Основные трудности и их решения в воспитании детей дошкольного возраста


Родительское собрание в детском саду. Проблемы воспитания

Конспект занятия с элементами тренинга для родителей «Проблемы воспитания»

Данная разработка будет полезна для классных руководителей, педагогов – психологов образовательных учреждений. Занятие с элементами тренинга является одной из нетрадиционных форм работы с родителями. Такая форма работы позволяет не только познакомить родителей с теоретическими аспектами проблемы, но и отработать полученные знания на практике. Данное занятие направлено на гармонизацию детско – родительских отношений, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Занятие с элементами тренинга для родителей «Проблемы воспитания»
Цели: 1. Информировать участников группы об ошибках семейного воспитания; 2.Формирование воспитательной уверенности родителей; 3. Развитие чувства родительской ответственности Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение «Что общего» Цель: снижение эмоционального напряжения Участникам предлагается найти друг у друга что – то общее («чем мы похожи»). Упражнение «Рукопожатие» Цель: активизация участников, настрой на позитивный лад Группа делится на две команды. Ведущий встаёт во главе одной команды. Его команда подходит к команде соперников и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие – рукопожатие. Варианты рукопожатия: поздороваться левой рукой, похлопать соперника по плечу, одновременно с похлопыванием сказать ободряющие слов. Упражнение заканчивается, когда каждый поприветствовал всех соперников. Обсуждение:
-Понравилось ли вам это упражнение? -Что чувствовали во время выполнения этого упражнения? Основная часть.
Упражнение «Замкнутый круг» Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях учащихся. Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания» Цели: повышение психолого – педагогической компетентности родителей Как известно, все человеческие проблемы родом из детства. Мы, родители, и только мы отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же их не допускать! Ошибка 1. «Всё будет по – моему!» Этот стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, унижают, наказывают его, если они постоянно навязывают ему своё видение ситуации и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вредпроявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться Ошибка 2. «Никаких поблажек!» Детей надо воспитывать в строгости. Это неправильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается разрывом контактов с родителями. Ошибка 3. «Если ты не…то я». Порой родители играют на чувствах ребёнка: чувстве страха («Если не ляжешь сейчас же спать, я не буду тебя любить»).В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того , чтобы их выполнять. Ошибка 4. «Сам вырастет!». Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать. Ошибка 5. «Чрезмерная опёка». Излишняя забота о ребёнке может привести к различным нарушениям его поведения. Ребёнку сложно будет общаться с ребятами, он не сможет сам принимать решения. Ошибка 6. «Детей надо баловать». Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева»: «Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило, это рецепт работает: если ребёнок растёт с уверенностью, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он превращается в эгоцентриста (все ему что – то должны). Ошибка 7. «Родители – тоже люди!» Многие родители могут позволить себе при случае сорваться на ребёнка: накричать на него и даже отлупить. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины от которого прямая дорога к психологическим комплексам. Ошибка 8. «Кнут и пряник!» На первый взгляд все ребёнку внушают, что если он будет вести себя хорошо, — получит «пряник», например ему что – нибудь купят, а если плохо – придётся терпеть лишения. В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски. Анализ результатов диагностики родителей (тест Варга – Столин) Цель: анализ системы воспитания в семье Упражнение «Аплодисменты» Цель: снижение напряжения Участникам предлагается встать в круг. В центр круга выходит один из участников. Все остальные ему аплодируют, оказывая психологическую поддержку. В кругу должен побывать каждый из участников. После того как он поблагодарит группу, выходит следующий. Обсуждение: -Что вы чувствовали, когда вам аплодировали? — Понравилось ли вам это упражнение? Упражнение «Воспоминание о своём детстве» Цель: научиться применять родительские позиции и установки Родителям предлагается оглянуться на своё прошлое и вспомнить свои наивные и непоследовательные поступки, совершённые в детстве. Обратить внимание на наивность поведения в детстве. В прошлом. Подумать, чем она была обусловлена, и попросить привести примеры из воспоминаний детства. Обсуждение:
-Какие образы у вас возникли? -Удалось ли увидеть всю картину? — Что вы чувствовали во время воспоминания? -Понравилось ли вам это чувство? Упражнение «Планирование жизни» Цель: формирование навыков целеполагания «Сформулируйте три главных целей вашей жизни. Напротив каждой кратко напишите, почему они важны для вас, к какому сроку они должны осуществиться? Укажите факторы, способствующие и препятствующие их достижению, ответив на вопросы: — Есть ли препятствия на пути достижения целей? -Как их преодолеть? — Что вам нужно для достижения целей (время, деньги, помощь близких, пожертвовать своими интересами). Запишите цели и планы деятельности, способствующие достижению ваших целей. Для достижения моих жизненных целей Мероприятия по реализации целей Время В области здоровья: В области родительства: На служебном поприще: Прочие:
Рефлексия. Родители по кругу: характеризуют своё эмоциональное состояние , обмениваются мнениями и чувствами о проведённом занятии (понравилось – не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т. д.). Упражнение «Больше всего мне понравилось» Цель: обучение отреагированию эмоций Участники тренинга вспоминают прошедшие занятия – то, что им понравилось больше всего, делятся своими впечатлениями о том, что дали занятия для каждого, что нового они узнали. Заключительное слово ведущего: Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими. Правильно построенные взаимоотношения с ребенком помогают родителям успешно решать трудные внутренние проблемы, волнующие их ребёнка. Ритуал прощания.

Рекомендуем посмотреть:

Нужны ли детям сказки Родительское собрание в подготовительной группе. Семья и семейные традиции Нетрадиционное родительское собрание в детском саду Нетрадиционное родительское собрание в средней группе детского сада

Похожие статьи:

Родительское собрание в средней группе. Семейные традиции

Родительское собрание в средней группе. Наши бабушки и дедушки в семье

Родительское собрание в средней группе. Эмоциональное благополучие ребенка

Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»

Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы

Проблемы воспитания дошкольников в семье

Как проявляется тип воспитания «маленький неудачник»?

Нередко можно наблюдать, как родители и другие значимые взрослые считают ребенка неприспособленным к «трудностям» реальной жизни, пытаются многое сделать за него.

Этот тип воспитания отличается тем, что в отношении к ребенку преобладает стремление взрослых приписать своему чаду личную и социальную несостоятельность. То есть, в глазах взрослых их дитя выступает потенциальным неудачником, инфантильным, чрезмерно ранимым, младшим по сравнению с реальным возрастом. И чтобы предупредить его неудачи, нужно, по их мнению, часть действий выполнять за него.

При подобном отношении родители (часто неосознанно) не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. Им неловко перед окружающими, что их дошкольник может не справиться с каким-либо делом, в то время как другие детки проявляют большую смекалистость и схватывают на лету.

Такой тип воспитания приносит много вреда развитию дошкольника. В этом возрасте ребенок постигает бытовые и социальные премудрости исключительно методом проб и ошибок. Взрослые же, лишая ребенка возможности практиковаться в нужных действиях, стопорят его развитие, порождают неуверенность в своих силах. Задерживается не только своевременное овладение необходимыми навыками. Позиция «маленького неудачника» сказывается на формировании самооценки.

Это вовсе не означает, что родители должны отказаться от помощи и поддержки своему ребенку. Безусловно, они нужны дошкольнику. Только, помогая, взрослым необходимо верить, что ребенок справится; важно поощрять его самостоятельность и инициативность.

Особенности развития речи у современных дошкольников: проблемы и задачи

Ребенок XXI века во многом иной: более свободный, непосредственный, самостоятельный. В то же время специалисты отмечают снижение речевых навыков: маленький словарный запас, трудности связной речи (не спонтанной), низкая культура общения, не говоря о звуковом аспекте речи (произношении). Важно понимать главное — личностное развитие ребенка формируется через речь. На уровень речевого развития дошкольников влияет начитанность, владение пословицами, поговорками, загадками, обладание коммуникативными компетенциями и т.д.

Смотреть вебинары по дошкольному образованию

Овладение языком — это активный творческий процесс, который организуют взрослые. Сам ребенок готов к коммуникации с младенческого возраста, а его окружение? Первый пример для подражания у ребенка — это речь матери, не меньше влияния на ребенка оказывает речь педагога детского сада. Поэтому, конечно, речевая культура педагогов должна быть на очень высоком уровне. Но что мы видим сегодня? Результаты исследований, проведенных ИРО, показывают, что уровень речи современных педагогов хромает: лексический запас невелик, грамматические конструкции простые, выразительность (темп, дикция, плавность, интонирование) оставляет желать лучшего.

В связи с этим, предпочтительны комплексные задания, когда в одной теме интегрируются разные развивающие задачи: если детям интересен вид деятельности, они не замечают, как обучаются. Это, как известно, происходит через игру. Здесь могут помочь инсценировки, театрализованные представления, ведь совместная деятельность взрослого и детей — одна из организационных моделей осуществления образовательной деятельности по ФГОС ДО. Второй немаловажный вид деятельности — самостоятельная работа, но она не возникнет, если не было опыта первой.

Материал подготовлен на основе вебинара «Развитие речи современных дошкольников. Новому поколению — новые образовательные маршруты».
Смотреть запись вебинара
Людмила Кожурина

В помощь специалисту дошкольного образования

УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

Задания, содержащиеся в пособии «Развитие речи», позволяют развить лексическую сторону речи дошкольника: закрепляют представление о многозначных словах и омонимах; тренируют в подборе синонимов, в составлении предложений и связных рассказов. Упражнения способствую развитию чувства языка, пробуждают интерес к слову, желание рассказывать, слушать, читать, что является необходимым условием умственного развития ребенка и развития культуры речи в целом.

Смотреть каталог продукции

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

 Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

В настоящее время в современном дошкольном образовании существуют проблемы. Обратим внимание на общение ребенка. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Следующая тема — семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и возникают проблемы. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он предоставлен сам себе и результатом такого «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость.

Кроме того, базовая система знаний перестала сегодня играть прежнюю роль. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей.

Каким же должно быть современное образование? Рассмотрим несколько разных линий, представленных в практике современного образовательного пространства.

Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом — взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Такие отрицательные эффекты — потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая — образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение — это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

Литература:

  1. Мынто Т. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/29/aktualnye-problemy-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovaniya.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]