Перспективное планирование НОД в старшей группе (по программе «Детство»)


Рабочая программа для старшей группы

Развиваются продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п.

Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями, любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Предметом особого внимания воспитателя является познавательное развитие старших дошкольников, их познавательная активность. Дети используют разные способы познания: наблюдение и самонаблюдение, логические способы (сравнение, анализ, обобщение, сериация, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие открытия.

Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.

Эффективным средством развития познавательных интересов может стать создание мини-музея в группе. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, в мини-музее «Русская изба» экспонатами являются предметы крестьянского быта XIX— XX вв.: домашняя утварь, глиняная посуда, прялки, угольные утюги, самотканые скатерти и полотенца, корзины, кузовки и многое другое.

В таком музее дети не просто пассивные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Развитию познавательных интересов способствует использование метода проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Например, проект «Происхождение бумаги» расширяет представления детей о видах, свойствах, способах производства бумаги, дает возможность изготовить бумагу самим, поэкспериментировать с разными сортами бумаги, выбрать более подходящий вид для рисования, создания конструкции, упаковки. Воспитатель расширяет возможности познания родного города, края, страны. Хорошо внести в группу герб города, в котором живут дети, герб и флаг России. Можно повесить карту, отметить место нахождения детского сада и те места, в которых дети побывали вместе с родителями, а рядом прикрепить фотографии и детские рисунки. Вместе с детьми можно сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники: север страны, природа Центральной части России и т. п.

Перспективное планирование НОД в старшей группе (по программе «Детство»)

26.03.15 Безопасность на дороге В.Н. Волчкова стр.182
30.03.15 Растения легкие Земли В. Н. Волчкова стр.84
06.04.15 Как вести себя в цирке? В.Н. Волчкова стр.145
09.04.15 Природа родного края конспект
13.04.15 Где растения любят жить? В.Н.Волчкова стр.87
20.04.15 Кто нас обувает и одевает? В.Н. Волчкова стр.33
23.04.15 Ядовитые грибы и ягоды В.Н. Волчкова стр.198
27.04.15 Кто больше всех радуется весне? В.Н. Волчкова стр.97
07.05.15 Путешествие по реке Кубань Т.П. Хлопова стр.69
18.05.15 Искусственные материалы необходимы В. Н. Волчкова стр.98
21.05.15 Безопасность на природе В.Н. Волчкова стр.195
25.05.15 Земля – наш общий дом В.Н. Волчкова стр.119

Список используемой литературы.

Математика. Старшая группа. Разработки занятий. Части I и IIАвтор: Жукова Р.А. Издательство: ИТД «Корифей» 2009 г.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006

Д.Г. Шумаева: Как хорошо уметь читать: Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. СПб.: Акцидент, 1998 г

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008 г.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В.: Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-224с.- (Развитие речи).

Сборник статей и материалов, посвященных юбилею станицы Темижбекской. 200 лет станице Темижбекской.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Старшая группа.- М.: Карапуз-Дидактик, 2007 г.

Людмила Куцакова: Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий Издательство: Сфера, 2008 г.

Э.Гульянц, И.Базик , Что можно сделать из природных материалов Издательство: Москва «Просвещение»Год: 1991

Ирина Новикова: Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2010 г.

Н.Н. Леонова Художественно- эстетическое развитие детей старшей группы ДОУ. Перспективное планирование, конспекты.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г

Т.М. Бондаренко: Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г

Обзор программ по экологическому образованию дошкольников

Обзор программ по экологическому образованию дошкольников

Начальным звеном общей концепция непрерывного экологического образования является сфера дошкольного образования. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Содержание педагогического процесса в ДОУ регламентируется комплексными и парциальными программами, обеспечивающими одно или несколько направлений развития; среди последних выделяются в том числе экологические.

К числу комплексных программ относятся «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Мир вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».

Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Рассмотрим содержание некоторых программ с экологическим уклоном.

«Кроха» – программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Содержит раздел, предусматривающий экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу. Разнообразный мир открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать ребенку. В целях экологического воспитания организовывается наблюдение за животным и растительным миром в разные времена года, проводятся с детьми игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется большое количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Тематика занятий предполагает включение географического материала и сведений о других странах (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. В программу включены познавательные факты о мире и природе, однако они не направлены на формирование у детей ценностного отношения к ней.

«Детство» – программа многогранного развития дошкольников с экологическим уклоном, создана преподавательским коллективом Петербургского педагогического университета. В ней имеется раздел «Ребенок открывает для себя мир природы», который предполагает знакомство детей с разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).

Н.И. Кондратьева разработала парциальную программу экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания положено расширяющее представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль человека на Земле, осознать себя частью природы. Программа предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года.

«Истоки» – еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. Программа включает раздел «Познание окружающего мира».

Основная цель экологической программы «Наш дом – природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются их во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

Программа «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева), направленная на ознакомление дошкольников с природой и экологическое воспитание, вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.). Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них предлагает различные формы организации экологического воспитания, однако все направлены на формирование знаний об окружающей среде, привитие детям гуманного отношения к природе и осознание себя ее частью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]