Консультация «Условия, средства и роль педагога в эстетичесокм воспитании детей

Эстетическое воспитание вносит важный вклад в реализацию всех видов воспитания, оказывает формирующее влияние на становление личности, закладывает основы нравственности. Познания о природе и обществе тоже не были бы такими полными, не пройди они сквозь призму эстетического восприятия.

Среди средств эстетического воспитания выделяют три взаимозависимых группы:

  1. Окружающая среда. Сюда относятся эстетика быта в семье, детском дошкольном учреждении, красота природы, гармоничные отношения среди членов групп, где существует ребенок.
  2. Искусство, все его формы.
  3. Личная творческая, художественная деятельность малышей, не ограничивающаяся одной сферой.

Значение взаимодействия учителей и родителей

Новую воспитательную философию, утверждающую главенство родительской ответственности над ответственностью педагогов школьных и дошкольных учреждений, нельзя назвать такой уж новой. Семья всегда определяла личность, дальнейший ее жизненный путь. Просто на то время, когда провозглашалось главенство общественного над личным, об этом старались забыть. Сейчас вернулись к пониманию, что социальные институты лишь поддерживают и продолжают закладываемые в семье характер, модели поведения, вкусы.

Обратите внимание

Главная задача родителей и педагогов в воспитательном процессе – взаимодействие на основе доверительных отношений. Родители развивают ребенка в выбранном направлении, педагоги углубляют, корректируют процесс в тесной взаимосвязи со старшими членами семьи.

Первый социальный институт, детский сад, становится центром, который сотрудничает с другими педагогическими, культурными заведениями, вовлекает родителей в образовательный процесс. Едва наметившиеся проблемы проще решить через семью, используя дифференцированный подход.

Семья – главный фактор эстетического воспитания

Специфическое воздействие семейного коллектива – обязательное условие всестороннего и своевременного развития личности. Расширяется постепенно кругозор малыша, приобретается первый опыт, осваиваются первые трудовые навыки, приобретается умение организации досуга, воспитывается будущий семьянин.

Для полноценного эстетического развития у ребенка сначала должна сформироваться эмоциональная сфера.

Эстетическая восприимчивость закладывается уже в те моменты, когда грудничок видит лицо мамы, протягивает ручки к яркой игрушке, пританцовывает при звуках ритмичной музыки. Обвиняя взрослых детей в черствости, эмоциональной невосприимчивости родители забывают, что когда-то не отреагировали на восторженные восклицания ребенка по поводу вспорхнувшей бабочки, не остановились полюбоваться цветком, не заострили внимание на жизни муравейника.

В семье закладываются основы наблюдательности, обогащающей представление о предметах, их форме, окраске, различиях и сходстве.

Эстетическая восприимчивость развивается, когда родители привлекают внимание малыша облачком на небе, цветом листьев на дереве, праздничным оформлением городских улиц. Сегодня ребенок выбирает чашку по цвету и узору, старается не разбить. Завтра он будет избирателен ко многим «взрослым» вещам и явлениям, сможет аргументировать свой выбор, дать им эстетическую оценку. Продуманная организация творческих занятий – то, что доступно отцу, матери, станет в будущем прочным фундаментом личности.

Формы организации

Каким образом можно организовать образовательный процесс? Существуют стандартные формы и методы эстетического воспитания младших школьников. Среди них:

  • Занятия. Уроки или небольшие получасовые рассказы о чем-то помогут ребенку получить необходимые знания, а также помогут ему увеличить зону внимание и навык осознания информации.
  • Самостоятельная деятельность. Человек усваивает материал лучше, если на практике отрабатывает теорию. Поэтому после похода в художественную галерею выдайте ребенку краски, пусть он сотворит свой шедевр по образу и подобию великих мастеров.
  • Самодеятельность. Одним из методов художественно-эстетического воспитания дошкольников является проявление их творчества. Это может быть организация домашнего концерта или постановка небольшого спектакля. Дети могут поставить собственный танец или же устроить театр теней.
  • Организация праздников. Увеселительные мероприятия, которые проводят взрослые, помогают проявлению творчества у детей. Ребята видят процесс подготовки, хотят помочь своим авторитетам, постепенно приобщаясь к творческому процессу.
  • Развлечения. Чтобы ребенок полноценно развивался, занятия нужно чередовать с отдыхом. Родители должны придумать развлечения для детей, которые помогут развиваться ребятам во время игры. Это могут быть всевозможные викторины или подвижные конкурсы.
  • Экскурсии. Родители могут отводить детей в общественные места и учить их работать в группе. Сегодня пользуются популярностью экскурсии в художественные галереи и литературные музеи для дошкольников.

Основные средства и составные части эстетического воспитания

В общей системе разнонаправленного развития индивидуальности эстетическое воспитание выявляет отдельные элементы и делает их средством эстетического воздействия. Интеллектуально-речевая деятельность характеризуется красотой искусства слова. Красота трудовой деятельности подчеркивается высотой целей, процессом и результатами работы, гармоничными отношениями, возникающими в процессе труда.

Нравственно-правовая реализация человека берет начало в прекрасных идеалах, закрепляется через благородные устремления, устоявшиеся нормы поведения. Воспитание школьников средствами искусства проходит через художественные образы, гармонию звуков. Физкультура, танцы углубляют познания о человеческом теле, дают понятия о гигиене.

Это интересно

Разнообразные творческие занятия дошколят и младших школьников развивают воображение, прививают трудовые навыки, большинство положительных нравственных качеств. Развитие у детей способности к импровизации в процессе творчества формирует критический взгляд на обыденные вещи, результаты человеческой деятельности.

Эстетика быта

Все, что окружает детей с первых лет, имеет большое влияние. Красивый, удобный интерьер, гармония цвета, стиль помещения формируют сознание малыша, откладываются в памяти. Дома или в детском саду каждый из предметов должен иметь свое место. Воспитателям нужно обращать внимание на чистоту, красоту, которую дарят цветы и картины. Попытки малышей украсить комнату самостоятельно приветствуются. Красивые вещи вокруг нужно не только научиться видеть, но и ценить, сохранять.

Теоретические основы и методика музыкального воспитания

Оформление помещения для детей должно отвечать следующим требованиям:

  1. Обстановка подчиняется соображениям целесообразности и практической пользы.
  2. Поддерживается чистота, простота, гармоничное сочетание вещей, обстановки.
  3. Цвета и свет гармонируют или создают контраст, необходимый для выделения, подчеркивания каких-либо предметов.
  4. Компоненты интерьера составляют единый ансамбль.

Природа – мощное средство эстетического воспитания

Имея тесный контакт с природой и ее явлениями, дети постигают гармонию. Природа сама создает красоту, на примере которой творят художники и композиторы.

Воспитатель помогает увидеть прелесть капли росы или красок заката. Главное – найти те слова, которые западут в душу ребенка. Здесь важно умело использовать примеры из художественных произведений. Экскурсии, проведенные в живописных уголках, запомнятся надолго, внесут свою лепту в воспитательный процесс.

Труд как средство эстетического воспитания

Общественная жизнь и труд родителей, знакомых – это то, с чем дети постоянно сталкиваются. Обращая внимание на труд строителей, ребята учатся у них слаженным действиям. Рассказ о работе моряков, летчиков или учителей восхищает, рождает желание подражать.

Посредством экскурсий, через игру дети накапливают чувственный опыт, сопоставляют, обобщают, учатся ценить красоту труда, благородство людских взаимоотношений, заставляют понять важность товарищества, проявлять заботу о близких.

Осмыслить преобразующую силу труда детям помогают наглядные примеры того, как из природных материалов мастера производят одежду, жилье, вкусную еду, создают более удобную среду, украшают быт.

Значение народного искусства в воспитании дошкольников

Важным условием и средством эстетического воспитания выступает народное искусство. Оно объединяет устный фольклор, музыкальное творчество, изобразительное искусство.

С первых лет ребенка сопровождают народные сказки, колыбельные. Эмоциональную отзывчивость углубляют музыкальные произведения. Народное искусство помогает познакомиться с традициями, особенностями быта своей нации, приобщиться к культуре.

Важно

Младший дошкольный и школьный возраст – наиболее благоприятен для восприятия народного творчества. Сила воздействия на детей станет гораздо эффективней, если они будут принимать активное участие в хороводах, играх, исполнении песен.

Загадки помогают развитию мышления, учат анализировать. Танец прививает пластичность, координацию. Сказки воспитывают, знакомят с историческим прошлым. Потешки, скороговорки, поговорки обогащают речь детей, стимулируют эмоциональность. Главное учитывать возраст детей, их способность к восприятию того или иного произведения. Художественный материал усложняется на каждом следующем возрастном этапе.

Музыкальное воспитание в детском саду

Роль декоративно-прикладного искусства

Индивидуальные и групповые занятия, где изучаются народные промыслы подводят ребят к пониманию жизненного уклада, быта народа. Воспитанники знакомятся с промыслами, традиционными изделиями, орнаментами и узорами, композицией.

Для развития творческих способностей полезно создание в школе кружков лепки, рисования, работа с аппликацией, конструированием, освоение росписи по папье-маше.

Кроме знакомства с декоративно-прикладным искусством, решаются социально-эстетические задачи: ребята учатся ощущать красоту, относиться к ней бережно. У них развиваются психические процессы, которые пригодятся в дальнейшей творческой работе, являются важными не только для общего развития, но и для нравственного воспитания. Формируется гордость за свой народ, любовь к Отчизне.

Изобразительная деятельность

Включение младших детей, школьников в самостоятельную художественную деятельность – правило полноценного эстетического воспитания. Дома, в группе детского сада необходимо создавать специальные зоны, где у детей будет доступ к материалам, оборудованию для рисования. В процессе работы с мелками, карандашами малыши реализуют свои творческие задатки, которые в будущем могут перерасти в художественное творчество.

Взрослым необходимо стимулировать самостоятельные действия детей, направлять их в нужное русло, давать полезные подсказки.

Специфика занятий рисованием открывает широкие возможности для развития у воспитанников эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Постигая соразмерность, пропорциональность объектов, богатство цветовых оттенков, дети учатся видеть реально существующую красоту, у них формируются убеждения, влияющие на поведение.

Музыкальные средства эстетического воспитания

Даже простые песни, которые доступны самым младшим, глубоко художественны. Звуча на утренней зарядке, музыка заряжает бодростью, активизирует. Она используется в играх, давая общность детским переживаниям.

Первые музыкальные уроки пробуждают умение определить характер и настроение передаваемого образа, вызывают ответные реакции. Более развитая музыкальность – это умение вслушиваться, эмоционально оценивать наиболее яркие музыкальные отрезки. Развитая музыкально-слуховая культура помогает ребенку по-своему оценить музыкальный образ, представить его в пении или танце.

Разнообразные эмоциональные переживания, разбуженные музыкой, воспитывают отношение к прекрасному, рождают добрые чувства, бережное отношение к красоте в природе, всему живому.

Задачи

Цели культурного воспитания детей понятны. Какие методы и задачи эстетического воспитания существуют? Специалисты выделяют следующие:

  • Формирование личности. Человек должен быть разносторонне развит. Именно это поможет ему в будущем чувствовать себя полноценно. Если при формировании личности в какой-либо области допущен пробел, человек может испытывать депрессию по поводу своей неполноценности. Родители всегда уделяют физическому и интеллектуальному развитию ребенка больше времени, чем эстетическому воспитанию. Именно поэтому в целом уровень культуры с каждым годом становится ниже. К чему это может привести? Падают моральные ценности, рушатся идеалы. В результате человек постепенно опускается до первобытного уровня.
  • Формирование умения видеть прекрасное. Человек должен уметь позитивно смотреть на мир. Именно эта способность поможет ему в будущем преодолеть все жизненные проблемы и неурядицы. Это не значит, что нужно надевать розовые очки, но это значит, что установка, которую внутренне дает себе человек, будет положительная.
  • Выработка вкуса. Сегодня человеку пытаются подменять идеалы. Чтобы не чувствовать себя глупцом и не обменивать стекло на золото, как это делали туземцы, каждый индивид должен иметь выработанное понятие о красоте, которое будет соответствовать устоявшимся канонам.
  • Побуждение творческих способностей. Творческий человек способен жить интересно и создавать что-то новое. Креативность, хорошее воображение и фантазия творят чудеса. Чтобы развить эти области мышления, нужно заниматься эстетическим воспитанием.

Преемственность эстетического воспитания

Полноценное решение задач по эстетическому воспитанию осуществимо только при объединении усилий сада, школы и семьи. Ребенок не обязательно станет музыкантом или выдающимся художником, но у каждого необходимо пробуждать интерес к искусству, эстетический вкус, любовь к музыке, элементарные навыки рисования.

Воспитатели дают советы родителям о том, какие условия нужно создать дома для правильного эстетического воспитания. Не всегда родители придают должное значение эстетике быта, правильно выбирают тональность общения друг с другом и детьми. Преподаватель мягко помогает осознать необходимость чтения, прослушивания музыкальных записей.

У воспитанников дома должно быть все необходимое для проявления себя в творчестве: альбомы с карандашами и красками, развивающие игры, книги. Достижение преемственности в воспитательных вопросах между детским учреждением и семьей закладывает основу духовной культуры, обладателем которой должна стать современная молодежь.

Приобщение к искусству

Как родители могут объяснить юному созданию, что такое искусство? Для этого человеку нужно демонстрировать формы его проявления. Способы, с помощью которых можно приобщить ребенку к прекрасному:

  • Показ. Это метод художественно-эстетического воспитания, когда ребенок знакомится с каким-то предметом или объектом. Родители показывают чаду полотно с мировым живописным шедевром и объясняют, что в картине нужно увидеть заложенный художником смысл.
  • Наблюдение. Еще одним методом эстетического воспитания является созерцание. Ребенок должен долго смотреть на картину, чтобы понять ее смысл. Чтобы осознать философию рассказа, школьнику может потребоваться дважды прочитать книжку.
  • Пример. Родители и учителя должны рассказывать ребятам о том, что нужно любить культуру, а затем на личном примере демонстрировать привязанность к прекрасному. Например, родители, которые хотят приобщить ребенка к театральному искусству, должны водить его на спектакли и сидеть на представлении вместе с чадом.
  • Объяснение. После просмотра театрального представления или после прочтения книги с ребенком нужно обсудить усвоенный материал. То, что взрослому человеку может показаться доступным, для ребенка может быть непонятным.
  • Анализ. Когда ребенок скажет, что он понял объяснение взрослого, родитель должен попросить чадо объяснить ему усвоенный материал. Ребенок только тогда сможет осознать что-то, когда научится анализировать увиденное и услышанное.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]