Вопрос об охране и укреплении физического состояния детей считается одним из самых важных практически во всех детских садах. В этом направлении работа проводится, опираясь на соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм, правильный подход к организации сбалансированного питания, системные закаливания детей, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия.
На сегодняшний день физкультура для детей в ДОУ имеет особое значение. По данным статистики, в России за последние годы увеличилось до 60 % количество детей, возрастом от 3 до 7 лет, которые отличаются функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Основной задачей детского сада является правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку для того, чтобы положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.
Важность физической культуры в детском саду для обычных детей и детей с ОВЗ
Именно физкультура является для большинства детей возможностью в будущем стать полноценными членами общества. Если правильно заниматься с малышом дошкольного возраста физическими упражнениями с понятной им проблемой, он будет учиться взаимодействовать с ровесниками, стремясь к первым достижением и развитию.
Что касается детей с ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья), для них существует индивидуальный подход, учитывающий следующие особенности:
- коррекционно-компенсаторная работа. Подразумевает подбор упражнений, учитывающий основные и возможные сопутствующие недуги. В этом случае принято использовать комплексный подход, способствующий развитию физических способностей;
- профилактические меры. Эта часть относится к наиболее важным, так как позволяет повышать тонус жизненных сил, а также здоровья, улучшать общее самочувствие и укреплять иммунитет;
- психология. Нередко основной причиной поведения дитя асоциального характера является неуверенность в себе и в собственных силах. В результате малыш не понимает своей роли в обществе и не умеет взаимодействовать с ровесниками. Поэтому комплексный подход призван помочь ребёнку преодолеть подобные проблемы;
- физкультура с детьми с ОВЗ в ДОУ также включает в себя образовательное воспитание. Это значит, что все дети с подобными проблемами должны обучаться спортивной культуре, а также правилам соревнований, что поможет им получить навыки работы с другими детьми в команде и впоследствии сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.
Обратите внимание! К основным упражнениям для детей с ОВЗ относятся такие занятия, которые направлены на приобретение важнейших бытовых навыков, сюда включены мелкая моторика рук, микро ориентировки, а также движение ног. Все эти упражнения всегда основываются на положениях о физических и психологических особенностях малыша, а также специальных методических принципах работы с каждым из них.
Для дитя без отклонений физические занятия также играют очень важную роль. Упражнение способствует не только укреплению здоровья, а и физическому развитию. Физкультура способна помочь умственной активности, а также благоприятно воздействует на организм в целом. В этом плане воспитатели предпринимают следующие меры:
- Утренняя зарядка. Она всегда благоприятно влияет на повышение работоспособности, а также улучшает самочувствие на целый день.
- Кратковременные вставки физических упражнений. Они призваны снимать утомление и повышать умственную способность, чтобы избавить ребёнка от чувства переутомления.
- Различные виды закаливания с разрешения родителей. Проведение физкультурных праздников, которые призваны не только улучшать самочувствие, а и способствовать физическому развитию, положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, что в будущем поможет ему воспринимать физические упражнения, как способ повышения настроения.
- Кроме утренней гимнастики, сюда включены такие её виды, как пальчиковая, артикуляционная и дыхательная.
- Для каждой группы всегда составляются особенные режимы двигательной активности, в которых, помимо организованных разновидностей упражнений по физкультуре, в режим дня дошкольников включены самостоятельные подвижные игры, учитывающие их индивидуальные и возрастные особенности.
Выбор вида спорта для ребенка
Впрочем, некоторые общие рекомендации сформировать на основе сказанного все-таки можно. Обращаем ваше внимание, что эти рекомендации прекрасно подойдут не только при выборе секции для ребенка, но и для взрослых, которые раньше не занимались спортом хоть сколько-нибудь серьезно, но еще не успели нажить особых проблем со здоровьем и хотят заняться профилактикой, «пока не началось». Во-первых, при выборе спортивной секции следует обращать внимание не только на моду, престижность (теннис, горные лыжи), предполагаемую практическую полезность (бокс, карате) или зрелищность (фристайл, паркур, фигурное катание) рассматриваемого вида спорта, но в первую очередь на вовлечение в тренировочный процесс максимального количества мышц организма и масштабируемость нагрузок, а во вторую очередь на травмобезопасность. Во-вторых, обязательно нужно помнить, что основной задачей являются не спортивные достижения, а накопление «запаса здоровья». Поэтому физкультурно-оздоровительные секции в данном случае предпочтительнее профессиональных спортивных федераций — у тех другие цели и задачи. Исходя из этих критериев, можно выделить следующие виды спорта, наилучшим образом отвечающие созданию «запаса прочности» при тренировках в физкультурно-оздоровительном режиме.
Особенности физкультуры в современных детских садах
Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.
Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:
- организация такого оздоровительного комплекса, который способствует формированию оптимальной последовательности движения и постепенных наращиваний физической нагрузки, что в дальнейшем будет способствовать укреплению иммунитета ребенка, а также положительно воздействует на стимуляцию психофизиологического развития. Это позволит предупредить развитие множества патологических изменений в организме;
- удовлетворение возрастных потребностей в физических упражнениях, которые должны восприниматься каждым ребёнком, как «мышечная радость», а воспитателями, как основное средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Во время подобных занятий по физической культуре малыши не только постигают особенности и возможности своего тела, а и общаются с ровесниками посредством соревнований по внимательности и ловкости.
Универсальные (для мальчиков и девочек):
Бодибилдинг — этот вид спорта, пожалуй, следует признать одним из лучших для указанной цели, в особенности для ребенка, не имеющего опыта спортивных занятий. Огромное количество (тысячи, если не десятки тысяч) упражнений и их вариантов, наилучшая из всех рассматриваемых видов спорта дозируемость нагрузки позволяют проработать все мышцы по индивидуальной программе, причем на любом уровне подготовленности занимающегося. А работа с отягощениями, особенно со штангой и гантелями, позволяет наработать разнообразные стереотипы движений, применимые в реальной жизни. Плюс к этому, самой по себе целью данного вида спорта является увеличение мышечной силы и массы и гармоничное развитие мышечной системы, то есть основная цель занятий совпадает с основной целью занимающегося в нашем случае. Бодибилдинг целесообразно дополнять игровыми видами спорта (в облегченном режиме занятия для удовольствия, а не на результат) для дополнительного развития координации движений и скоростно-силовой выносливости. Либо, наоборот, использовать в качестве корректирующего воздействия (1-2 тренировки в неделю) при основном занятии другими видами спорта, либо в качестве предварительной подготовки к началу занятий чем-то еще.
Плавание — этот вид спорта (как и любые водные виды спорта, включающие плавание: водное поло, синхронное плавание и т.д.) также предлагает достаточно универсальную нагрузку, так или иначе включающую в работу все мышцы нашего организма. Для наилучшего результата следует разнообразить используемые стили плавания и виды нагрузок (плавание по поверхности на груди и на спине, плавание под водой, ныряние, плавание по течению и против течения и т.д.) на каждой тренировке. Девочкам необходимо помнить о том, что серьезные занятия плаванием формируют характерные особенности фигуры (развитый плечевой пояс и мышцы спины, т.н. «фигура пловчихи»). В качестве дополнительной пользы плавание развивает умение, которое может пригодиться в реальной жизни.
Велосипедный спорт — в последние годы велосипед становится все более часто используемым повседневным видом транспорта в нашей жизни. И это отлично, поскольку езда на велосипеде, вопреки распространенному мнению, включает в работу не только ноги, но и все мышцы нашего организма. Кроме того, велосипед, как и плавание, является отличным кардиотренингом. Необходимо только напомнить, что при езде на велосипеде ребенок в обязательном порядке должен пользоваться защитными приспособлениями (шлем, налокотники, наколенники, перчатки) и соблюдать ПДД при движении или пересечении транспортных магистралей. Дополнительная польза очевидна — использование велосипеда в современном городе зачастую позволяет добираться до нужного места ничуть не медленнее, чем на автомобиле. Необходимо отметить, что велосипедная «акробатика», очень модная в последние годы, отличается повышенной травмоопасностью и рекомендована для наших целей быть ни в коем случае не может. Только спокойная езда.
Скалолазание — этот вид спорта, сейчас переживающий в России «второе рождение», также предлагает достаточно разнообразную физическую нагрузку и развивает отличные двигательные стереотипы, применимые в повседневной жизни. Недостатком является, пожалуй, только слабая возможность дозирования нагрузок — все тренировки происходят с собственным весом занимающегося и уровень нагрузки регулируется в основном продолжительностью тренировки.
Многоборье (видов многоборья существует множество, описываемые достоинства характерны практически для любого из них, но в данном случае мы в первую очередь имеем в виду классические легкоатлетические многоборья) — незаслуженно забытый в наше время комплексный вид спорта, который во время СССР являлся основой общей физической подготовки во многих ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школах). В настоящее время адаптированная и специализированная система многоборья является основой подготовки солдат, сотрудников силовых ведомств и МЧС России. Большое количество сложных многосуставных движений позволяет достаточно качественно проработать все мышцы, вдобавок развивая полезные двигательные стереотипы, координацию движений и скоростно-силовую выносливость. «Недостаток» у этого вида спорта один — сегодня вы практически нигде не найдете надлежащих условий для занятий и тренеров, способных помочь вашим детям добиться в этом виде спорта хорошего результата. Своеобразной разновидностью и «наследником» многоборья можно назвать паркур — максимально быстрое передвижение без остановки в обычных городских условиях с преодолением любых препятствий (заборы, стены, перила, лестницы и т.д.), встречающихся на пути. Это, несомненно, интересный и перспективный вид спорта, но отличается достаточно высокой травмоопасностью, требует высокого уровня физического развития сам по себе и поэтому для поставленных нами целей не подходит.
Хайкинг (другое название «скандинавская ходьба», т.е. ходьба с лыжными палками, а также возможен и бег с лыжными палками, который еще в годы СССР использовали лыжники в летнее время) — несмотря на распространенное мнение, что это спорт «для старушек», хайкинг позволяет тренироваться с достаточно серьезными нагрузками даже людям в очень хорошей физической форме. Главное его достоинство — минимум оборудования и доступность где угодно. Классический страх детей и многих взрослых — смеются окружающие. Посмотрим еще, кто будет смеяться через 15 лет. Лучше сейчас ходить с лыжными палками, чем потом с ортопедическими. После освоения базовой техники вполне пригоден для самостоятельных тренировок. Лишь бы терпения хватило для регулярных занятий в этом случае, у детей (да и у взрослых, что уж греха таить) с этим чаще всего проблемы.
Стандартные комплексы упражнений
Если ребёнок постоянно выполняет зарядку, у него повышается аппетит и активность на весь день. Все упражнения подобраны таким образом, чтобы воздействовать на мышцы позвоночника, шеи, поясницы, плеч, конечностей и таза. Основная цель, которую преследуют воспитатели, это воздействие на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также профилактика такого заболевания, как сколиоз.
Лучше всего зарядку подводить на свежем воздухе, что и пытаются делать все воспитатели в тёплые поры года, а зимой хорошо подойдёт проветренное помещение, обычно это спортивный или музыкальный зал. Очень хорошо на организм дитя влияет гимнастика одновременно с закаливанием. В дальнейшем это положительно воздействует на иммунную систему и устойчивость организма малыша ко многим заболеваниям.
Комплекс упражнений включает в себя три этапа:
- вводная часть. Зарядка (вращения головой, круговые движения руками, повороты туловища, наклоны);
- основные упражнения. Растяжка мышц рук, ног и спины, приседания с постепенным увеличением повторений, отжимания (по возможности);
- заключительная часть. Легкий бег с переходом на шаг, встряхивание мышц для расслабления.
Первый этап включает в себя различные виды ходьбы, а также бега, которые необходимы для постепенной активации различных групп мышц. Далее можно приступать к таким упражнениям, которые будут способствовать укреплению и силе мышц, а также подвижности в суставах, формировании осанки и координации. Что касается заключительной части, сюда обычно входят некоторые виды гимнастики и умеренная ходьба.
Преимущественно для мальчиков:
Спортивная (силовая) гимнастика или акробатика, а также «дворовые» или «уличные» ее варианты (в основном включающие в себя упражнения на перекладине и с собственным весом, такие, как отжимания, «пистолетик» и т.д.) — прекрасный способ очень серьезно повысить собственные физические возможности. Большое разнообразие нагрузок и количество выполняемых движений включает в работу мышцы всего организма, вырабатывает полезные в повседневной жизни стереотипы движений. В качестве недостатка можно отметить более высокие риски получения травм, чем в универсальных вариантах. Собственно, поэтому эти виды спорта и считаются традиционно более мужскими, не так ли?
Гиревой спорт — при минимальном необходимом снаряжении (пара гирь или даже одна гиря в минимальной постановке вопроса) гиревой спорт позволяет добиться очень высоких силовых результатов, повысить координацию движений, скоростно-силовую выносливость, наработать сложные двигательные навыки и стереотипы. Полезны как базовые упражнения с гирями — рывок, толчок, жим, так и жонглирование, различные специальные упражнения, разработанные позднее. При достаточной фантазии с гирями можно получать весьма впечатляющие результаты. Недостаток примерно тот же, что и у многоборья, — очень плохо с тренерами. А без правильной техники при самостоятельных занятиях либо будет снижен результат, либо повышен риск получения травмы.
Борьба или единоборства — борьба в данном случае является более предпочтительной по сравнению с видами спорта, допускающими ударную технику. И даже в этом случае, в связи с гораздо более высокой травматичностью по сравнению с другими рассматриваемыми видами спорта, стоит серьезно подумать, прежде чем отдавать ребенка в «боевые» секции. Эти виды спорта тоже дают нагрузку на все мышцы организма, но и проблем приносят немало. Основным преимуществом боевых искусств считается развитие способности к самозащите. Однако в современном обществе этот фактор играет далеко не определяющую роль, большинству людей в жизни вообще не приходится вступать в конфликты с применением физического насилия, либо такие случаи в течение жизни единичны. Конечно же, лучше уметь и ни разу не получить шанса применить, чем не уметь, когда это вдруг понадобится… Но с другой стороны, микротравмы и иногда более серьезные повреждения (они при серьезных занятиях неизбежны, причем гораздо чаще, чем в повседневной жизни) практически сводят на нет полезные эффекты от роста физических возможностей. Одна из самых больших групп наших «спортивных» пациентов, к примеру — бывшие борцы и «рукопашники». То есть данные виды спорта полезны больше для других целей, не тех, которые рассматриваются в данном материале.
Не самый оптимальный спорт для детей
А вот видов спорта преимущественно для девочек, пригодных для наших целей, к сожалению, попросту нет. Можно было бы назвать популярные художественную гимнастику или фигурное катание, но эти виды спорта в силу своей специфики провоцируют, во-первых, гипермобильность суставов, во-вторых сколиозы, в-третьих — достаточно травмоопасны и некомфортны для суставов в целом. Яркий пример «пользы» фигурного катания для здоровья — Евгений Викторович Плющенко (знаменитый российский фигурист, двукратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, завоевавший также огромное количество других спортивных наград на чемпионатах высочайшего уровня), у которого в процессе занятий фигурным катанием с нагрузками крайне высокой интенсивности, выполнением сложных прыжков возникли серьезные проблемы с позвоночником и необходимость вмешательства нейрохирургов. Насколько опасны высокие нагрузки для опорных суставов говорит и пример Алексея Константиновича Ягудина (знаменитый российский фигурист, соперник Е.В. Плющенко, олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира) — он вынужден был прекратить спортивную карьеру из-за серьезных проблем с тазобедренным суставом. Это лишь наиболее известные случаи, о многих мы просто не знаем. Конечно, при снижении интенсивности нагрузок снижается и риск, но не в достаточной степени, чтобы вообще избежать проблем. О типичных проблемах у девочек, в детстве занимавшихся бальными танцами, фигурным катанием и художественной гимнастикой, вам расскажет любой врач, занимающийся заболеваниями суставов. Поэтому данные виды спорта сами нуждаются в дополнительных корректирующих занятиях и уж точно не могут служить поставленной цели сами по себе. Впрочем, универсальные виды спорта предлагают достаточно широкий выбор, которым девочки могут свободно пользоваться наравне с мальчиками.
А как же игровые виды спорта (футбол, хоккей, регби, теннис и т.д.), спросите вы? В первую очередь следует отметить намного меньшее разнообразие возможных нагрузок в таких видах спорта. Вторым важным недостатком является сравнительно высокая травматичность (эта группа пациентов у нас даже крупнее «боевых» спортсменов). Несмотря на преимущества, которые подобные виды спорта предоставляют в части развития координации, скорости реакции и т.д., их использование для целей развития максимально возможной мышечной массы и силы менее целесообразно, чем рассмотренных выше видов спортивной нагрузки. Многие из таких видов спорта (теннис, метания, стрельба из лука, гребля на каноэ и др.) вообще предполагают ассиметричную нагрузку, что провоцирует развитие сколиозов. Грамотный тренер, конечно же, будет заставлять ребенка прорабатывать обе руки одинаково, но это встречается далеко не всегда, а для некоторых видов спорта просто затруднительно делать. А вот гребля на байдарках, к примеру, довольно полезна для профилактики сколиозов.
Упражнения, используемые на занятиях
Физические упражнения должны быть разработаны для того, чтобы дети могли освоить различные формы и возможности движения, развивать и совершенствовать требуемые для этого навыки. Все занятия должны проводиться в игровой форме.
Можно использовать упражнения, при которых ребята учатся лазать, целенаправленно ловить и бросать, прыгать, ритмично двигаться, быстро бегать, выполнять задания парами, пользоваться инвентарем (мячи, скакалки, веревки, маты).
При разработке занятий не нужно забывать, что большой плюс – это музыка. Физкультура в детском саду с использованием музыкального сопровождения помогает развить чувство такта и ритма. Да и просто улучшает настроение. Упражнения, которые выполняются под любимые звуки детских песен, доставляют большое удовольствие детям. Ведь они могут подпевать и ассоциировать себя с любимым персонажем.
Организация занятий
Физкультура в детском саду должна способствовать развитию моторики у детей, создавать у них положительную мотивацию, но прежде всего — радовать их. Чтобы достичь этого, инструктор при организации занятий должен ориентироваться на интересы и способности детей, на актуальные потребности, а также на имеющиеся помещения и их оснащение инвентарем. При всем этом необходимо соблюдать следующие принципы:
- Программа физической культуры должна содержать в себе большое число разнообразных подвижных упражнений и игр, также нужно предоставлять достаточное количество времени для выполнения каждого упражнения.
- Занятия должны соответствовать развитию детей, то есть необходимо исключить завышенные или заниженные требования.
- Детям нужно предоставить достаточно возможностей для совершенствования и развития способностей и навыков, а также для тренировок самостоятельно.
- Инструктор физкультуры в детском саду реализует индивидуальный подход по отношению к каждому ребенку: создаются подгруппы детей исходя из состояния здоровья и их темпов физического развития; на занятиях ведется наблюдение за самочувствием детей; меняется содержание и нагрузка занятий в соответствии с особенностями каждого из детей.
- Следует помнить, что лучшего результата можно достичь с помощью многократных повторений, но самый лучший способ обучения – это личный пример.
- Желательно пытаться избегать упражнений, когда дети соревнуются индивидуально. Лучше организовать командные состязания.