Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Елена Кондратьева
Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»
)
дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Рабочая программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа)
разработана на основе требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, системы занятий Алешиной Н. В. «Ознакомление
дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
Адресат Программы. Программа предназначена для детей 5-7 лет.
Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на два года.
Время реализации (организованной образовательной деятельности)
для
детей старшей группы — 10 часов, для детей подготовительной группы – 12 часов.
Форма организации – очная.
Особенности организации деятельности — Программа реализуется в форме проектов не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способствует не только патриотическому воспитанию детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.
1.2. Актуальность Программы.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»
.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период формирования любви к малой родине.
1.3. Цель и задачи Программы
Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи: -формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города)
;
— формирование духовно-нравственных отношений;
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
— сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей Родине;
— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
1.4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы. В основу работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возрастаположены следующие принципы:
принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
принцип наглядности –широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
Принципы нравственно — патриотического воспитания.
Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
Скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив)
в условиях специально организованной развивающей среды.
Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.
Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции)
.
Последовательность в нравственно-патриотическомформировании личности: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом — моя улица — мой город — моя страна – моя планета)
.
1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;
•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
•ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок 5–6 лет.:
• Знает свой домашний адрес, название города, района, области.
• Имеет представление о символике города, района, области.
• Знает название близлежащих улиц.
• Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе.
• Узнает на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
• Знает профессии своих родителей.
• Знает правила поведения в природе.
• Умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Различает некоторые рода войск.
Ребенок 6–7 лет
• Имеет краткие сведения об истории города, района, области.
• Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знает герб, флаг Российской Федерации, Московской области.
• Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
• Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.
• Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Московской области.
• Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
• Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Формы отслеживания и фиксации результатов.
Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь)
и в конце
(май)
.
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
* Организуются семинары-практикумы, консультации для родителей, открытые показы, выставки продуктов проектной деятельности. Ведется рубрика на сайте.
Ведется календарный План работы группы, в котором отражена работа по патриотическому воспитанию.
1.7. Материально-техническое обеспечение Программы.
Для реализации Программы необходимо:
— Уголки патриотического воспитания в группах;
— Кабинет патриотического воспитания;
— Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;
— Библиотечка книг с патриотическим содержанием;
Методическое:
— теоретическая и методическая литература,
— периодическая печать,
— материалы по передовому педагогическому опыту.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию 1. Репродукции картин
2. Методическая литература
3. Наглядные и дидактические пособия
4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
5.Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы
6. Аудиозаписи
7. Карты, атлас, глобус
8. Художественная литература
9. Государственная символика
2. Организация деятельности по Программе:
Для реализации Программы необходимо, прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду. Социальная ситуация развития – социальные условия,в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям:
1. организация жизни детей в группе
2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми
3. воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества
4 .вовлечение родителей в образовательный процесс.
Организация жизни детей в группе.
1. Четко налажена жизнь детей и режим.
Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов»
. Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности
прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.
2. Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
3. Создана развивающая предметно-пространственная среда.
4. Среда в группе психологически комфортна для детей.
Стиль взаимоотношений воспитателей и детей.
Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.
Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.
1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.
2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.
В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.
Взаимодействие с родителями.
Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации, семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка, участие в проектах.
Методы патриотического воспитания — Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. На мой взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. — Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.
— Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города
— Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду
— Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
— Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации
— Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
— Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью
— Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
— Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
-Участие в праздниках
— Участие в посильных общественно-полезных работах
Формы патриотического воспитания
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»
2. Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества»
, проведение занятий
«Герои войны»
,
«Дети-герои»
, а также
«Занятий мужества»
, на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение
«Недели памяти»
с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником
«День Победы»
, экскурсиями к монументам.
5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья»
,
«Моя мама – самая лучшая»
и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач
нравственно-патриотического воспитания. Актуальным является метод «Семейных проектов»
. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и
детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы.
Цель: формировать у детей понятие «семья».
Задачи:
- Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знание детьми информации о своей семье.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
II. Разработка проекта
- Донести до участников проекта важность данной темы.
- Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
III. Выполнение проекта
Раздел программы
Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
- Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
- Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
- Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
- Строительные игры «Мебель для дома».
Познавательное развитие
- Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
- Знакомство с профессиями родителей.
- Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
- Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».
Речевое развитие
- Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
- Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
- Пословицы и поговорки о семье.
- Беседы на тему «Кем работают мои родители».
Продуктивная деятельность
- Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
- Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
- Фотовыставка «Семейные увлечения».
Работа с родителями
- Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
- Проект «Счастливый выходной день».
- Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
- Выпуск газеты к дню Матери.
- Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.
IV. Презентация проекта
- Досуг «Вечер дружной семьи».
- Выставка проектов «Счастливый выходной день».
- Выставка рисунков «Моя семья».
V. Постановка новой задачи
- Составление генеалогического древа семьи.
Семейный досуг «Вечер дружной семьи»
Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека.
Задачи:
- Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
- Укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям.
- Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
- Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
- Обогащение родительско-детских отношений опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.
План
- Выступление педагога.
- Представление родителями проектов «Счастливый выходной день».
- Игровая программа для взрослых и детей.
- Поздравление от детей для их мам.
Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. О. В. Токмакова
1
Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, которую мы назвали «Вечер дружной семьи». И сегодняшний наш разговор пойдёт о семейном досуге. Мы с нетерпеньем ждём предстоящих выходных дней, когда можно будет отдохнуть от тяжёлых будней, от работы, заняться своим любимым делом, пообщаться с детьми или выбраться на природу, дачу.
Вообще, выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и детей. Малыш узнает много нового, гуляя с мамой и папой по городу или выезжая за город на природу. Даже во дворе совместная прогулка принесёт вашему ребёнку радость: катание на велосипеде, игры с мячом, подвижные игры, зимой – катание на коньках, санках. Совместные игры помогают детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложный окружающий мир в будущем. Вообщем у каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. А у кого их нет, то ещё не поздно их создать – интересно и весело провести их со своей семьёй. Ведь отлично проведённые выходные не только способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром, да и просто создают прекрасное настроение и дают заряд бодрости на всю рабочую неделю, как взрослым, так и детям.
2
Мы провели в группе конкурс на тему «Счастливый выходной день» и сейчас предлагаем вам рассказать о ваших проектах.
Выступление родителей с презентациями.
Мы благодарим семьи, принявшие участие в конкурсе и чуть позже подведём его итоги.
3
А сейчас я предлагаю немного поиграть вместе с вашими детьми. И первая шуточная игра называется «Семейные обязанности». Вам предлагается вытащить карточку с записью своих семейных обязанностей и узнать, какие семейные обязанности вы будете исполнять (уборка квартиры; стирка; приготовление пищи; хождение по магазинам; заготовка кормов для животных; заготовка топлива; воспитание детей; наказание детей; поощрение детей; право на израсходование последних денег; посещение родительских собраний; получение хороших оценок; ремонт квартиры; просмотр спортивных телепередач; чтение газет; лежание на диване; чтение романов о любви; снаряжения ребенка в школу; чтение нотаций; витание в облаках).
Проводится игра «Семейные обязанности».
Второй конкурс для ребят, называется он «Угадай сказочного героя».
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки на них глядит Добрый доктор… (Айболит)
Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)
У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос суёт свой длинный… Кто же это? (Буратино)
Ему надоело сидеть на окошке И он покатился в лес по дорожке. (Колобок)
Сидит в корзинке девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несёт её домой. (Машенька)
Я старушка хоть куда: И умна, и молода! Со мною всюду крыска По имени Лариска. (Шапокляк)
Так быстро от принца Девица сбежала, Что туфельку даже Она потеряла. (Золушка)
Третий конкурс для мам и детей называется «Собери мужа». Мужчины, они, как дети. За ними всё время надо следить. А уж если куда собирается, тут уж обязательно нужен женский глаз. Вот мы и предлагаем собрать ваших мужей и пап:
- на работу;
- на охоту;
- в баню;
- на дачу.
Собирать их будут, конечно, жены, а помогать им будут дети.(Женам выдается по одинаковому комплекту карточек с изображением предметов, которые могут пригодиться мужу в той или иной ситуации. Каждая жена «собирает» мужа в одно из выше перечисленных мест.)
Перечень вещей: мыло; полотенце; мочалка; сухари; веник; электробритва; Уголовный кодекс; вобла; набор для рукоделия; куртка; ботинки; ручка; бинокль; ружьё; патроны; шампунь; полотенце; лопата; бензопила; набор инструментов; сотовый телефон; портфель; комплект белья; напильник; ружье; носовой платок; деньги; цветы; туалетная бумага; зубная щетка; рюкзак; тетрадь.
Играют одновременно четыре семьи.
Четвёртый конкурс называется «Вспомни пословицу о семье».
- Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
- Семья без детей, что… (часы без гирьки).
- Где любовь да совет,… (там и горя нет).
- Муж без жены — … (что гусь без воды).
- На что и клад, коли… (в семье лад).
- В каждой избушке…(свои погремушки).
- Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).
- Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается).
- Семейный горшок… (всегда кипит).
Вы большие молодцы и с заданием справились отлично.
4
В эти выходные в нашей стране отмечается День Матери. Мы с детьми тоже подготовили поздравления для вас, мамы.
Выступление детей.
1-й ребёнок. Кто любимей всех на свете? Это сразу скажут дети. Обойди весь белый свет, Лучше мамы в мире нет.
2-й ребёнок. Как много мам и тут и там: У лягушонка – мама, И у цыплёнка – мама, И у телёнка – мама. Но самая лучшая – у меня!
Инсценировка «Три мамы»
Девочка играет с куклой.
Девочка: Ах, ты дочка, дочка Маша, Ты опять не ела кашу, Хватит маму огорчать (показывает на себя), Не пойдём гулять опять (грозит пальцем).
Входит мама девочки.
Мама: Таня, убирай игрушки, Доставай свою подушку. Хватит маму огорчать (показывает на себя), Ты должна уж крепко спать. Всё в портфеле? Всё в порядке? Завтра не забудь тетрадки! (грозит пальцем).
Входит бабушка. Девочка оставляет куклу, берёт подушку. Бабушка и мама отходят в сторону.
Бабушка: Света, ты посуду мыла, Чашки в шкаф убрать забыла. И ребёнка наругала, Дай ей лучше одеяло! Хватит маму огорчать (показывает на себя), Мне пришлось всё убирать (грозит пальцем).
Девочка: Мамами быть нелегко, И скажу вам прямо: В возрасте любом нужна Всем нам наша мама!
Сказка для мамочки
Рассказчик: Жил себе в лесу возле лужайки обыкновенный Ёжик. Один раз с ним случилась необыкновенная история. Смотрите: Ёжик вышел на лужайку…и увидел Цветы.
Ёжик: Фр-фр… здравствуйте, цветочки, фр-фр… Цветы: Добрый день-день… Добрый день-день… Ёжик: Пойдёмте, пожалуйста, поздравлять…фр-фр… мою мамочку с праздником. Цветы: Мы согласны да-да-да… Только как дойти туда? Рассказчик: Вдруг на полянку выскочила Лисица. Вот такая большая. Увидела Ёжика и говорит. Лисица: Какая вкусная ням-ням… Встреча ням-ням… Я тебя сейчас ам-ам… Ёжик: Ай, фр-фр, я боюсь! Помогите! Рассказчик: Только Цветочки не испугались, а быстренько окружили Ёжика и спрятали его от Лисы. Вот так Ёжик превратился в цветочную поляну. Поискала, поискала Лиса Ёжика среди Цветов, не нашла и побежала дальше. А когда ёжик пришёл домой, его Мама сказала: Мама: Какие красивые Цветы, а где же мой любимый Ёжик? Рассказчик: Тогда Ёжик подошёл ближе, поцеловал Маму – вот так и сказал: Ёжик: А я вот тут, фр-фр, с праздником тебя мамочка!
3-й ребёнок. Маме на праздник цветок подарю я, Эту ромашку сам смастерю я. Мама проснётся, увидит цветочек. Скажет: «Какое ты чудо, сыночек!»
Дети дарят мамам цветы, изготовленные своими руками.
А сейчас вас ждёт последнее задание. У вас на столах лежат материалы для рисования. И сейчас вместе с детьми мы предлагаем вам изобразить свою семью на ладошке. А пока вы рисуете, мы подведём итоги конкурса. Награждение семей за творческий подход, за современный подход, за фантазию, за оригинальность, за мастерство, за искренность и др. номинации.
Мы желаем вам побольше счастливых выходных дней!
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
В контексте процессов модернизации дошкольного образования, сегодня уделяется большое внимание разработке программ и технологий по вопросам патриотического воспитания детей, поскольку именно в дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности, развитие её нравственных основ. В возрасте 4—5 лет, ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности, поэтому речь может идти не о воспитании идентичности, а об ее основах.
Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него.
В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач ( «Как бы ты поступил, если…»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.
Основным средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности. Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка.
Перед педагогами и воспитателями дошкольных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС ставятся следующие задачи[52]:
– расширить и обогатить знания детей среднего дошкольного возраста о родном крае, о народах, его населяющих, его природе; о России;
– воспитать чувство гордости на свою страну, бережное отношение к окружающей природе;
– формировать личность, владеющую национально-культурными нормами речевого поведения в разных ситуациях, то есть нормами культуры речи и общения;
– создание условий для развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала личности;
– воспитание гражданина, патриота.
Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери… Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу… Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.
Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родным краем – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Необходимо знакомить детей с государственными символами: гербом, флагом, гимном; рассматривать иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что Кузбасс –большой и красивый край.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы «ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту» [22, с. 86].
Для ребенка дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Учитывая рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей.
Между тем в большинстве федеральных комплексных программ нет специального раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя современные программы переработаны в соответствии с ФГОС, тем не менее, задачи по патриотическому воспитанию решаются в очень обобщенном виде.
Необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как «От рождения до школы», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Я — человек», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» [13; 20; 31].
Развивающий, воспитательный, обучающий потенциал программ «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» более подробно рассмотрены с помощью сводной таблицы.
Следующая > |