Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»картотека

ТРИЗ технологии в детском саду по ФГОС еще недостаточно отработаны, и у педагогов, желающих модернизировать свою работу, сделать ее более продуктивной при помощи новых приемов, открыто широкое поле для деятельности.

Игра по ТРИЗ технологии для дошкольников выстраивается таким образом, чтобы в работу включались все возможные функции мозга ребенка, да и взрослого тоже. Практика показывает, что задачи по ТРИЗ для детей с ответами, или без них с огромным удовольствием разгадывают и взрослые. Все потому, что это не обычные задачи со стандартным набором правил и алгоритмов. Довольно часто это решение жизненных ситуаций под противоположным углом.

Такой подход позволяет адаптировать обучение к бытовым условиям, а полученные знания применять в жизни. К сожалению, традиционное образование не обещает подобных перспектив.

К методу технологии ТРИЗ Альтшуллера относится своеобразный подход к решению любой поставленной задачи, будь то учебная, или же бытовая ситуация. Детей ненавязчиво обучают думать, искать варианты, возможности. Ребята не действуют по ранее подготовленному шаблону, каждая новая задача – это всегда экспромт. Более того, ТРИЗ игры для дошкольников в ДОУ показывают участникам процесса, что не бывает неправильных ответов, существуют только недоработанные, не доведенные до ИКР (идеального конечного результата). А значит, ребенок не ошибается, просто нужно закончить решение.

Но, перейдем к играм из картотеки ТРИЗ. Вообще в теории огромное количество игр для детей и взрослых. ТРИЗ вообще примечательна тем, что вбирает в себя все важное и полезное, что хоть каким-то образом может повлиять на развитие мозговой активности. Мы рассмотрим несколько популярных и достаточно эффективных приемов.

Статья: «Консультация для родителей «ТРИЗ игры для родителей »»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

Консультация для родителей «ТРИЗ игры для родителей»

Выполнила:

Титова Светлана

Васильевна

2021

Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интересной. Методика долгое время была забыта, потому что методы этой технологии были новые и нетрадиционные. И только в 1987 году её начали применять в детском саду. В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество. ТРИЗ способствует развитию аналитических способностей; учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения; помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью; культивирует стремление познавать и получать новую информацию; дает свободу слова и свободу проявления личности; ребенок становится более универсальным, то есть, справляясь для начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход из более сложных ситуаций, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни.

Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.

Все родители читают сказки своим детям. Прочитав сказку, можно попросить ребенка пофантазировать. Спросите, понравилась ли ему сказка, а конец сказки. Многие сказки заканчиваются не очень хорошо. Предложите малышу придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам. Мы уверены, что это занятие принесет удовольствие родителям и малышу. Помогите малышу в первый раз фантазировать,не говорите ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев «Можно говорить всё!» И дети говорят, придумывают. Внимательно выслушайте своего малыша. В детском саду педагог выслушивает каждого ребенка. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, воспитателю и друг другу, но аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая. Запомните,детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т. д.

У многих родителей дети сладкоежки, используйте игру «Хорошо — плохо». Играя в эту игру, ваш ребенок научится выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.Самый распространенный пример: Съесть конфету — хорошо. Почему? Съесть конфету – плохо. Почему? Думаю, что даже трехлетний малыш приведет вам массу доводов.

Для развития логического мышления ваших детей используйте игру «Фантазия», которую можно применять не только при чтении сказок, но и в других жизненных ситуациях. Эта игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ваш ребенок не хочет собирать игрушки. При помощи разных уловок вам удается уговорить малыша расставить игрушки по местам. Расположитесь удобно на диване и предложите вашему ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Малыш будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь. Если у вас дочка, попросите её подумать и сказать, чем можно заменить потерянные заколочки. Уверена, что она придумает много вариантов.

Во многих семьях любят собирать пазлы. Разнообразьте это занятие, используйте игру по ТРИЗ технологии «Что-то часть чего-то», которая поможет сформировать у вашего ребенка усидчивость, что очень актуально в наше время гиперактивных детей, воображение, зрительную память, логическое мышление.

Как мы с вами знаем, игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И во время игры у дошкольника формируются социально-личностные отношения.

Если мы ставим себе цель развивать ребенка, то мы должны учитывать, что у каждого из детей свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития. Дидактические игры по методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость. Замкнутым и застенчивым детям помогают стать более раскрепощенными и коммуникабельными. Они делают каждого ребенка индивидуальным. Он не боится высказывать свое мнение. Старается отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Картотека игр по ТРИЗ-технологии в средней группе ДОУ

Нурсина Карамурзина Картотека игр по ТРИЗ-технологии в средней группе ДОУ

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»

Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.

Правила:взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые».

Игра «Чем (кем) был, чем (кем) стал»

Цель: развивать умение определять линию развития объекта.

Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был,

чем (кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была

семечком, стала салатом.

Игра «Был. Есть. Будет»

Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем.Например: Огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет — солёный, мягкий, хрустящий.

Игра «Кто где живёт»

Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.

Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.

Игра «Я возьму тебя с собой»

Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы.

Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся.

Например, я – река и возьму с собой всё живое, что находится в реке.

Игра «Ты – моя частичка»

Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.

Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части.Например: «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – ромашка, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – апельсин, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – гриб, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – колосок, ты – моя частичка. Кто ты?»

Игра «Кто я?»

Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой

природы.

Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок); «У меня есть пуговица. Что я?»; «У меня есть нос. Кто я?»; «У меня есть хвост. Кто я?»

Игра «На что похоже»

Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.

Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового.

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например,родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное».Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 56 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ,отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу»,то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?»,вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не»и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
  • Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
  • Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

Дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ

Светлана Моисеева

Дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ

1. Дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ

«Игры по сюжетным картинам, пейзажам, натюрмортам»

.

Цель игры: развивать умение находить объект на картине; определить местонахождение объекта на картине; развивать умение находить на картине взаимосвязи между объектами; использовать описания возможных ощущения с помощью разных органов чувств; описание объекта, изменяя его во времени.

Дидактический материал: картинки сюжетные, пейзажные, натюрморт, карточки с анализвторами органов чувств.

Описание игры:

Показываются сюжетные, пейзажные, натюрмортные картики. Дети по очереди находят объект на картине, определяют местонахождение объекта на картине, находят взаимосвязь между ними, изменяют по временам, и с помощью разных органов чувств описывают свои ощущения.

2. Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ (морфологическая таблица)

«В мире профессий»

.

Цель игры:

Закрепить и систематизировать знания детей о профессиях;

Развивать умение делать выводы и умозаключения;

Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого)

.

Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, умение коллективного обсуждения общей проблемы, совершенствовать умения рефлексии своей деятельности.

Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.

Развитие личностных качеств ребенка: эмоциональная отзывчивость, любознательность, самостоятельность, творческая активность.

Дидактический материал: морфологическая таблица, карточки с именами признаками, с профессиями людей, набор картинок к игре.

Описание игры: игра состоит из морфологической таблице – по вертикали располагаются картинки прфессий людей, по горизонтали имена признаков. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу, назвать все что они на ней видят. Перед детьми располагаются карточки с изображением признаков у профессий, нужно найти соответствующий признак объекта.Например: ребенок выбирает любую карточку с признаком объекта и находит соответствующий объект данного признака, анализирует задание по вертикале, по горизонтали части, значит, задание найти среди всех картинок части тела которые принадлежат данному объекту.

3. Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ: “Безопасность на улице, дома, на воде, на отдыхе. ”(пазлы)

Цель игры: развивать умения находить производимое причины следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия.

Задачи: Формирование целостной картины мира, развитие логического мышления, формирование представлений о взаимосвязях объектов, явлений и событий окружающего мира, развитие умений прогнозировать события, развитие коммуникативных умений.

Дидактический материал: карточки с изображением причины ДТП, что может случится во время отдыха, когда ребенок остался дома один, купался в реке и последствия в результате.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям собрать пазлы. Показывает карточку с изображением причины ДТП, что может случится во время отдыха, когда ребенок остался дома один, купался в реке, а ребята должны подобрать карточки с изображением последствий вытекающих при безопасности на улице, дома, на воде, на отдыхе.

4. Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ:

Экологическое лото: “Я соблюдаю ПДД”

Цель игры: развивать умения находить запрещающие и разрешающие знаки дорожного движения, устанавливать причинно-следственные связи между ними.

Задачи: Развитие логического мышления, формирование представлений о взаимосвязях объектов, явлений и событий окружающего мира, развитие умений прогнозировать события, развитие коммуникативных умений.

Дидактический материал: экологическое лото, карточки с изображением правил дорожного движения, карточка-соблюдения ПДД, карточка-несоблюдения ПДД.

Описание игры:Воспитатель предлагаем ребятам поиграть в экологическое лото под названием: “Я соблюдаю ПДД”. Показывает основную причину (например, карточка,с изображением соблюдения ПДП-зеленый цвет, а детям нужно найти вытекающие последствия. И наоборот, карточка-несоблюдения ПДП-красный цвет,и вытекающие последствия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]