Перспективное планирование по лепке в первой младшей группе
Ольга Азимова
Перспективное планирование по лепке в первой младшей группе
Перспективное планирование по лепке в первой младшей группе (2 – 3 г.)
Планирование составлено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Используемая литература.
1. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий»
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст»
Сентябрь
Тема недели: «Мой любимый детский сад»
Занятие 1
Тема: «Печенье для кота»
Программное содержание:
Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить со свойствами пластилина: мнется, скатывается, расплющивается, рвется.
Развивать воображение.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 7 з. 1
Тема недели: «Фрукты и овощи»
Занятие 2
Тема: «Огурец»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней;
раскатывать толстый столбик, придавая ему форму овала.
Развивать точность движений.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Д. Н. Колдина с. 14 з. 9
Тема недели: «Дары леса (ягоды, грибы)»
Занятие 3
Тема: «Подсолнух»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху. Формировать умение сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
Развивать изобразительные умения и навыки.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 9 з. 3
Тема недели: «Осень золотая»
Занятие 4
Тема: «Падают, падают листья»
Программное содержание:
Формировать умение создавать рельефное изображение из пластилина – отщипывать кусочки желтого, красного, оранжевого цвета, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать, пальчиками.
Развивать чувство цвета, тактильные ощущения.
Воспитывать интерес к составлению длинной «дорожки» из отдельных пластилиновых «картинок».
И. А. Лыкова с. 26 з. 11
Октябрь
Тема недели: «Быть здоровыми хотим!»
Занятие 5
Тема: «Маленькие змейки»
Программное содержание:
Формировать умение детей раскатывать валик («колбаску») из пластилина на дощечке прямыми движениями руки.
Развивать умение сосредотачиваться.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 10 з. 4
Тема недели: «Я и моя семья»
Занятие 6
Тема: «Колобок»
Программное содержание:
Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Упражнять в умении доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Формировать умение понимать содержание сказки.
Развивать речь и мышление.
Воспитывать трудолюбие.
Д. Н. Колдина с. 21 з. 16
Тема недели: «Мой дом, мой город»
Занятие 7
Тема: «Окно для петушка»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей раскатывать из пластилина прямыми движениями рук приблизительно одинаковые столбики и соединять их концы. Формировать умение четко и громко произносить слова песни; понимать содержание стихотворения.
Развивать мышление.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 25 з. 20
Тема недели: «Транспорт»
Занятие 8
Тема: «Гусеница»
Программное содержание:
Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Развивать внимание.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Развивать внимание.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Д. Н. Колдина з. 26
Тема недели: «Профессии»
Занятие 9
Тема: «Цветные карандаши»
Программное содержание:
Продолжать совершенствовать навык детей раскатывать на дощечке движениями вперед – назад пластилиновые столбики и соединять их. Формировать умение детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
Развивать внимание.
Воспитывать чувство прекрасного.
Д. Н. Колдина с. 23 з. 18
Ноябрь
Тема недели: «Птицы»
Занятие 10
Тема: «Червячки для цыпленка»
Программное содержание:
Формировать умение детей раскатывать валик («колбаску») из пластилина на картоне прямыми движениями руки.
Развивать интерес к литературным произведениям.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 11 з. 5
Тема недели: «Домашние животные»
Занятие 11
Тема: «Вкусное печенье»
Программное содержание:
Вызвать интерес к созданию объёмных и силуэтных фигурок из теста. Показать способ получения изображения с помощью формочек для выпечки. Знакомить с силуэтом – формировать умение обводить форму пальчиком (по контурной линии). Подвести к сравнению свойств теста, глины и песка.
Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.
И. А. Лыкова с. 22 з. 7
Тема недели: «Дикие животные»
Занятие 12
Тема: «Вот ежик — ни головы, ни ножек»
Программное содержание:
Формировать умение моделировать образ ёжика: вставлять «иголки» в «туловище», вылепленное педагогом. Самостоятельно выбирать материал для деталей (спички, зубочистки, трубочки для коктейля, семечки, ёловые иголки и т. д.) и тем самым передавать характерные особенности внешнего вида ёжа. Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики на «иголки» ежа.
Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз – рука».
Воспитывать умение делать выбор.
И. А. Лыкова с. 38 з. 23
Тема недели: «Игрушки»
Занятие 13
Тема: «Погремушка»
Программное содержание:
Продолжать упражнять детей в скатывании из пластилина между ладоней шарика, а из него на дощечке прямыми движениями рук раскатывать столбик; украшать изделие.
Развивать слуховое восприятие.
Воспитывать умение преодолевать трудности.
Д. Н. Колдина с. 28 з. 23
Декабрь
Тема недели: «Красавица зима»
Занятие 14
Тема: «Мыльные пузыри»
Программное содержание:
Формировать умение детей наносить пластилин на картон;
делать «оттиски» на пластилине крышкой от фломастера.
Развивать речь, чувство ритма, мелкую моторику пальцев.
Воспитывать умение принимать решения и нести ответственность за свои действия.
Д. Н. Колдина с. 22 з. 17
Тема недели: «Одежда»
Занятие 15
Тема: «Нос для снеговика»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей скатывать шар круговыми движениями ладоней; раскатывать толстый столбик, а затем с одного конца заузить столбик в конус, передавая удлиненную форму морковки.
Развивать внимание и восприятие.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Д. Н. Колдина с. 15 з. 10
Тема недели: «Зимняя сказка»
Занятие 16
Тема: «Вот какая елочка»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение создавать образ ёлки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу – столбику. Закрепить умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней (путем многократного повторения одного действия). Формировать умение пользоваться стекой – делить столбик на куски (практическое освоение базового понятия «часть и целое»). Знакомить с зеленым цветом (по ассоциациям).
Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Воспитывать самостоятельность.
И. А. Лыкова с. 43 з. 28
Тема недели: «Здравствуй, праздник Новый год»
Занятие 17
Тема: «Новогодняя елка»
Программное содержание:
Продолжать упражнять детей в скатывании из пластилина маленьких шариков круговыми движениями между ладоней.
Развивать речь и мышление, память детей.
Воспитывать умение радоваться.
Д. Н. Колдина с. 13 з. 8
Январь
Тема недели: «Зимние забавы»
Занятие 18
Тема: «Снеговики играют в снежки»
Программное содержание:
Формировать умение лепить шар – раскатывать круговыми движениями ладоней.
Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
И. А. Лыкова с. 46 з. 31
Занятие 19
Тема: «Бублики, баранки»
Программное содержание:
Формировать умение раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпать манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой).
Развивать восприятие формы, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к лепке баранок и бубликов.
И. А. Лыкова с. 54 з. 39
Тема недели: «Неделя безопасности»
Занятие 20
Тема: «Вкусное угощение»
Программное содержание:
Формировать умение лепить шар круговым раскатыванием в ладонях. Знакомить с формой шара на примере разных «угощений» (колобок, яблоко, конфета, апельсин). Показать разнообразие форм кондитерских изделий (печенье, пряник, колобок, пирожное, конфета, бублик) для обогащения зрительных впечатлений.
Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук (добиваться синхронного движения при круговом раскатывании).
Воспитывать заботливое отношение к близким.
И. А. Лыкова с. 48 з. 33
Тема недели: «Неделя здоровья»
Занятие 21
Тема: «Яблоко»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму яблока.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 19 з. 14
Февраль
Тема недели: «Животные дальних стран»
Занятие 22
Тема: «Банан»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Учить различать фрукты по вкусу и цвету.
Развивать память, речь и мышление.
Воспитывать аккуратность.
Д. Н. Колдина с. 20 з. 15
Тема недели: «Посуда. Продукты питания»
Занятие 23
Тема: «Вкусный пирог»
Программное содержание:
Формировать умение детей сплющивать пластилиновый шар между ладоней, придавая ему форму лепешки. Совершенствовать навык украшать изделие с помощью дополнительного материала.
Развивать эстетическое восприятие.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 16 з. 11
Тема недели: «Я и мой папа»
Занятие 24
Тема: «Самолет»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей раскатывать на дощечке движениями вперед – назад пластилиновые столбики и соединять их. Учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
Развивать внимание.
Воспитывать заботливое отношение к близким.
Д. Н. Колдина с. 24 з. 19
Тема недели: «Народные игрушки»
Занятие 25
Тема: «Неваляшка»
Программное содержание:
Формировать умение детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики: большой снизу, маленький сверху. Совершенствовать навык собирать целое из нескольких частей.
Развивать образное мышление.
Воспитывать интерес к народной игрушке.
Д. Н. Колдина с. 29 з. 24
Март
Тема недели: «Мамин праздник»
Занятие 26
Тема: «Конфеты»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей круговыми движениями рук скатывать из пластилина шарики; прямыми движениями раскатывать толстые столбики; учить оформлять поделку.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с18. з. 13
Тема недели: «Пробуждение природы»
Занятие 27
Тема: «Вот какие у нас сосульки!»
Программное содержание:
Формировать умение детей ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Совершенствовать умение пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины.
Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.
И. А. Лыкова с. 62 з. 47
Тема недели: «Юные исследователи»
Занятие 28
Тема: «Вот какие у нас пальчики!»
Программное содержание:
Формировать умение моделировать персонажей для пальчикового театра: раскатывать шар (для головы, дополнять деталями – прикреплять глазки из бусин, семян, вытягивать или прищипывать уши. Вызвать интерес к обыгрывание созданных поделок – нанизывание на пальчики и выполнять простые движения в такт стихотворения (пальчиковая игра).
Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
Воспитывать интерес к своим рукам и «открытию» их возможностей.
И. А. Лыкова с. 79 з. 64
Тема недели: «Предметы вокруг нас»
Занятие 29
Тема: «Вот какой у нас мостик»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей лепить столбики (цилиндры) – бревнышки для мостиков. Показать возможность выравнивания столбиков – бревнышёк по длине – лишнее отрезать стекой или отщипывать (отрывать).
Развивать чувство формы и величины (длины, способности к композиции.
Воспитывать самостоятельность.
И. А. Лыкова с. 70 з. 55
Апрель
Тема недели: «Книжкина неделя»
Занятие 30
Тема: «Пирожки для Машеньки»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. Совершенствовать умение слушать сказку и понимать ее содержание.
Развивать координацию движений рук.
Воспитывать чувство сострадания.
Д. Н. Колдина с17. з. 12
Тема недели: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Занятие 31
Тема: «Солнышко — колоколнышко»
Программное содержание:
Формировать умение детей лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Показать возможность сочетания разных по форме деталей в одном образе.
Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику.
Воспитывать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца.
И. А. Лыкова с. 66 з. 51
Тема недели: «Мир растений»
Занятие 32
Тема: «Угощайся, мишка!»
Программное содержание:
Формировать умение лепить шар и слегка сплющивать ладонями в диск для получения печенья и пряников. Показать разнообразие кондитерских изделий (печенье, пряники, колобок, пирожное, конфета, бублик) для обогащения зрительных впечатлений.
Развивать мелкую моторику, координацию обеих рук (добивать синхронного движения при круговом раскатывании и сплющивании формы).
Воспитывать интерес к лепке угощений для игрушек.
И. А. Лыкова с. 52 з. 37
Тема недели: «Подводный мир»
Занятие 33
Тема: «Огромный кит»
Программное содержание:
Продолжать формировать умение детей скатывать из пластилина между ладоней шар; прищипывать пластилин между ладоней, делать надрез стекой.
Развивать внимание.
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Д. Н. Колдина с. 27 з. 22
Тема недели: «Подводный мир»
Занятие 34
Тема: «Пушистые тучи»
Программное содержание:
Формировать умение детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом – отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой).
Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.
Воспитывать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета.
И. А. Лыкова с. 34 з. 19
Май
Тема недели: «День Победы»
Занятие 35
Тема: «Вот какой у нас салют!»
Программное содержание:
Дать представление о салюте как множестве красивых разноцветных огоньков. Формировать умение детей создавать образ салюта из пластилиновых шариков и жгутиков разного цвета – выкладывать на фон и слегка прижимать пальчиком. Закрепить технику раскатывания кусочков пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
Развивать восприятия формы и цвета.
Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
И. А. Лыкова с. 76 з. 61
Тема недели: «Цветущая весна»
Занятие 36
Тема: «Птенчик в гнездышке»
Программное содержание:
Формировать умение детей лепит 1-3 птенчиков по размеру гнездышка. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции (червячков в клювиках).
Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать интерес к созданию коллективной композиции «Птенчики в гнездышке».
И. А. Лыкова с. 72 з. 57
Тема недели: «Насекомые»
Занятие 37
Тема: «Вот какие ножки у сороконожки!»
Программное содержание:
Формировать умение детей лепить образы на основе валика (цилиндра): раскатывать столбики прямыми движениями ладоней «туда – сюда» и слегка видоизменять форму – изгибать, дополнять мелкими деталями (ножки, глазки).
Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к изображению живых существ.
И. А. Лыкова с. 36 з. 21
Тема недели: «Здравствуй, лето»
Занятие 38
Тема: «Картинки на тесте»
Программное содержание:
Показать разные способы получения образов: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком, выкладывание узоров из разных предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха).
Подвести к сравнению свойств теста, глины и песка (сухого и влажного).
Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие.
Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.
И. А. Лыкова с. 21 з. 6
Спасибо за внимание.
Удачи в работе!
Художественно — эстетическое развитие (Лепка)
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей в младшей группе.
Тема : « Азбука питания» ННОД « Витаминки для Иринки»
Дата:
14.11.2019
Воспитатель:
Мартынова К. О.
Преобразовательная область. Художественное творчество. Аппликация.
Программное содержание:
Продолжать развивать умение наклеивать готовые детали, различать их по всему листу бумаги. Воспитывать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Оборудование:
кукла, картинки фруктов, овощей, плоскостные корзинки, морковки, клей, кисти, салфетки, нарисованные баночки, цветная бумага.
НОД.
Дети играют. К ним приходит кукла Ира.
В: Ребята, к нам пришла кукла Ира. Здравствуй, Ира, а ты почему такая грустная.
К: Здравствуйте, ребята, как же мне не грустить, ведь у мой друг Миша заболел. Я хочу его навестить и помочь ему выздоровить, но не знаю как это сделать. Помогите мне ребята. Ведь вы такие красивые, здоровые, наверное у вас есть какой то секрет? Поделитесь им со мной.
В: Ребята, поможем Ире, расскажем ей, что нужно делать, чтоб не болеть. (закалять, есть полезные продукты, заниматься физкультурой )
К: Ребята, а полезные продукты это какие? (овощи и фрукты) А кто мне поможет найти все овощи и положить вот эту корзинку. Какой ты овощ взял Артем? (помидор) А Даша какой овощ взяла? (картошку) Кристина какой овощ? (помидор) Какие вы молодцы. А что же мы еще с вами не собрали? (фрукты) Можете мне собрать овощи вот в эту корзинку. Что ты за фрукт взял Арсений? (апельсин) А ты Даша? (яблоко) А ты Лера, что за фрукт взяла? (мандарин) Молодцы, ребята, все правильно.
К: А почему полезны овощи и фрукты? (в них содержаться витамины, они нам очень нужны)
Витамины живут во всех фруктах и овощах. Кто их ест, тому никакие болезни не страшны.
В: Ой, а это, что? (морковка) Забыли морковку собрать, да сколько много морковки. Нужно побежать и морковку быстро всю собрать. Вот молодцы собрали всю морковку. В морковке есть витамин, который нам необходим.
Рассказали ребята, мы Ире о витаминах. Я еще я хочу Ире подарить баночку с витаминками. Она отнесет их Миша. Миша съесть витаминку и поправится. Ой, а где же витаминки? А что же делать? Может мы с вами приготовим много-много витаминок т отдадим их Ире. Вот моя пустая баночка. Беру витаминку аккуратно намазываю белую сторону клеем, затем беру ее двумя руками прижимаю к баночке салфеткой, чтобы впитался лишний клей. Вот одна моя витаминка уже в баночке. А в ваших банках есть витаминки. Может, тоже положите витаминки в баночку. Мне это удобно будеть делать сидя, кто хочет может, тоже присесть.
Самостоятельная деятельность детей.
Ира витаминки для Миши готовы, скорее неси ему. И передавай ему, чтобы скорее поправлялся. А мы будем вас ждать в гости.
К: Спасибо вам ребята. До свидания.
Ребята, чтобы вы хотели пожелать Ире? (чтобы она не болела)
Я вас благодарю и желаю вам быть сильными, ловкими и здоровыми.
Текст книги «Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий»
Дарья Николаевна Колдина Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий
От автора
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.
В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).
Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).
Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.
Если ребенок бросает свое занятие,
как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.
Если ребенок быстро теряет интерес к занятию,
возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.
Если ребенок быстро устает,
не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.
Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его,
необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).
Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:
Конструктивный
– лепка предмета из отдельных частей;
Пластический
– детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.
Комбинированный
– сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:
• скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);
• раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);
• надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);
• растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);
• прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);
• сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);
• сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);
• нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).
• вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);
• вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).
Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).
Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.
Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нужно просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раскрасить гуашью.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:
• испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;
• знает свойства глины и пластилина;
• использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);
• передает в лепке различие предметов по величине;
• раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;
• соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;
• сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;
• умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;
• умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;
• сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;
• умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их путем прижатия и примазывания друг к другу;
• умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;
• умеет аккуратно пользоваться глиной и пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.
Если ребенок не умеет делать что-либо из вышеперечисленного, не переживайте. У вас еще будет время наверстать упущенное.
Желаем успеха!
Годовое тематическое планирование занятий по лепке
Конспекты занятий
Тема недели «Игрушки»
Занятие 1. Мячик (Лепка из глины)
Программное содержание.
Вызвать у детей интерес к лепке из глины. Познакомить со свойствами глины. Учить раскатывать шар из глины и украшать вылепленное изделие дополнительным материалом.
Демонстрационный материал.
Мяч.
Раздаточный материал.
Глина, горох или нарезанные тонкими кольцами восковые мелки, дощечка-подкладка, картонка-подставка.
Ход занятия
Попрыгайте вместе с детьми «как мячики», приговаривая слова из стихотворения С. Маршака «Мяч»:
Мой Веселый Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Желтый, Красный, Голубой, Не угнаться За тобой!
После последней строчки стихотворения дети разбегаются, педагог их догоняет.
Предложите ребятам сделать такие же веселые мячики из нового для них материала – глины. Сначала познакомьте их со свойствами глины: покажите, что она мягкая и пластичная. Объясните, что работа с глиной ведется на дощечке-подкладке. Раздайте ребятам кусочки глины и предложите скатать глину круговыми движениями между ладоней в шарик.
Затем покажите детям, как можно украсить мячик: прикрепить к шарику, скатанному из глины, горошины или тонкие колечки нарезанных восковых мелков.
Готовые мячики дети кладут на картонки-подставки, чтобы дать им высохнуть.
Тема недели «Овощи»
Занятие 2. Картошка в мешке (Налеп из пластилина)
Программное содержание.
Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения.
Демонстрационный материал.
Несколько картофелин, морковок, головок лука, свеклы, тряпичный мешочек.
Раздаточный материал.
Вырезанный из картона шаблон мешка, пластилин коричневого цвета, дощечка-подкладка.
Ход занятия
Покажите детям картофель, морковь, свеклу, репчатый лук и попросите назвать их, определить форму и цвет. Спросите: «Как можно одним словом назвать картофель, морковь, свеклу, репчатый лук?» (Овощи.)
Вызовите нескольких ребят и предложите им взять по овощу и положить в мешок. Затем попросите других ребят на ощупь достать из мешка только картофелины. Посчитайте вместе с детьми, сколько картофелин они достали.
Положите перед каждым ребенком вырезанный из картона мешок и предложите «насыпать» в него картошку. Для этого нужно отрывать маленькие кусочки коричневого пластилина, скатывать их между ладоней в шарики и прикреплять на картонный «мешок».
В конце занятия похвалите детей за то, что они собрали так много картофеля.
Тема недели «Фрукты»
Занятие 3. Яблоко (Нанесение пластилина на поверхность)
Программное содержание.
Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Учить собирать целое из частей.
Демонстрационный материал.
Разрезанная на четыре части картинка с изображением яблока, натуральное яблоко.
Раздаточный материал.
Картон с контурным изображением яблока; пластилин красного (желтого или зеленого) и коричневого цветов.
Ход занятия
Рассмотрите с детьми натуральное яблоко, определите его форму и цвет.
Покажите ребятам разрезанную на четыре части картинку с изображением яблока, соберите и разберите ее сами, а затем дайте собрать картинку нескольким ребятам.
Положите перед каждым ребенком картон с контурным изображением яблока. Покажите, как нужно «раскрасить» пластилином яблоко, изображенное на картоне: отщипывать маленькие кусочки пластилина, прикреплять их внутри контура на картон и размазывать пальчиком в разные стороны. Палочку от яблока можно скатать из коричневого пластилина в виде тоненькой «колбаски» и прикрепить в верхней части яблока.
В конце занятия спросите у малышей, какие еще фрукты они знают.
Тема недели «Ягоды»
Занятие 4. Миска с вишенками (Лепка из пластилина)
Программное содержание.
Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Учить лепить полые предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с ягодами и их названиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Демонстрационный материал.
Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишня).
Раздаточный материал.
Пластилин красного и синего цветов, коротенькие веточки, дощечка-подкладка.
Ход занятия
В начале занятия покажите детям игрушечную ворону (или другую птицу) и скажите: «Сегодня к нам в гости прилетела ворона. Поздоровайтесь с ней и послушайте, о чем она вас просит».
В о р о н а. Ребята, я очень голодная. Накормите меня, пожалуйста.
Спросите у вороны: «А что ты любишь кушать?»
В о р о н а. Я люблю кушать ягодки. Только я не помню, как называются мои любимые ягоды.
Помогите вороне вспомнить ягоды: покажите ей картинки с земляникой, красной рябиной, виноградом, вишней и назовите их.
В о р о н а. Я вспомнила! Я люблю вишенки! Сделайте мне, пожалуйста, вишенки.
Еще раз внимательно рассмотрите с малышами картинку, на которой изображены вишни, и определите форму и цвет ягод.
Покажите ребятам, как нужно скатать между ладоней маленькие шарики из красного пластилина, а затем воткнуть в них веточки.
Для мисочки нужно скатать шар из синего пластилина, пальцем вдавить середину шара и немного приподнять («прищипнуть») края. Каждый ребенок кладет вишенки в вылепленную мисочку.
В конце занятия «накормите» ворону вишенками.
Тема недели «Грибы»
Занятие 5. Грибная поляна (Лепка из пластилина)
Программное содержание.
Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Демонстрационный материал.
Мягкая игрушка – ежик.
Раздаточный материал.
Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа от фисташек, пластилин коричневого цвета, дощечка-подкладка и картонка-подставка зеленого цвета.
Ход занятия
Положите перед каждым ребенком четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам, и предложите найти пару к каждой половинке. Затем спросите у ребят: «Где растут грибы? (В лесу.)
Кто любит кушать грибы?»
(Ежики, лоси, белки, люди.)
Покажите детям игрушечного ежика и скажите: «Ребята, сегодня к нам в гости пришел маленький ежик. Поздоровайтесь с ним».
Е ж и к. Я пришел к вам из леса. В этом году совсем мало грибов. Помогите мне и моим лесным друзьям – сделайте для нас много грибочков.
Дети должны скатать из коричневого пластилина маленькие шарики, раскатать их на дощечке в столбики; сверху к кончику каждого столбика прикрепить половинку скорлупки от фисташки и «посадить» получившийся грибок на зеленую картонку-подставку.
В конце занятия соберите картинки-подставки с грибочками на один стол и скажите: «Молодцы, ребята! Вот и готова грибная поляна для лесных жителей!»
Тема недели «Осенние деревья и кусты»
Занятие 6. Листья на дереве (Налеп из пластилина)
Программное содержание.
Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Развивать наблюдательность. Учить изображать с помощью движений слова физкультминутки.
Раздаточный материал.
Картон с нанесенным по контуру дерева (без кроны) пластилином (или с нарисованным и закрашенным деревом); пластилин красного, зеленого, желтого, оранжевого цветов; дощечка-подкладка.
Ход занятия
На прогулке обратите внимание детей на деревья и кустарники, на цвет их листьев (красные, зеленые, желтые, оранжевые).
На занятии по лепке предложите ребятам сделать такие же красивые осенние деревья.
На занятии предложите детям побыть осенними листочками, которые кружит ветер:
Мы листики осенние На веточках сидели. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял, Повертел их, покрутил И на землю опустил.
Ребята выполняют соответствующие тексту стихотворения движения под слова физкультминутки.
Предложите детям сделать красивые осенние листья.
Положите перед каждым ребенком картон с нанесенным по контуру дерева (без кроны) пластилином (или картон с нарисованным и закрашенным деревом). Покажите детям, как нужно отрывать маленькие кусочки красного, зеленого, желтого, оранжевого пластилина, скатывать шарики между ладоней и прикреплять получившиеся листики на ветки дерева.
В конце занятия скажите детям: «Какие красивые, яркие листья на ваших деревьях! У нас получился настоящий осенний лес!»
Тема недели «Осень»
Занятие 7. Солнышко лучистое (Нанесение пластилина на поверхность)
Программное содержание.
Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность, сплющивать шар ладошкой. Учить осознанно переключать внимание. Закреплять умение анализировать содержание сказки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Демонстрационный материал.
Сказка К. Чуковского «Краденое солнце», иллюстрации к ней.
Раздаточный материал.
Картон голубого цвета с наклеенными белыми облаками, пластилин желтого цвета.
Ход занятия
Заранее прочитайте детям сказку К. Чуковского «Краденое солнце».
В начале занятия поиграйте с ребятами в подвижную игру «День-ночь».
По команде: «День» дети произвольно передвигаются по комнате. По команде: «Ночь» – дети должны замереть на месте, подложив руки под голову.
После игры спросите у ребят: «Что светит в небе ночью? (Луна, месяц.)
Что светит на небе днем?»
(Солнце.)
Напомните детям сказку К. Чуковского «Краденое солнце», рассмотрите иллюстрации к ней и предложите ребятам «зажечь» солнышко, чтобы героям сказки не было темно и страшно.
Положите перед каждым ребенком картон голубого цвета с наклеенными белыми облаками. Покажите, как нужно из желтого пластилина скатать шар, прикрепить его в центре картона, сплющить ладошкой и, размазывая пластилин в разные стороны, сделать солнышку лучики.
В конце занятия спросите у ребят: «Какое у вас получилось солнышко?» (Круглое, желтое, веселое, теплое, ласковое, лучистое.)
Тема недели «В лесу»
Занятие 8. Длинная змея (Лепка из пластилина)
Программное содержание.
Учить детей выкладывать мозаику из пуговиц. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Уточнять и закреплять правильное произношение звука
ш.
Учить раскатывать длинную колбаску из шарика пластилина.
Демонстрационный материал.
Предметная картинка с изображением змеи.
Раздаточный материал.
Пластилин, пуговицы, картонка-подставка.
Ход занятия
Покажите детям картинку с изображением змеи и спросите: «Кто нарисован на этой картинке? А теперь мы сделаем змею из пластилина и украсим пуговицами».
Дети сначала скатывают между ладоней шар, затем раскатывают его на дощечке движениями рук вперед-назад, чтобы получилась длинная колбаска (змея). Выделяют голову, делают глаза, рот. Затем покажите детям, как нужно брать пуговицы и прикреплять их одну за другой на пластилиновую змею.
Тема «Одежда и обувь»
Занятие 9. Варежки (Нанесение пластилина на поверхность)
Программное содержание.
Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность. Учить самостоятельно украшать изделие. Развивать внимание.
Демонстрационный материал.
Несколько пар варежек, сумка, 3–4 большие мягкие игрушки или куклы.
Раздаточный материал.
Вырезанная из картона варежка, пластилин, горох, рис, фасоль и другой дополнительный материал.
Ход занятия
Обыграйте ситуацию: в гости к ребятам пришли куклы (или мягкие игрушки) и принесли сумку с варежками. Выложите варежки перед детьми на большой стол и попросите найти каждой варежке пару, а то куклы никак не могут с ними разобраться.
Когда дети справятся с заданием, куклы просят: «Наденьте нам варежки, чтобы мы не замерзли на прогулке». Ребята надевают куклам варежки, и куклы уходят.
Скажите детям: «А теперь мы будем делать красивые варежки». Напомните им, как нужно наносить пластилин тонким слоем на картонную заготовку, а сверху украшать получившуюся варежку дополнительным материалом: горохом, фасолью, рисом, пуговицами и т. д.