ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому воспитанию «Я патриот, я гражданин» 


Задачи:

  1. Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  2. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.
  3. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.
  4. Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств на примере знакомства с Удмуртией и городом Ижевском.
  5. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Младший возраст и фольклор

Народная культура – что это? Как она прививается? Ребенку нельзя сказать: «Люби, это твоя культура». Она впитывается с младенчества вместе с народными играми, с потешками, поговорками. С добрыми русскими народными сказками, веселыми персонажами – так начинается патриотическое воспитание среди детей младшего дошкольного возраста. В режимных моментах (умывание, прогулка, подготовка ко сну) воспитатель умело вплетает элементы русского народного творчества так, что маленький гражданин уже начинает ощущать себя частью своего народа.

Актуальные вопросы патриотического воспитания

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» — метание мячиков в цель.
  • Перетягивание каната.
  • «Быстрый наездник» — соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» — выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» — разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками — в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Создание кабинета ОБЖ

Внешкольное воспитание это интересно и продуктивно, но основные скрепы по патриотическому воспитанию закладываются именно на уроках. Важным уроком в плане формирования гражданского сознания является ОБЖ.

В школах иногда легкомысленно относятся к этому предмету, считая его подобием вспомогательного факультатива. Специальный кабинет есть далеко не во всех образовательных учреждениях, поэтому дадим базовые советы по его созданию. Важно обустроить уголок боевой Славы, здесь размещают материалы по воспитанию школьников на традициях предыдущих поколений. На стенах размещают символику России, можно указать информацию о соотечественниках-героях России.

Кабинет ОБЖ можно использовать не только для профильных занятий по предмету. На его базе проводят уроки Мужества, занятия по истории или литературе с патриотической составляющей, здесь организовываются встречи с военнослужащими и ветеранами. В специализированном кабинете ОБЖ удобно проводить просмотры патриотических видеофильмов и занятия военно-прикладных кружков.

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Патриотическое воспитание не каприз государства. Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Основы нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.


Система нравственных ценностей – перечень составляющих
В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

Рабочая программа по Гражданско-патриотическому воспитанию

Пояснительная записка

Гражданско-правовое воспитание — один из приоритетов воспитательной работы в школе-интернате. Патриотизм — одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах школы.

Рабочая программа организации внеурочной воспитательной деятельности по основам гражданского самосознания разработанная воспитателями Муниципального казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 66» VIII вида это шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина. Данная программа написана на основе переработки образцов программ, рекомендованных Министерством образования РФ, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013)»Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); пособия для воспитателей и учителей, допущенного Министерством образования Российской Федерации авторов: Худенко Е.Д., Гаврилычевой Г.Ф., Селивановой Е.Ю., Титовой В.В. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».

Данная рабочая программа является частью программы по организации внеурочной воспитательной деятельности воспитанников (обучающихся) 1-9-х классов школы-интерната и с учетом возраста рассчитана на определенные возрастные группы – на младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-7 классы) и старших подростков (8-9 классы).

Рабочая программа разработана по блоку основы гражданского самосознания и включает в себя направления: гражданско-патриотическое и правовое воспитание. Каждое направление с учетом своей возрастной группы делится на модули: «Я – гражданин», «Я, моя семья и школа», «Патриот, гражданин России».,«Школа пешеходных наук», «Азбука прав человека» — младшая (1-4 классы) и средняя (5-7 классы) ступени и «Истоки национальной культуры», «Правовая культура» — старшая (8-9 классы) ступень. Раздел «Праздники Росии и мира» изучаются в течение года, выбираются самим оспитателем по желанию

. Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности воспитанников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Подготовительная группа – «Мы – патриоты»

Дети 6-7 лет – это, по сути, дети школьного возраста. Их способность внимательно слушать (а также слышать) позволяет проводить более глубокие и вдумчивые беседы, Беседуя с детьми подготовительной группы педагог побуждает их анализировать, рассуждать. Дети шести лет очень тонко чувствуют. Они живо откликаются на рассказы о подвигах героев, о горестях войны. Беседуя со старшими детьми, нужно быть предельно тактичным. В беседе о великой отечественной войне следует делать акцент именно на подвиг народа, его сплоченность и мужественность, но никак не на личности и национальности врага. Беседуя о подвигах и славе русского (советского) народа, недопустимо затрагивать честь представителей других национальностей. Это может привести к национальным конфликтам, как в детском саду, так и вне его стен. Деликатность, чувство такта вместе с убежденностью педагога – залог правильного и эффективного воспитания.

Современные проблемы патриотического воспитания

Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте

Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям, ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке, приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.


Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе

Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]