Дневной сон в ДОО. Требования к организации и особенности проведения. (консультация для воспитателей)


Одевание

Дошкольников приучают самостоятельно следить за своим видом, своевременно поправлять воротник, заправлять рубашку в брюки, причесываться.

В конспекте режимного момента «Одевание» в старшей группе можно указать следующие задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к своим вещам, аккуратность.
  • Закреплять правильный алгоритм одевания.
  • Совершенствовать навыки застегивания пуговиц, молний, завязывания шнурков.
  • Повторить название и назначение одежды, цвета, понятия «лево» и «право».

Перед сборами на прогулку воспитатель вместе с детьми приводит группу в порядок, раскладывает игрушки по местам. Одевается каждый ребенок возле своего шкафчика. Важно, чтобы воспитанники не разбрасывали свою одежду, аккуратно сворачивали вещи, убирали сменную обувь. В зимнее время можно повесить на видное место алгоритм одевания и раздевания в картинках. При необходимости с детьми проводится индивидуальная работа, практические приемы демонстрируются на куклах.

Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка ко сну в условиях детского сада?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Смоленского района Смоленской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как подготовить ребенка ко сну в условиях детского сада?»

Подготовила

Воспитатель первой квалификационной категории

Тимофеева Людмила Петровна

2021

Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?

Однозначного ответа нет, все зависит от конкретного ребенка – его темперамента, состояния здоровья и особенностей проведенного дня.

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать 1- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь укладывают ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании укладывают в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения должны быть спокойные, мягкие, речь тихая, ласковая. Укладывание и подъем детей проводиться в спокойной обстановке.

Заранее нужно дать установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Дашенька, — уложила куклу спать.» и т. п.

Беспокойное, длительное засыпание ребенка непосредственно отражается на дальнейшем течении всего сна, делает его неглубоким, тревожным. Поэтому так важно, чтобы перед сном дети находились в состоянии умеренной усталости от предшествующей деятельности, но не были переутомлены. Программой воспитания и обучения в режиме дня сну отводится постоянное время, что способствует выработке у ребенка устойчивого положительного рефлекса на время и облегчает процесс засыпания.

Суточная потребность ребенка во сне удовлетворяется, в основном, за счет ночного сна, который, как правило, проходит в домашней обстановке. Взрослые должны понимать значение ночного сна, создавать необходимые условия для его нормального протекания. Мы настойчиво разъясняем родителям, что необходимо своевременно укладывать детей, не устраивать непосредственно перед сном шумных, возбуждающих нервную систему игр.

Несколько советов родителям по подготовке

малышей ко сну:

• Не допускайте шумных подвижных игр за несколько часов до сна;

• По возможности прогуляйтесь всей семьей около дома, чтобы организм получил как можно больше кислорода;

• В теплое время года форточку в спальне можно оставлять открытой всю ночь, зимой достаточно проветрить комнату перед сном;

• Создайте спокойную, умиротворяющую вечернюю обстановку;

Следуя этим несложным советам, вам не составит труда позволить своему ребенку насладиться здоровым сном, полезным и приятным.

Умывание

На шестом году жизни детей приучают самостоятельно выполнять гигиенические процедуры на основе понимания их пользы и необходимости. Конспект режимного момента «Умывание» в старшей группе может включать в себя следующие задачи:

  • Формирование потребности мыть руки после визита в туалет, в случае их загрязнения и перед едой.
  • Закрепление знаний о различных предметах гигиены (расческа, мыло, зубная щетка, полотенце и т. д.)
  • Доведение до сознания важности личной гигиены.
  • Воспитание положительного отношения к процессу умывания.

Педагог использует в работе плакаты с рисунками и короткими подписями, стихи, загадки о предметах гигиены. Он следит, чтобы ребятишки закатывали рукава, правильно пользовались мылом, не разбрызгивали воду, закрывали кран, вытирались индивидуальными полотенцами и вешали их на место. Сравнение с другими детьми лучше не использовать. Полезнее замечать личный прогресс каждого воспитанника («Сегодня ты сам вспомнил, что надо закатать рукава»).

Конспект режимного момента «Прогулка» в старшей группе

В дошкольных учреждениях много внимания уделяется укреплению здоровья воспитанников, их физическому развитию, профилактике утомления. Прогулка проводится два раза в день: после образовательных занятий, а также после полдника. В это время малыши дышат свежим воздухом, играют в подвижные игры. Им разрешается шуметь и свободно бегать по площадке. Прогулка может быть отменена, если на улице сильный ветер, ливень или температура ниже -15 °С.

В старшей группе проведение режимных моментов обязательно связывается с временем года, темами образовательной программы. Структура прогулки включает следующие элементы:

  • Наблюдение. Оно может длиться от 15 до 25 минут, проводится ежедневно и связано с сезонными изменениями. Дошкольники наблюдают за работой взрослых, различными явлениями природы, насекомыми и птицами, изучают растения.
  • Подвижные игры. Оптимальное их количество во время прогулки — 3-4. Старшие дошкольники любят соревнования и эстафеты. Их можно знакомить со спортивными играми: волейболом, футболом, хоккеем, бадминтоном, баскетболом.
  • Труд. Дети могут работать с граблями, лейками и лопатами. Их привлекают к уходу за цветником и огородом, уборке осенних листьев, расчистке снега.
  • Самостоятельные игры. Ребятишки могут отправиться в воображаемое путешествие, превратиться в летчиков, пиратов или моряков. Воспитатель создает условия для развития сюжетных и строительных игр. В качестве материалов могут использоваться песок, камешки, вода или снег.
  • Индивидуальная работа с детьми по формированию отстающих навыков.

Оформление конспекта режимных моментов в старшей группе

Воспитатель должен заранее спланировать свои действия, направленные на формирование у ребятишек необходимых навыков самообслуживания. Для этого составляется конспект проведения режимных моментов. В старшей группе особое внимание уделяется «проблемным зонам», а также осознанному отношению детей к гигиеническим процедурам.

При планировании соблюдается следующая структура:

  • Указание темы мероприятия («Дежурство в столовой», «Подготовка к дневному сну», «Умывание»), а также группы, для которой оно разработано.
  • Цель. Обычно она определяется как закрепление навыков самообслуживания во время одевания, приема пищи, умывания и т. д.
  • Задачи. Они поясняют, каким образом воспитатель собирается выполнять поставленные цели. Задачи делятся на развивающие, воспитательные и образовательные. Первые направлены на обучение детей практическим умениям (завязывание шнурков, использование вилки и ножа). Воспитательные задачи формируют потребность в порядке и чистоте, знакомят с правилами поведения, вежливого общения. Образовательные задачи расширяют представление об окружающем мире. Так, в процессе умывания с детьми можно провести беседу о микробах, а на обеде больше узнать о профессии повара.
  • Методы. Воспитатель может использовать словесное объяснение, наглядные пособия с алгоритмами действий или демонстрацию практического навыка.
  • Оборудование. Если дело происходит в столовой, то им станет посуда, скатерть, салфетки. В ванной комнате эту роль выполняют мыло, полотенце. Иногда применяются наглядные пособия, на которых проиллюстрирована последовательность умывания или одевания.
  • Ход мероприятия. Здесь подробно описываются все действия педагога, пояснения, которые он дает ребятишкам, стихотворения, загадки, сказки и т. д.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]