Развитие мышления дошкольника
Чтобы выяснить, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, нужно знать, как малыш на определенном этапе жизни осмысляет полученную информацию и систематизирует ее.
Понимание возрастных закономерностей развития мыслительных процессов сделает общение дошкольника и взрослого более приятным и продуктивным.
Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений. Родителям нужно знать о видах мышления, которые соответствуют возрастным особенностям.
Грамотно подобранные игры, совместная деятельность оказывают положительное влияние на формирование мышления малыша и его интеллектуальных способностей.
Вопросы как стимул к размышлению
Вопросы, которые требуют от детей размышления, могут быть разные, но все они должны быть направлены на активизацию имеющихся у них знаний.
Например, из чего прорастает растение?
- Какой транспорт называют водным?
- Который наземным?
- Который воздушным?
- Почему в воде мяч не тонет, а круглый камень тонет?
- Станет ли снежная баба теплой, если ее одеть в шубу?
- Чем питаются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Почему воздушный шарик большая, но легкая?
- Почему лужи после дождя летом быстро исчезают?
- Почему весной снег начинает таять?
- Растут ли деревья зимой?
- Почему, когда букет ставят в вазу, туда наливают воду?
- Почему у утки есть перепонки между пальцами, а у курицы нет?
Виды мышления
Наглядно – действенное
Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.
Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.
Задача взрослых на этом этапе – не мешать стремлению малыша к исследованию, дать возможность ему самостоятельно изучать предметы находящиеся вокруг.
Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.
Наглядно – образное
Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.
Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты. На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы.
Творческое
Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.
В отличие от предыдущих видов – творческий вид не зависит от возрастных особенностей и интеллектуальных способностей ребенка.
Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.
Взрослые должны помнить, что неспособных к творчеству детей – нет. Даже те дети, которые отстают в развитии от сверстников, способны находить необычные творческие решения задач при условии, что этому способствуют занятия с родителями и педагогами.
Пространственное
Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.
Открытые математические занятия в средних группах по ФГОС
Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.
Логическое
Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.
Если малыш не овладел логическим мышлением, он будет испытывать трудности в обучении. В результате пострадает не только здоровье непоседы, но и исчезнет живой интерес к познанию окружающего мира.
Читайте подробнее о развитии логического мышления дошкольников.
Инженерное
Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.
Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.
Умственное развитие ребенка — последовательность
Все эти процессы развиваются в определенной последовательности — от практического разума к теоретическому и, одновременно, в комплексе, то есть те, которые уже развились, являются основой для развития более сложных.
В умственном воспитании нужно предусмотреть определенную цепочку процессов.
Выдающийся исследователь проблем развития ребенка А.В.Запорожец писал, что умственное развитие ребенка как здание: этаж за этажом. Если какой-то этаж опустили, здание будет шатким.
Такие же пробелы бывают в умственном развитии, что проявляется в его этажности (знает, но не понимает), недееспособности и тому подобное.
Важной составляющей готовности к обучению является познавательная активность.
Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др.
Такая своеобразная любознательность детей и удовлетворение ее взрослыми стимулируют умственное развитие ребенка, способствуют формированию осмысленных знаний, то есть таких, которыми дети способны самостоятельно пользоваться в новых для них ситуациях, решать новые бытовые и учебные задачи.
Известно, что не у всех детей, которые приходят в школу, сформированы те умственные свойства, которые обеспечивают им дальнейшее успешное приобретение знаний и навыков. Эти дети испытывают большие трудности как в процессе усвоения знаний, так и во время их применения.
Несформированность умственной деятельности ведет к формальному усвоению знаний, которые характеризуются поверхностностью, и недостаточной гибкостью. Такие знания непрочны, они быстро забываются.
Итак, в многогранном процессе подготовки детей к школе особое место занимает развитие их мыслительной деятельности и познавательной активности. Если ребенок умеет читать, это еще не значит, что он уже подготовлен к школе.
Более значительным показателем этого является понимание прочитанного или прослушанного: умение устанавливать причинно-следственные связи в описанных явлениях, ответить на вопросы по поводу прочитанного, рассуждать.
Формирование мышления дошкольников
Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению: внимание, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Сравнение
Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.
Анализ
Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.
Синтез
Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.
Обобщение
Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в речи обобщенных понятий.
Рисование на тему «Деревья в инее» для старших и подготовительных групп
Классификация
Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.
Мыслительные процессы у детей
Именно умение совершать мыслительные операции обеспечивает детям сознательное усвоение знаний и одновременно дальнейшее умственное развитие ребенка.
Умственное развитие ребенка можно проследить в трех плоскостях:
- что ребенок знает, его мировоззрение, сложилась ли у него картина мира на конец дошкольного детства;
- на каком уровне развития находятся умственные способности, познавательные процессы ребенка: восприятие, память, речь, мышление, воображение, внимание; на что направлены его интересы; к чему имеет склонности, способности;
- насколько ребенок овладел некоторыми учебными навыками -чтения, счета, письма, организованности и тому подобное.
Понятно, что в общей картине умственного развития эти показатели взаимосвязаны.
Все дети 5-6 лет имеют определенные общие признаки умственного развития и вместе с тем каждый ребенок по каждому из этих показателей имеет отчетливые индивидуальные различия, которые больше всего зависят от тех условий, в которых растет и развивается ребенок.
Исследователи считают, что более 80 % тех знаний, которые имеет взрослый человек, усваиваются в дошкольном возрасте.
Итак, дошкольный возраст — особый относительно умственного развития ребенка и человека. Именно в эпоху дошкольного детства бурно развиваются все познавательные процессы: восприятие, память, речь, мышление, фантазия, начинают развиваться основные способности, интересы.
Знания, бесспорно, являются важным показателем умственного развития ребенка или взрослого человека.
Но о высоком уровне развития можно говорить только в том случае, когда знания ребенок приобретает самостоятельно, когда строятся занятия, игра, труд или обучение ребенка так, что создаются условия для развития его собственных познавательных возможностей, способностей, познавательных процессов — сенсорики (ощущений и восприятий), памяти, речи, воображения, мышления, внимания.
Методики развития мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.
Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.
«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)
- Килограмм, час, секунда.
- Тетрадь, стакан, ложка.
- Кастрюля, рюкзак, сумка.
«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)
Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.
Память и внимание – важные психические процессы, которые влияют на интеллектуальное развитие непоседы. Поэтому, развивая мышление, необходимо использовать задания и на развитие внимания и памяти.
alt: Пример развивающего лото “Фрукты”
«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)
Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)
«Что пропало» (тренируем память)
Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Сообщение на тему: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»консультация на тему
«Развитие мыслительных операций у дошкольников»
Мышление — это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.
У детей дошкольного возраста мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции, такие, как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому их формирование является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность формирования мыслительных операций у дошкольника.
Проблеме формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже и многие другие.
Основные мыслительные операции:
Анализ — это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.
Синтез — мысленный переход от частей к целому.
Сравнение — установление сходства и различия между предметами.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку.
Абстракция — выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.
Конкретизация — выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.
Развитие основных мыслительных операций у дошкольников.
В основе всех мыслительных операций лежит анализ и синтез.
Анализ — это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики. Синтез — мысленный переход от частей к целому. (Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья. Яблоко – круглое, гладкое, зеленое и т.д.).
Анализ и синтез – это взаимодополняющие друг друга процессы. Анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.
В детском возрасте анализ и синтез впервые возникают при практических манипуляциях с предметами.
Синтез у дошкольников развивается раньше, чем способность к анализу. И анализ, и синтез у детей развивается по механизму интериоризации, т.е. сначала у дошкольников практический анализ и синтез, а к старшему возрасту, они переходят в план внутренних умственных действий.
Для развития анализа и синтеза хороши задания на выбор одного или нескольких предметов из группы по любому признаку, например, «Найди все круглые». Или по нескольким указанным признакам («Найди красные круги»). Для развития процессов анализа и синтеза подходят задания на конструирование.
Сравнение — установление сходства и различия между предметами.
При сравнении ребенок должен уметь выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов (пример….). Ребенку легче сначала найти признаки различия объектов затем признаки их сходства. С возрастом дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам и выражает различия в слове (сначала по цвету, затем по цвету и форме и т.д.). Далее ребенок замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов (например – стакан и аквариум), может сравнивать предметы, представляя их мысленно.
Обобщение – оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Характер обобщений с возрастом у дошкольника изменяется. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками («птицы) к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков («перелетные», «зимующие»). Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации.
Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку, который называется «основанием классификации». С дошкольниками можно проводить классификацию по названию (чашки и тарелки, кегли и мячики и т.д.), по размеру (большие и маленькие), по цвету, по форме и по другим признакам. Например, кто бегает, кто плавает; что можно, что нельзя есть и т.д. это классификация по заданному основанию. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному детьми самостоятельно. Педагог задает количество групп, а дети ищут соответствующие основания. Например, бытовые приборы, спортивное оборудование.
Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает диффренциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.
Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.
Абстракция — выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных. Например, наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные мы можем выделить в этих объектах один общий признак — движение.
В процессе абстракции у дошкольников трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в пересказе текста. Замечено, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко – это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют. Если попросить детей рассказать коротко, рассказать только главное, они часто пропускают существенные смысловые моменты, и смысл их пересказа очень страдает от этого. И сократить рассказ, и выделить в нем только главное – это для школьника не одна задача, а две, и осилить их одновременно он зачастую не может.
Конкретизация – выделение частного из общего. Например, из понятия человек – женщина и мужчина.
Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».
Таким образом, формирование у ребенка дошкольного возраста качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление
Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях. Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное.
К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.
Игры на ассоциации
Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.
1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.
2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.
- хвост и ушки
- ручка
- колючки
- лист
- крышка
3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.
Упражнения на логические рассуждения
1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.
Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.
2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.
Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.
3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».
Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.