В детском саду у воспитателя есть возможность применять самые разнообразные способы обучения связной речи, но основным является рассказывание.
Обычно выделяют следующие виды рассказывания:
- рассматривание и описание игрушек и предметов;
- рассказывание по картине при помощи наводящих вопросов;
- самостоятельное составление рассказов по картинкам;
- придумывание продолжения историй или рассказывание о том, что предшествовало им;
- рассказывание о чем-то из личного опыта.
Обучение детей творческому рассказыванию начинается с описанной выше подготовительной работы, которая способствует приобретению речевых навыков и помогает им самостоятельно выбирать развитие сюжета. Дети учатся выстраивать предметно-логические связи, определенную композицию, подбирать нужные слова.
Творческое рассказывание
Под творческим принято понимать рассказывание по предложенным сюжетам. В творческих рассказах детям предлагается описывать вымышленные ситуации, которых на самом деле не было. Дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы, выбирая нужные образы и ситуации в рамках заданной педагогом темы.
Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию включает сочинение творческого рассказа, приступая к которому, дети могут ориентироваться:
- На реальные предметы или картины (Что случится дальше на картинке? Какая история может произойти с игрушечными зверушками?).
- На словесную инструкцию (сочинить рассказ о том, как щенок помог котенку).
Желательно предложить детям разделить рассказ на две части: вначале рассказывать о том, что есть на самом деле, а потом уже пофантазировать или что-то вспомнить.
Малышей средней группы учат правильному пересказу услышанных историй и сказок, точному описанию предметов и природных объектов.
Дети старшей группы учатся сравнивать предметы между собой, рассказывать по памяти, составлять рассказы по картинкам, проявляя свою фантазию.
Конспект знятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по воображению»
Введение.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит в общую задачу развития речи дошкольного возраста. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, мы помогаем ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука и слово — произношения. Иными словами, совершенствуем все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонематическую.
В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет. Рассказывание по сюжету усиливает интерес к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно — словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
Тема: 1. Придумывание сказки по предложенному сюжету «Приключения зайца»
2. Слова — определения и слова, обозначающие действия
Программное содержание:
1) Продолжать учить детей различать литературные жанры.
2) Учить детей придумывать сказку по предложенному сюжету. Учить самостоятельно, придумывать завязку, ход события, развязку, описывать место, время действия, соблюдая логику развития сюжета, активно используя накопленные знания представления. Активизировать воображение; активизировать в речи прилагательные глаголы. Углублять интерес к речевой деятельности.
Ход занятия: — Ребята, вы уже научились различать разные литературные предложения, знаете уже, что такое рассказ, стихотворение, что такое сказка или почему произведение называется небылица и т.д. — Я сейчас вам прочитаю отрывок из знакомого всем произведения. Вы послушайте его внимательно (читаю). — Что я вам прочитала? Это сказка или рассказ, стихотворение или что-то другое? (Читаю отрывок из произведения В. Осеевой «Волшебное слово») (ответы детей) — Включаю в грамзаписи часть произведения (отрывок из сказки). — Что вы услышали — рассказ или сказку, или стих? Почему вы так думаете? Что такое сказка? — Читаю отрывок из произведения Чуковского «Путаница»
— Что вы теперь услышали — стихотворение, сказку или небылицу? Что же такое небылицы? — А теперь угадайте, про кого эта загадка:
Что за зверь лесной встал,
как столбик под сосной, И стоит, среди травы Уши больше головы!
— Правильно, эта загадка про зайца.
— Подумайте и скажите, какими словами можно ответить на вопрос:
Заяц какой? (шустрый, белый, серый, ушастый, косой, пушистый, трусливый, быстроногий, осторожный, умный и т.д.) — А когда убегает от волка. как можно сказать про него? Он что делает? (Мчится, несется) — Сегодня вы будите придумывать сказку, про зайца. — Давайте еще вспомним и скажем, что такое сказка? — Сказка, которую вы будите придумывать — называется «Приключения зайца». Придумывайте, как будут звать вашего зайца. Где и с кем мог жить заяц, что с ним могло приключиться, какое время года было, что мог делать заяц, куда мог пойти, и как закончилось его приключение. Не забывайте использовать в своих сказках те интересные слова, про зайца, которые вы уже называли. Сказки у вас должны быть разными, разными начало и конец. Сказку надо рассказывать выразительно, громко, так, чтобы слышно было, как разговаривают герои вашей сказки — вот тогда сказку будет интересно слушать.
(2-3 — минуты на обдумывание).
Рассказы детей (5-6 человек). После каждого рассказа давать оценку, к оценке привлекать, детей: «Что тебе понравилось, запомнилось в сказке? Как рассказывает сказку Юра?
Сочинения-рассказы по воображению. Обучающие приемы
Чтобы научить детей творческому рассказыванию, нужно доходчиво объяснить им, что означает слово «придумайте». Здесь помогут такие средства:
- сравнение придуманных и реальных рассказов детей на одинаковую тему;
- внесение в рассказ из личного опыта придуманной детали или ситуации.
Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:
- Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.
- Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок.
- Героям рассказа дается голос – включается прямая речь.
- История рассказывается применительно к лицу автора – мальчика или девочки.
Развивая речь ребенка, взрослые тем самым развивают его мышление.
Чтобы дети смогли понять смысл истории, которую им нужно рассказать, воспитатель помогает им ориентироваться в системе сложившихся в ней отношений:
- место действия (где это происходит?);
- время (когда?);
- цели героев (зачем они делают что-либо?);
- порядок событий (что за чем следует?);
- анализ причин и следствий (почему из одного вытекает другое?).
Когда содержание становится понятным, воспитатель предлагает детям придумать рассказ по заданному образцу или плану.
Под образцом рассказа понимается доступное для детей обобщенное описание предмета или события. Иногда достаточно бывает «частичного» образца: когда предлагается начало и конец истории. Такой прием используется, чтобы закрепить навыки рассказывания, а также для показа возможных вариантов творческого подхода.
План состоит, как правило, из двух-трех наводящих вопросов, которые определяют содержание рассказа и последовательность событий. План помогает решить творческую задачу, давая пищу воображению и мышлению.
Творческое рассказывание в подготовительной группе может опираться также на моделирование. В качестве модели применяется схема, в которой отражена структура выбранного предмета и отмечены его наиболее важные качества.
Чаще всего в качестве модели используется круг, состоящий из трех частей: зачина истории, основной части и завершения. Модель можно использовать, чтобы демонстрировать структуру предлагаемого для рассказа текста, а впоследствии – для наглядной подсказки при сочинении собственного рассказа.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ОО Коммуникация.
Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба»», город Качканар, Свердловская область.
Задачи:
Образовательные:
- Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.
Создавать условия для:
- совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
- проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.
Развивающие:
Создавать условия для:
- развития способностей, интересов и мотивации деятельности (через домовенка Кузю)
- развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.
Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других). Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.
Ход занятия.
— Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)
— Кузя, ты где?
— Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!
— Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.
— Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)
— Что случилось, Кузя?
— У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.
— Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю).
— Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).
— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)
— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)
— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина…), отрицательных — (баба Яга, змей Горынович…)
— Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
— Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
— Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)
— Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):
«Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел- Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать».
— Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.
Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают).
— Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают).
— Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась
— Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.
Следующая > |
Тематика творческих рассказов
Обучение детей творческому рассказыванию необходимо сочетать с ознакомительными беседами о правилах поведения. При выборе темы для рассказов по воображению, нужно ориентироваться на основные цели и задачи воспитания, делая акцент на этичности поступков вымышленных персонажей. В то же время не стоит забывать о доступности и привлекательности выбранной тематики.
Можно также сочинять с детьми стихи, небылицы; придумывать загадки и считалочки. Детям они очень нравятся.
Результаты детского творчества можно оформлять в виде книжек и потом перечитывать их. В книжки можно помещать и рисунки детей, иллюстрирующие их авторские тексты. В общем, здесь открывается большое поле для творчества самого воспитателя.
Составление сказки (подготовительная группа)
Воспитатель: Ребята, мы закончили составлять сказку? Что нам ещё надо сделать?
Дети отвечают на вопросы (придумать конец сказки, узнать, чем всё закончится)
Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами придумать конец сказки, опираясь на подсказки — схемы. Я буду выкладывать подсказки, вы предполагать, что они значат. И только потом мы откроем последнюю страницу.
Воспитатель выкладывает картинки-подсказки.
— Как вы думаете, что обозначает первая подсказка? Можно ли брать домой бездомное животное, гладить на улице без взрослых? Куда хозяева отнесли сначала котёнка? Подружилась ли Мурка с котёнком? Нравится ли ему жить в доме с хозяевами? Как вы это поняли?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку.
Правы ли мы были? Можно ли сказать, что котёнок грустит, или ему плохо?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто хочет рассказать конец сказки?
Ребёнок рассказывает конец сказки.
Воспитатель: Я думаю, что было бы интересно послушать всю сказку целиком. Кто желает? Я уверена, что у тебя получится, а если ты будешь затрудняться, то тебе помогут картинки-подсказки и ребята.
Ребёнок рассказывает сказку в полном объёме.
Воспитатель: Котёнок очень любит играть. А вы?
Разминка.
Воспитатель показывает схематические карточки, дети должны выполнять те упражнения, которые изображены на карточках.
Если увидите картинку – мальчика, то выполняют только мальчики. Если увидите картинку – девочку, то выполняют только девочки. Ну а если будет картинка – человечек, то выполняют все. Последняя картинка ребята держатся за руки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательные, и я видела, как вы старались.
Стоя в кругу:
— Ребята, если вы взяли домашнее животное домой, то нужно нести за него ответственность. Это животное домашнее, а значит, без человека ему жить очень трудно. Каждый день бездомные животные погибают на улице: кто – то от холода и голода; кто – то под колёсами машины. Ухаживайте, любите, берегите своего питомца!
Рефлексия:
—
Вам понравилось отгадывать загадки – схемы?
— Что мы сегодня хотели составить, придумать?
— Что помогло нам справиться с заданием?
— Кому вы сможете эту сказку рассказать?
— Вы сегодня довольны собой?
Я вами очень довольна. Большое спасибо вам за работу. Я хочу, чтобы у вас остался такой котёнок. Если вам сегодня всё понравилось и у вас осталось хорошее настроение, вы нарисуете котёнку весёлую мордочку. Если вам было скучно, то вы нарисуете котёнку грустную мордочку.
Предполагаемый результат:
Дети составили сказку по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Использовали в качестве плана схематическую модель. Могут объяснить образное выражение «Глаза- зеркало души». Проявляют бережное отношение и сострадание к домашним животным. Могут рассказать сказку своим близким.