Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста
Любовь Душебаева
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.
Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.
Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.
Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:
• Давайте сегодня.
• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.
• Кто хочет — присоединяйтесь.
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает»
развивающее содержание
(новые знания, способы деятельности и пр.)
. Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап
деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно,как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Таким образом, существенными характеристиками организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности;
свободное общение и перемещение детей во время совместной деятельности;
открытый временной конец совместной деятельности (каждый работает в своем темпе)
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола»
, приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников
(включая взрослого)
за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал.
Партнер-взрослый всегда вместе (рядом)
с
детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы,в результате меняются:
стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному)
;
рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским»
столом к месту за общим столом рядом с
детьми);
отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.
Таким образом, при организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей.
Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.
Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.
Дети могут работать в разном темпе.Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:
уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;
обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.
создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности
широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования
Задачи младшего дошкольного возраста
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте задачи таковы:
- стимулировать интерес к предлагаемой деятельности;
- вовлечь детей в процесс обучения;
- для формирования различных концепций;
- Привлеките детей к воспроизведению картинок, используя различные варианты;
- Поощряйте детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Улучшение психических процессов:
- Формирование эмоционального интереса;
- Ознакомление с предметами и действия с ними;
- развитие мышления и воображения;
- Развитие языка.
Формирование навыков и умений проектного исследования:
- осознание поставленной цели;
- Владение различными способами решения поставленных задач;
- Способность предвидеть результат на основе прошлого опыта;
- Ищите различные средства для достижения цели.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.
1) Физическое развитие:
- Стимулирование естественного процесса развития двигательных навыков и качеств;
- Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о собственном здоровье (например, ролевой проект «Азбука здоровья»);
- Социальное развитие: формирование способов общения (например, открытие «Моей семьи», индивидуальные семейные проекты «Семейное дерево»).
2) Когнитивное развитие:
- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение возможностей ориентации в окружающем мире;
- осознанное использование органов чувств при решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы»).
3) Эстетическое развитие:
- Развитие эмоционально-оценочного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролевые проекты «Любимые игрушки» и т.д.).
Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт различной совместной деятельности, могут координировать действия, помогать друг другу. Ребенок реже обращается с просьбами к взрослому и активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развивается самоконтроль и самооценка; они способны достаточно объективно оценивать свои собственные действия и действия своих сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель и способны выбирать средства, необходимые для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап — творческий, он характерен для детей в возрасте 6-7 лет. На этом этапе очень важно, чтобы взрослые развивали и поддерживали творческую активность детей, создавали условия для того, чтобы дети могли самостоятельно определить цель и содержание предстоящей деятельности, выбрать способ работы над проектом и уметь его организовать.
Задачи старшего дошкольного возраста
Поэтому задания для старшего дошкольного возраста:
- Поисковая деятельность, для развития интеллектуальной инициативы;
- развивать особые способы ориентации — экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщенные приемы умственного труда и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность прогнозировать будущие изменения.
Создание условий для учебной деятельности:
- Произвол в поведении и производственной деятельности;
- необходимость формирования собственной картины мира;
- навыки коммуникативного понимания.
Формирование навыков и умений проектного исследования:
- определить проблему;
- самостоятельно ищут желаемое решение;
- выбрать наиболее подходящий метод и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать результаты.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
1) социальное развитие:
- Развитие самопознания и позитивной самооценки;
- владение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетенции;
- Осознание функций языка (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
2) Физическое развитие:
- Развитие осознанного подхода к собственному здоровью;
- Формирование потребности в здоровом образе жизни;
- Совершенствование процесса развития двигательных навыков и качеств (например, ролевые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
3) Когнитивное развитие:
- Систематизация знаний, содействие развитию познавательных и творческих способностей;
- Развитие навыков практического и интеллектуального экспериментирования и символического моделирования, языкового планирования, логических операций (например, Клуб любителей книг «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Веселая астрономия»; межгрупповой проект «Времена года»).
4) Эстетическое развитие:
- Углубленное знакомство с искусством, разнообразие художественных образов;
- Овладение различными видами художественной деятельности;
- Развитие способности выносить эстетические суждения.
Таким образом, проектная деятельность формирует субъектную позицию ребенка, раскрывает его индивидуальность, реализует его интересы и потребности, что в свою очередь способствует развитию личности ребенка. Это соответствует общественному строю на современном этапе.
Особенность взаимодействия при применении метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослые должны «направлять» ребенка, помогать в обнаружении проблемы или даже провоцировать ее возникновение, вызывать интерес к ней и «втягивать» детей в совместный проект, но в то же время не переусердствовать в помощи и заботе.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Для чего он нужен?», «Каким будет продукт проектной деятельности?», «В какой форме будет представлен продукт?».
Работа над проектом, включающая разработку содержательного плана действий, который формируется и уточняется в течение периода, проходит несколько этапов. На каждом этапе взаимодействие учителя с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:
- Постановка цели: учитель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и выполнимую задачу на определенный период времени.
- Разработка проекта — план мероприятий по достижению цели:
- К кому обратиться за помощью (к взрослому, учителю);
- какие источники информации нужно найти;
- какие вещи использовать (материалы, оборудование);
- какие элементы вам необходимо освоить для достижения цели.
3. Реализация проекта — практическая часть.
4. Резюме — определение задач для новых проектов.