Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей. В статье описывается опыт работы педагога детского сада «Катюша», города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение [7, с. 4]. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [4, с. 5].
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. [1, с. 24].
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Я организовываю театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования [4, с. 7].
Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры [2, с. 36].
Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами — педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.
В нашем детском саду в каждой группе созданы зоны для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ри и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка» и др. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.
Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр каждый день», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.
Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.
Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
- Развиваются психические процессы.
- Развивается речь.
- Совершенствуется моторика.
- Развивается эмоционально-волевая сфера.
- Происходит коррекция поведения.
- Развивается чувство коллективизма.
- Происходит развитие творческих способностей.
Список литературы:
- Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 24.
- Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. — Ульяновск, ИПКПРО, 1993. — 48 с.
- Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. — 320 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. — 128 с.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. — 128 с.
- Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу… — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 160 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 144 с.
Влияние театральной игры на развитие общих способностей ребенка
Игра в дошкольный период является основным видом деятельности детей и оказывает большое влияние на их психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Л.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. ) Термин «игра» обобщает разнообразные проявления детской деятельности, которые различаются, прежде всего, по характеру действий и их направленности, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
Ценность и особенность театрального искусства и его произведений заключается в одномоментном сопереживании, когнитивном, эмоциональном, коммуникативном, ярком воздействии художественного образа на личность (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольников неоценима, о чем свидетельствуют исследования А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой. В процессе восприятия произведений искусства у детей возникает особый тип познания в виде эмоциональных образов (Л.И. Божович, А.В. Запорожец). С одной стороны, они отражают внешний образ окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу стимулирующий, активизирующий характер отражения окружающей действительности.
На определенном этапе психического развития в результате воспитания в дошкольном возрасте, как отмечает А.В. Запорожец, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок к развитию его познавательной реальности. Это происходит благодаря тому, что произведение искусства (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет диапазон его восприятия, но и позволяет ему понять свой художественный образ. В воображаемых отношениях сказки, на основе которых обычно формируются привычки детей и характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и мир природы.
Эстетическое восприятие детей, в том числе и восприятие театра, не сводится к пассивному наблюдению за известными аспектами действительности. Ребенку дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.). Старшие дошкольники также способны понять внутренний мир героев и их противоречивый характер. Это позволяет использовать драму в нравственном воспитании детей, когда для ребенка становятся значимыми различные нормы, соотносящиеся не только с положительным, но и с отрицательным, непривлекательным характером (Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон). Благодаря ему формируются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, которые значимы не только лично для ребенка, но и для окружающих.
Драма — чрезвычайно эмоциональная деятельность, что делает ее привлекательной для детей. Это приносит ребенку огромную радость и удивление. В нем заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не осознавая этого. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и соответствует особенностям развития его психических процессов: Холизм и одновременность восприятия, легкость воображения и вера в превращения, эмоциональная восприимчивость, не только образное, но и логическое мышление, двигательная активность и т.д. (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком потенциале развития драматической пьесы.