Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.
Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.
Автор: Т. В. Рябцева
Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материалы для учителя [PDF] [DOCX]
Викторина [PDF] [DOCX]
Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.
Задачи:
- формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
- способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.
Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.
Задание.
Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?
Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.
Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.
Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?
Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?
2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?
(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).
Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.
Задание № 1. (прим. все задания в приложении)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
- Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.
Задание № 2.
Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.
Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.
Для справки.
Задание № 3.
Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?
Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.
На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»
(Например, … которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)
Задание № 4.
Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?
- Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
- Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
- Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
- Доступ к информации (ст. 17).
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
- Право на охрану здоровья (ст. 24).
- Право ребенка на образование (ст. 28).
- Право на отдых и досуг (ст. 31).
- Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).
Дополнительный материал: полный текст Конвенции о правах ребёнка.
В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.
(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)
Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!
Задание № 5.
Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Задание № 6.
Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.
Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»
Работа в группах.
Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.
Задание № 7.
После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.
Задание № 8.
Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.
(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)
Конспект и презентация к классному часу «Права и обязанности ребенка»; 2 класс
Учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №81» г. Новосибирска
Бочкарь Марина Сергеевна
Цель: познакомить детей с «Конституцией» России, «Конвенцией о правах ребенка», всеобщей «Декларацией о правах человека».
Задачи: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности
Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем, люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
Декларация о правах ребенка.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании,. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело — конвенция
; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон
, по которому мы живем.
— Как называется этот закон?
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции
– основном законе государства. (Демонстрация книги.)
3.Работа в группах
— Вспомните, какие права вам гарантированы государством?
4. Обсуждение иллюстраций к сказкам (НА СЛАЙДАХ)
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Давайте вспомним эти произведения..
5. Обязанности. Анализ ситуаций. Разыгрываются ситуации.
Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Кто прав?
Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Кто прав?
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
6. РЕФЛЕКСИЯ
- Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением б) Займусь, когда будет свободное время в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место б) Попрошу соседа, чтобы уступил место в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить б) Попрошу вмешаться прохожих в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу б) Передам взрослому в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов – ты Молодец! Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
7. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!