Роль сказки в формировании нравственных качеств ребенка
Сказка играет очень важную роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала необходимо обратить внимание на гендерный подход сказки. Что касается пола, то все сказки способствуют формированию мужских и женских черт характера.
Сказками для формирования черт человеческого характера являются, например, «Три поросенка», «Колобок». Они показывают метод борьбы за человека. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над вышестоящим соперником, а в сказке «Колобок» содержится самое важное предупреждение об условиях, при которых вы можете быть побеждены, о соблюдении правил безопасности. На основе этих рассказов можно объяснить мальчику типологию врага и сценарии борьбы и победы над врагом. В противостоянии с одним соперником нужны силы, с другим — осторожность и осмотрительность, с третьим — надежная команда, с четвертым — тактическая беседа. Истории, имеющие мужской характер, содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, правильное восприятие действительности, во-вторых, понятие врага и безопасности, и, в-третьих, желание победить врага. Они символически дают мальчику знания о стратегии и тактике борьбы с врагом. Сильное прикрытие, объединенные силы, удача, знание и использование собственного преимущества и слабостей противника — вот ингредиенты успеха. Все, что мальчик помнит в детстве, формирует его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие качества, как умение противостоять трудностям, мужество, храбрость, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к матери (жене).
Но сказки — «Маша и медведь», «Хаврошка», «Морозко», «Гусиные лебеди» помогают сформировать женские черты характера. В этих сказках обязательно есть мужской характер. Героиня строит с ним отношения по-разному. Она либо ввязывается в спор, готовится к счастливому браку, либо помогает ему. Эти сказки помогают девушке понять, что значит быть женщиной. В этих сказках девушка получает определенные знания о жизни героинь. Первое — найти достойного партнера, то есть выбрать лучшего. А выбор связан с умением прислушиваться к своему сердцу, которое скажет: кто достоин, любящий, верный, всегда готовый помочь. Примите помощь с благодарностью, и то, что вы сделаете, сбудется. Во-вторых — создать комфортную обстановку, где она чувствует себя спокойной и защищенной, где ее силы умножаются, чтобы понять и дать любовь, где она может воспитывать детей — продолжение гонки. Любовь, терпимость — основные проявления женственности в русской культуре.
Но есть истории, с помощью которых мы можем развивать моральные качества как у мальчиков, так и у девочек. Они имеют один и тот же конец и обязательно заканчиваются воссоединением героя и героини — свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера.
Какими будут наши дети — внимательными, заботливыми, добрыми, уступчивыми, милыми или, наоборот, эгоистичными, бестактными, агрессивными — зависит только от нас — их родителей? В семье дети формируют свое отношение к миру людей, к вещам, к природе, развивают и укрепляют свои чувства.
Как мы можем воспитывать наших детей, чтобы они были добрыми, чуткими и внимательными людьми? Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос счастливым человеком?
Моральные чувства дошкольников формируются в сочетании с моральным поведением. Обязательно поговорите с ребенком после прочтения истории. За это время можно раскрыть суть персонажей, оценить их действия, рассказать о положительных и отрицательных сторонах. Выбор чтения сказок вслух зависит от того, какие моральные чувства вы можете сформировать в вашем ребенке.
Развитие чувства уважения к старшим органично связано с задачей формирования культуры поведения детей по отношению к другим людям. Привычка всегда быть вежливым, готовность активно заботиться о старшем и молодом поколении, результаты работы взрослых по бережному отношению к своей деятельности. Языковая культура и моральные качества (правдивость, честность, скромность, терпение, терпимость и соответствие) продолжают развиваться.
Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки
Библиографическое описание:
Берзлякова, М. В. Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки / М. В. Берзлякова, Н. Н. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2021. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14302/ (дата обращения: 29.12.2021).
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочные действия из нравственно-поучительного в чисто развлекательные. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со с взрослыми и сверстниками, так и достигнутом уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих извечных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Герберта, И. П. Пестолоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.
По мнению большинства ученых именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр. Воспитание тех или иных качеств в личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительное или отрицательное отношения к действительности.
Сказка — неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики. И я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». — писал К. Д. Ушинский. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно- воспитательной работе детских садов.
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста использованием сказок явно недостаточно.
Это позволяет сделать вывод о том, что в практике использование сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольников; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречия между необходимостью развития у дошкольников нравственной воспитанности и недостаточным использованием восприятия в понимании сказки в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности воспитания и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет нравственного воспитания?
Объект — процесс нравственного воспитания у детей 6–7 лет.
Предмет — процесс восприятия и понимания сказки как воспитательное средство.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность нравственного воспитания у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказки.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного возраста;
- Выявить уровень развития у детей 6–7лет нравственного воспитания;
- Обосновать и экспериментально проверить эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет уровня нравственного воспитания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей 6–7 лет нравственного воспитания посредством восприятия и понимания сказки будет успешным, если разработать и апробировать модель нравственного воспитания у детей 6–7 лет.
Методологическая основа исследования:
– целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова);
– процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения (Д. И. Лодзинский. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова,В. Г. Нечаева);
– развитие и формирование нравственных качеств личности (М. В. Вениаминов. Е. В. Бондаровская, С. А. Козлова. Т. А. Куликова).
В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности:
А. Осознание детьми нравственных норм.
Б. Эмоциональное отношение к нравственным нормам.
В эксперименте участвовало 20 человек подготовительной группы детей 6–7 лет в МБДОУ № 76 «Алые паруса» г. Мытищи.
Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек составили экспериментальную группу. Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек — контрольную группу.
Выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности включено в следующие методики: «Закончи историю», где предложены примеры ситуаций для рассмотрения ребенком, и методика «Сюжетные картинки». Авторы методик Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина.
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.1) результаты изучения уровня развития нравственности у детей были разделены на три группы:
– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 10 %, в контрольной группе 20 %);
– 2я группа — уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 40 %, в контрольной группе — 50 %);
– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной — 30 %).
Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента явилось развитие нравственности у детей посредством восприятия и понимания сказки. Исходя из этого мы разработали и апробировали перспективный план работы по развитию нравственности у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказок и составили рекомендации по реализации данного плана работы.
План содержал 10 сказок, направленных на развитие таких нравственных качеств. Как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. В день читали по одной сказке в соответствии с перспективным планом, образовательная деятельность проводилась со всей группой детей. Работали в кругу, чтобы мы могли отслеживать реакцию детей. По ходу чтения детям задавали вопросы, и обращалось внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества, противоположные выбранным.
Таблица 1
Перспективный план работы по развитию удетей 6–7 лет нравственности
№п/п | Автор | Название сказки | Цель | Вопросы кдетям. |
1 | В. Драгунский | «Друг детства» | Воспитание заботливого отношения к игрушкам, доброты, развитие терпимости. | Зачем Дениске понадобилась груша? Почему Дениска не сделал себе боксерскую грушу, он ведь больше не играл с Мишкой? |
2 | Л.П.Стрелкова | «История отом, что такое хорошо ичто такое плохо» | Воспитание внимательного заботливого отношения. Развитие понятия о морали, развитие умения понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. | А что сделал бы ты на его месте? О чем думал Данилка? |
3 | В. Катаев | «Цветик-семицветик» | Воспитание заботливого отношения к людям, любви. Развитие умения думать не только о себе, но и о тех, кто нуждается в помощи. Развитие умения отступать от своих решенийв угоду другим людям. | Что бы ты загадал, если бы у тебя был последний лепесток? |
4 | В. Осеева | «Сыновья» | Воспитание любви и заботы к маме, трудолюбия. | Почему третья мама промолчала? Кто из мальчиков тебе понравился больше? Почему? |
Стремились вызвать оценочное суждение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовали развитию нравственных качеств.
В общении с детьми избегали повелительного тона, чаще выражали уверенность в возможностях, помогали выражать мысли детей.
В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели контрольный эксперимент.
Целью контрольного эксперимента явилось выявление уровня развития нравственности у детей 6–7 лет.
Основные методики, показатели и оценочная система были представлены в констатирующем этапе эксперимента.
По результатам контрольного этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.2).
Результаты также были нами были разделены на три группы:
– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 30 %);
– 2я группа — средний уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 60 %);
– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 0 %, в контрольной группе 10 %).
Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов нами представлены в диаграмме (рис.3).
Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольных этапов.
Таким образом. Проведённое исследование доказало эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7лет нравственности.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: нравственное воспитание, понимание сказки, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, дошкольный возраст, уровень развития нравственности, использование сказок, контрольный эксперимент, нравственное воспитание детей.
Педагогическая ценность русских сказок
Образовательная ценность сказок состоит в том, что в них запечатлены лучшие качества русского трудового народа: Любовь к свободе, природному интеллекту, настойчивости, настойчивости.
Сказки учат детей гордиться своим народом и любить Родину. Фольклорная сказка обычно вызывает у детей богатые эмоции, что усиливает ее воспитательный эффект. Интенсивность детских переживаний тесно связана с содержанием сюжета, разнообразием приключений, переживаемых его героями.
Эмоции способствуют тому, что дошкольники понимают смысл, главную идею работы. Эти качества народной сказки характеризуют ее как высокохудожественное произведение для детей, что соответствует психологическим особенностям возраста. Сказка говорит с детьми на языке искусства — легком, жизнерадостном, понятном и убедительном. Сказка — это не просто выдумка для ребенка, это особая реальность, реальность эмоционального мира. Сказка расширяет для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и жалость, предательство и хитрость и тому подобное.
Форма представления этих явлений, особая, сказочная, доступная для понимания ребенку, и уровень проявлений, нравственный смысл остаются реальными «взрослыми». Эти уроки, которые дает сказка, являются уроками для жизни и для молодых и старых. Это беспрецедентные уроки морали для детей, которые показывают, как сказки влияют на детей так, как взрослые не могут предвидеть [1].
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них есть внутренний импульс, чтобы помочь, помочь, защитить, но эти эмоции быстро исчезают, потому что нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжающий душу нравственной энергией. Когда читаешь сказки ребенку, когда смотришь на картинки вместе с ним и с искренним интересом комментируешь их, понимаешь, что это, пожалуй, важнее и, прежде всего, эффективнее, чем последующая работа со взрослыми детьми в течение нескольких лет. Именно это и создает то богатство — естественный и неизменный интерес к книгам, к идее правильного, красивого литературного языка, вкус к родному языку, который впоследствии будет называться врожденной грамотностью. Пропустите этот момент — и потребуются годы специальных техник и другой педагогической мудрости, чтобы достичь того, что сейчас так легко достигается — просто читайте сказки своему ребенку.
Фантастические сказки, наполненные чудом и магией, всегда привлекают детей. Ребенок с удовольствием погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески перестраивает его. Но этот нереальный мир кажется только нам, взрослым. Ребенок воспринимает все, что происходит в сказке, как реальность. Это то, чего требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных героев, князей и принцесс, ведьм и фей, дети гораздо более восторженно и радостно выполняют задания, чем просто Петя, Миша, Галя, Таня.
Ведущая педагогическая идея моей работы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, с помощью сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Сказка доступна пониманию дошкольника, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость. Наблюдая за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации многие не могут. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Я задумалась над проблемой: как сформировать нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства. Я вижу свою задачу как педагога в том, чтобы помочь ребёнку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, через активное включение сказки в работу. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
В своей работе поставила цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
Воспитывать у детей интерес к сказкам.
Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.
Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод — это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:
Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:
1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
3) Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Эти формы работы позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.
4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Эти превращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».
Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, посредством сказки, необходимо проводить совместно с родителями.
Этапы работы по теме: начальный, основной, итоговый и их содержание: Начальный этап. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом. Основной этап.
Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей. Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота». Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку». Загадки о сказках. Пальчиковые игры по мотивам сказок. Физминутки по сказкам. Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Финист – ясный сокол», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце», «Соловей и воронёнок», «Ёж» и другие — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-го года жизни. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра — викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».
Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.
Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.
Итоговый этап. Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала — знакомые детям герои сказок. Проводить театрализованные спектакли и игры, развлечения с детьми и родителями. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я получила в своей работе результат: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, стали не бояться выбирать в игре любую роль. Детям было интересно, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, дети стали больше любить слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием сейчас разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.
Особенности сказки как жанра
Чтобы наиболее эффективно использовать сказку для воспитания у детей моральных качеств, необходимо знать особенности сказки как жанра .
Многие сказки внушают уверенность в торжестве истины, в победе добра над злом. Дети особенно любят оптимизм сказок и усиливают воспитательную ценность этих средств.
Напряженность сюжета, образность и развлекательная натура делают сказки эффективным средством обучения. Схема событий, внешних столкновений и борьбы в сказках очень сложная. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и привлекает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждать, что в сказках учитываются психические особенности детей, особенно нестабильность и подвижность их внимания.
Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, еще не способными к абстрактному мышлению. Главные черты характера, которые приближают его к национальному характеру народа: Смелость, трудолюбие, остроумие и т.д., как правило, очень ярко выражены в герое. Эти качества проявляются как в событиях, так и благодаря различным художественным приемам, таким как гиперболизация.
Изображения дополняются забавными повествованиями. Как мудрые воспитатели, люди обратили особое внимание на то, что сказки — это увлекательно. Обычно они содержат не только яркие и живые образы, но и юмор. Слушателя часто забавляют сказки всех народов. Примером таких сказок является басня оборотня.
Дидактика — одна из важнейших черт сказок. Последствия используются с целью усиления дидактики. Делать добро» учат не с помощью общей аргументации и обучения, а с помощью ярких образов и убедительных действий. Тот или иной поучительный опыт постепенно накапливается в сознании слушателя.
Работа со сказками принимает различные формы: Чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных персонажей и причин их успехов или неудач, театральное исполнение сказок, проведение конкурса сказочников, выставки детских рисунков по мотивам сказок и многое другое.
Когда ребенок начинает узнавать себя и исследовать окружающий мир, у него возникает много вопросов к взрослым. Многие вопросы детей сбивают с толку взрослых. Нелегко объяснить ребенку, почему вещи происходят так, как они происходят, и что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Один из признаков настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни случилось в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, с которыми столкнулись герои, были необходимы для того, чтобы сделать их сильнее и мудрее. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший что-то плохое, обязательно получит по заслугам. А герой, прошедший все испытания и проявивший свои лучшие качества, обязательно будет вознагражден. Таков закон жизни: как ты обращаешься с миром, он обращается с тобой!
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на протяжении всей жизни. Сказки — это начало знакомства ребенка с миром литературы, человеческими отношениями и миром в целом.
Сказки дают детям поэтическое и многогранное изображение своих персонажей и оставляют место для воображения. Нравственные понятия, ярко изображенные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, становятся нравственными нормами, определяющими желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и морально однозначные характеры, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, понятные дошкольникам, делают сказку особенно интересной и увлекательной для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности детей.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит Антуан де Сент — Экзюпери.
Каждый взрослый приходит в свою жизнь из детства. От того, каким оно было – зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям. Именно в детстве (и более того, в раннем детстве) воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить! Необходимо, видимо помнить, что воспитание ребенка, начинается, прежде всего, с самовоспитания человека, взрослого. С его нравственных качеств, правильного общения с людьми и бережного отношения ко всему тому, огромному миру, который окружает нас и наших детей.
Что такое сказка? Откуда она к нам пришла?
А пришла она к нам еще с колыбели. Как только ребенок родился, он уже слышит ее шепот, слышит звуки, пение его мамочки, напевы бабушки. Ребенок погружается в уютную теплоту добрых эмоций. Неразрывная связь с матерью продолжается не один год. Любовью, добротой окружен наш малыш, и он уже слышит какие-то элементы сказки, прибаутки, потешки, начинает понимать речь своих близких. Малыш подрастает и просит маму: «Расскажи, расскажи…Что же там дальше?» А мама с удовольствием поведает ему о том, что добро всегда побеждает зло.
Дети с замиранием сердца слушают небывалые истории, рассматривают иллюстрации к сказкам, всем своим существом сопереживают их героям.
Л.С. Выготский говорил, что сказка во многом способствует изживанию эмоций, удовлетворению духовных потребностей личности.
Детям нужны сказки ибо они являются необходимой пищей для развития личности.
Описание чудес, необычных и не всегда понятных событий оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Заставляют задуматься: «Есть ли вокруг меня какие—то еще добрые силы, кроме родителей?» Для ребенка очень важны такие вопросы – он думает о собственной защите в этом мире, о смысле жизни.
Сказки не только заставляют ребенка задуматься над важными жизненными вопросами, но помогают найти на них ответы.
Герои сказок идентифицируются детьми в зависимости от их возраста и волнующих проблем. Ребенок легко входит в сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в королевича или Белоснежку, и так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло бы происходить в действительности. Ребенок хочет подражать окружающим его: сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же возможно: выйти победителем из любых испытаний, например, перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и сразиться с драконом о трех головах. Мечты ребенка осуществляются в сказках, когда он слушает, ее или придумывает собственный вариант. Таким образом, ребенок как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю». Воспитание детей на материале сказки – важная проблема. Ее решение требует серьезной, продуманной работы, характер и содержание которой обусловливается самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития.
Формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего, о бытовой и предметной деятельности.
Создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей в этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействия людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослыми, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Для того, чтобы развивались нравственные качества детей, через сказку, необходимо учитывать возрастные особенности детей с каждым годом. Начиная с первой младшей группы, дети постепенно постигают все нравственные качества (справедливость, доброта, взаимопомощь и т.д.). Через сказку с возрастом детей идет более обширное, углубленное знакомство со сказками. Они знакомятся с волшебными, бытовыми, юмористическими сказками, где их персонажи, герои, ведут себя совершенно по-разному. Передавая характер и те качества, которыми они наделены. На основе этих представлений у ребенка складывается образ героя сказки (положительный — отрицательный) с помощью нравственных качеств, ребенок рассуждает, доказывает себе и окружающим, каким бы он хотел видеть своего героя, или какой он есть.
На основе нравственных чувств лежит способность эмоционально откликаться на состояние (горе, радость и т.д.) другого человека или одушевляемого предмета либо явления. Дети учатся сопереживать, создавая образы деревьев, цветов, предметов через сказки: например, «Я ручеек, я журчу, как будто разговариваю с землей или солнышком. Я длинный – длинный. Я покрыт блестками. Это солнышко во мне искрится. Я теку далеко-далеко, в реченьку глубокую. Мне не скучно. Надо мной небо голубое. Рядом зеленая травка. А потом и речка встретится – она моя мама.» Педагог рассказывает сказку и задает вопросы: О чем может беседовать туман и тропинка? С кем может дружить туман? Дети придумывают ответы. В процессе такой деятельности развивается эмоциональная сфера и воображение, расширяется кругозор, активизируется и обогащается речь, дети учатся наблюдать природу, восхищаться ею с помощью нравственных качеств, заботиться о ней.
Для того, чтобы развивались нравственные качества детей через сказку, необходимо создавать все условия для развития этих качеств. А также необходимо применять методы, формы и приемы в своей работе.
Для формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в своей работе использую следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, побуждаю детей думать и говорить. Задавая им два-три вопроса. Даю ребятам высказаться. Это позволяет педагогу понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.
В группе проводятся этические беседы – плановые, подготовленные занятия с детьми. Например, «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека как, доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?» и т.д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, частушки, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям лучше оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности дети привлекаются к различной деятельности, связанной с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, учатся сочинять собственные сказки или придумывать окончание уже известному произведению, организуют выставки работ.
Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
В ходе своей работы с детьми младшего дошкольного возраста, я провела эксперимент «Как повысить уровень нравственный качеств детей через сказку». Опираясь на программу А.Н. Веракса; Н.Е. Веракса «От рождения до школы» и основную образовательную программу детского сада № 56 «Буратино», поставила для себя следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, выявить сущность понятий, особенностей, критерии оценки, возможности сказки, педагогические условия, способствующие успешному нравственному воспитанию дошкольников.
- Выявить у детей уровень сформированности нравственных качеств у детей, соблюдение педагогических условий по использованию сказки в педагогическом процессе и формы сотрудничества с родителями.
На основе программных задач и предлагаемого объема литературных произведений на начало учебного года: В – 9 %, С – 13 %, Н – 5 %
Были выбраны следующие формы, методы и приемы воспитательно-образовательной работы:
На начало учебного года: В – 9 %, С – 13 %, Н – 5 %
- Чтение сказок.
- Обсуждение сказок, эпизодов, героев и т.д.
- Рассматривание иллюстраций.
- Прослушивание аудиозаписи сказок.
- Просмотр, видеозаписи сказок.
- Разные виды театров (настольный, магнитный, би-ба-бо, фланелеграф).
- Игра-драматизация.
- Придумывание нового финала сказки.
- Рисование сюжетов сказок, героев.
- Театрализованные постановки.
- Решение нравственных ситуаций (отрывки и сказок).
- Беседы по сказкам.
- Вечера сказок.
Методика № 1 «Разложи картинки» Н.Б. Фесюковой
Цель: Выявить умение детей классифицировать поступки по их нравственной направленности (хорошо-плохо)
Материал: набор картинок (10 шт.) с изображением нравственных ситуаций например, ребенок ломает дерево, кормит собаку и т.п.
Методика проведения: Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть картинки и выбрать, отложив в одну сторону картинки, где ребенок поступает хорошо, а где – плохо.
Критерии оценки: высокий уровень – легко ориентируется, безошибочно определяет ситуацию, кратко комментирует, без ошибок справляется с 8 – 10 картинками;
Средний — допускает ошибки (1 — 2), но исправляет их; справляется с 5 – 7 картинками;
Низкий уровень – не выполняет задания, не может ориентироваться в предложенных ситуационных изображениях, отказывается выполнять задание; дает характеристику «все хорошо» всем изображениям или большинству.
Методика № 2 Решение ситуаций
Цель: Изучение осознания норм и объяснительной речи у детей 3 – 7 лет.
Материал: Рассказы-ситуации, описывающие нравственную ситуацию.
Например:
1. У Маши было 2 лопатки. Одной она копала, а вторая лежала рядом. Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила…
В ходе исследовательского эксперимента, я пришла к выводу, что на конец учебного года у детей повысился уровень нравственных качеств через сказку. Это показывают результаты мониторинга. На протяжении эксперимента исчез низкий уровень, у детей появились логика, мышление, дети самостоятельно без помощи воспитателя, могут оценивать поступки героев сказок в разных ситуациях В – 12 % С – 24 %, Н — 0
Работа по развитию у дошкольника нравственных качеств ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям сообщается о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявляю происхождение тормозящих развитие факторов, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
С целью установления тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использую следующие методы:
- общие и групповые родительские собрания
- консультации
- посещения педагогом семей своих воспитанников
- дни открытых дверей
- папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений
Проведение конкурсов, игровых проектов внутри группы и внутри дошкольного учреждения.
Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. В нашей группе и детском саду созданы все условия для оптимального развития детей.
Начиная день с утра, мы знакомим детей со сказкой, при чтении художественной литературы, посредством слушания побуждаем детей думать, размышлять, анализировать поступки героев, где выделены нравственные качества героев.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы знакомим детей с устным народным творчеством, где постигаем возможность узнать, познакомиться с волшебными, социально – бытовыми сказками. Через сказки о животных знакомимся с бытом, историей русского народа. Применяем при этом метод показа (иллюстрации) и словесный метод. Широко используем и применяем нравственные качества через пословицы и загадки: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда», «Один в поле не воин», «Дружбой дорожить — на свете легче жить».
На прогулке каждый день используем художественное слово, где присутствуют элементы русского народного творчества. А также в русских народных подвижных играх «Лапта», «У медведя во бору», «Цепи кованы», «гори, гори ясно» методом показа развиваем и прививаем детям все нравственные качества. Каждую среду у нас в детском саду во вторую половину дня проходит театрализованная деятельность, где наши воспитанники сами через драматизацию, театр, настольный театр, развивают, воплощают свои артистические, творческие способности, путем развития нравственных качеств. Для того, чтобы играть какую-то роль или персонажа сказки, методом чтения, обсуждения нравственных качеств, мы приходим к выводу, как надо сыграть того или другого персонажа.
Приложение Фото 1
В процессе познания социально-бытовых, волшебных сказок, сказок о животных0 дети приобретают такие нравственные качества, как доброта, взаимовыручка, трудолюбие, уважение к товарищу, дружба. На основе этого складываются и формируются характер ребенка. Огромное значение для наших детей имеют праздники и развлечения, где задействованы все дети. Они с удовольствием поют, танцуют, читают стихи, показывают мини-сценки. Наряжаясь в разнообразные наряды, костюмы, дети оживляются, берут на себя роль того персонажа (героя), воплощая его через себя, при этом мимика, движения, образ кажутся более эмоциональными, выразительными. Очень интересными и познавательными были развлечения: «Праздник Осени», «В гости к сказке», «Путешествие на облаке», «Рождественские встречи», «Масленка», где ребята узнали и познакомились с фольклором русского народа (заклички, прибаутки, шутки, дразнилки)
Приложение Фото 2
Разнообразные формы и приемы работы ведут к познанию русского народа, к истокам его зарождения, традиции наших предков, которые до сих пор являются актуальными, востребованными в наши дни. Во всех этих обрядах широко выражены нравственных качеств людей (доброта, вежливость, взаимопомощь, дружба), трудолюбие в быту, в землевладении, забота о животных, бережное отношение к ним.
Важную педагогическую роль в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку играет сам воспитатель. Воспитатель должен быть идейно-нравственным во всей воспитательно-образовательной работе с детьми, а также эмоциональным, выразительным, чутким, с хорошо поставленной дикцией, чтобы дети могли внятно и быстро понимать речь. Он должен обладать такими нравственными качествами, как доброта, уважение ребенка как личность (индивидуум), отзывчивым на разумные просьбы детей, эмоциональным. Педагог должен уметь сплотить и организовать детский коллектив.
Важную роль в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста играют родители. Именно в семье у детей формируется такие важные нравственнфые качества личности, как трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, доброта, чуткое отношение к окружающим людям. Родители стремятся видеть своих детей честными, трудолюбивыми, справедливыми.
Наш детский сад углубленно ведет работу с родителями в этом направлении. Родители оказывают большую помощь в воспитании и развитии у детей нравственных качеств. Откликаются на просьбы, являются активными участниками мероприятий проводимых в группе.
Кроме того, родители принимают участие в оформлении групп к Новому году, изготовлению новогодних игрушек вместе с детьми, обустройству предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр.
С помощью родителей в группе появились различные виды театров (пальчиковые, картонажные, би-ба-бо, перчаточный и т.д.).
Родители нашей группы принимают активное участие в различных мероприятиях, проводятся викторины на различные интересные темы «Сказка рядом с нами», «Удивительное рядо м.Большую работу проделали родители по изготовлению необычных игрушек, шаров, гирлянд, конфет, других видов оформления к новому году. Наши родители вместе с детьми участвуют в различных фольклорных праздниках, драматизациях, где их собственные дети оживляются, хотят быть похожими на своих родителей. В драматизации беря на себя определенную роль, дети раскрепощаются, играют эмоционально, выразительно. (Драматизация сказок «Теремок», «Гуси-лебеди», «В гости к сказке»).
На вечерах семейных встреч проходят интересные беседы с чаепитием, где родители наших детей, бабушки, рассказывают о традициях и образах русского народа, показывают свои старинные украшения, костюмы, которые были в их времена. Очень много разнообразных костюмов, кокошников и другого реквизита принесли родители. В группе в родительском уголке родителям предоставляются различные консультации: «Как читать сказку детям», «Русская народная мудрость о воспитании», «Народные колыбельные».
Приложение Фото 3
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности детей.
В ходе работы советую использовать в работе с детьми следующие методы: создать комнату сказок для творческого развития детей, хорошо иметь в группе волшебные сундуки, скатерть – самобранку, сапоги – скороходы;
- активнее использовать Фесюковой Л.Б., по развитию нравственной личности дошкольника
- на специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания на нравственно-этическую тему
- использование сказочной литературы, воспитывающей нравственные качества детей
- проводить работу с родителями по развитию нравственного воспитания посредством сказки.
Практика показывает, что в тех семьях, где родители стремятся всесторонне воспитывать своих детей, умеют организовать их деятельность, где царит атмосфера взаимоуважения, достигаются положительные результаты в формировании нравственной основы личности детей через сказку, через устное народное творчество мы воспитываем и развиваем нравственные качества детей.
Я хочу, чтобы наши с вами дети выросли добрыми, честными, порядочными людьми. Так непросто быть нравственно порядочным человеком в наше трудное, смутное время. А мне хочется, чтобы детская душа всегда стремилась к свету, добру и любви.
Мы все родом из детства, оставим его частичку на всю жизнь!
В.А. Сухомлинский.
Список литературы:
- Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности»
- Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Демонстрационный матариал.
- Журнал «Ребенок в детском саду» 2007 г. № 6 «Азбука вежливости»
- В.А. Сухомлинский «О воспитании»
- Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
- К.Д. Ушинский «Правила воспитания личности ребенка»
Следующая > |