Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка»
Автор: Амелина Ирина Николаевна
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа АБВГДейка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка» рассчитана на одногодичное обучение детей 6-7-летнего возраста.
Развитие речи предполагает освоение детьми основных языковых единиц (звуков, слов, словосочетаний, предложений) и механизмов речи (восприятие речи, создание речевых высказываний, воспроизведение). Развитие речи идѐт по четырѐм основным направлениям: развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря, работа над словосочетанием и предложением, развитие связной речи. На данных занятиях основное внимание уделяется развитию двух видов речевой деятельности: слушанию и говорению.
Основная цель:
всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Задачи
программы:
— развивать фонематический слух;
— развивать артикуляционный аппарат, дикцию;
— расширять словарный запас детей;
— совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
— развивать умение составлять речевые высказывания на основе личных впечатлений, на основе услышанного и прочитанного, на основе иллюстраций;
— обучать использованию в речи слов, словосочетаний и предложений разных видов;
— развивать умение отвечать и задавать вопросы;
— развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, созданию рассказов, сказок, стихотворений;
— развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики (обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.).
Общая характеристика программы
Развитие речи – интегрированный курс, включающий основные направления развития дошкольников:
· игра;
· ознакомление с художественной литературой;
· развитие речи;
· развитие мелкой моторики;
· обучение чтению.
Структурно занятия по развитию речи разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками, таблицами и иллюстрациями может проводиться параллельно с работой над упражнениями по развитию мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. Играя, ребёнок органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом он осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Содержание программы
Развитие звуковой стороны речи
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Выработка отчѐтливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. Совершенствовать фонематический слух: дать представление о звуке, учить выделять отдельные звуки, называть слова с определѐнным звуком, определять место звука в слове.
Развитие связной речи
Развивать связную монологическую речь ребенка: построение связного высказывания, пересказ литературного произведения, составление рассказов, сочинение сказок, загадок. Воспитание культуры речевого общения: развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение, умение слушать собеседника и задать ему вопросы.
Обогащение словар
я
Упражнять детей в подборе слов со сходными (синонимы) и противоположными (антонимы) значениями. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Познакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов, в сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Учить подбирать слова-ассоциации, рифмовать слова.
Основные этапы обучения дошкольников
I
этап
–
установочные занятия
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, беседы о правилах поведения в школе и дома и т.д.
II
этап
–
запоминание складов
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять складовые слияния (МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми и т.д.). При данной работе используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий.
III
этап — выход в слово, предложение, текст
Продолжительность данного этапа у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своем развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.п.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку.
Ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, обвод пальчиками букв.
Более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта проходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение.
Тематическое планирование
Программа курса: «Школа АБВГДейка» рассчитана на 1 год обучения в объёме 35 часов (1час в неделю).
№ п/п | Раздел | Количество часов | |
Практика | Теория | ||
1 | Установочные занятия | 2 | |
2 | Запоминание складов | 10 | |
3 | Выход в слово, предложение, текст | 14 | |
4 | Ритмопластика | 6 | |
5 | Культура и техника речи | 3 | |
ИТОГО | 35 часов |
Описание методического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методические пособия для учителя:
Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет – М.: Школьная Пресса
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста — М.: Под ред. 2-е издание
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи — М.: Просвещение
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России
Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента
Планируемые результаты освоения программы по развитию речи «Школа АБВГДейка» :
В результате воспитательно-образовательной работы дошкольники приобретают ряд навыков и умений, необходимых для успешного обучения и адаптации в школе.
Дети осваивают следующие конструктивные знания
(понимание) и
умения
:
1.Сформированный навык осознанного чтения ( индивидуально по отношению к каждому ребёнку: выход ребёнка в слово или в книгу зависит от познавательного и психологического потенциала каждого)
2.Умение рассказывать по картинке, пересказывать рассказы, сказки
3.Умение выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы
4.Проявлять интерес к чтению, уважение к книге
5. Артикуляция, дикция, правильное произношение звуков
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Виды упражнений |
1 | Давайте знакомиться. Экскурсия по школе | Игра: Давайте знакомиться. Заучивание скороговорок |
2 | Вежливые слова. Правила школьной жизни. А. Барто «В школу» | Составление рассказа |
3 | Моя семья. Как хлеб на стол пришёл? Русская народная сказка «Лёгкий хлеб» | Пение «песенок» о членах семьи (м, п, б, д, с) |
4 | Животные дикие и домашние. Кто где живёт? Сказка «Зимовье зверей | Пение «песенок» о животных (в, г, з, к, л) |
5 | Птицы перелётные и зимующие. А. Фет «Ласточки пропали» | Пение «песенок» о животных (н, р, т, х) |
6 | Как дети помогают взрослым? Инструменты. А. Барто «Помощница» | Пение песенок. Закрепление. |
7 | Разные профессии. Мужественные профессии. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» | Знакомство со складами. Пение «песенок» по складам ( с буквами А, Я) . |
8 | Пассажирский и специальный транспорт. Правила дорожного движения | Пение «песенок» по складам ( с буквами О, Ё) . |
9 | Время суток. Режим дня. Дни недели. Сказка «Хаврошечка» | Пение «песенок» по складам ( с буквами У, Ю) . |
10 | Игрушки. Моя любимая игрушка. В. Катаев «Цветик – семицветик» | Пение «песенок» по складам ( с буквами Ы, И) . |
11 | Правила личной гигиены. К. Чуковский «Мойдодыр» | Пение «песенок» по складам ( с буквами Э, Е) . |
12 | К. Чуковский «Доктор Айболит» | Пение «песенок» по складам. Закрепление. |
13 | Уроки вежливости. Добрые слова. В. Осеева «Волшебное слово» | Составление слов из складов. |
14 | Школьные принадлежности. А. Барто «Как хорошо уметь читать!» | Составление слов из складов. |
15 | Здравствуй, гостья Зима! В.Одоевский «Мороз Иванович» сказка. | Составление слов из складов. |
16 | Народные зимние игры и развлечения. | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. |
17 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка». | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. |
18 | Что такое мороз? Н. Образцов «Морозный день» | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. |
19 | Что такое настроение? А. Барто «Морковный сок» | Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
20 | Что такое дружба? Н. Носов «Карасик» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
21 | Что такое дружба? Л.Толстой «Два товарища» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
22 | В гостях у сказки. Мои любимые сказки. Русская народная сказка «Колобок» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
23 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Два мороза» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
24 | Сказки о животных. Русская народная сказка «Теремок» | Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов. |
25 | Игра «Путешествие по сказкам» | Закрепление навыка чтения и письма. |
26 | Разговор по телефону. Игра «Телеграф». Н.Носов «Телефон» | Закрепление навыка чтения и письма. |
27 | Упражнения на развитие словотворчества. Игра «Закончи слово» | Закрепление навыка чтения и письма. |
28 | Занимательные сказки о Веселом Язычке | Закрепление навыка чтения и письма. |
29 | Учимся говорить правильно. Игра «Живые слова» (составление картинного словаря) | Закрепление навыка чтения и письма. |
30 | Обучение творческому рассказыванию. «Слова перепутались» (работа с деформированным текстом) | Закрепление навыка чтения и письма. |
31 | Обучение творческому рассказыванию. Основы артикуляционной гимнастики. | Закрепление. |
32 | Обучение творческому рассказыванию. | Закрепление. |
33 | Культура общения. Речевой эпитет. | Чтение текстов. |
34 | Культура общения. Правила общения в школе. | Чтение текстов. |
35 | Скоро стану школьником. Правила поведения в школе. А. Барто «Я выросла» | Чтение текстов. |
comments powered by HyperComments
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(образовательная область: речевое развитие)
Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6 Доржиева А.А. пос. Горный 2012 г.
Ι. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.
Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-
это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.
Каждое занятие и курс в целом строятся по:
- принципу продвижения от простого к сложному;
- принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
- принципу психологической комфортности;
- принципу развития творческой личности.
Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.
Задачи программы.
Образовательные:
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Познакомить детей со слоговой структурой слова;
- Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Расширять словарного запаса детей.
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать графические навыки;
- Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
- Воспитывать умения работать в паре;
- Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
- Приобщать детей к художественной литературе.
Предполагаемые результаты:
- Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Определять место звука в слове;
- Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
- Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
- Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
- Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.
Данная программа модифицированная, основывается на использовании «Азбучных сказок» М.С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.
Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.
ΙΙ. Содержание программы
Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.
Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.
Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.
Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.
ΙV. Механизм определения результативности программы
- тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;
- организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;
- оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).
Уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
Следующая > |