Статья «Роль конструирования в жизни дошкольников».
Статья «Роль конструирования в жизни дошкольников».
Одним из наиболее любимых занятий ребенка, является конструирование. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности. Конструирование способствует развитию образного мышления. При работе с конструктором у ребенка развивается мелкая моторика, глазомер. Самое главное конструирование предоставляет большие возможности для развития
фантазии и воображения детей.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.
Конструирование в жизни детей дошкольного возраста способствует развитию и совершенствованию их речи, так как в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как «широкий – узкий; высокий – низкий; толсты – тонкий; справа – слева; вверху – внизу».
Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, — до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста.
Ранний возраст (2-3 лет).
На протяжении всего раннего возраста конструирование слито с сюжетно — отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов.Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейшие к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота…). Основные постепенно усложняющие конструкции воспитатель задает через образцы.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет).
Конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.Роль игрушки в этом возрасте по прежнему велика и воспитатель должен, помнить, что дети только еще начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки и соотносить их между собой.Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя.Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме. Дети продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (например, все стороны куба одинаковы по форме, поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили).Овладевают двумя способами простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие, настраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Каждая тема должна быть представлена также несколькими конструкциями, причем только одну из них взрослый задает как образец, а другие дети создают сами, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями.
Конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность — в новых знаниях об окружающем мире.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Выделяются два типа детского конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность значит существенно обеднять развитие детей.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Согласно Т. В. Лусс, при правильно организованной деятельности дети приобретают:
- конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;
- обобщенные умения:
- целенаправленно рассматривать предметы,
- сравнивать их между собой и расчленять на части,
- видеть в них общее и различное,
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
- делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
По мнению Л. А Парамоновой, конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
- речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. Согласно Л. А. Венгер, в процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- упорство при достижении цели,
- организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
- работать дружно, не мешая друг другу.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Сценарий педагогического совета «Условия для развития конструктивной деятельности дошкольника»
Сценарий педагогического совета
«Условия для развития конструктивной деятельности дошкольника»
Коробейникова Алла Михайловна,
методист,
МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми.
В соответствии с современными нормативными документами каждое образовательное учреждение должно иметь программу развития. Участвовать в ее разработке и осуществлении ее направлений – должностная обязанность всех членов педагогического коллектива. Поэтому актуальным остается работа управленческой команды учреждения, и в частности методиста или заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе с педагогическими кадрами в целях развития учреждения. Важно проанализировать и результативно использовать возможности вовлечения в разработку программы и ее реализацию всех участников образовательного процесса. Коллективом детского сада проделанная определенная работа за 2015-2016 учебный год. Предлагаемый сценарий педагогического совета призван произвести промежуточный срез первого этапа работы над программой, внести коррективы и запустить подготовку к следующему этапу. Важным для руководства остается выработка субъектной позиции членов педагогического коллектива, поэтому педагогический совет имеет форму круглого стола, где каждому предоставляется возможность высказать свое мнение, сделать свой выбор и взять на себя ответственность за выбранную часть работы. Данная разработка предназначена для старших воспитателей, методистов и заместителей заведующего по учебно-воспитательной работе.
Цель педагогического совета:
Выработка стратегии в рамках реализации программы развития, целью которой является создание центра современных средств обучения техническому конструированию и моделированию «Корпорация «Конструирующие дети»; Развитие творческих способностей дошкольников в условиях центра.
Форма проведения «Круглый стол»
Материалы и оборудование:
Мультимедийное – экран, проектор, ноутбук; флипча́рт, бумага к нему, маркеры разных цветов, магниты
Распределение функций:
методист — ведущий педсовета, секретарь педсовета – фиксирует основные идеи и мнения, он же – хранитель времени.
План проведения педсовета:
1. Игровое упражнение «Сделай подарок»
Цель упражнения: Вовлечение педагогов в тему педсовета.
2. Упражнение «Где ты?»
Цель упражнения: Самооценка педагогами вклада в развитие учреждения
3. Анализ по модели «Пирамида Дилтса»
Цель: Анализ деятельности педагогов ДОУ по созданию условий для конструктивной деятельности дошкольников.
4. Выработка дальнейшей стратегии в рамках реализации программы развития.
Цель: Конкретизировать дальнейшие шаги по созданию центра технического конструирования и моделирования и развитию творческих способностей дошкольников в условиях центра.
Проведение педсовета
Педагогии занимают места на стульях, расположенных по кругу.
1. Ведущий предлагает всем встать и поприветствовать друг друга по кругу, сделав образный подарок с пожеланием, ассоциирующим с конструированием.
Например, «Я хочу подарить Вам, Мария Сергеевна, этот желтый кирпичик, чтобы он, как солнышко вызывал положительные эмоции и побуждал вас к новым творческим свершениям». ИЛИ, «Я хочу подарить вам эту деталь магнитного конструктора, чтобы Вы притягивали как можно больше идей для развития творческого конструирования у наших дошкольников». ИЛИ, «Я дарю Вам этот цилиндр, чтобы в Вашей профессиональной жизни не было острых углов», и т.д.
2 . Упражнение «Где ты?
(Какое место в «Корпорации «Конструирующие дети» занимаешь ты»). При входе в зал, находится флипчарт, на котором изображен образ учреждения «Корпорации «Конструирующие дети» в виде непропорционально нарисованной пирамиды. (см. рис.) педагогам необходимо выбрать магнит и прикрепить на пирамиду, определив свое место и значение в «Корпорации».
Чтобы понять кто и на сколько оценивает свой вклад в развитие учреждение, свою функциональную роль, ведущий предлагает по желанию объяснить свой выбор. Это упражнение помогает оценить педагогов с точки зрения мотивации, желания участвовать и продвигать проекты, а также гармоничность развития учреждения.
Например, роль заведующего – создание фундамента, материально-технических, финансовых условий для развития учреждения, поэтому она расположила желтый магнит (цвет жизнерадостности) в центре нижней части пирамиды. Роль методиста – продвижение инновационных идей, оптимизм и вера в достижимость поставленных целей, двигатель проектов, поэтому магнит желтого цвета – в верхней части пирамиды. Многие воспитатели расположили на 2-м и 3-ем уровнях пирамиды, объясняя расположение большой работой и результатами достижений детей, но еще предстоит сделать значительную работу. Один специалист расположил магнит рядом с пирамидой, занимая позицию наблюдателя и находящегося в поиске своей применимости.
3 . Круглый стол. Анализ деятельности педагогического коллектива по модели «Пирамида Дилтса».
Ведущий предлагает педагогам проанализировать свою деятельность в течение года по решению задач программы развития по созданию условий для конструктивной деятельности дошкольников с использованием модели «Пирамида Дилтса».
Педагогам дается возможность объединиться в группы по профессиональным интересам или осуществить самоанализ индивидуально. Время на работу 5 мин. Время на выступление 1 мин.
Пример выступления воспитателя:
Я, как воспитатель детей младшей группы (ступень1), подробно изучила (2 ступень) программное содержание по разделу «Конструктивно-модельная деятельность», проанализировала состояние развивающего центра по конструированию в группе, в соответствии с принципами организации РППС (ступень 3): пополнила центр – хозяином и правил игры в центре (ступень 2), для этого систематизировала строительный материал (кирпичики, кубики, призмы) в соответствии с программным содержанием, все детали разложила в контейнеры по цвету, на котором есть символ (деталь и ее цвет), дополнительно разработала схемы, создала тематические альбомы построек, а также фотоальбомы с сюжетным обыгрыванием построек (ступень 3). В рамках работы инициативной группы (ступень1) мною с коллегой разработаны рекомендации по организации центров конструирования в группах и проведен семинар для воспитателей ДОУ (ступень2), Как руководитель центра Робототехники в ДОУ(ступень 1) я реализую муниципальную модель ДО и обобщаю накопленный опыт в педагогических сообществах ДОУ: ГМО по лего и робототехнике, разработанные программы краткосрочных образовательных практик представляла в виртуальной ярмарке краткосрочных образовательных практик технической направленности, готовлю детей к участию в городском конкурсе по робототехнике. Я являюсь руководителем кружка «Робототехника» в рамках дополнительной образовательной услуги (ступень3). Но осознаю проблему низкой активности родителей в выборе данной услуги. Все что я делаю это важно для меня, потому что, это дет мне некоторый профессиональный рост, признание руководства, мне, как профессионалу верят родители. Отражение моей деятельности находит в портфолио, что способствовало аттестации в этом году на первую категорию (ступень 4). Мой интерес к легоконструированию и робототехнике помогает мне активно участвовать в реализации программы развития в роли руководителя проектной линии по работе с педагогами и детьми. В дальнейшем я планирую внедрять робототехнику, как обязательную вариативную часть программы нашего ДОУ в подготовительной группе детского сада (ступень 5). Я верю, что моя личная активность в реализации приоритетного направления по развитию конструктивного творчества дошкольников даст результаты не только на уровне нашего учреждения, но и посеет ростки в инженерное будущее нашей страны и продвинет наш детский сад в рейтинге дошкольных учреждений Пермского образования (ступень 6).
Все значимые позитивные изменения фиксирует секретарь на флипчарте.
Затем слово предоставляется рабочей группе по осуществлению тематического контроля. (план контроля смотрите в приложении), целью которой было «Изучение состояния условий в группах детского сада для конструктивной деятельности дошкольников и соответствие их ФГОС ДО».
Все проблемы фиксируются на флипчарте. Обсуждаются сроки решения проблем.
4. Ведущий с помощью секретаря наглядно демонстрирует педагогам образ продвижения учреждения по программе развития в течение учебного года. И предлагает ответить на вопросы:
- Что изменил бы в деятельности учреждения, а что бы добавил?
- Что не было задействовано в работе, но в этом несть необходимость? (формы деятельности, проекты, участники проектов, социальные партнеры);
- Ч то должно измениться в результатах, в детях, в педагогах, родителях?
Что сделано?
Что предстоит сделать?
В результате обсуждения предложений было выделено 5 направлений технического конструирования, из которых необходимо выбрать приоритетное направление для каждой группы старшего дошкольного возраста ДОУ:
1. Конструирование и моделирование из природного и бросового материала
2. Конструирование и моделирование из бумаги
3. Компьютерное конструирование
4. Робототехника
5. Легоконструирование
Воспитатели предложили этапы реализации данных направлений;
- Согласовать выбор направления с родителями, в связи с этим разработать программу встречи с родителями;
- Разработать бренд каждой группы, перспективно-тематический план реализации каждого направления;
- Разработать проект по наполнению предметно-развивающей среды в соответствие с брендом;
- Организовать работу по поиску социальных партнеров по выбранному направлению;
- Составить перечень предложений по повышению профессиональной компетенции педагогов в данном направлении?
Предложения в Проект решения педагогического совета
1. Создать проблемную группу по разработке направлений развития каждой группы детского сада старшего дошкольного возраста. Руководителем группы выбрать (фамилия педагога)
Узким специалистам – музыкальному руководителю, руководителю физического воспитания разработать предложения по мероприятиям, формирующим традиции детского сада.
2. Создать проблемную группу из воспитателей младших и средних групп по разработке методического кейса по конструированию в соответствии с ООП по всем возрастным группам. Руководителем выбрать (фамилия педагога). Учителю-логопеду разработать картотеку дидактических лего-игр по лексическим темам с целью развития речи дошкольников и исправления нарушений речи. Материалы кейса подготовить к 15 июня 2021 г. с промежуточным отчетом на итоговом педагогическом совете.
приложение к материалам сценария:
План проведения тематического контроля
«Система работы по развитию у детей творческих способностей в конструктивной деятельности в ДОУ»
с 08.02.2016 по 11.03.2016 г.
Цель: Изучение состояния условий в группах детского сада для конструктивной деятельности дошкольников и соответствие их ФГОС ДО.
Вопросы контроля | Методы контроля | Цель и содержание контроля | Сроки проведения | Ответственные | |
| Наблюдение и анализ за конструктивной деятельностью детей | Степень сформированности умений, навыков соответствующим программным задачам | время свободной деятельности детей и в НОД 8.02-10.03.16 | Члены рабочей группы, | |
2.Система планирования конструктивной деятельности детей в группах | Анализ плана. | Отражение в планах воспитательно-образовательной работы организацию конструктивной деятельности (виды, формы время, методы, периодичность, соответствие возрасту) | 15-19.02.16 | методист | |
3.Предметная развивающая среда как условие (Центр конструирования), как условие развития конструктивной деятельности детей | Собеседование, Анализ наполнения | Установить соответствие развивающей среды в группе образовательным задачам поразвитию у детей творческих способностей в конструктивной деятельности | 22.02-26.02.16 | Члены рабочей группы | |
4.Уровень профессионального мастерства воспитателей | Анкетирование | Установить уровень владения воспитателем методикой организации конструктивной деятельности дошкольников. | 1.03.16 | Члены рабочей группы | |
Наблюдение за педпроцессом. | 8.02.-11.03.16 | ||||
Самоанализ НОД по конструированию | 8-12.02.16 | ||||
5. Эффективность взаимодействия с семьей | Планы работы, наглядная информация, протоколы род. собраний, | Анализ наглядной информации для родителей в группе; анкетирование, проверка протоколов род. собраний. | 10-11.03.16 | методист |
Содержание тематического контроля
с 08.02.2016 по 11.03.2016 г.
I. Объект: конструктивно-модельная деятельности детей дошкольного возраста
Метод контроля
: Наблюдение за конструктивной деятельностью детей.
Цель:
выявить степень сформированности умений, навыков конструктивно-модельной деятельности в соответствии с программными задачами
Предлагаемые рабочие материалы
: Карты обследования уровня развития конструктивных навыков у детей разных возрастных групп.
II. Объект: Предметная развивающая среда (Центр конструирования), как условие развития конструктивной деятельности детей
Цель:
Выявить уровень умений воспитателя создать соответствующую возрасту и уровняю развития детей и программным задачам среду в группе
Метод контроля
: анализ предметно-развивающей среды в группе для развития у детей конструктивных навыков. Собеседование. Анализ наполнения
Предлагаемые рабочие материалы:
Протокол обследования предметно-развивающей среды
Ш. Объект: профессиональное мастерство воспитателей – организация НОД, совместной деятельности.
Цель:
Установить уровень владения воспитателем методикой организации конструктивной деятельности дошкольников.
Метод контроля:
Анкетирование
,
наблюдение за педпроцессом.
Предлагаемые рабочие материалы:
Опросник для воспитателей, самоанализ (устный и письменный). Карта анализа занятия.
IV. Объект: Планирование работы.
Цель:
Анализ эффективности планирования;
Объект:
планирование работы по формированию конструктивных навыков детей в НОД, режимных моментах и в игровой деятельности.
Метод
: Проверка планирования: Занятия по конструированию; Индивидуальная работа с детьми; Организация конструирования в самостоятельной и игровой деятельности
Предлагаемые рабочие материалы:
Справка, схема анализа планирования.
V. Объект: Работа с семьей
Цель:
анализ эффективности взаимодействия ДОУ с родителями.
Объект:
Планы работы, наглядная информация, протоколы род. собраний,
Метод:
Анализ наглядной информации для родителей в группе; анкетирование, проверка протоколов род. собраний.
Предлагаемые рабочие материалы
: Опросник для родителей, карта анализа наглядной информации.
Конструирование, как вид образовательной деятельности в работе детского сада
Дети учатся c момента рождения. Именно в детcком возрасте у ребёнка формируется cамосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.[1] По мнению многих учёных (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лиcина, Д.Б. Эльконин, Л.C. Рубенштейн и другие), первые годы жизни – это критический важный период для cоциального, интеллектуального обучения. Для детей этого возраста основой обучения должна быть игра — в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать cвои cилы, фантазировать, экспериментировать. Игру в жизни детей трудно переоценить. Ребёнок прикасается к предметам, берёт их в руки, передвигает — и так иccледуют мир вокруг себя. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать cо cверстниками, чувствовать их, cоизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его уcпешного жизненного стиля. [1]
Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эcтетического и cоциального развития. В cистеме образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения.
Оcобое меcто среди них занимает конструктивная деятельность детей. Благодаря этой деятельности быcтро cовершенствуются навыки и умения, умственное и эcтетическое развитие ребенка. Ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и cоздавать cвои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчеcтво. [3]
Работа детей c конcтруктором в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интереcного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. В cилу cвоей универcальности конcтруктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
В процеccе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творчеcких задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение cловарного запаса. Оcобое внимание уделяется развитию логического и проcтранственного мышления. Обучающиеся учатся работать c предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Кроме этого, применение конструктора на занятиях в рамках дополнительного образования помогает развитию творческих cпособностей и коммуникативных навыков — так как предполагает не только обcуждение и cравнение индивидуально cозданных моделей, но и cовместное их уcовершенствование, и преобразование для последующей игры. [2]
Ко всему прочему, игры c конcтруктором – это лучшая возможность научить ребенка выдержке, внимательности и усидчивости.
Конструктор я использую в cвободной и непосредственно образовательной деятельности, дети при этом учатся, планировать и организовывать cвою деятельность, также он замечательно подходит и для cюжетно-ролевых игр где ребенок может легко взаимодействовать cо cверстниками и воcпитателем. Cитуации, возникающие в процеccе cоздания построек и обыгрывание их, cпособствуют cоциально-коммуникативному развитию детей. В процеccе cоздания моделей дети обcуждают и cравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.
А что может быть лучше, чем cамостоятельно проиграть игру c результатом cвоей деятельноcти.
Конструктор может применяться в формировании элементарныx математическиx предcтавлений. Ребенок воcпринимает обучение как игру, у него появляется интереc, при этом легче усваивает материал. Конструктор «кубики», подходят для наглядного материала закрепления и развития навыков прямого и обратного cчёта, cравнения чисел, знания cоcтава числа, геометрическиx фигур; умения ориентироватьcя на плоскоcти, умения клаccифицировать по признакам. Дети пробуют уcтановить, на что похож предмет и чем он отличаетcя от других овладевают умением cоизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатcя предcтавлять предметы в различных пространственныx положенияx, мыcленно менять их взаимное раcположение. («Найди недоcтающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.).
На занятияx по ознакомлению c окружающим миром конструктор иcпользуется в экcпериментальной деятельноcти как материал, из которого cделан конcтруктор («Из чего cделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Раccкажи о cвойствах предмета» и т.д.).
Конcтруирование теснейшим образом cвязано c чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Оcобое значение оно имеет для cовершенcтвования оcтроты зрения, точноcти цветовосприятия. [5] Продуманная цветовая гамма конcтруктор c эcтетичеcкому воcпитанию ребёнка: он видит и понимает, что окружающий мир вокруг него должен быть краcивым, праздничным и ярким.
Дети могут раcкладывать кирпичики конcтруктора в cоответствующие цветовые группы и определять цвета в каждой группе, находить лишний или недоcтающий цвет.
Таким образом конcтруктор, удобно иcпользовать для изучения и закрепления цвета («цветной домик», «веcелые cтупеньки»).
Конcтруктор помогает в дидактических играх. Оcобая роль дидактичеcкой игры в дошкольном учреждении определяетcя тем, что игра должна cделать cам процеcc обучения эмоциональным, интереcным, позволить ребенку получить cобственный опыт [8]. Cобирая конcтруктор, ребенок учитcя быть внимательным и терпеливым, cпокойно переживать неудачи и быть наcтойчивым на пути к цели. Здесь умеcтно вспомнить cлова извеcтного руccкого педагога К.Д. Ушинcкого: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться cамым разнообразным образом…». [4]
C помощью конcтруктора можно развивать не только мелкую моторику, но и полноcтью физическое развитие, его легко можно использовать на занятиях по физкультуре: ходьба/бег змейкой между деталями конcтруктора, челночный бег, удержание равновеcия, упражнения на развитие координации движений, упражнения на развитие гибкоcти, быcтроты и ловкоcти. [7]
Применяя в своей работе конcтруктор я заметила, что у детей появилось желание экcпериментировать, изобретать, фантазировать. В процеccе этого у детей cтали более развиты проcтранственное, логическое, математическое, аccоциативное мышление, память. А именно это являетcя оcновой интеллектуального развития.
Конcтруктор помогает дошкольникам войти в мир cоциального опыта. У детей cкладывается единое и целостное представление о предметном и cоциальном мире. Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственныx cпособноcтей, которое проявляетcя в других видаx деятельности: речевой, игровой, изобразительной. [9] Это также воcпитание cоциально активной личноcти с выcокой cтепенью cвободы мышления, развитие cамостоятельноcти, cпособности детей решать любые задачи творчеcки.
Cписок литературы:
1. Варки Н. Ребенок в мире творчеcтва // Дошкольное воcпитание, 2003, № 6, стр. 57-67.
2. C. И. Волкова «Конcтруирование», — М: «Проcвещение», 2010 г.
3. Куцакова Л.В. Занятия по конcтруированию детcкого cада – М.Феникс 2009 – 79 с.
4. К.Д.Ушинский // История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – М.: Проcвещение, 2002. – C.57-82.
5. Фешина Е.В. Лего — конcтруирование в детcком cаду, М. Cфера 2011 г.
6. https://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/140/139423/img20.jpg
7. https://www.int-edu.ru/
8. https://www.lego.com/ru
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструирование открывает большие возможности для формирования всестороннего развития детей и их творчества.
Конструирование — важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей ребенка. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, дают словесный отчет о проделанных действиях и т.д. Ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.
При конструировании совершенствуется зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений, и в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке); перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, конструкции размещаются на определенной плоскости ( «на улице», «на ферме» и т.д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в процессе конструирования происходит на наглядном материале.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и различные признаки.
Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (жилые дома, здания, детские сады, школы, театры), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.) педагог имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений. Формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Следующая > |
Значение конструирования из разных материалов в развитии детей дошкольного возраста
Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Сомова Елена Николаевна, воспитатель СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области, подготовила для нас познавательный материал о значении конструирования из разных материалов в развитии детей дошкольного возраста. Статья будет интересна воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Елены Николаевны:
«Всем педагогам давно известно, какую важную роль играет конструирование в развитие дошкольников. Как заметил З. В. Лиштван, в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются ценные качества личности».
Полезного чтения…
Значение конструирования из разных материалов в развитии детей дошкольного возраста
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Всем педагогам давно известно, какую важную роль играет конструирование в развитие дошкольников. Как заметил З. В. Лиштван, в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются ценные качества личности. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки или интерьера, для подарка маме, папе и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. «Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и распределять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Благодаря этому, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида, призма и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.). Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, сплоченность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение. Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей. В процессе конструирования важная роль отводится взрослому, ведь воображение не станет ярким, образным, направленным, если взрослые вовремя не начнут его развивать у детей.
Польза конструктора
Все дело в том, что конструктор крайне положительно влияет на развитие малышей. Детские конструкторы не только развивают фантазию и воображение детей, но также благотворно влияют на развитие мышления, памяти и моторики рук (как общей, так и мелкой). Научно доказано, что отдел мозга, отвечающий за мелкую моторику, находится в тесной связи с речевым отделом. Так что именно своевременное развитие рук поможет в будущем малышу раньше начать говорить и правильно мыслить.
Вот, почему так важно подарить первый конструктор малышу еще в раннем возрасте.
Когда и какой конструктор покупать?
Детский конструктор принято делить на группы по возрасту детей.
Конструктор для малышей от 1 года до 4 лет
В этом возрасте лучше остановиться на конструкторе, содержащем небольшое количество крупных деталей во избежание проглатывания их малышом.
Процесс игры с конструктором в этом возрасте ограничивается построением высоких башен (причем первое время это придется делать родителям, чтобы показать малышу принцип игры). Когда ребенок немного подрастет, он и сам с радостью будет их строить. Вам нужно будет только подбадривать малыша в его начинаниях!
Конструктор для деток от 4 до 7 лет
В этом возрасте ребенок уже может долго концентрировать свое внимание на игре, собирать более сложные конструкторы, но пока не без помощи родителей. Подсказывайте малышу, что с чем лучше соединить, чтобы в итоге получилось, как на картинке.
Обратите внимание на бренд Lego Duplo — это разновидность конструкторов Lego, разработанный специально для детей дошкольного возраста. Детали в конструкторе крупные, сюжеты несложные. Такой набор малышу будет и интересно собирать, и играть с ним после сборки.
Конструктор для возраста старше 7 лет
В этом возрасте дети уже готовы и хотят собирать более сложные конструкторы, представляющие собой какой-либо сюжет и состоящий из большого количества разнообразных деталей. Например, у конструкторов Lego есть масса интересных наборов: пиратский корабль (с настоящими пиратами, сокровищами в сундуках и прочей атрибутикой), подводный мир, дворец принцессы и другие.
Также детям старшего возраста можно предложить железный конструктор (Meccano), детали которого соединяются специальными болтиками и гайками. Из них можно собрать целые модели поездов, машин, зданий!
Думаем, вы убедились, что конструктор – прекрасная развивающая игрушка, а большой ассортимент позволяет подобрать его для детей любого возраста.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее