Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста


Направления использования фольклорного творчества в речевом развитии ребенка

Фольклор является тем средством, которое оказывает воздействие на различные стороны личности и помогает ее полноценному всестороннему развитию.

Фольклорное творчество развивает речь ребенка с самого рождения. Речевое развитие, основанное на фольклоре, осуществляется по следующим направлениям:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  1. Расширение и обогащение словарного запаса ребенка. Первые песенки, потешки, пестушки строятся таким образом, что оказывают воздействие на мышление ребенка и ту часть его мозга, которая отвечает за речевое функционирование. Слыша потешки, пестушки, ребенок стремится их повторить, поскольку, ритмичность этих произведений, их стиль активизируют речевые процессы. Колыбельные формируют основы плавного произношения и расширяют словарный запас ребенка.
  2. Формирование артикуляционного аппарата. Органы артикуляции принимают активное участие в речевой деятельности. Также, они активно используются в устном народном творчестве: пение песен, частушек, соблюдение их ритма, заставляет выполнять определенные движения органами артикуляции. Это тренирует их, формирует их мышечную мускулатуру и развивает слаженность, ритмичность работы органов артикуляции.
  3. Формирование фонематического слуха. Она осуществляется на основании восприятия различных форм фольклора на слух. Фольклор и его формы имеет свои специфические признаки, свойства, которые оказывают положительное воздействие на слуховое восприятие.
  4. Образец для составления описательных рассказов. Фольклор является моделью построения определенных текстов: сказок, поговорок, скороговорок и т.д. Это формирует навыки речевого общения и расширяет их.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 440 ₽ Реферат Роль фольклора в развитии речевого общения детей 280 ₽ Контрольная работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Детский фольклор

Детский фольклор – это яркий мир, который наполнен красотой и силой жизни. Он сосуществует с миром взрослых, но не может ему подчиниться. Он существуют по своим законам и в согласии со своим видением отношений между людьми и природой.

Дети с большим любопытством изучают жизнь окружающих их взрослых людей. Они легко перенимают опыт, но изменяют его и приспосабливают под свои возможности. Детские мысли связаны с определенными образами. Это и есть ключ к тайнам творческих способностей ребенка.

Детская психика обладает такими особенностями, которые нужно учитывать, выбирая произведения для работы с ними.

Произведения фольклора учат воспитанников отличать зло от добра, учит их бороться с плохим, защищать слабых, быть заботливым и великодушным по отношению к природе.

Благодаря песенкам и потешкам дети приобретают более сильные впечатления о положительном влиянии труда на человека. Небольшие фольклорные произведения, созданные специально для детей – это кладезь народной мудрости.

Дети любят слушать колыбельные, читать сказки, повторять потешки. Это один из хороших инструментов воспитания детской личности. Согласно Г.С. Виноградову народ обладал естественными представлениями и взглядами на общество, которые до сих пор обладают большой ценностью для выполнения задач обучения и воспитания. Эти инструменты передавались веками из поколения в поколение. Поэтому фольклор можно по праву назвать народной педагогикой.

Детский фольклор – это самостоятельный раздел фольклористики, предназначенный для детей раннего возраста. Специфика этого явления в том, что он объединяет в себе стихи, игровые приемы и песни, а также танцы и игры. Дети обязательно должны играть! И вот здесь нам приходит на подмогу фольклор.

Детские фольклорные произведения позволяют легко устанавливать эмоциональные контакты и общаться. У детей яркая фантазия, их привлекает богатое содержание и сильные художественные образы. Это позволяет им радоваться жизни и формироваться, как личности.

Простые и незатейливые, детские фольклорные произведения содержат в себе большие богатства.

Современные малыши нуждаются в подобных отношениях с окружающим миром, что и те, что жили в далекие годы. Они нуждаются в купании, в убаюкивании, в играх и т.п.

На протяжении веков с помощью фольклора взрослые учили детей, развивали в них высокую моральную культуру.

Благодаря тому, что дети знакомятся с фольклором, это формирует у них внимание и интерес к окружающей действительности, к народным обычаям, помогает приобретать художественный вкус. Это может многому научить. Детская речь развивается, формируются привычки нравственности, приобретаются знания о мире природы.

Заклички обычно имеют доступную для детского восприятия форму, дразнилки легко запоминать и можно активно использовать в играх. Детское фольклорное творчество – это особая область народного искусства, которая объединяет детский мир с миром взрослых, создает систему жанров.

Фольклор содержит в себе произведения творчества, знания и мудрости народа, собранных за многие века. В нем выражаются интересы, наклонности и вкусы народа. Он играет большую роль в жизни детей, пробуждает в них позитивные эмоции, развивают интерес. Согласно О.И. Каницы, у детского фольклора интересная особенность – хоть предназначен он для детей, но носителями его часто являются взрослые люди.

С помощью него можно оказывать очень мощное воспитательное воздействие на детей, так как они черпают из фольклора много знаний. Также и знакомство с поэзией для ребенка начинается именно с малого фольклора. Всего нескольких простых фольклорных строк содержат в себе огромные запасы жанрового богатства.

Использование пословиц и поговорок в речевом развитии ребенка

Пословицы и поговорки – это вид поэтического творчества, содержащий в себе мудрость народа, накопленную веками.

Пословицы и поговорки активно используются в качестве средства речевого развития детей дошкольного возраста. Кроме того, они находят применение в логопедической практике т.е. используются в коррекционных программах речевого развития.

Применение пословиц и поговорок в качестве средства развития речи дошкольника способствуют достижению следующих задач речевого развития:

  1. Формирование лаконичной речи;
  2. Четкость произношения;
  3. Ясность и яркость речи, выражения мыслей и чувств;
  4. Придание речи научного окраса;
  5. Формирование основ творческой направленности использования различных речевых конструкций;
  6. Формирование основ образного мышления и образного описания различных объектов, процессов и явлений окружающего мира;
  7. Придание тексту, описывающему что-либо, яркости, эмоциональной насыщенности.

Применение пословиц и поговорок должно быть реализовано на основе принципа перехода от простого к сложному т.е. необходимо начинать с изучения простых пословиц и поговорок, постепенно их усложняя. Это облегчит понимание детьми их смысла и значения, а также места в речевом процессе.

На завершающем этапе работы с пословицами и поговорками реализуется творческая направленность деятельности. Она связана с составлением детьми пословиц и поговорок на определенную тематику, с конкретным смыслом.

При изучении пословиц и поговорок хорошо использовать их рисование и составление по ним рассказов. Это делает познание более увлекательным и целеориентированным. Ребенок стремится к пониманию смысла пословиц и поговорок и их правильному использованию в собственной речи.

Возрастные особенности развития речи

Овладеть речью – это важнейшая задача ребенка на ранней стадии развития. От этого навыка будет зависеть весь его прогресс в дальнейшем, что касается личности, интеллекта и поведения.

Что изменяется в речи от одного до трех лет:

  • ребенок усваивает базовые грамматические и фонетические законы. Формируется синтаксическая речевая структура.
  • совершенствуется семантическая и лексическая речевые законы.
  • малыш начинает некоторую речевую активность, что выражается в виде вопросов, которые адресованы взрослым.

Терминология
Лексика – это термин, который подразумевает систему слов языка, которыми владеет человек. Семантика – это комплекс правил, рассматривающих значения слов и их изменения в их значений. Фонетика – это раздел языковедения, который изучает речевые звуки и строение языка. Грамматика – это законы словообразования и использования слов в жизни.

Примерно в год ребенок уже может произносить некоторые слова. Некоторые вещи он называет словами. Для них слово обычно связывается с текущей окружающей обстановкой, а не с определенными представлениями. В этом возрасте дошкольники уже обладают некоторым опытом взаимодействия с внешним миром при помощи органов восприятия. У него уже есть определенные чувства к родителям, к окружающей обстановке, к игрушкам и пище.

Примерно от полутора до двух с половиной лет происходит следующий этап развития ребенка. В этот период малыш учится совмещать слова, объединять их в маленькие фразы. Дети начинают быть активными в общении с людьми, спрашивают, как называются предметы из его окружения, с помощью мимики и жестов указывает взрослому на то, что ему интересно. Примерно к 1,8 годам у детей формируется понимание речи окружающих, но его активный словарь практически не пополняется новыми словами.

До 40 слов знают дети в полтора года. Очень редко они понимают до 100 слов. Затем происходит сильный скачок в формировании речи. В конце второго года жизни дошкольники знают уже около 300 слов. А к концу трех лет – до 1500 слов. Фонематический слух практически полностью сформирован в два года, когда дети могут различать слова, которые отличаются друг от друга всего одной фонемой.

Ближе к трем годам ребенок начинает активно участвовать в самостоятельной речи. На этом этапе дети речью управляют собственным поведением и пытаются влиять на поведение окружающих людей. Резко растет интерес детей к окружающему миру. Дети все хотят видеть, трогать, слушать и узнавать. Они интересуются тем, как называются предметы, понимают, для чего эти предметы нужны, умеют пользоваться средствами гигиены.

В три года дети правильно пользуются падежами, могут составлять предложения, используя служебные слова, внутри которых грамматически верно согласуются все слова. Пассивный словарь практически такой же, что и активный. От двух до трех лет интенсивно развивается грамматическая структура. Некоторые слова превращаются в части речи, их окончания согласуются. Речь в трехлетнем возрасте включает в себя в основном простые предложения.

В раннем возрасте речь может развиваться под влиянием следующих факторов:

  • игры влияют на формирование речи;
  • нужно использовать фольклор;
  • развитие мелкой моторики;
  • общение в семье.

Работа педагога, позволяющая формировать детскую речь, подразумевает то, что взрослые должны быть вовлечены во взаимодействия с детьми в бытовой жизни. Но также нужно специально организовывать занятия и игры.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Игра в сенсорном воспитании Роль игры в сенсорном развитии — какие дидактические игры подходят…
  3. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  4. Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…

Использование загадок в речевом развитии детей

Загадки оказывают положительное воздействие на развитие мышления дошкольника и формируют его речь по следующим аспектам:

  1. Расширение словарного запаса дошкольника за счет многозначности понятий, используемых в загадках. Дети изучают слова и их разные значения, а также применение прямых и переносных значений слов в своем речевом общении;
  2. Освоение грамматического строя речи. Загадка формирует представление ребенка о том, каким образом стоит правильно строить предложения, соблюдая все нормы. Языковая форма загадок мотивирует к анализу строения слов и предложений;
  3. Овладение звуковой стороной речи. Происходит развитие восприятия речи на слух, ее смысла, представления в различных формах, с использованием выразительных языковых средств;
  4. Формирование правильной дикции ребенка. Речь при произнесении загадок становится лаконичной и грамматически правильной. Это формирует навыки четкого произношения и лаконичного выражения своих мыслей.

Рекомендации по использованию фольклора в качестве средства речевого развития ребенка

Чтобы фольклор дал должный эффект в речевом развитии ребенка, следует опираться на ряд рекомендаций его использования:

  1. Знакомство с фольклором с самого рождения. Колыбельные, потешки, стишки помогают в формировании плавной и четкой речи с самого начала ее становления.
  2. Использование игровых приемов при знакомстве с фольклором. Игра лучше всего помогает в освоении окружающего мира и его различных аспектов.
  3. Разъяснение незнакомых слов, используемых в фольклоре.
  4. Объяснение сказок и иных форм фольклора своими словами. Это упрощает понимание детьми сути произведения и направляет на становление грамматически верной речи.
  5. Эмоциональное преподнесение фольклора.
  6. Мотивация к знакомству с устным народным творчеством.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]