Мастер — класс С детьми играем речь развиваем «ТРИЗ — игры и методические пособия, используемые в ДОУ


Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»?

На самом деле те, кто работает по методике ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и втягиваться в игры по методике ТРИЗ. И уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях [К. Несютина, 2014]. Как правило, такие ситуации случаются по причине недоработок со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто отмалчиваться или говорить «не знаю».

Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:

  • Никогда не ругайте детей за неправильный ответ! Очень часто «игра в молчанку» является следствием того, что ребенок уже когда-то что-то сказал или сделал не так, получил ворох замечаний и теперь просто боится ошибиться еще раз.
  • Рассуждайте вместе с ребенком и не ведите себя, как экзаменатор или всезнайка. Дети остро чувствуют фальшь, и, если ребенок уже привык, что вы всегда знаете правильный ответ, а вопросы задаете только с целью проверки, он может не захотеть быть испытуемым. Особенно, если в случае неверного ответа его еще и отругают.
  • Задавайте так называемые «открытые» вопросы, на которые изначально не может быть одного единственного правильного ответа. Так вам будет проще рассуждать вместе с ребенком, и ребенок не будет бояться ошибиться. Заодно поймет, что другое мнение вовсе не обязательно является ошибочным.
  • Отвечайте на вопросы, которые вам задают дети. В противном случае дети быстро усвоят, что можно и не отвечать или на все «Почему» давать ответ «Потому что кончается на «у». Как правило, таких отговорок дети набираются именно у взрослых.

Мы желаем, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы, а вы всегда находили с ними общий язык! Напоминаем, что вас ждет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и проверочный тест по теме статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • Сказки ТРИЗ в педагогике
  • Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • Процедура Шаретт
  • Изобретательство: подборка полезных материалов
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • Дайджест по развитию креативности
  • Хорошие книги для самообразования

Ключевые слова:1ТРИЗ

Что такое ТРИЗ?

Для начала скажем пару слов о том, что такое ТРИЗ. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.

Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, позже стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.

Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал

Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель, а его «Легенды о звездных капитанах» и другие произведения любимы многими поколениями читателей [Г. Альтов, 2015]. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не потому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже для детских садов?

Генрих Альтшуллер начал разработку принципов и методики ТРИЗ в послевоенные годы, затем продолжил работать над теорией в соавторстве с изобретателем Рафаэлем Борисовичем Шапиро (1926-1993). Кстати, Шапиро тоже был писателем и подписывал свои произведения псевдонимом Рафаил Бахтамов. Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, затрагивала преимущественно вопросы психологии изобретательства и так и называлась «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956].

В этой же статье была сделана попытка систематизировать процесс творчества, разбив его на стадии:

  • Аналитическая стадия – выбор и определение основ задачи, выявление главного противоречия и его причины.
  • Оперативная стадия – изучение типичных способов решения в природе и технике, и последующий поиск новых способов в пределах системы и за ее пределами.
  • Синтетическая стадия – внедрение функционально обусловленных изменений в систему и методы ее использования, проверка применимости принципа к решению прочих задач.

Более подробно понятия, методы и схемы решений были изложены в многократно затем переизданной книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Так, автор теории считает, что первым шагом к изобретению является правильная формулировка ситуации так, чтобы сразу исключить из рассмотрения не слишком эффективные и не совсем перспективные способы решения.

Далее нужно поставить задачу в формате «убрать ненужное качество без потери функциональности системы» или же «добавить нужное качество в придачу к существующим». Такая постановка задачи позволяет ответить на ряд крайне важных для последующей работы вопросов:

  • Какие части есть у системы и как они взаимодействуют?
  • Какие части и взаимодействия являются полезными, какие – вредными и какие – нейтральными?
  • Что можно изменить без потери функций, а что нельзя?
  • Что приведет к улучшению функций системы, а что к ухудшению?

Затем нужно выявить противоречия на пути к решению всех этих вопросов и устранить их. Например, увеличить прочность конструкции без увеличения массы сооружения. Собственно, после того как это все удалось сделать, до изобретения остается буквально шаг. Разработанный Генрихом Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач (сокращенно АРИЗ) включает в себя несколько десятков шагов. Количество шагов различается в зависимости от версии алгоритма.

Как все вышеизложенное можно применить в детском садике, когда большинство малышей только-только начало запоминать буквы и цифры? Давайте разбираться!

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Применение ТРИЗ в дошкольном учреждении кардинально меняет стиль преподавания воспитателя, раскрепощает детей, учит их мыслить, анализировать, искать варианты и принимать самостоятельные решения.

ТРИЗ в дошкольной педагогике предлагает множество вариантов игровых заданий, различной направленности. При помощи метода ТРИЗ для дошкольников можно активно влиять на развитие речи. Развивать музыкальные и художественные способности. Прививать любовь к природе, и вызывать у детей чувство эмпатии.

Сегодня мы поговорим о развитии математических способностей, которые есть у каждого ребенка, но не в каждом мозгу они активированы. Рассмотрим несколько игровых ТРИЗ заданий для дошкольников, включающих логическое мышление.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]