«Моя малая Родина» (Проект по нравственно — патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.)


Проект по патриотическому воспитанию дошкольников

Актуальность

Патриотизм – это важнейшая ценность, имеющая принципиальное значение. В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Его самая большая опасность – разрушение личности. Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент воспитания ребенка как личности, когда определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер, выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности ребенка.

Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным традициям, познакомится со страницами истории своей Родины, узнает о создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти его развитие как гражданина в дальнейшем.

Понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая держава с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Любой край, область, даже небольшое село имеют своеобразие и неповторимость. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру, иметь стремление к ее защите и улучшению.

Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.

Если целостность процесса патриотического воспитания нарушится, будут потеряны ориентиры развития, нарушатся связи между поколениями. Именно поэтому нравственное воспитание, воспитание гражданина своей страны следует начинать с возраста, способного продолжить дорогу мира, добра и духовного совершенства на несколько поколений вперед. Тема России является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать лучше с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, что находится всегда рядом, чего он порой даже не замечает за привычностью и обыденностью.

Таким образом, проблема патриотического воспитания на материале ознакомления с родной страной сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с этим можно сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию нужно начинать в дошкольном возрасте, проводить эту работу в определённой системе с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с семьями воспитанников, используя разнообразные формы работы.

Проект «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»

Цель:

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

«Наши космонавты»

Цель:

Познакомить детей с историей развития космонавтики, с первыми космонавтами.

Сформировать первоначальное представление о строении солнечной системы, планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

«День Победы»

Цель:

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

Знакомить с памятниками героями ВОВ.

Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев ВОВ.

Формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Проект осуществляется через следующие формы

работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, развлечения, праздники, беседы, чтение художественной литературы и знакомство с устным народным творчеством, художественное творчество, сюжетно-ролевые, народные, словесные, дидактические игры, слушание музыкальных произведений.

Работа с педагогами

по патриотическому воспитанию детей организована в следующих формах:

•Консультации «Патриотическое воспитание дошкольников». «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». «Русские культурные традиции и нравственно — патриотическое воспитание дошкольника». «Создание условий в детском саду для патриотического воспитания детей».

•Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию детей.

•Реализация педагогических проектов «Народная тряпичная кукла». «Матрешка – душа России», «Музей в ДОУ», «Город, в котором я живу», «Мой край родной», «Тайны космоса».

•Мастер-класс для педагогов «Тряпичная кукла».

•Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Разработано тематическое планирование по работе с родителями

.

Для работы с родителями используются следующие формы

работы: консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музыки», «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций», «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»; родительское собрание «Растим патриотов»; мастер-классы: «Народные традиции в жизни вашей семьи», «Народно – прикладное творчество. Виды узоров русских народных художественных промыслов в рисовании»; анкетирование; изготовление буклетов: «Обряды и обычаи русской народной культуры. Наречение имени», «Играйте с детьми в народные подвижные игры», «Проведение праздника День защитника Отечества дома». А также такие формы работы, как круглый стол, беседы, совместные с детьми выставки рисунков и фотографий, привлечение родителей к участию в развлечениях и праздниках.

ДЕТСТВО-ГИД

Из опыта работы

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

Зубехина Анна Евгеньевна,

Крюкова Тамара Александровна,

воспитатели МБОУ СОШ № 165, дошкольное отделение,

г. Новосибирск

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Василий Александрович Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

  • Ознакомление с предметами ближайшего окружения:— воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

— воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;

— знакомство с людьми, прославившими Россию;

— воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

  • Ознакомление с явлениями общественной жизни: — воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

— бережливое отношение к тому, что сделано людьми; — воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

— знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

— знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

  • Ознакомление с природой: — воспитание любви к природе родного края; — воспитание бережного отношения к родной природе; — воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

— создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

— тематические занятия;

— проектная деятельность;

— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом.

Работа по патриотическому воспитанию в нашем ДО:

.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой Музыкально-патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода Духовно-нравственное воспитание дошкольников >

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]