очень важно это делать, когда маленькие дети устно рассказывают то, что сочинили мысленно. Сам факт такой записи малышам обычно нравится, он придает в их глазах значимости их занятию.
После того, как все прочитали, что у них получилось, взрослый может и высказаться по этим историям, отметить их сильные стороны, дать какие-то советы на будущее. Критиковать и отмечать недостатки нельзя! Это ведь не лит. студия, куда приходят уже серьезно мотивированные дети, а просто игра. Впрочем, такие игры проводятся и на занятиях лит. студий, и вот там критический разбор вполне допустим.
Нелишне напомнить, что если игра проводится письменно, то ведущий должен заранее позаботиться о наличии бумаги и ручек-карандашей. Иначе масса времени уйдет на поиск того, чем писать и на чем писать.
«Подбор прилагательных»
Эта игра уже ближе не к литературному творчеству, а к освоению русского языка. Можно играть с одним ребенком, можно играть с детским коллективом (в последнем случае в игру вносится элемент соревнования). Здесь желательно, чтобы все дети-участники были одного возраста, и лучше, если помладше. Для ребят 10–12 лет эта игра уже может показаться не такой интересной.
Заключается игра в том, что ведущий дает детям какое-то существительное (по возможности его нужно крупно написать на доске или на чем-то, что будет хорошо видно детям). А дети по очереди (напоминаю, что порядок очередности нужно установить заранее, иначе возникнут крик и неразбериха) предлагают прилагательные, подходящие к этому существительному.
При этом если игра идет с коллективом детей, то каким-то образом нужно фиксировать, кто из детей какое прилагательное предложил. Например, если есть доска или большой лист бумаги, то можно нарисовать такую таблицу:
Побеждает тот, кто придумает больше разных прилагательных (разных – то есть описывающих разные качества, поэтому белая, черная, рыжая засчитаются за одну позицию, равно как и маленькая, и большая).
В принципе, можно упростить детям задачу, разрешив использовать не только прилагательные, но и причастия. Особенно если дети достаточно маленькие и отличать причастия от прилагательных еще не умеют.
Очень хорошо, если участники игры не просто выкрикивают свои предложения с места, а подходят к доске или к листку бумаги (который можно прикрепить скотчем к стене) и сами пишут свои варианты. При этом в спорных случаях они должны обосновать свой выбор, то есть объяснить, почему к слову «кошка» можно применить, например, прилагательное «ослепительная».
Также эту игру можно разнообразить, дав задание придумывать к заданному слову такие прилагательные, которые к нему абсолютно не подходят. Например, в случае существительного кошка у нас могла бы быть такая таблица:
Времени на такую игру можно выделить и больше 15 минут, но тут критично количество участников. Если их будет слишком много (например, человек 10–15), то многие дети просто не успеют ничего высказать, потому что когда до них дойдет очередь, все лежащие на поверхности варианты уже будут взяты.
И еще, в отличие от предыдущих игр, здесь ведущему лучше самому не участвовать. Его знания и эрудиция дадут решающий перевес, и дети почувствуют несправедливость. Однако ведущий здесь не просто молча наблюдает и фиксирует детские предложения, а еще и комментирует, показывает, какие варианты более ожидаемы, а какие нестандартны.
Напоследок повторю: литературно-языковых игр существует множество, я рассказал лишь о тех, которые чаще всего применяю для работы с младшими школьниками. Существует также много литературы на эту тему, много разных наработок и у профессиональных педагогов, и у обычных родителей. Существует множество сетевых ресурсов с описанием подобных игр. А, кроме того, такие игры ведь можно и придумывать самостоятельно. И лучше всего – вместе с вашими детьми”.
Советуем почитать:
Л. Малышева, «Игра словом» // М., «Знание», 198
Е. Синицына, «Умные слова» // М., «Лист», 1997
«Смекалка для малышей» // М., «Омега», 1994;
С. Федин, «Лучшие игры со словами» //М., «АЙРИС ПРЕСС», 1999;
Т. Рик, серия «Веселые учебники» // М., «Самовар», АСТ
Виталий Каплан
Сайт журнала «Фома»