Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры

Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.

Техники рисования на световом планшете

1. Насыпание

. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.

2. Щепоть

. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.

3. Ладонь

. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.

4. Кулак

. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.

5. Рисование пальцами

. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.

6. Рисование с использованием инструментов

. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребенки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.

Игры и арт-терапевтические упражнения

Песочный пляж

Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.

Цель:

развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.

Дорожки

Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.

Цель:

улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.

Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Песочные каракули

Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив ее в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.

Цель:

развитие воображения.

Моя любимая игрушка

Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.

Цель:

развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.

Звериные портреты

Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.

Цель:

знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.

Загадки

Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.

Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.

Цель:

развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.

Садовод

«Превратите» световой стол во фруктовый сад и предложите ребенку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растет. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу. Попробуйте вместе изобразить деревья и кустарники, на которых зреют плоды.

Цель:

знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.

Дорисуй картинку

Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.

Цель:

развитие образной памяти, воображения.

Нарядные носочки

Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.

Цель:

развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.

Следы

Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.

Цель:

знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.

Письмена на песке

Подготовьте для игры вырезанные из картона буквы или цифры. Можно использовать крупные символы из магнитных наборов. Вручите ребенку букву или цифру и предложите вылепить ее из песка. Сгребайте песок ребрами ладоней и формируйте букву. Сверьте песочную букву с оригиналом и начинайте делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!

Буквы и цифры можно не только лепить, но и писать. Пусть ребенок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая ее как ручку.

Цель:

закрепление графического образа букв и цифр, формирование графомоторных навыков.

Фотограф

Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и прическу. После этого дети начинают рисовать песком портрет товарища – делать фотографию. Когда «снимки» будут готовы, обсудите, насколько точными они получились.

Цель:

развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.

Путешествие по сказочной стране

Пусть ребенок пофантазирует и нарисует на световом столе сказочное королевство. Дайте юному затейнику время для творчества, а затем попросите рассказать, как называется страна, кто в ней живет, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.

Цель:

развитие фантазии, логики и связной речи.

В поисках клада

Для игры вам потребуются мелкие предметы или стикеры. Нарисуйте вместе с ребенком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.

Когда рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться и спрячьте на любом участке изображения маленький «секретик». В соответствующем месте на бумажной схеме поставьте крестик. Дайте карту маленькому кладоискателю и предложите отыскать сокровище.

Цель:

обучение рисованию карт-схем, развитие пространственного мышления, логики, воображения.

Песочные игры многообразны. Выберите световой стол для рисования песком, и пусть занятия помогают ребенку познавать себя и мир!

Программа занятий по пескотерапии «Песочные фантазии»

Программа занятий по пескотерапии

«Песочные фантазии»

Для детей в возрасте 6-14 лет с различными формами нарушения поведения

Разработчики:

Ченцова Александра Юрьевна

г. Володарск 2021 год

I.Пояснительная записка

Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, — которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра c песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Характеристика учреждения

Одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений и социальной реабилитации детей «группы риска» являются центры социальной реабилитации несовершеннолетних.

ГБУ НО «Центр социальной помощи детям и семье Володарского района» — это учреждение, деятельность которого направлена на организацию социальной реабилитации и оздоровления несовершеннолетних в возрасте от 6 до 18 лет, нуждающихся в социальной помощи.

Отделение дневного пребывания (ОДП) является структурным подразделением учреждения и осуществляет социальное обслуживание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС) и социально опасном положении (СОП).

Отделение создано в целях реализации программ социальной реабилитации, которые способствуют формированию личности, адекватно ориентирующейся в социуме.

Право на обслуживание имеют дети-инвалид, дети из семей, находящихся в ТСЖ: многодетных, малообеспеченных, неполных, а также находящихся в СОП.

Анализ социальной ситуации развития детей, находящихся в центре, показывают, что большинство из них попадает в учреждение из-за семейных проблем. Отрицательно сказываются на социализации детей различны факторы: образ жизни родителей, низкий материальный уровень семьи, сложившиеся конфликтные внутрисемейные взаимоотношения и в связи с этим неблагоприятный психологический климат в семье, широкое распространение «вредных привычек» в подростковой среде.

Решение проблемы нравственного воспитания детей, посещающих центр, достаточно сложное в связи с тем, что они, как правило, не получили нормального семейного воспитания, «свои университеты» прошли на улице, не имеют четких моральных критериев. Многие наши воспитанники так мало хорошего видели в жизни, зато видели много несправедливости, обмана, их кругозор безмерно узок, словарный запас беден, они ожесточены и агрессивны. Освоение детьми норм нравственного поведения, нравственных отношений невозможно, если нет в жизни ситуаций, в которой такой опыт можно накапливать.

Модель организации психолого- педагогической работы в учреждении строится по принципу психолого- педагогического сопровождения. Психологическая реабилитация позволяет воспитаннику успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Она помогает ему достичь необходимого морально- психологического равновесия, принимать и выполнить соответствующие социальные роли.

Важнейшим средство профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является воспитание толерантного поведения несовершеннолетних, которое включает изучение конструктивных способов общения.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход в организации реабилитационной работы, который направлен на выработку каждым воспитанником своего собственного варианта жизни, достойного его, как человека современного общества.

II.Концептуальная часть

В учреждении создаются условия для восстановления нормальных отношений детей с окружающими, что является важным показателем реабилитационно- педагогической работы.

Программа «Песочные фантазии» нацелена на общее развитие ребёнка, в том числе возможность развития эмоционально- волевой сферы, которые плохо развиты у детей, посещающих ОДП и содержит задания творческих видов деятельности с использованием сухого и мокрого песка.

Актуальность

программы «Песочные фантазии» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и рисование –особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было в раннем возрасте, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей.

Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Работа по программе «Песочные фантазии» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Новизной и отличительной особенностью

программы “Песочные фантазии” является развитие у детей творческого и исследовательского мышления, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость

в создании данной программы существует, так как пескотерапия рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей и подростков творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

III.Цели и задачи программы

Цель программы:

1) Дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а обеспечить социальную успешность.

2) Развитие связной речи; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.

Задачи программы:

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
  2. Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
  3. Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
  4. Профилактика оптико-пространственной дисграфии;
  5. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;
  6. Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
  7. Совершенствовать предметно-игровую деятельность, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
  8. Разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния;
  9. Создать чувство защищённости в комфортной для ребёнка среде;
  10. Релаксация, снятие мышечной напряжённости.
  11. Развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта».

IV.Механизм реализации программы

  • Условия реализации

    Помещение для проведения занятий- кабинет психолога с ковровым покрытием

  • Оборудование

    .
    Студийный планшет для рисования
    . Деревянный поднос прямоугольной формы размером 49,5х5х7 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют ребенку удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты.
    Песок кварцевый
    натуральный. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь. В работе используется как сухой, так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой.

  • Организационно-методические аспекты
  1. Презентация возможности проведения реабилитационной работы в сенсорной комнате, оснащенной специальным оборудованием(встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу).
  2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика с целью уточнения травмирующего события и выявления актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития.
  3. Программа рассчитана на 5-7 занятий с периодичностью встреч два раза в неделю по 1 часу. Желательно участие воспитателя или психолога, который будет обеспечивать поддержку ребенку в период между занятиями, а также устранит психотравмирующие факторы.
  • Количественный состав групп

    Оптимальное количество участников 7 человек, включая взрослых.

  • Качественный состав группы

    Дети и подростки- воспитанники центра. В группу подбираются дети, не имеющие противопоказаний для групповой работы

  • Противопоказания

    Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: — Эпилепсия или шизофрения — Клиент с очень высоким уровнем тревожности — Аллергия на пыль и мелкие частицы — Легочные заболевания — Кожные заболевания и порезы на руках

  • Принципы организации пескотерапии

Принцип творчества

, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

, учёта возрастных особенностей ребёнка.

Принцип гуманизации

предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.

Принцип рефлексивности

означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Принцип интегративности

предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребёнка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущении (модальностей).

  • Ориентировочная структура занятий
    Часть 1. Вводная.
    Цель – настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

Часть 2. Основная

. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: песочная терапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая.

Основные цели: подведение итога занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии.

  • Методы и приёмы работы

Наглядные

(показ образца, пример, помощь).

Словесные

(объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

Практические

(самостоятельное и совместное выполнение образов)

  • Способы рисования песком

Педагог предлагает детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся.

 Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами.

 Руки могут работать и как «бульдозер», разгребая песок вокруг.

 Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нём.

 Для изображений можно использовать кулачок или указательный палец.

 Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки.

 Осваивать новый способ рисования песком путём отсечения лишнего.

V.Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты работы по программе:

– умение владеть различными приемами работы с сухим песком;

– умение создавать композиции и сюжеты на песке;

– устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображение;

— развитие мелкой моторики рук и глазомера;

— художественный вкус, творческие способности и фантазия;

– улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;

— участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора и словарного запаса.

VI. Тематическое планирование

Название занятия

Цели, задачи

Практическая деятельность

1.

Здравствуй, песок!

Знакомство детей с песком, его свойствами; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

Песочный дождик

(медленно или быстро сыпать песок из своего кулака, на свою ладонь или взрослого, глаза можно закрыть).
Необыкновенные следы
(медведи – надавливать кулачками, зайцы – кончиками пальцев в разных направлениях, ползут змейки, бегут жучки-паучки, крокозябла – дети создают следы сами).
Узоры на песке
(пальцами, ребром ладони, кулаком) Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

2.

Чуткие руки

Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка

Найди отличие.

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Волшебные превращения.
Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

3.

Солнечные лучики

Развитие сплоченности детей, мелкой моторики, пробуждение интереса, стимуляция внимания;

Цветные острова (групповая).

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.
Буквы.
Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

4.

Узоры на песке

Учить детей рисовать свое настроение на песке ,развивать воображение

Змейка.

Цель: снять эмоциональное напряжение. Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

5.

Радуга

Закрепление представлений об окружающем мире; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие речи, памяти, мышления.

Точка, точка, запятая.

Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с

использованием песка. Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка..

Угадай на ощупь.

Это упражнение направлено на развитие мышления и моторики рук ребёнка. Малыш отворачивается, а взрослый в это время прячет в песок игрушку/камень/шишку/ракушку… Задача ребёнка найти в песке предмет и отгадать на ощупь, что это. Затем участники игры меняются ролями

6.

Мир из песка

«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Мы создаем мир.

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Педагог показывает способы построения в песочнице живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий)

7.

Глаза в глаза

Обучение выстраиванию композиции на песке по образцу; развитие внимания, связанного с координацией движений

Мы едем в гости

. Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ». Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

VII.Список литературы

  1. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
  3. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь», 2002.
  4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
  5. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, «Речь», 2007.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]