Подготовка к школе: как подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Правильная дошкольная подготовка— это залог отличных результатов в школе. Правильнее всего будет, если начать подготовку уже с 4 лет, ведь школьные требования к первоклассникам достаточно высокие. А если малыш уже пошел в школу и до этого с ним родители не занимались, то ему будет непросто. Существует список определенных навыков, которыми должен владеть каждый первоклассник, чтобы быть готовым усвоить необходимый материал за школьной партой. И есть методы, которые помогут родителям подготовить своих малышей даже в домашних условиях.

Какими навыками должен обладать первоклассник?

Какие же есть требования у министерства образования к современному школьнику? На сегодняшний день каждый первоклассник должен уметь:

  • представиться и рассказать немного о себе и членах своей семьи, своих увлечениях и хобби;
  • отличать гласные от согласных, суметь прочитать легкий текст и писать печатные буквы;
  • перечислить дни недели, месяцы и времена года;
  • рассказать про утро, обед и вечер;
  • выполнить сложение и вычитание простых чисел;
  • отличать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, звезда, а также нарисовать их самостоятельно;
  • пересказать несложный текст;
  • находить лишний предмет среди перечисленных и объяснить, почему именно он лишний;
  • одеваться, раздеваться, умываться и заправлять постель;
  • уважать и слушать старших, быть культурным;
  • отличать цвета и оттенки;
  • описать изображение;
  • считать до 20 и обратно;
  • знать части тела;
  • отличать вопросы: когда? где? почему? И уметь дать на них ответ;
  • отличать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • мирно отстаивать своё мнение и не вступать в драку;
  • разговаривать вежливо и внятно;
  • тихо и без капризов присутствовать на уроках, не отвлекать других детей и слушать учителя.

Это самые основные требования и, как видите, их немало. А чтобы научить ребёнка всему вышеперечисленному, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • нагрузку увеличивайте постепенно. Давайте новый материал только тогда, когда ребёнок усвоил старый;
  • занятия должны быть короткими (по 15-20 мин максимум), затем делайте перерыв (15-20 мин). Пусть ребёнок отдохнёт и займётся физической активностью;
  • меняйте виды деятельности, чтобы ребенок не чувствовал переутомления и скуки;
  • занятия должны быть с элементами игры. Приглашайте ребенка заниматься, а не заставляйте его. Объясните, почему человек должен быть образованным. Не бейте и не наказывайте малыша, если он не хочет сегодня заниматься;
  • если вы будете использовать учебник, пусть в нем будет много ярких и запоминающихся картинок. Так ребёнок усвоит материал лучше и быстрее.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ

Чтобы проверить, насколько малыш готов к новому этапу своей жизни, можно свериться со следующим списком умений. Сразу заметим, что информация примерная, ребенок может знать что-то одно, но совершенно не разбираться в другом – это нормально, ведь способности у всех разные. Но примерный список знаний и умений родителям следует взять на вооружение.

К 6 годам ребенок должен хорошо знать:

  • свои Ф.И.О., адрес (начиная со страны), дату рождения и возраст;
  • Ф.И.О. родителей, а также где они работают (не нужно требовать от малыша заучивания точного наименования предприятия – профессии и сокращенного названия будет достаточно);
  • названия животных, их потомства;
  • овощи, фрукты, ягоды – уметь показывать на картинках и в реальности;
  • приводить примеры зимующих и перелетных птиц, садовых и полевых цветов, диких и домашних животных, пояснять, чем они различаются;
  • месяца в году (как называются, в какой последовательности расположены в календаре, какой сейчас месяц);
  • основные цвета и оттенки;
  • алфавит – знать последовательность букв русского языка, как какая выглядит, в каких словах есть.

Некоторые дети знают еще и английский алфавит, но это необязательно.

Все это ребенок должен знать перед тем, как впервые войдет в двери учебного заведения.

Как готовить малыша к школе с 5 до 7 лет?

Сегодня важно не просто обучить малыша буквам и цифрам, но и начать всестороннее развитие. Малышу должно быть комфортно в обществе одногодок. Кроме того, нужно подойти к этому делу крайне осторожно, чтобы у ребёнка не пропало желание учиться дальше. Многие родители начинают готовить своего сына или дочку к школе довольно настойчиво, а потом не понимают, почему малыш совсем не проявляет интереса к учебе.

В детских садах гораздо проще готовить малышей к школе, ведь они уже находятся в детском коллективе, выстраивают распорядок дня и привыкают к занятиям. Помните, что подготовленный ребёнок будет не просто хорошо успевать по программе, но и станет душой компании. А если малыш не обладает некоторыми навыками, то среди одногодок может прослыть «аутсайдером». Если вы все же решили готовить к школе малыша самостоятельно, ознакомьтесь с рекомендациями ниже:

Когда начинать подготовку

Поступление в школу всегда волнительно как для взрослых, так и для детей. Одни родители начинают подготовку заранее, чтобы к первому классу ребёнок уже освоил навыки чтения, письма и счёта. Есть и другая категория взрослых, считающих, что научить всему — задача учителей. Такие родители почти не уделяют время подготовке детей к школе. Кто же из них прав? Верного ответа нет, как и однозначного решения. Каждая семья выбирает сама, исходя из своих возможностей и способностей ребёнка.

Что произойдёт, если ребёнок не будет подготовлен к школе? Ничего ужасного. В первом классе детей научат и читать, и писать, и считать. Но в таком случае родители должны быть готовы, что ребёнок, возможно, будет отставать от одноклассников, которые уже овладели этими навыками. Первокласснику, который знакомится с буквами и счётом, будут сложнее даваться задания, а домашняя работа займёт больше времени. Такая ситуация не способствует успеху и может закончиться настолько сильным снижением интереса и мотивации учиться, что ребёнок больше не захочет идти в школу. Поэтому большинство родителей стараются подготовить своих детей к первому классу заранее.

Обучение чтению

Обратите внимание прежде всего на уроки чтения. Ведь если ваш малыш освоит азы чтения, ему легче будет учить другие предметы. Начните с изучения букв ( лучше всего в алфавитном порядке). Помните об элементах игры и попробуйте вылепить каждую букву из пластилина или глины. Спросите малыша, на что похожа эта буква.

Почитайте вместе несложный текст и попросите ребёнка найти те буквы, которые вы сегодня изучили. После можно предложить ребенку пересказать выбранный текст или хотя бы ответить на вопросы.

«Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает»

Эта фраза Наполеона должна заставить задуматься родителей будущих школьников: а всё ли они сделали для того, чтобы будущая карьера их чада получила хороший старт в начальной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в профессиональном плане наш ребёнок. Мы точно знаем, что правильная речь пригодится ему, кем бы он ни стал.

Но это в будущем. А сегодня он должен так ясно строить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наоборот, помогали выстраиваться в правильную перспективу мыслям.

Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть!

Цицерон говорил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Конечно, он прав, но правы и мы, когда хотим, чтобы наши дети хотели учиться говорить правильно. А это значит, что надо их в этом заинтересовать. Прежде всего, игрой. Согласитесь, что старание в игре даст намного больше результата.

Игровые задания должны идти от простых к более сложным: от составления логического связного рассказа по карточкам, которые надо разложить по последовательности действий, до сочинения рассказов по картинкам со сложными сюжетными изображениями.Внесите в игру момент соревновательности: за каждое правильно и качественно выполненное задание можно давать детям жетоны, например, в виде звёздочек. Так дети будут приближаться к тому, чтобы стать настоящими «звёздными ораторами».

Задания могут быть, например, такими:

— используя карточки с изображениями предметов, животных, назвать их уменьшительно; распределить по родам; изменять слова по числам;

— составить предложения по картинкам;

— рассмотреть картинку, послушать или прочитать подходящие к ней слова и составить рассказ по картинке, используя эти слова;

— рассмотреть 4 сюжетные картинки, изображающие героев в последовательности действий, знакомых ребёнку, разложить картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ;

— рассмотреть жанровую картинку и составить предложения со словами, выделяя и называя предлоги в предложениях;

— взять картинки с предметами, обладающими противоположными признаками (кислый лимон — сладкая конфета, смелый лев — трусливый заяц, широкая кровать — узкая скамейка и т.п.) и назвать данные антонимы.

Грамотность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с богатым словарным запасом и правильной, образной речью чаще добиваются успеха во всём, ведь такого человека окружающие воспринимают как более умного и компетентного. Грамотность можно формировать, начиная с изучения алфавита. Затем приобретается умение распознавать место звука в слове, вычленять звуки, необходимые для дальнейшего обучения чтению. От правильного понимания таких понятий, как звук, слог, слово, предложение дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению; от простых слов дети — к составлению логических цепочек по карточкам с изображениями.

Так, например, одна из игр — «Парочки» — развивает ещё и логику, и причинно-следственное мышление. Добавление к сюжетным картинкам карточек с предметами, связанными по смыслу с сюжетом, будет основой для составления рассказов. С помощью данной игры можно начать выводить ребёнка на новый уровень мышления — эвристический, используя метод, который Джанни Родари назвал «Бином фантазии». Если предложить ребёнку две карточки с нарисованными на них предметами, абсолютно не связанными между собой по смыслу (например, топор и зонт, утка и дом), то мозг будет стараться найти связь между этими предметами, и у ребёнка будет развиваться творческое воображение. Более сложный вариант этого метода — «Полином фантазии», когда берутся уже три слова, не связанных между собой по смыслу (например, жёлудь, щука, замок).

Перефразируя высказывание известного специалиста в области ораторского искусства Фрэнка Снелла, хочется сказать: не допускайте того, чтобы через речевые недостатки вашего ребёнка педагоги нарисовали ложную картину его способностей. Заставьте речь ребёнка работать на него.

Обучение математике

Когда малышу ещё 2-3 годика можно постепенно начинать обучать счету. Посчитайте вместе ступеньки на прогулке, игрушки дома, конфеты и фрукты. После можно показать ребёнку счетные палочки и начать считать их.

Очень эффективно учить цифры парами (2 и 3, 4 и 5). Так ребёнку будет проще понять сложение цифр. Когда вы начнёте объяснять ему правило прибавления единицы, ему не составит труда сказать вам правильный ответ. За одно занятие берите одну цифровую пару, но перед тем, как взять новый материал, повторите пройденный.

Геометрические фигуры легко и интересно можно изучать, используя печенье разной формы. Начните с простых фигур: круг, треугольник, квадрат. В магазине сегодня есть печенье на разный вкус и кошелек.

Как только вы познакомитесь с простыми фигурами, можно учиться их чертить.

Помните, что большего эффекта вы добьетесь, если будете чередовать виды деятельности между собой.

Обучение письму

Ручки малышей совсем не готовы к письму. Тут родителям придётся постараться, чтобы натренировать своего сына или дочку.

При подготовке важную роль сыграют упражнения и игры на развитие мелкой моторики. Уже в два года можно дать малышу разные макароны, крупу, какие-либо бусины и играть вместе с ним (конечно, следить, чтобы малыш ничего не брал в рот). Можно также пробовать завязывать шнурки вместе и делать массаж на ручках.

Купите в магазине детские ножницы с закругленными концами и покажите малышу, как ими пользоваться. Пусть он и сам попробует поработать ими.

При обучении письму начинайте с написания печатных букв. Они усваиваются проще, а уж потом переходите к прописным буквам. Следите, чтобы малыш тренировался регулярно и учите его, что нельзя выходить за линии на листе или в тетради. А для этого важного дела можно купить хорошую и удобную для ребёнка ручку, чтобы он не испытывал дискомфорта при письме.

Есть отличная пальчиковая гимнастика, которая помогает малышам размять ручки в перерывах между обучением: «Рыбки в озере плескались в тихой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке». При этом пусть ребенок активно двигает пальчиками и всей ручкой.

Купите в магазине тетрадь, которая будет соответствовать всем школьным требованиям. Сегодня их много на прилавках. Пусть ваш малыш постепенно привыкает к школьным атрибутам.

ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приведем несколько своетов, которые помогут родителям разработать свою собственную программу подготовки ребенка к первому классу.

  • Не стоит пугать ребенка, говорить ему, что в школе будет сложно. Лучше помочь ему в игровой форме избавиться от психологического дискомфорта.
  • Перед уроками важно помочь ребенку научиться удерживать внимание. Начать можно с самого простого – рассказывать ему то, что ему действительно интересно, внимательно наблюдая, сохраняет ли малыш заинтересованность. Далее переходить уже на менее привлекательную для малыша информацию, но более полезную с точки зрения обучения. Примерная продолжительность удержания внимания – 15-20 минут, к этому числу нужно стремиться.
  • Если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад, в 5 лет нужно активно знакомить его с другими детьми. В противном случае в школу он пойдет, не готовый к общению.
  • Лучше заранее научить ребенка вставать вовремя, поэтому за месяц-два до первого звонка необходимо постепенно пробуждаться все раньше.
  • Чтобы не испортить малышу зрение и осанку, надо отработать с ним посадку за столом, самим показывать пример. Можно придумать веселую игру – кто сидит правильно, получает балл, кто горбится – лишается балла. В конце недели проводится подсчет. В зависимости от того, сколько баллов набрал ребенок, родитель готовит и вручает ему небольшой подарок.

Конечно, в итоге у каждого родителя формируется своя методика подготовки ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Однако общие советы учитывать все же необходимо. И важно помнить, что только терпение и внимание помогут ребенку преодолеть возникающие у него трудности и вступить в новый жизненный этап.

Обучение творчеству

Приобретите заранее начальный набор для занятий творчеством: альбом, кисти, краски, карандаши и фломастеры. Для начала пусть малыш тренируется разукрашивать раскраски. Купите несколько раскрасок с разной тематикой (желательно той, которая нравится вашему сыну или дочери) крупного плана. Объясните, что малыш не должен заходить за линии, пусть он учится аккуратности уже сейчас.

Будет здорово, если вы накануне изучите какую-нибудь геометрическую фигуру, а потом ее вместе раскрасите. Либо наоборот нарисуйте арбуз или апельсин, а потом спросите малыша, какую форму он имеет.

Занимайтесь разными видами деятельности: рисуйте, раскрашивайте, лепите, вырезайте. Так ребёнок ещё лучше усвоит пройденный материал.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Каждый ребенок по-разному реагирует на школьные занятия и необходимость ежедневно посещать школу. Однако ученные утверждают, что адаптация к школе проходит лучше, когда ребёнок владеет необходимыми школьными навыками:

  • у малыша наблюдается интерес к знаниям;
  • ребёнок научился анализировать и сравнивать предметы и понятия;
  • знайте, что в школе ребенок также учится коммуникабельности и осознанию целей.
  • ребенок сконцентрирован и заинтересован тем, что изучает;
  • решение проблем, преодоление сложностей.

Запомните, что подготовить ребёнка к школе вы можете и не обращаясь за помощью к детскому психологу. Многие упражнения довольно просты так, что их можно выполнять и дома. Зато придётся последовать некоторым советам:

  • общайтесь с вашим малышом. Делайте это пока вы пишите, решаете, читаете. Регулярно обсуждайте пройденный материал.
  • читайте больше сказок и рассказов, а позже задайте несколько вопросов. Пусть ребёнок учится анализировать прочитанное, перескажет вам сюжет или хотя бы назовет главных героев. В идеале ребёнок должен выразить личное мнение о прочитанном.
  • вместе с вами ребёнок начнёт понимать, что такое школа и как важно учиться. Не забывайте хвалить малыша и подбадривать, даже, если у него не все сразу получается. Через какое-то время попробуйте поменяться ролями и пусть теперь ваш сын или дочка будут учителем, а вы учеником.
  • никогда не доделывайте за ребёнка его работу, приучайте его самостоятельности. Максимум, что вы можете сделать— помочь ему (собрать игрушки, одеться, умыть лицо)
  • позвольте ребенку выполнять самостоятельно те действия, которые он стремится и умеет. Дети очень любознательные и в определенном возрасте они многое хотят выполнять сами. Если вы все время его контролируете и не даете свободу, то ребенок никогда не научится кушать самостоятельно, завязывать шнурки, заправлять кровать. А это в свою очередь может стать причиной насмешек в детском саду и школе. И наоборот: чем больше ваш ребенок будет проявлять самостоятельность дома, тем более умелым и независимым он будет в детском саду и начальной школе.
  • учите своих сына или дочь общаться со сверстниками. Особенно нелегко приходится детям, у которых нет братьев и сестёр. Им трудно понять, что значит делиться, играть вместе и не ссориться. Пригласите гостей к себе домой или устройте игры прямо во дворе.
  • старайтесь не смеяться над ребенком, когда у него что-то не получается и воздержитесь от комментариев. Детки в этом возрасте очень ранимы. От насмешек близких людей у малыша может развиться низкая самооценка и комплекс неполноценности.
  • не заставляйте ребёнка учиться, а мотивируйте его. Расскажите, как много нового и интересного он сможет узнать на занятиях. Так материал будет усваиваться проще, а малыш будет заниматься с удовольствием.
  • приучайте ребёнка дисциплине постепенно. Объясните ему, что когда говорит учитель, его нужно слушать и на уроке должна быть тишина.
  • поясните малышу, что он должен задавать вопросы преподавателю, если ему что-то непонятно из нового материала. Спрашивать не стыдно, стыдно не знать и не стремиться узнать.
  • помогите ребёнку развивать самоуважение. Некоторые детки слишком агрессивны, а некоторые чересчур спокойны. И одно, и другое могут навредить малышу в детском коллективе. Расскажите ребёнку, что в школе могут складываться различные ситуации. Вы даже можете проиграть сценарий разных конфликтов и посмотреть, насколько ваш малыш готов к решению проблем самостоятельно. Помогите ребенку поступить правильно в спорной ситуации. Выслушайте, как бы он поступил в сложившейся ситуации, а потом выскажите свою точку зрения. В любом случае вам придется помогать сыну или дочке поступать правильно.

Приёмы на занятиях по подготовке к школе в детском саду

При подготовке к школе очень важно познакомить детей со всеми возможными видами педагогического взаимодействия, иными словами, научить работать в условиях применения педагогом разных методических приёмов. В практике дошкольного и школьного образования применяется 4 группы способов взаимодействия с воспитанниками.

Словесные приёмы

Поскольку слово в развитии ребёнка играет ключевую роль, словесные способы взаимодействия с детьми в процессе образовательной деятельности являются ведущими. Слушая речь педагога, а также вступая в диалог, составляя монологические высказывания, ребята учатся находить общий язык в коллективе сверстников. Кроме того, нельзя забывать, что дети 5–7 лет, слушая взрослых, формируют собственный речевой образ, который во многом определяет успешность социализации дошкольников и будущих первоклассников.

Объяснение

Этот словесный приём сопровождает любой вид деятельности дошкольников. Причём даже если речь идёт о повторяющейся инструкции к выполнению режимного момента (например, поведение за столом или подготовка ко сну), объяснение всё равно необходимо, хотя бы в форме инструкции из простых предложений.

Отдельно стоит остановиться на использовании объяснения в качестве мотивационного приёма. Дети старшего дошкольного возраста стараются во всём подражать взрослым, поэтому для речевого развития и включения в тот или иной вид деятельности словесные приёмы, традиционно используемые педагогом, можно отдавать на откуп воспитанникам. Например, дать задание объяснить товарищам порядок выполнения примера на сложение или ход работы над поделкой.

Беседа

В этом формате можно выстраивать не только принятую в педагогической практике проверку усвоения материала. С помощью наводящих вопросов по теме дети могут составлять алгоритм выполнения того или иного задания.

Например, перед тем как приступить к рисованию, я со своими воспитанниками беседую по вопросам:

  • Что потребуется для рисования красками?
  • Как нам нужно подготовить рабочее место?
  • Почему важно правильно организовать работу?

Это интересно. Очень важно в беседу включать вопросы «почему», то есть проблемного характера. Они приучают детей размышлять, анализировать, делать выводы.

В любой диалог в детьми нужно включать проблемные вопросы

Загадки и стихотворения

Обычно эти приёмы используются для мотивации детей, чтобы настроить их на выполнение задания. Но в непосредственной образовательной деятельности загадки могут использоваться также и для отработки изученного материала. Например, завершив на занятии повторение гласных букв, я предлагаю ребятам повторить изученный материал, отгадав загадки:

  • С этой буквы начинаются «Арбуз» и «Альманах». Она нам всем встречается Почти во всех словах. (Буква «а»).
  • Блеет козлик: «Ме» да «ме», Знает только «Эм» и … («е»).
  • Ёж под ёлкой задремал, Кто-то зверя обокрал: Вместо «Ёжика» лишь «жик» Возле деревца лежит. Там, где клёны у леска, Стала «Ёлка» просто «лка». Ну же? Кто из вас узнал, Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»).
  • Первая в словах «Игла», «Иволга», «Индюк», «Икра». (Буква «и»).
  • «ОблакО», «Очки», «Оса», «НОж», «кулОн» и «кОлбаса»… Знают дети все давно, Что с баранкой схожа буква … («о»).

Стихотворения также могут использоваться в нескольких целях:

  • вспомнить изученное;
  • познакомиться с новым материалом;
  • повторить полученные знания, умения и навыки дома (стихотворения часто используются в качестве домашнего задания).

Со своими воспитанниками при изучении темы «Время. Дни недели» мы запоминаем порядок дней недели вместе с рифмовкой:

  • В понедельник я стирал, А во вторник подметал. В среду с мёдом пёк калач, А в четверг играл я в мяч. В пятницу посуду мыл, А в субботу торт купил. В воскресенье отдыхал, Сказки добрые читал.

Чтение

В подготовительной группе бо́льшая часть детей умеет читать, поэтому им можно давать задание на зачитывание небольших отрывков по теме. При этом важно, чтобы текст в целом и все слова в нём были понятны ребятам. Чтение можно использовать в качестве средства реализации эвристического подхода к образованию — когда дети сами находят нужную информацию. К примеру, в работе по подготовке к школе это может быть уяснение режима полива комнатных растений.

Это интересно. Чем старше становятся ребята, тем меньше им следует читать вслух, а больше самих приобщать к этому виду деятельности. Некоторые психологи утверждают, что подобный приём способствует скорейшему освоению навыка чтения.

Чтение детьми небольших информационных блоков стимулирует остальных ребят к скорейшему освоению этого важного навыка

Сказки

Короткие сюжетные зарисовки я использую для мотивации ребят, чтобы отвлечь их от занятий на данный момент и привлечь к общему виду деятельности. Например, чтобы мотивировать ребят к НОД, я своим малышам предлагаю сказку о Маше, которая боялась идти в школу. «Жила-была девочка Маша. Она очень хотела поскорее вырасти и пойти в школу, чтобы многое узнать. Маша думала, что в школе будет очень весело, будет много игр и развлечений с друзьями. Однако когда Маша пошла в школу, ей стало очень страшно, потому что вокруг были незнакомые ребята, а учительница объясняла всем, что следует вести себя тихо и спокойно. А потом были уроки, на которых у девочки не всё получалось, и она боялась, что учительница будет её ругать. Маша пришла домой со слезами, школа оказалась совсем не такой, как ей мечталось. Мама объяснила дочке, что все мы боимся неизвестного, и каждый может ошибиться, в этом нет ничего страшного. На следующий день Маша снова пошла в школу, там она подружилась с ребятами и узнала много нового и интересного». После того как ребята прослушали сказку, проверить понимание сюжета можно с помощью вопросов: Почему Маша хотела пойти в школу? Чего боялась Маша? Что сказала девочке мама?

Педагогу, использующему сказки в качестве приёма для мотивации, необходимо учитывать, что:

  • сюжеты не должны быть слишком длинными, с большим количеством персонажей (2–3 героев вполне достаточно);
  • развитие действия не стоит перегружать (то есть 1–2 сюжетных поворота вполне достаточно);
  • сказки нужно сопровождать наглядностью (картинками или игрушками, от лица которых ведётся повествование).

Сюжетные зарисовки не должны быть длинными, иначе дошкольники могут потерять интерес к дальнейшему занятию

Наглядные приёмы

Больше всего информации из окружающего мира дети воспринимают через зрительный канал. Поэтому наглядные приёмы активно используются и в работе по подготовке к школе. Среди наиболее эффективных можно выделить:

  • картинки (иллюстрации сопровождают не только сюжетные повествования, например, сказки, но и режимные моменты, к примеру, порядок складывания одежды в шкаф после прогулки);
  • схемы (этот вид наглядности очень важен для освоения навыка письма, так как на схемах малыши видят последовательность прописывания элементов букв);
  • показ (лучший способ дать детям почувствовать вовлечённость в ту или иную деятельность — это показать, что взрослый также увлечён ею, например, выполняя аппликацию на тему «Виды транспорта. Самолёт», педагог и дети могут устроить конкурс, у кого получится наиболее реалистичная или похожая на образец модель);
  • демонстрация (видеоматериалы можно продуктивно использовать при разработке тем по математике, развитию речи, обучению грамоте).

Видео: учимся складывать и вычитать в пределах девяти

Практические приёмы

Для закрепления изученного материала традиционно используются практические приёмы, демонстрирующие творческое осмысление информации:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки.

Эти виды работы можно объединить общим заданием — созданием проекта по теме. Например, «Я — будущий первоклассник».

Фотогалерея: примеры рисунков по теме «Я — будущий первоклассник»


На рисунках дети изображают не только здание школы, но и свой будущий образ первоклассника


В рисунках дошкольники выражают свои ожидания от обучения в школе


В проектах дети демонстрируют своё видение образа школы


В создании проекта участвуют родители, осуществляя посредственную помощь, например, оформляя надписи

Наблюдение

Использование этого практического приёма важно для развития эвристического способа получения знаний детьми. То есть ребята сами добывают информацию, анализируют её и в связи с этим формулируют определённые выводы. Функция педагога в этом случае ограничивается помощью в обобщении и систематизации материала. Наблюдение организуется на прогулке или в виде опытов в группе.

Таблица: картотека наблюдений в рамках подготовки к школе (фрагмент)

ТемаЦельОписание
Наблюдение за изменениями температуры воздуха
  • Учить детей сравнивать показатели температуры с помощью простых арифметических действий на вычитание;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать умение работать в коллективе.
Дети фиксируют показатели температуры воздуха в августе и сентябре. Приходят к выводу, что первый осенний месяц холоднее последнего летнего в среднем на 5 градусов.
Наблюдение за процессом таяния снега
  • Учить делать выводы на основании имеющихся знаний, а также увиденных явлений;
  • развивать логическое мышление.
Дети наблюдают за скоростью таяния снега, определяют, что он тает быстрее вблизи стволов деревьев, так как корни поглощают воду.
Наблюдение за деревьями
  • Проследить движение сока у деревьев;
  • закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дети наблюдают за деревьями на участке, у которых из трещин на коре выделяется сок — лакомство для насекомых. На основании имеющихся знаний о движении воды по стволу ребята приходят к выводу, что под действием весеннего тепла вода с полезными веществами из земли продвигается по стволу к веткам и почкам, из которых вскоре появятся листья.

Игровые приёмы

В работе по подготовке к школе активно используются игровые приёмы, так как игра — ведущий вид деятельности дошкольников.

Дидактические игры

Этот вид игр активно применяется при организации НОД, поскольку позволяет:

  • ознакомиться с новой информацией;
  • отработать и закрепить полученные знания, умения и навыки;
  • повторить изученный материал.

Выделяют 2 типа обучающих (дидактических) игр:

  • ориентированные на содержание игровых действий;
  • опирающиеся на игровой материал.

Дидактические игры, опирающиеся на игровой материал, воспитывают у дошкольников усидчивость

Таблица: виды дидактических игр при подготовке к школе

ТипВид игрыНазваниеЦелиОписание
Игры, ориентированные на содержаниеЛогическая«Цветы на клумбах»
  • Закреплять названия геометрических фигур и цвета спектра;
  • развивать логику.
Педагог раздаёт детям бумажные цветочные клумбы круглой, прямоугольной и квадратной формы. Раздаёт по 3 разноцветных цветка. Дети расставляют цветы, ориентируясь на рассказ: «Красные цветы росли не на квадратной, но и не на круглой клумбе. А оранжевые не на круглой, но и не на прямоугольной. Рассади цветы правильно».
Словесная«Я — вам, вы — мне»
  • Развивать речь детей;
  • практиковать счёт.
Педагог проговаривает предложение, дети считают количество слов в нём. Кто ответил быстро и правильно, побеждает и говорит своё предложение, слова в котором считают остальные участники.
Сенсорная«Назови по частям»Отрабатывать навык составлять изображение из частей и, наоборот, раскладывать целое на части.Дети складывают картинки из отдельных деталей (например, колёса, кузов, кабина — грузовик). После чего рассказывают о назначении каждого элемента.
Музыкальная«Угадай, что звучит»
  • Учиться соотносить звук с музыкальным инструментом;
  • развивать слух и чувство ритма.
Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают, что звучит.
Игры, ориентированные на материалНастольно-печатная«Времена года»
  • Учить соотносить времена года с последовательностью месяцев;
  • закреплять знания основных примет разных сезонов;
  • развивать спонтанную монологическую речь.
Дети на скорость группируют картинки с названиями месяцев, приметами сезонных изменений, после чего составляют связный рассказ о временах года.
Игра с предметамиВ основном это игры с природным материалом. Например, посчитать количество желудей у белочки и ёжика, распределить поровну, дать кому-то из персонажей больше и т. д.
ИнтерактивнаяДля этих игр используются компьютерные технологии. Так, на математических занятиях по подготовке к школе ребятам можно предложить игру «Маша и Медведь», в которой дети вместе с героями любимого мультфильма выполняют задания на сложение и вычитание.

Подвижные игры

Здоровьесберегающие методы обучения являются основными в работе с детьми дошкольного возраста. Для их практической реализации во все элементы учебно-воспитательного процесса активно вводятся подвижные игры, выполняющие ещё и задачу поддержания общего эмоционального тонуса в группе.

Подвижные игры поднимают настроение и детям, и взрослым

Таблица: виды подвижных игр, используемых на занятиях по подготовке к школе

Отрабатываемый навык/умениеНазвание игрыЦелиХод игры
Бег в разных направлениях, прыжки«Жмурки»
  • Упражнять детей в беге врассыпную;
  • тренировать выдержку и наблюдательность.
Дети становятся в круг, одному участнику завязывают глаза. Он несколько раз поворачивается вокруг себя. Затем участники разбегаются, а ловишка с закрытыми глазами старается поймать кого-то из них, ориентируясь на шаги или другие звуки.
Пространственное ориентирование«Ловишка с ленточками»
  • Тренировать бег врассыпную;
  • учить не сталкиваться с другими участниками;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.
Дети становятся в круг, у каждого за поясом ленточка. По сигналу участники разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточку. По условному знаку дети останавливаются, ловишка подсчитывает количество пойманных игроков.
Формирование ощущения равновесия«Удочка»Учить перепрыгивать через вращающуюся верёвку.Водящий пускает по полу скакалку, остальные участники должны перепрыгнуть через неё, удержав равновесие.
Умение имитировать«Море волнуется»
  • Учить повторять движения за водящим;
  • тренировать внимание.
Дети стоят по обозначенным кружкам и выполняют любые движения. Водящий ходит между играющими, периодически кладёт руку на плечо участнику и по сигналу «Море волнуется» выполняет движение, которое игроку надо повторить. При этом водящий уводит игрока от кружка. По сигналу «Море спокойно» участник должен добежать до своего кружка. Если не успел, то становится водящим.
Развитие внимания«Будь внимателен»
  • Учить бегать, не сталкиваясь с соперниками;
  • тренировать внимание, ловкость и скорость реакции.
Дети становятся в шеренгу, перед ними на определённом расстоянии несколько предметов: кубики, кегли, флажки и пр. По сигналу водящего участники бегут к предметам и на середине пути слышат указание, какой конкретно нужно взять. Побеждает тот, кто верно выполнил указание.
Отработка навыка лазанья, ползанья«С мячом под дугой»
  • Тренировать в ползании на четвереньках;
  • учить координировать движения рук и ног;
  • развивать ловкость в обращении с мячом.
Дети по очереди проползают под дугами высотой около 40 см, толкая при этом головой набивной мячик. Количество дуг определяется площадью пространства.
Тренировка ловкости«Коршун и наседка»
  • Учить двигаться в колонне, не расцепляясь;
  • тренировать согласованность движений.
Дети становятся в колонну, первый участник — наседка, остальные — цыплята. По условному знаку из гнезда вылетает «коршун» и старается схватить стоящего последним в колонне цыплёнка. Наседка с остальными участниками убегает, поворачиваясь так, чтобы защитить «цыплёнка». Расцепляться колонне нельзя.

Группа театрализованных игр

При проведении работы по подготовке к школе в учебно-воспитательный процесс включаются театрализованные игры нескольких видов:

  • сюжетно-ролевые, в которых дети, основываясь на личном опыте, разыгрывают ситуации быта (на приёме у врача, на уроке в школе и пр.);
  • драматизации, где дети выполняют игровые действия исходя из указаний «режиссёра», то есть педагога или товарища (например, сценки по прочитанным сказкам, участие в тематических утренниках и пр.);
  • режиссёрские игры, то есть выполнение игровых действий на основе придуманного сюжета (например, разыгрывание спасения зайцев от наводнения в лесу на фланелеграфе);
  • пальчиковые игры — упражнения на тренировку мелкой моторики, направленные на активизацию речевых центров.

Проигрывая разнообразные ситуации и сказочные сюжеты, дошкольники усваивают новые модели поведения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Посредством игры в школу ребята в безопасной обстановке знакомятся с ролями учеников и учителя

Здоровье ребёнка и школа

Отдельно стоит обсудить вопрос здоровья ребёнка, который готовится пойти в школу. Пока родители занимаются образованием малыша дома, они часто забывают о его здоровье.

6-7 лет— это период активных изменений в организме каждого ребёнка. Обычно в это время меняются молочные зубы и происходит рост всего организма. В этом возрасте детям необходимо больше физической активности. Если ребёнок должен сесть за парту, то лучше отправить его в школу в возрасте 7 лет (с точки зрения здоровья— так лучше будет для малыша). Если вы все-таки отдаёте ребёнка в школу в 6 лет, изучите внимательно какую физическую подготовку предлагает школа. Очень хорошо, если в школе имеется бассейн и оборудованный спортивный зал, ведь растущему организму требуется физическая нагрузка несколько раз в неделю, чтобы исправно работало сердце, сосуды и суставы. Кроме того, помним и о переменах между уроками. В это время ученик должен отдохнуть вне класса, а помещение должно проветриваться.

Родитель в свою очередь может обеспечить ребёнку регулярный отдых перед школой. Каждый малыш должен отдохнуть от:

  • общения с большим количеством людей;
  • общепита;
  • большого количества выхлопных газов и бытовой химии.

По мнению врачей лучший отдых для ребёнка— в деревне у бабушки. Только там сегодня сохраняется по-максимуму свежий воздух, большинство продуктов со своего сада и огорода, а ребёнок проведёт большое количество времени на природе. Так у него выработается иммунитет к новым вирусным заболеваниям и инфекциям, ребёнок будет активно проводить свои дни и отдохнет от городской суеты.

Развивайте вашего ребенка дома и помогайте ему познать окружающий мир. Помните, что каждый малыш индивидуален, но все детки должны овладеть определенными навыками к 6-7 годам, чтобы справляться с заданиями в школе, узнавать новое каждый день и общаться с ровесниками.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ?

Роль родителей на этом этапе несомненна. Даже если ребенок ходит в детский сад и там вместе с группой получает необходимые знания, без домашнего закрепления они будут малополезны. Кроме того, можно записать дошкольника в специальные группы, секции – коллективная форма работы поможет ему научиться общению и совместной деятельности.

Но и дома важно проводить индивидуальные тренировки. Добиться успеха поможет календарное планирование. Родители малыша, которому исполнилось 4 года, могут завести тетрадь, в которой примерно распределят то, чему именно им необходимо обучать ребенка. Данную деятельность можно согласовать с воспитателями детского сада, чтобы ребенок закрепил материал, но не переутомился.

И каждый день нужно по 10-15 минут играть с ребенком в развивающие игры, на прогулке рассказывать ему о предметах окружающего мира, знакомить с цветами, размерами, расстояниями, учить считать.

Есть множество методик раннего развития, элементы которых могут использоваться современными семьями.

  • Карточки Домана помогут в легкой и ненавязчивой форме познакомить ребенка с животными, растениями, метеорологическими явлениями.
  • Рамки Монтессори наглядно пояснят суть формы и размера.
  • Различные конструкторы, мозаики помогут улучшить логику, абстрактное и пространственное мышление.
  • Кубики для детей помогут научиться читать (если на них написаны буквы или слоги), работать с цветами (для этого необходим разноцветный набор), понять, что такое «близко» и «далеко». Задания для подготовки могут быть самыми разнообразными.

Важнейший этап подготовки к школе – это привитие ребенку навыков самостоятельности. Он должен уметь одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнии. В школе будут уроки физкультуры, поэтому ребенка нужно вовремя научить быстро и правильно надевать спортивную одежду и обувь. Для этого можно поиграть в спасателя – предложить ребенку облачиться в костюм как можно быстрее, поскольку от его скорости будет зависеть спасение, например, целой планеты.

Не менее важно привить ребенку дошкольного возраста нормы этикета – научить его здороваться, прощаться, вежливо разговаривать со старшими.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]