Особенности организации и проведения экологических экспериментов в детском саду


Экологические эксперименты в ДОУ

Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

II. Практическая часть.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.

(Участники проходят в «лабораторию»).

Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов. (Педагоги по ходу рассказа ходят с ведущим и выполняют опыты и смотрят что получилось.

).

Сказка называется:

«Путешествие цыплёнка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный цыплёнок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленькую муху. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать? Ребята, а у кого есть увеличительное стекло? А давайте его сделаем сами.

Опыт №1

. (
Нужно взять трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды. Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
) Вот мы и разглядели муху.

Неподалеку цыплёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Потом цыплёнок увидел, что рыбки то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Объясните, как это у них получается?

Опыт № 3
(Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Почему так происходит? Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.)

Картотека опытов и экспериментов по экологии

Картотека опытов и экспериментов по экологии

(в старшей группе)

Картотека
опытов и экспериментов
для старших дошкольников.

Опыт № 1 «Волшебные приборы»

Цель: знакомство с приборами, помогающими экспериментированию.

Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем;

дать возможность при помощи взрослого узнать назначение указанных приборов, объяснить, что они помогают определять состояние природных объектов, чтобы люди знали, какие меры надо принимать по их сбережению;

развивать у детей интерес к опытнической деятельности; воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Материал:лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.

Ход.

На столе — микроскопы, лупы. Детям поясняется, что людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе — лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло… камнем. Да-да, прозрачным камнем — отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко — линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое другое. Детям предлагается посмотреть в лупу на листья. . После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.

Итог. Оптические приборы дают возможность исследовать невидимые глазом объекты.

Опыт № 2 «Что нужно для питания растения?»

Цель: установить, как растение ищет свет.

Задачи: установить, как растение ищет свет, без света питание растений не образуется;

дать понять детям, что за растениями нужно ухаживать, помогать природе развиваться;

уточнить, что для питания растений необходим не только свет, но и влага в почве, воздух; воспитывать бережное отношение к растениям.

Материал. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Ход. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итог. Без света питание растений не образуется.

Опыт № 3 «Что выделяет растение?»

Цель: установить, что растение выделяет кислород.

Задачи: дать возможность детям понять необходимость дыхания для растений;

развивать чувство сопричастности с природой в отношении к растительному миру;

воспитывать экологическую культуру.

Материал. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Итог. Растения выделяют кислород.

Опыт № 4 «Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель: доказать, что корешки растения всасывают воду.

Задачи: уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции;

дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что растения весте с водой всасывают и другие вещества, находящиеся в почве;

развивать мышление, умение самостоятельно делать выводы;

воспитывать бережное отношение к растениям.

Материал. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итог. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

Опыт № 5 «Выращивание растений из морковных верхушек

»

Цель: закрепить, что необходимо для выращивания растений.

Задачи: дать возможность детям на примере моркови убедиться, что и в песке тоже может произрастать растительность;

убедить детей, что растение вырастет, если будет достаточно влаги и света;

воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Материал:

песок, мелкая емкость, верхушки моркови.

Ход. Наполните емкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки моркови в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели. На верхушках вырастут зеленые стебли, листья.

Итог. Для выращивания растений необходим свет, влага.

Опыт № 6 «На свету и в темноте»

Цель:

определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений;

дать возможность детям самостоятельно сделать умозаключение, что, раз лук на свету позеленел, значит, в нём образовалось питание и, значит, свет необходим для роста и развития растений;

закладывать в детях зачатки экологического мышления.

Материал. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итог. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

Опыт № 7 «Лабиринт»

Цель: установить, как растение ищет свет.

Задачи: предоставить возможность детям самостоятельно установить, что, если много света – растению хорошо, оно зеленеет, мало света – растению плохо;

закрепить понятие «свет», знание его значения для всего живого;

воспитывать пытливость сознания, логическое мышление.

Материал. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Ход. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

Итог. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.

Опыт № 8 «Солнце дарит нам тепло и свет»

Цель: дать представление детям о том, что Солнце является источником тепла и света.

Задачи: познакомить детей с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами;

дать возможность детям с помощью взрослого на научной основе узнать, что Солнце – это раскалённое небесное тело, солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от неё нагревается воздух;

вспомнить, что тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх;

развивать у детей умение рассуждать, связывать природные явления с экологической точки зрения.

Материал:

настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.

Ход. Детям предлагается представить, что электрическая лампочка — это Солнце. Подставьте ладошку. (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце — это раскаленное небесное тело. Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии.

Итог. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

Опыт № 9

1. «Влияние солнечного света на жизнь на Земле

»,

2. «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»

Цель: расширение знаний детей о Солнце.

Задачи: уточнить знания детей о том, что на солнечной стороне растительность пышная, яркая, зелёная, а в тени – растительности меньше;

подвести детей к пониманию того, что солнечные лучи согревают Землю, тёплая почва благоприятна для корней растений, грибов и другой растительности;

уточнить, как сами дети чувствуют себя при солнышке;

познакомить детей, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч;

воспитывать любовь к природе.

1.Материал: 2 камешка.

Ход. Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое вре­мя проверяют, какой камешек теплее.

2.Материал:

противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Ход. Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний — в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Итог. Солнце даёт свет и тепло, необходимые для жизни. Солнечный луч состоит из цветов, напоминающих огоньки. Так он отражается на Земле.

Опыт № 10 «Росток»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о воде, воздухе, почве.

Задачи: закрепить знания детей о необходимости воды, воздуха и почвы для роста и развития растения;

дать возможность детям самостоятельно провести опыт с начала до конца, почувствовать своё участие в экспериментах с природными объектами; воспитывать уважение к профессии учёного.

Материал. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Ход. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

Итог.

Почва, вода, воздух необходимы для роста и развития растений.

Опыт №29 «Жизненный цикл мушек

»

Цель: познакомить детей с жизненным циклом мушек»

Задачи: дать возможность детям почувствовать себя настоящими экспериментаторами в процессе наблюдения за жизненным циклом мушек;

дать возможность детям при помощи взрослого узнать о том, как появляются мушки дрозофилы, как избегать их появления;

воспитывать аккуратность в еде фруктов, тщательно их мыть, после еды не оставлять огрызков или кожуру, соблюдать экологическую чистоту фруктов.

Материал:

банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).

Ход. Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.

Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых, в конце концов, появляются мушки.

Итог. Мушки быстро появляются, если фрукты оставлять открытыми и в тепле, поэтому фрукты надо держать в холодильнике.

Опыт №31 «Как устроены перья у птиц»

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого научиться рассуждать, для чего птицам нужны маховые и пуховые перья;

развивать любознательность;

воспитывать любовь к птицам.

Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

Ход. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).

Итог. Крылья птицам нужны для того, чтобы летать.

Опыт №32 «Радуга в небе»

Цель: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр.

Задачи: расширять знания детей о природном явлении – радуге: отчего в небе бывает радуга, при какой погоде, какая она по форме…

дать возможность детям при помощи взрослого узнать об учёном Исааке Ньютоне, открывшем белый цвет;

дать возможность детям самостоятельно сделать мыльные пузыри и объяснить, как они это сделали и что они напоминают;

развивать сообразительность.

Материал:стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Ход. Показ картинки «Радуга». Воспитатель предлагает детям взять небольшие миски, налить воды чуть больше половины миски. Поставить зеркало в воду под наклоном. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не появятся все семь цветов. Дети выполняют опыт. Игра «Сделаем мыльные пузыри». Дети самостоятельно подбирают необходимые материалы. Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. Дети играют с пузырями.

Итог. Радуга – это свойство света превращать луч солнца в разноцветные огоньки – радугу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]