Новые программы для детских садов
В последние два-три года было анонсировано несколько новых программ для детских садов, разработанных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К ним относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство» и «Дом радио». Для того чтобы помочь педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ, предлагаем их краткое описание на основе предварительного анализа, проведенного сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:
- Теоретическое обоснование программы,
- Характер целей программы,
- возрастная дифференциация заданий программы,
- методологическое обеспечение,
- необходимость специальной подготовки педагогов,
- связь с традиционными программами,
- наличие критериев для оценки достижений детей.
Отправной точкой для сравнительного анализа послужила традиционная и наиболее распространенная российская «Программа воспитания в детском саду» изд. Программа основана на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Основными целями являются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и обучение в соответствии с возрастными особенностями и подготовка к школе. Программа будет включать в себя график задач, содержание образования и воспитания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки жизнеустройства для каждой возрастной группы; структурирована по аспектам образования и видам деятельности, видам учебной деятельности, срезу для всех возрастов. Достижения детей фиксируются через количественный рост знаний и навыков. Программа предписывает большое количество обязательных занятий с детьми, определяет содержание и методику с помощью обширных методических рекомендаций. Хотя программа дает воспитателю довольно строгие правила относительно организации детской деятельности в целом, она не расставляет приоритеты целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует воспитателя на индивидуальные различия и учет детской деятельности, а представляет ребенка как среднестатистическую единицу.
Дополнительные и примерные программы
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может вводить дополнительные образовательные программы к основным образовательным программам и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Оказание дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе. Использование дополнительных образовательных программ в дошкольном образовании (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых, гибких форм обучения дошкольников в творческих мастерских, кружках, секциях и т.д., организуемых в дошкольных учреждениях и на их базе. В ряде регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) дополнительные программы создают полную систему профессионального образования для детей от детского сада до высшего образования.
Дополнительные программы включают образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-лингвистические, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной пенитенциарной направленности и др. В некоторых случаях в качестве дополнительных программ могут использоваться подпрограммы дошкольного образования.
Дополнительные образовательные программы не могут проводиться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на проведение основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, сон, основные занятия, игры).
Модельные образовательные программы. В отличие от различных авторских программ (основных, дополнительных), примерная образовательная программа не является конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности учителя на каждый день.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» разработка примерных образовательных программ организуется государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Целью разработки примерных программ является реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширение трактовки государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его уровнях. В области дошкольного образования, при отсутствии государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основой для разработки примерных программ являются проект и «Предварительные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях». В примерной программе дошкольного образования примерные блоки содержания основных компонентов дошкольного образования представлены крупными блоками, что позволяет разработчикам программы создавать различные образовательные модули для конкретных типов центров дошкольного образования и варьировать содержание образования в соответствии с региональными, национальными, местными или сложившимися традициями в воспитании детей.
Примерная программа содержит обязательные критерии результатов образования детей на основе нормативных показателей физического и психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, минимальные требования к оснащению образовательного процесса в дошкольных центрах (минимум оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке инновационных (вариативных) программ на основе примерных программ можно расширить объем содержания и более глубоко представить отдельные темы (блоки) примерной программы, чтобы на практике реализовать принцип вариативности в дошкольном образовании.
О программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану здоровья. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.
Виды программ
Вариативные | Альтернативные | Базовые | Региональные | Федеральные | Муниципальные | Дополнительные | Основные | Примерные |
Основные | Дополнительные | Комплексные | Парциальные |
Характеристика программ
Название | Характеристика | Программы |
Основные программы | Являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. В соответствии с Законом РФ от образовании» основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных (Д.И. Воробьева) · «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова) · «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) · «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.) · «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой) · «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой) · «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.) · «От рождения до школы» под. ред.Васильевой Н.Е. Вераксы · «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) · «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой) · «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой); · «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко). Особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ. Такой можно назвать программу «Успех» под ред. Фединой, которая разработанна для «особых» деток (ЗПР, слабоумие, аутизм и т.д.), а именно для труднообучаемых детей | |
Дополнительные программы | Являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. Они не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. На основании Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03 | К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: · художественно-эстетического цикла · этнокультурные · культурологические · интеллектуально-развивающие · коммуникативно-речевые · экологические · физкультурно-оздоровительные · различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования. |
Комплексные программы (или общеразвивающие) | КП предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста. Комплексные (или общеразвивающие):
· Физическое · познавательно-речевое · социально-личностное · художественно-эстетическое
· формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих) · становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). | · «Детский сад — дом радости» · «Детство» · «Золотой ключик» · «Из детства в отрочество» · «Истоки» · «Кроха» · «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой (основная перераб. 2005 г.) · «Радуга» · «Развитие» · «Содружество» · «Школа 2100-Детский сад 2100″ |
Парциальные программы | Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения. Парциальные (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. | · В мире прекрасного · В мире природы · Воспитание ребенка–дошкольника «Росинка» В.Н.Зимонина. · Детская одаренность — развитие детского изобразительного творчества» авторская программа Казаковой Р.Г. · Дружные ребята (коллектив под руководством д.п.н. Р. С. Буре) · Здоровье (Автор В. Г. Алямовская). · Красота — радость — творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.). · Математика в детском саду В. Новиковой. · Музейная педагогика, под редакцией А.Н.Морозовой, О.В. Мельниковой · Музыкальные шедевры (Автор О. П. Радынова). · Наследие (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева). · Наш дом – природа Н.А. Рыжовой · Основы безопасности детей дошкольного возраста (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) · Педагогика и психология ненасилия – по формированию способности к позитивному общению, взаимодействию у детей дошкольного возраста, под ред. Ситарова В.А. · Приобщение детей к истокам русской народной культуры (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) · Природа и художник – художественно – экологическая программа по изобразительному искусству Копцевой Т.А. · Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной · Развитие речи и творчества дошкольников О.С. Ушаковой · Расту здоровым · Семицветик (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова) · Система «РОСИНКА» (модульная программа) · ТРИЗ «Умка» (теория решения изобретательских задач) · Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни М.Ф. Литвинова. Практическое пособие · Юный эколог (Автор: С.Н. Николаева) · Я — человек (Автор С. А. Козлова). · Я, ты, мы (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина). |
Примерные программы | В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день. Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). | В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования. |
Альтернативные технологии | · Система дошкольного воспитания Марии Монтессори Вальдорфский детский сад (немецкий философ Р. Штейнер). · Система дидактических игр Фридриха Фребеля · Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» · «Шаг за шагом» (Step by step) |
Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
В.М. Полонский
Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.
О.А. Соломенникова
Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.
О.А. Соломенникова
Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.
Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).
Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В. Антонова, Т.С. Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А. Копцева); «Камертон» (Э.П. Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В. Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А. Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н. Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000″» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н. Зимонина) и др.