«Пушкин глазами детей» Интегрированная образовательная деятельность


«Пушкин глазами детей» Интегрированная образовательная деятельность

Автор:

Ерофеева Марина Александровна,

воспитатель

МАДОУ дс №39 город Тюмень

«Пушкин глазами детей»

Цель: знакомство с биографией писателя. Развивать интерес к литературному творчеству А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичность.
  2. Развитие творческих способностей фантазии и воображения у детей.
  3. Создание эмоционально-положительной атмосферы для детей, вызвать эмоциональный отклик через театрально игровую постановку.(Умением Инсценировать фрагменты произведений по тексту).
  4. В доступной форме познакомить детей с жизнеописанием поэта. Показать, как отдельные факты жизни поэта отражаются в произведениях.
  5. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал: портреты А. С. Пушкина и членов его семьи, различные предметы убранство для русской избы, костюмы пушкинской эпохи для детей.

Предварительная работа: беседа о творчестве А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, чтение сказок, заучивание стихов, просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина. Выступление детей с докладами «История возникновения пишущих ручек», «История появления книг». Была проведена литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина с участием детей в импровизации инсценировок по произведениям А.С. Пушкина. Оформление выставки детских работ по художественно — изобразительной деятельности: «Наши любимые сказки». Ручной труд изготовление поделок любимых героев по сказкам А.С. Пушкина. Активное участие родителей в поддержании нашей с детьми идей «Пушкин глазами детей». Помощь в подборе костюмов, атрибутов для театральной игровой постановки.

Ход образовательной деятельности.

Рассказчица: Наша встреча посвящена Александру Сергеевичу Пушкину.

Невозможно представить русскую литературу без такого легендарного писателя, как Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня это имя знакомо каждому, от маленького ребенка до седого старика. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание ребёнка любого возраста, позволяя ему взглянуть на мир с другой, сказочной стороны

Сегодня я хочу вам рассказать о семье, в которой родился А.С. Пушкин. Родился он очень давно, когда не было не только вас, но и когда не было ваших дедушек и бабушек, прабабушек и прадедушек.

Давайте вместе пройдем дорогами его жизни. Это дороги вечного странника и вечного путника. А начнем мы путешествие с дороги детства А.С. Пушкина (Показ портрета А.С. Пушкина.)

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в самом красивом городе нашей страны в Москве– сердце России. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года.

В детстве это был такой же обыкновенный маленький мальчик, как вы сейчас. Родители называли его ласково Сашенька. (Показ портрет Пушкина в детстве.)

Инсценировка детьми по тексту рассказчицы.

(БИОГРАФИЯ РОДСТВЕНИКОВ А. С. ПУШКИНА)

Любому человеку нужна родительская любовь, а особенно маленькому ребенку. Папу Пушкина звали Сергей Львович, а маму Надежда Осиповна. Еще у Саши была старшая сестра и два младших брата.

Маленькому Пушкину не хватало родительской любви. Потому что родители всё время были заняты. Маму Надежду Осиповну в обществе считали красавицей, она много уделяла времени своей внешности. А папа Сергей Львович любил веселье, беседы, дружеские застолья, и поэтому их часто приглашали в гости на званые вечера и балы. А в семье они больше уделяли внимание старшей сестре Ольге и брату Льву. И маленькому Пушкину казалось, что он растет нелюбимым сыном. К счастью, у отца было много книг на французском языке. И скоро родительское внимание стало ему не очень – то нужным. Потому что главными друзьями стали его книги.(Показ портрета родителей).

От прадеда будущий поэт унаследовал внешность — смуглый цвет лица, курчавые волосы.Прадед маленького Пушкина родился на Юге Эфиопии в Центральной Африке, и был сыном местного вождя. А когда ему исполнилось 8 лет, его похитили разбойники. Этот украденный мальчик оказался на невольничьем рынке в Турции, там его купил царский посланник Савва Рагузинский и в 1706 году привез в Россию, в подарок царю. Имя, отчество и фамилию ему придумал Царь Петр Великий, когда вместе с польской королевой его крестили Абрам. (Ибрагим) Абрам Петрович жил сначала при царе как живая игрушка. Когда вырос, превратился в красивого чернокожего юношу. Абрам Петрович Ганнибал прошел курс военного инженера, стал офицером французской армии, прославился в нескольких битвах, и наконец, вернулся в Россию. Абрам Петрович был знаменитым строителем крепостей и награжден орденами. Таким был один из прадедов у маленького Пушкина.(Показ портрета дедушки)

Бабушка Мария Алексеевна. Бабушка Мария Алексеевна происходила из знаменитого рода Ржевских. Её дедушка был любимцем самого императора Петра Великого, и бабушка часто рассказывала про него внуку. В молодые годы она вышла замуж за младшего сына Абрама Петровича Ганнибала, но тот оказался никудышным мужем. Жену выгнал из дома, а маленькую дочку Надежду Осиповну Ганнибал отобрал. Тогда за бабушку Марию Алексеевну вступился другой сын Ганнибала, Иван Амбрамыч, знаменитый герой, в честь которого императрица Екатерина вторая повелела поставить два памятника. Императрица пожалела молодую Марию Алексеевну, распорядилась вернуть дочь и закрепила за ней имение под Москвой в селе Захарове. В этом имении был большой парк, пруд, по которому плавали на лодках, рядом была деревня, где жили крестьяне. По вечерам оттуда доносилось пение крестьянских девушек. И маленькому Пушкину очень нравилось это пение слушать.И сама бабушка Мария Алексеевна красиво пела по-русски, что всех удивляло. Она же познакомила его и с устным народным творчеством.Александр внимательно слушал русские сказки и былины, обучался у бабушки русскому языку. (Показ портрета бабушки).

Няня Арина Родионова. Важно было уметь хорошо разговаривать на иностранных языках, но ещё важнее знать родной. Однако первые слова маленького Пушкина были французскими. Потому что его родители и гости разговаривали друг с другом по- французский. Так было принято в образованных дворянских семьях.У Пушкина была няня Арина Родионова. Сначала Арина Родионова нянчила старшую сестру Ольгу, которая родилась на год раньше. Но однажды, когда маленькому Пушкину было только несколько месяцев, он плакал так, что никто не мог его остановить: ни мама, ни бабушка. Тогда позвали Арину Родионову, и только она прикоснулась к плачущему младенцу, как он сразу перестал плакать, потом улыбнулся, зевнул, а ещё через мгновение спокойно заснул. Тут — то все поняли, что лучше, чем она, няни быть не может. Поэтому Арина Родионова нянчила обоих детей. По вечерам она пела им колыбельные песни, днем играла в ладушки, а ещё знала множество забавных историй, считалок, сказок. И вскоре маленький Пушкин тоже повторял их наизусть. А спустя десятилетия вспомнил и сам написал сказки, которые с тех пор знает каждый русский ребенок.(Показ портрета няни).


КОГДА АЛЕКСАНДР ПУШКИН БЫЛ МАЛЕНЬКИМ.

Детские годы Пушкина — это особая страничка в его жизни.

В доме Пушкиных жили две женщины, которые дали Александру материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал — это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки. Александр до восьми лет почти ничем не выделялся; был молчалив, и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня его баловали и были ему ближе отца и матери.

Когда Пушкин был маленьким, он часто прятался в бабушкину корзину.

Только мама соберётся вывести его на прогулку, а сынка- уже нет. Сынок пробирался в бабушкину комнату и сидел, затаившись, в большой корзине для рукоделий. Мама его вытаскивала, одевала и выводила на улицу. А на улице она заставляла его бегать, прыгать. Прикрикивала –а ну-ка меня догоняй! Но маленький Пушкин усаживался на землю и не желал подниматься, так как не любил шумных игр, и уж больно он неуклюжий и толстый был. И родителей такое поведение сына сильно огорчало.

Как — то папа промолвил ему: «Лишь бы за креслами прятаться, когда ко мне гости приходят, да пирожные со стола есть».

Когда приходили гости в дом, Сашеньку отправляли в детскую говоря: «Пирожные тебе во вред, а наши разговоры слушать нечего».

Гости отца Сергея Львовича были известные литераторы. Они читали вслух свои, и чужие стихи, обсуждали новые книги.(Дети читают стихи наизусть по очереди из коллекции поэта)

И Пушкин, спрятавшись за большое кресло, вслушивался в каждое их слово – ему было очень интересны эти разговоры. Мальчуган Александр внимательно слушал чтение стихов и не сводил глаз с тех, кто читал. Их речи были интересны юному Пушкину. Он прислушивался к их неторопливым речам. У Александра был особый интерес и большое уважение к писателям, которые часто посещали дом Пушкиных частыми гостями. После ухода гостей Пушкин лежал в постели, ещё долго вспоминал взрослые разговоры, шутки, а также стихи, которые читали гости. И складывал собственные строки. Эти строки волновали душу, он их повторял раз за разом, и ему так хотелось немедленно записать их на бумагу.Только писать он не умел, и Пушкин часто мечтал о том, чтобы скорей пришли учителя и научили его писать. Наконец, родители взяли ему французского гувернера. Он-то первый и обнаружил у маленького Пушкина тетрадь со стихами и пьесами.

А однажды Александр услышал разговор родителей. Отец то его не допустят к гостям,пока он не похудеет. Саша так испугался, что даже пирожные показались ему противными. Бегал и прыгалСаша столько, сколько ему хотелось, но только не тогда, когда его заставляли, а когда он сам этого хотел. Будущий великий поэт очень хотел присутствовать, когда их посещали гости. И он стал много времени проводить на свежем воздухе бегать, прыгать.Через несколько недель отец с друзьями вышел из дома, и вдруг видит: какой-то худенький мальчик пробегает мимо, подпрыгивая и громко смеялся. Отец Сергей Львович всмотрелся и увидел своего сына Сашу.

Александр был — мальчиком достаточно замкнутым. Он быстро научился читать и просиживал часто целыми днями, читая с жадностью всё, что ни попадалось ему под руку в библиотеке его отца, где по большей части были книги почти одних французских писателей. Мальчик так увлёкся произведениями этих писателей, что на девятом году, подражая им, начал писать сам довольно звучные французские стихи. У него была отличная память, и на одиннадцатом году он знал наизусть почти все французские книги из библиотеки отца. Великолепно владел французским языком, — немецким и английским.

Саша с восьми лет начал сочинять маленькие комедии и эпиграммы. А в девять лет писал басни, пьесы, стихи и читал их всей своей семье.

УЧЕНИЕ В ЛИЦЕЕ.

Когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, по велению императора Александра 1 для детей из уважаемых дворянских семейств открылся Лицей. Это событие считалось в России очень важным. Император Александр первый хотел, чтобы из лицеистов получились высокообразованные люди, которые своими делами возвысили бы государство.

На двенадцатом году жизни 19 октября 1811 года дядя поэта, Василий Львович Пушкин, отвёз Александра Пушкина в Санкт-Петербург для определения его в Царскосельский лицей. Окончил лицей будущий поэт в 1817 году. Годы, проведённые Пушкиным в Лицее, были сложными, приходилось приложить немало усилий, осваивая математику, но счастливыми. Они остались в памяти Александра Сергеевича навсегда.

Все 6 лет учебы лицеистам было запрещено покидать это место, а родственников допускали к ним только по праздникам. В комнате стояли железная кровать, комод, зеркало, туалетный столик, стул. На столе стояла конторка с чернильницей подсвечником и щипцы.Там были также зеркало, стул, туалетный столик.

Прошло 6 лет,и А.С. Пушкин превратился в юношу, его стихи с удовольствием читали, переписывали и передавалидруг другу.За время учебы Александр написал поэму «Руслан и Людмила». (Ребенок читает наизусть отрывок).


Когда Александр Сергеевич вырос, то своей няне Арине Родионовне посвятил стихотворение, которое так и называется «Няне».(Ребенок читает наизусть).



ВСТРЕЧА — С ЖЕНОЙ НАТАЛЬЕЙ ГОНЧАРОВОЙ.

Наталья Гончарова. У взрослого А.С. Пушкина была большая семья, его жену звали Наталья Николаевна. И было у них четверо детей, которых он нежно называл «детушки».

Наталья Николаевна Гончарова – одна из первых красавиц Москвы и Петербурга XIX века. Пушкин впервые встретился с Наташей в декабре 1828 года и безоговорочно влюбился. Через четыре месяца он уже просил руки Натальи Николаевны у ее матери. Но матушка согласия не дала. В апреле 1830 года Пушкин предпринял вторую попытку. На этот раз его предложение было принято. 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова поженились. Они прожили в браке шесть лет, у них было четверо детей.


ВСТРЕЧА С ГАДАЛКОЙ

В Петербурге с Пушкиным случилось загадочное происшествие. На улице он встретил знакомого капитана, который шел к знаменитой гадалке Киргоф. Он предложил А.С Пушкину заглянуть вместе.

Гадалка попросила Пушкина протянуть ладонь и долго разглядывала на ней линии.

— У вас удивительная судьба, молодой человек, сказала она, наконец. — Вас ждет очень большая слава, кстати, сегодня вечером вы получите важное сообщение. Завтра вам доставят солидную сумму денег. Но самое главное, вы проживете долго, если только вас не убьет из-за женщины человек с белыми волосами.

— Теперь давайте вашу ладонь, — обратилась она к капитану. Гадалка нахмурилась, а потом печально проговорила.

— Вам тоже угрожает насильственная смерть, и боюсь, что это случится очень скоро.

Предсказания гадалки стали сбываться с поразительной скоростью. Пушкин был на балу, и когда все стали расходиться, к нему подошел чиновник из Министерства иностранных дел.

— Рад поздравить вас с назначением по нашему Министерству. Сегодня ваши бумаги подписаны.

Утром зашел знакомый, который должен был ему солидную сумму денег и передал их в конверте. А через час постучался солдат, который сообщил ему о смерти капитана.



ДУЭЛЬ ПУШКИНА

А.С. Пушкин был очень честным и правдивым человеком. Он писал смелые стихи, где высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Александр Сергеевич не умел прощать оскорбления. (Поэтому он стрелялся на дуэли и погиб от смертельной раны).

В ноябре 1836 года разгорелся скандал между А.С.Пушкиным и поручиком Геккереномпо фамилии (Дантесом) с белой головой. Причиной ссоры была оскорблённая честь Пушкина. Пушкин получил анонимное письмо, где говорилось о том, что его жена встречается с Дантэсом. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Петербурга. Первым стрелял Дантес — пуля попала Пушкину в живот. Ответным выстрелом поэт легко ранил соперника в руку. После дуэли за жизнь Пушкина боролись лучшие врачи, но по тем временам рана оказалась смертельной. 10 февраля 1837 года в 14:45 минут Александр Сергеевич Пушкин умер. Так сбылось ещё одно предсказание гадалки. Россия лишилась великого поэта.Пушкин умер, но оставил нам изумительные сказки, много звучных и сильных стихотворений, поэм и повестей. Имя Александра Сергеевича никогда не забудется, он всегда с нами живой, любимый, наш великий Пушкин.

Итог: А.С. Пушкин показал миру, как богат и благозвучен наш народный русский язык. С Александра Сергеевича Пушкина началась великая русская литература.В стихах Пушкина особое внимание уделяется описанию природы. В этом ему до сих пор нет равных, его слова о родной земле, о деревьях, цветах и море проникают в самое сердце ребенка, пробуждая в нем гордость и любовь к Родине.

Литература

  1. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7лет, М., изд. Оникс, , 2006.
  2. Л.Н. Елисеева, Хрестоматия для маленьких, М., изд. Просвещение, 1982.
  3. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Знакомим дошкольников с литературой, М., ТЦ. Сфера, 2005.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Сведения для 9 класса


Александр Сергеевич для девятиклассников – личность уже понятная.

Старшеклассники осознают, насколько многогранным и удивительным человеком он был, готовы воспринимать информацию о перипетиях судьбы.

Для 9 класса, рассматривая главные даты биографии, стоит подробнее остановиться на роли поэта в общественной и политической жизни того времени, влиянии на современников, а также на реформах русской письменной речи: именно после Пушкина поэтическая речь и проза стали простыми и легкими для восприятия.

Период Михайловской ссылки


В краткой биографии, которую составляют для детей, обычно пропускают период ссылки в Михайловское. А ведь это годы, которые поэт провел в уединении, когда ничто не отвлекало от чтения и творчества.

Именно в ссылке происходит окончательное формирование молодого человека как личности.

Александр знакомится ближе с тем народом, о котором рассказывала ему няня. Пушкин слушает предания стариков, ходит в красной рубахе на базар, чтобы «подслушать» народный говор, шутит с крестьянскими и дворовыми девушками и парнями, принимает участие в играх.

В Михайловском поэт оценил верность дружбы – к нему приехал Иван Пущин, и это оказалось их последним свиданием.

Это интересно! Краткий анализ стихотворения Памятник Александра Пушкина

В Михайловской ссылке он познал мучительную и сладостную любовь к красавице Анне Керн, которая на время стала его музой, благодаря ей родились необычайно прекрасные строки: «Я вас любил – любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем».

Чтобы лучше запомнить самое главное о жизни и творчестве великого поэта, стоит составить краткий конспект биографии. Что туда войдет?

  1. Важные даты (рождение, учеба в лицее, ссылки, знакомство с Натали, дуэль).
  2. Занятия и увлечения Пушкина в разные жизненные периоды.
  3. Главные по значению произведения (на ваш личный взгляд).

Важно! Михайловское в жизни Пушкина – огромный по значению отрезок пути. В этой ссылке повзрослела его душа.

Подведем итоги

Сегодня мы по-прежнему с удовольствием читаем Пушкина, хотя жизнь его отделена от нашей двумя столетиями. Почему? Все просто: великий поэт писал о том, что всегда будет волновать человека, независимо от времени, в которое ему довелось жить: о выборе жизненного пути, о вечных ценностях – любви, дружбе, верности, мужестве.

Если вы чувствуете, что стали терять жизненные ориентиры, раскройте «Бахчисарайский фонтан» или «Евгения Онегина», и все встанет на свои места. А знание биографии этого гения поможет лучше понять мотивы его творчества.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Сказки Пушкина»

Аида Хачатурян

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Сказки Пушкина»

Сказки А. С. Пушкина.

Цель: формирование у детей интереса к художественной литературе, воспитание у детей любви к сказкам А. С. Пушкина,

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;

2. Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина

3. Формировать у детей эмоциональное восприятие сказок А. С. Пушкина;

4. Воспитывать в детях трудолюбие, скромность, терпеливость, не терпимое отношение к жадности, грубости, злу, лени;

5. Формировать нравственные понятия «труд-лень»

,
«добро-зло»
;

6. Воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям;

1. Продолжить формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.

2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.

1. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев.

1. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.

2. Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, иллюстрации к сказкам, мультимедийный проектр

Чтение сказок А. С. Пушкина.

Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.

Прослушивание аудио версий сказок А. С. Пушкина.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.

Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.

Организация выставки детского творчества на тему сказок А. С. Пушкина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]