Воспитательная роль оригами
Оригами помогает провести досуг и решить многие воспитательные задачи. С помощью складывания фигурок из бумаги можно развить в ребенке уверенность в своих возможностях, творческие способности, любовь к искусству, воображение.
Совершенствуя движения пальцами, развивая мелкую моторику с помощью оригами, можно повлиять на интеллектуальное и речевое развитие. Занятия благотворно сказываются на формировании памяти. В процессе дети запоминают действия, которые выполняют, и в дальнейшем воспроизводят их.
Воспитательная роль оригами заключается в развитии самостоятельности, формировании эстетического вкуса.
Процесс складывания фигурок приносит детям удовольствие. С помощью пошаговых действий ребенок получает машинку, самолет, корабль или лягушку, которая оживает в его руках. Поэтому такие занятия им интересны.
Ваш ребенок занимается оригами?
ДаНет
Бумага – это универсальный конструктор. Она позволяет из обычного листа получить готовую игрушку. Воспитатели используют эти занятия в детских садах и рекомендуют повторять их дома.
Изготовление поделок помогает:
- вырабатывать усидчивость;
- формировать положительные чувства (ведь игрушка может стать подарком для близких);
- дисциплинировать;
- проявить творческие способности;
- расположить к театральным, конструктивным и изобразительным талантам.
В детском саду оригами помогает подготовить детей к школе. Занятия способствуют формированию важных навыков:
- умению внимательно слушать;
- ответственно подходить к поставленной задаче и к ее выполнению;
- переориентировать сознание с итога задания на поиски его выполнения;
- самоконтролю;
- осознанию своих познавательных процессов.
Основную форму обучения рекомендуется проводить небольшими подгруппами. Для изготовления игрушек требуется точная работа пальцев. Воспитателю необходимо оказывать индивидуальную помощь каждому ребенку.
Основные задачи оригами в средней группе:
- обучить ребенка конструировать и уметь создавать объемные поделки с помощью этой техники;
- развить моторику пальцев;
- проявить творчество, художественный вкус;
- привить терпеливость и любовь к труду.
Когда у ребенка сформируется и закрепится представление о способах работы с бумагой, у него начнет проявляться воображение, он сможет следовать устным инструктажам воспитателя. Изготовление оригами помогает осуществить и математическую подготовку. В процессе бумажного творчества дети изучают геометрические фигуры, в том числе многоугольники, ориентируясь на листе. Складывание поделок в коллективе помогают развить коммуникативные способности и воспитать тягу к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Методика и варианты построения занятий
Перед тем как начать делать с детьми оригами, необходимо освоить основные правила складывания и приемы работы, базовые формы.
Реализация методики изготовления оригами для старшей группы заключается в следующих пунктах:
- проведение системных работ;
- складывание фигурок от простых до сложных;
- поиск индивидуального подхода к каждому;
- предоставление самостоятельного выбора;
- организация взаимодействия;
- создание тематических циклов.
Во время реализации методики проведения занятий по оригами для старших дошкольников можно воспользоваться следующими видами работ:
- индивидуальной;
- групповой;
- с родителями (здесь могут быть консультации, групповые собрания);
- творческие совестно с детьми и их родителями (например, кружок).
Голос редакции
Ираклий
Повелитель бумажных листов
Задать вопрос
Обучение с детьми, построенное согласно методике, должно иметь три этапа: начальный, основной, заключительный.
Начальный
Детям необходимо рассказать, что родина оригами является Япония. Здесь можно создать тематический альбом, просмотреть мультфильм, провести игру. Воспитатель может рассказать детям, зачем нужна бумага, из чего ее делают и какие поделки из нее можно создавать.
Далее проводятся следующие занятия:
- Начинается изготовление базовых форм и простейших поделок. Это может быть книжка, конфетка или мороженое. Подготавливается место для выставки.
- Проводится родительское собрание. Родителей привлекают к совместному творчеству с детьми. Проводится консультация на тему «Почему занятия с бумагой так важны для детей», «Что из бумаги можно сделать».
- Подбирается методическая литература. Разрабатывается перспективный план для занятий в кружке, подбирается дидактический материал с разным уровнем сложности.
- В группе создается отведенный уголок. В нем будут размещаться поделки разного уровня, которые смогли сделать дети. Дополнительно в уголке устанавливают картотеку с пальчиковой гимнастикой.
Основной
На этом этапе обучения перед воспитателем и детьми стоят следующие задачи:
- прочитать и разучить стихи, связанные с животными, цветами и насекомыми;
- провести эксперименты с бумагой, создать коллаж;
- изготовить и презентовать поделки из бумаги в виде животных;
- организовать и провести театрализованное выступление с изделиями;
- сделать панно с изготовленными детьми поделками;
- создать праздничные открытки;
- провести ролевые игры с изделиями;
- организовать экологические занятия с использованием оригами;
- выполнить домашнее задание с участием родителей;
- организовать родительский семинар на тему «Совместные занятия с детьми дома».
По желанию можно сделать в группе миниатюрный музей, в котором будут находиться поделки, сделанные в саду, дома. Сюда можно выставлять бумажные подарки для родителей.
Заключительный
На этом этапе дети уже могут самостоятельно «обыгрывать» новые фигуры. Перед ними ставятся новые цели:
- найти самостоятельно новый образ для складывания;
- сделать картину или открытку, используя только конкретную деталь из бумаги.
В этот период важно закрепить полученные знания в процессе обучения. Для этого можно организовать конкурс, на котором будут представлены поделки, которые дети делают дома с родителями. Всем детям после проведения конкурса вручаются грамоты за то, что они изучили волшебный мир оригами.
Голос редакции
Ираклий
Повелитель бумажных листов
Задать вопрос
Реализация и построение занятий может осуществляться с использованием разных приемов. Один из самых успешных – изготовление «игрушки-трансформера». Детям нравится такой подход, так как большая часть современных игрушек имеет такое свойство и с принципом трансформации они уже знакомы.
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе Тема: Лягушка (техника оригами)
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе
Тема: Лягушка (техника оригами)
Цели:
— формирование целостной картины мира;
— приобщать к словесному искусству;
— обогащение и активация словаря;
— формировать способность понимать причинно – следственные связи в прочитанном тексте;
— формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного;
— способствовать развитию бережного отношения к живой природе;
— продолжать учить выполнять движения в соответствие с текстом;
— продолжать знакомство с техникой складывания бумаги оригами;
— формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала;
— развивать мелкую моторику;
— поощрять и закреплять желание трудится;
— учить детей радоваться полученному результату.
Материал: текст рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», иллюстрации к рассказу;
раздаточный: лист для оригами зелёного цвета, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением лягушек; Дидактические игры « Кто живёт в воде», «Четвёртый лишний»; Чтение художественной литературы: о млекопитающих, обитающих в воде; подвижная игра «Лягушки».
Программное содержание:
Воспитатель: — Ребята, послушайте один очень интересный рассказ, который написал Николай Сладков.
Рассказ этот называется «Жалейкин и лягушонок».
Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. — Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. — Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы погиб. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
— Ребята, как называется рассказ, который вы только что прослушали? («Жалейкин и лягушонок»)
— О ком он?
— Что сделал Жалейкин? (забрал из болота лягушонка к себе домой)
— Обрадовался лягушонок? Что с ним произошло? (лягушонок перегрелся на солнце, засох и чуть не погиб. Лягушонку плохо у Жалейкина дома)
— Что сделал Жалейкин? (отнёс лягушонка обратно в болото)
— Почему нельзя лягушек забирать из болота? (потому что болото – это дом лягушек, им там хорошо и уютно)
— Ребята, давайте мы смастерим лягушку, которой будет хорошо у нас дома. Мы её сделаем из бумаги по технике оригами. Но сначала мы сами представим себя лягушатами:
Физкуль
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала…Ква-Ква-Ква!
-Теперь подходите к своим столам – начнём конструировать.
-Теперь нужно нарисовать лягушонку глазки, Для этого возьмите фломастеры.
-Вот какие красивые у нас получились лягушки. А главное, таким лягушкам будет очень хорошо у нас дома. Вы очень хорошо потрудились, Молодцы, ребята.