Добрый день, уважаемые читатели! Сегодняшняя статья заставит поностальгировать, вспомнив свой детский садик.
Какие воспоминания вызывает дошкольное учреждение?
Возможно, муж запомнил, как его силой заставляли доедать нелюбимое блюдо, ставили в угол. А ваши воспоминания будут нежными и теплыми. И все они связаны с педагогом. Многие мамы тщательно выбирают дошкольное учреждение, руководствуясь отзывами и рассказами знакомых.
Ведь они понимают, какова роль воспитателя в развитии ребенка.
Воспитатель – это человек, которому родители доверяют организацию развития дошкольника, пока они находятся на работе. От него зависит атмосфера в группе, здоровье, социализация и становление карапуза как личности.
Сколько ужасных историй в интернете связаны с издевательствами над детьми в детских садиках или рассказами о том, как работники учреждения сознательно создают обстановку, при которой дети болеют.
Но есть и хорошие педагоги, на которых маленькие мальчики хотят жениться, любят и бегут к ним, как на праздник, в садик. Частично, от удачливости, интуиции мамы зависит выбор наставника.
Роль педагога в воспитании и обучении дошкольников
Под влиянием взрослых дети приобретают опыт саморегуляции спорных ситуаций. «Не отбирай, а попроси», «Давай играть по очереди » и т. д.
Воспитатели могут прибегать к различным формам общения. Обычно это прямое обращение и воздействие на ребенка: «Старшим надо уступать», «Не будь жадиной» и т. д. Используя эту форму, педагог может объяснить, указать, дать оценку, положительную или отрицательную, действиям ребенка. Исключать такую форму воздействия на детей не стоит, однако следует не забывать, что ребенок отнесет все сказанное только к себе, а остальные дети не включены в общение. В таком случае можно одному ребенку, и разбираться с проблемой при помощи других детей.
В детском саду любое действие ребенка может вызвать интерес его сверстников, благодаря чему между ними возникает общение. Дети высказывают свое мнение по поводу деятельности своего товарище, дают ей оценку, указывают на ошибки или выступают с предложениями, советами, просьбами. Данные обращения могут влиять на взаимоотношения детей между собой. Учитывая возможность возникновения конфликтных ситуаций, воспитателю следует обращаться к ребенку в уважительной форме и учить детей выражать отношение к товарищу так же.
В процессе общения с детьми, педагог регулирует их поведение: обучает правильно вести себя за приемом пищи, быть аккуратным, вежливым и т. д. При этом воспитатель обращается ко всей группе: «Ребята, держитесь за перила спускаясь по лестнице». Главное, чтобы эти указания были сделаны с добротой и симпатией к воспитанникам со стороны педагога, его забота о них.
Нередко воспитатель преподносит детям объяснения тех или иных моральных норм как бы впрок. Но такая информация не всегда оказывается необходимой. Дети младшей группы еще не могут представлять, что и когда с ними произойдет в перспективе. Помощь педагога требуется в данный момент, с конкретной ситуацией, именно тогда они сами смогут самостоятельно разбираться в подобных ситуациях, без помощи взрослого.
Итак, роль воспитателя в формировании правильного общения сверстников очень огромна. От его вклада зависит, сможет ли ребенок хорошо адаптироваться к непривычным, конфликтным ситуациям. Педагог не просто должен следить, чтобы дети не ругались, а объяснять причины их ссоры и предлагать альтернативные решения спорных вопросов.
Подводя итог, второй главе, следует отметить, что общение воспитателя с детьми, происходящее в наиболее эффективной форме способствует формированию положительного отношения к сверстникам. Только в благоприятных условиях и хорошем психологическом климате группы, которые создает педагог, общение способствует тому, что социальные нормы становятся побуждающими мотивами поведения и ее внутренним достоянием.
«Роль воспитателя в процессе формирования личностных качеств детей дошкольного возраста»
Вследствие особенностей детского возраста таких как впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость, то педагогическое влияние воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.
Воспитатель стоит во главе неповторимых человеческих личностей. Работа воспитателя в детском саду — воспитательная и образовательная. Главной задачей является воспитание и всесторонне развитой личности ребёнка, включающая в себя не только обучение на занятиях, но и индивидуальнее задания, прогулки, коллективные дискуссии, творческие проекты, взаимодействие на равных, поддержка инициативы со стороны детей, учет этнокультурных особенностей, критическое мышление формирующие у ребенка разнообразные, доступные ему знания, умения и навыки, которые необходимы для успешного усвоения языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности, сюжетно-ролевой игры, основ конструирование, письма и чтения и социализации в обществе.
В детском возрасте значимый взрослый пользуется большим авторитетом у ребенка, которое оказывает влияние на его психологическое и эмоциональное формирование личности.
Я считаю, что на взаимодействие ребёнка к личности воспитателя и его действиям оказывает влияние эмоциональное отношение воспитателя и воспитанника. Поощрение, которое предполагает заботу и внимание к ребятам, доминирование в общении с ними положительных оценок и ободряющих требований. При таком отношении воспитателя к детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрослый. У детей дошкольного возраста возникают переживания. Дошкольники в особенности чувствительны к положительной оценке и сами побуждают воспитателя проявлять к себе эмоциональное отношение.
А если воспитатель передает свое отношение к негативному поступку детей, то ребёнок испытывает чувство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий. Требовательные, холодное отношение воспитателя к ребенку заключается в том, что забота взрослого носит формальный характер и состоит в управлении и руководстве. Преобладают негативные оценки и порицательные мотивации. Эффективность воспитания очень низкая.
В работе с детьми дошкольного возраста использую следующие игры для развития эмоциональной сферы: «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь?», «Волшебный сон», «Зеркало», «Я радуюсь, когда…». Эти игры хорошо помогают ребёнку учиться живому общению, контактировать друг с другом, смоделировать разные события, объяснить любую ситуацию легко, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и понимание других.
С моей точки зрения современный воспитатель — это прежде всего образец подражания поведения и внешнего вида. Осуществляя педагогическую деятельность, воспитатель должен стремится иметь набор следующих основных личностных качеств:
Способность к активной и многосторонней профессиональной деятельности;
Тактичность, терпеливость и терпимость в отношениях с детьми и взрослыми,
Уметь обеспечивать внутригрупповое общение;
Знать особенности психического развития ребёнка;
Способность к саморазвитию и самовоспитанию.
Таким образом, воспитатель должен обладать всеми основными педагогическим качествами, чтобы завлекать, заинтересовывать детей, правильно преподносить информацию, обучать, адекватно оценивать действие детей, быть интересным, а самое главное воспитывать гражданина своей страны психологически и эмоционально здоровым.
Список литературы:
1. Педагогический энциклопедический словарь. 2012
2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды: в 4 кн. М.. 2005. К 1. С. 127.
Педагогический энциклопедический словарь. 2012
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды: в 4 кн. М.. 2005. К 1. С. 127.
Факторы позитивной социализации дошкольника
Определение 1
Социальное развитие дошкольника – это процесс усвоения им норм и правил социального поведения, развития навыков социального общения и взаимодействия, формирования навыков установления положительных социальных контактов и умения жить и функционировать в социальной среде, брать на себя и исполнять определенные социальные роли.
Социальное развитие ребенка называется процессом социализации. Социализация помогает ребенку в нормальном существовании в мире, усвоении его культурных норм и ценностей.
На этапе дошкольного этапа развития ребенка, процесс социализации личности находится в активной фазе. В это время происходит развитие позитивной социализации, т.е. навыков построения положительных коммуникативных связей, отражающих потребности и интересы данной личности, с уважением и учетом потребностей и интересов других членов социальной среды.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Позитивная социализация формируется под влиянием ряда факторов, от которых зависит успех ее развития и степень формирования социальных навыков деятельности.
Основными факторами позитивной социализации дошкольника являются:
- Формирование положительного отношения к собственному «Я», принятие себя, со своей природной индивидуальностью и положительное отношение к другим членам социума и их индивидуальным особенностям развития.
- Коммуникативная и социальная компетентность ребенка. Эти компетентности отражают навыки построения эффективных социальных связей и отношений.
- Формирование положительных самоощущений. Они отражают чувство уверенности ребенка в своих силах, возможности свершений, а также чувство собственной значимости и нужности, ощущение любви и заботы по отношению к собственной личности.
- Развитие чувства собственного достоинства. Развитие чувства защищенности, собственных прав и свобод, имение собственного мнения и убеждений, взглядов, навыки их выражения отражают успешное протекание социального развития дошкольника.
- Развитие навыков толерантности и терпимости. Эти свойства личности, лучше всего, способствуют формированию навыков социального поведения, поскольку позволяют принимать чужое мнение и чужие взгляды, особенности развития, идеологию, считаться с иными вкусами и потребностями, поведением, желаниями.
- Привитие ценностей социального сотрудничества. От того, насколько ребенок будет осознавать значимость оказания помощи и поддержки другим людям, чувствовать потребность в проявлении милосердия и сострадания, стремиться к такому выстраиванию своего поведения, которое будет находиться в согласии и соответствии с интересами и потребностями других участников социальной деятельности, зависит формирование умения контролировать свою социальную деятельность во всех ее аспектах и направлениях, а также формирование навыков планирования своей деятельности и развитие системы социального партнерства.
- Формирование навыков ответственности за сои поступки, слова. Ребенок должен научиться отвечать за то, что он сказал и, что сделал с раннего детства.
- Развитие умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные варианты решения проблем социального взаимодействия.
- Навыки эмоционального контроля. Ребенок должен уметь контролировать свои эмоциональные проявления, чувствовать эмоциональный настрой окружающих по отношению к себе.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста 490 ₽ Реферат Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста 230 ₽ Контрольная работа Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Все эти качества являются необходимыми для развития положительных социальных связей и отношений дошкольника в обществе. Они должны развиваться не по отдельности, а в комплексе.
Компетенции воспитателя
Цель педагогической работы воспитателя состоит в воспитании свободной, всесторонне развитой, психически и физически здоровой, творческой личности. Ребенок после завершения пребывания в детском образовательном учреждении должен быть полностью подготовленным к учебе в школе, то есть иметь необходимый набор знаний и умений, способность к свободной коммуникации, умение на должном уровне обслуживать себя, крепкое здоровье и развитую, устойчивую психику. Для осуществления такой ответственной работы воспитателю детского сада необходимые следующие компетенции:
- Коммуникабельность. Воспитателю придется постоянно общаться, причем не только с детьми, но и с их родителями, другими взрослыми, коллегами и руководством.
- Грамотная устная и письменная речь. Дети впитывают информацию как губка, поэтому столь важно, чтобы они слышали грамотную речь, на основании которой будут формироваться их собственные навыки говорения и формирования предложений.
- Умение интересно рассказывать, подавать информацию в легкой и привлекательной форме. Дети, особенно из младших групп, неспособны воспринимать сложные словесные конструкции и фиксировать внимание на одном объекте и моменте. От воспитателя требуется умение грамотно и дозировано подавать информацию для ее полноценного усвоения без перегрузки ребенка.
- Эмоциональный интеллект. От воспитателя потребуется умение щедро делиться с детьми своими эмоциями.
- Уверенность в себе. Дети – ловкие манипуляторы. Слабость характера они не простят, авторитета такой человек в группе иметь не будет.
- Дружелюбие.
- Позитивный настрой.
- Способность сопереживать, эмпатия. Это одно из важнейших человеческих качеств воспитателя.
- Привлекательный и ухоженный внешний вид. Это требование касается и здоровья, и внешности педагога, так как малыши копируют все, а эстетическое воспитание включает и внешний вид.
- Терпеливость. Работа с одним ребенком сложна, а со множеством разных характеров – очень трудна. Потребуется огромная любовь и невероятное терпение.
- Устойчивость к стрессам. Это очень важное качество, так как работа воспитателя полна стрессов.
- Организованность – важное условие работы воспитателя в группе, когда нужно обеспечить обучение, воспитание и гарантировать здоровье десятку – другому воспитанников.
- Умение мотивировать. Без этого не удастся увлечь детей никакими занятиями.
- Креативность. Современные требования вынуждают воспитателей отказываться от авторитарного метода преподавания, все больше внимания уделяя прогрессивным новаторским методикам. А они требуют от педагога не только обширных знаний и практических навыков, но и умения творчески, изобретательно подходить к своей работе.
- Любознательность. В профессии воспитателя нельзя остановиться на каком-то одном методе или технологии, необходимо постоянно узнавать новое и внедрять его в свою профессиональную деятельность.
Для определения качества и успешности, а также выявления возможных ошибок и недочетов используется анализ педагогической работы воспитателя. По его результатам можно судить, насколько хорошо воспитатель справляется со своими профессиональными обязанностями. Также такой анализ служит основанием для присуждения той или иной квалификации по результатам прохождения аттестации.
Огромное значение имеет и участие воспитателя в работе педагогических советов. На них проводятся творческие отчеты, обмен опытом, обсуждение проведенных проверок и так далее. Все это положительно сказывается на дальнейшей деятельности воспитателя в ДОУ.
Также успешно разобраться в сложностях работы, особенно молодым специалистам, помогают различные публикации, печатные и электронные издания, профильные сайты и форумы. В качестве опорного материала можно использовать и готовые курсовые работы по педагогической деятельности воспитателя. Это не образцы для копирования, а способ систематизировать и усвоить важную для собственной дальнейшей деятельности информацию
Практические вопросы
Начинающие воспитатели часто задают вопрос, входит ли работа воспитателем в педагогический стаж. Это зависит от того, какую именно должность занимает воспитатель. Воспитатели и старшие воспитатели могут претендовать на получение досрочной педагогической пенсии, так как их работа входит в педагогический стаж. Но это положение не касается помощников воспитателя и младших воспитателей, так как по номенклатуре их должность не относится к педагогической.
Также многих интересует работа воспитателем без педагогического образования. На данный момент воспитателем может стать только человек, имеющий высшее или среднее педагогическое образование по специальности «Обучение и педагогика», а также тот, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению «Образование и педагогика».
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |
Функциональная роль воспитателя ДОУ
Профессиональная деятельность воспитателя ДОУ сводится к выполнению им следующих функций при реализации образовательного процесса дошкольного образовательного заведения:
- Коммуникативное взаимодействие с воспитанниками. Это требует навыков построения конструктивного общения и взаимодействия с детьми разных возрастных групп. От умения педагога найти подход к каждому воспитаннику, выстроить с ним систему взаимодействия зависит развитие коммуникативных навыков дошкольников и их комфорт в образовательном пространстве ДОУ.
- Проектирование образовательного процесса ДОУ. Педагог планирует реализацию воспитательной и обучающей работы с дошкольниками, занимается ее проведением и анализирует успешность достижения образовательных целей и задач.
- Соблюдение прав и свобод воспитанников. Воспитателю необходимо защищать права и свободы каждого ребенка, обеспечивать сохранность его здоровья.
- Культурное развитие подрастающего поколения. Воспитатель реализует привитие детям культурных основ жизнедеятельности, воспитывает навыки культурного поведения в разных сферах общественной жизни и разных ситуациях.
- Координация работы помощника воспитателя в реализации единого образовательного процесса ДОУ.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В ходе выполнения своих профессиональных функций, педагог невольно вносит отпечаток своей личности, своего развития, навыков деятельности, опыта в развитие каждого воспитанника. Он выступает связью детей с миром взрослых. Если ранее эта связь осуществлялась только через родителей, то на этапе дошкольного образования она формируется еще и воспитателем, который демонстрирует детям пример своего социального развития и взаимодействия.
Каким должен быть воспитатель?
Многие мамы знают, что главное в детском садике – адекватный воспитатель. Потому что от этого человека зависит желание малыша участвовать в социальном воспитании. И есть два критерия, вызывающие дискуссии у родителей: возраст и опыт работы педагога.
Молоденькие воспитательницы еще не устали от рутинной, сложной работы, готовы применять креативные подходы для развития у карапуза творческих способностей и мышления. Но у них есть один недостаток – отсутствие жизненного, профессионального опыта.
Они могут не отличить капризного карапуза от заболевшего, незаслуженно наказав его. Иногда чрезмерно балуют детей.
Пожилой педагог в силу возраста не сможет присмотреть должным образом за детьми.
Простые действия, как поймать с горки, догнать требуют определенных физических нагрузок, которые люди преклонного возраста не смогут сделать. К тому же у них нет желания следовать новым тенденциям в развитии ребенка.
Например, попытка переучить малыша-левшу, привязывая левую руку бинтом. Смешно? А в некоторых садиках СССР такие методы практиковались.
Идеальный вариант – педагог в возрасте от 30 – 45 лет. В этом диапазоне у женщины появляются свои дети, благодаря которым они приобрели практический опыт, отличающийся от рекомендаций министерств.