Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.


Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологии и системы качества — естественно.

Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетов современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры. Между тем в последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей.

Читающие родители — образец для подражания. Но в настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин ее влияние на формирование ребенка-читателя затруднено. Этому процессу способствует отсутствие должного внимания к процессу развития читательского интереса ребенка со стороны отца и матери. Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии.

Через художественную литературу мы знакомим ребенка с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает моральный и нравственный кризис.

В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей [2, п. 2.6. ФГОС ДО].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство и общество выдвинули требования к приобщению учащихся к художественной литературе, но на практике полностью ввести их невозможно, так как:

  • ребенок не проявляет интереса к художественной литературе;
  • ребенок небрежно относится к книге;
  • нет системы в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
  • равнодушное отношение со стороны родителей к процессу приобщения дошкольников к художественной литературе.

Данная проблема требует незамедлительного поиска её решения, так как художественная литература — это основа на пути к знаниям. В нашем детском саду большое внимание уделяется проектной деятельности, которая, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы, ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также немаловажной деталью является то, что именно метод проектной деятельности даёт детям возможность самостоятельно приобретать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.

Из опыта работы воспитателей МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара: Паспорт проекта «В мире сказки»

Название проекта: «В мире сказки».

Вид проекта: познавательно — творческий.

Разработчик проекта: Ефремова Наталья Александровна, Муханкина Юлия Викторовна, Пуларгина Анжелика Сергеевна, Сурикова Олеся Витальевна

Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.

Продолжительность проекта: 3 месяца

Проблема: Отсутствие интереса к чтению художественной литературе.

Цель проекта: приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание будущего читателя.

Основные задачи:

  • познакомить детей с многообразием различных литературных жанров (сказками, рассказами, стихами), фольклорными произведениями (считалки, потешки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы и т. д.)
  • воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
  • развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас.
  • вовлекать детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образом строем и сюжетом сказки;
  • развивать память, воображение, внимание;
  • формировать эмоциональный отклик на литературные произведения.

Формы работы по проекту:

С детьми:

  • чтение и рассматривание художественной литературы;
  • проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;
  • инсценировка сказок с детьми;
  • проведение НОД;
  • самостоятельная изобразительная деятельности по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликации).

С родителями:

  • ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;
  • привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

  1. Познавательные:
  • дошкольник знаком с произведениями детской литературы;
  • дети имеют представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
  • сформирован познавательный интерес дошкольников;
  • обогащён словарный запас дошкольников;
  • дети достаточно хорошо владеют устной речью.

2. Коммуникативные:

  • у ребёнка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе;
  • у дошкольников сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • каждый ребёнок вовлечён в творческую деятельность.

3. Регулятивные:

  • ребёнок понимает, что книги надо беречь.

4. Личностные:

  • дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • у дошкольников сформировано эмоциональное отношение к литературным произведениям;
  • дети эмоционально развиты, умеют сопереживать, любознательны.

Результат, продукт проектной деятельности: изготовление настольного кукольного театра, рисунки, поделки, работы по аппликации.

Перспективы развития:

  • знакомство дошкольников с различными произведениями художественной литературы и фольклора;
  • приобщение дошкольников к художественной литературе;
  • обогащение «читательского опыта» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки) − расширение детского кругозора;
  • повышение родительской компетентности в вопросах приобщения детей к художественной литературе;

1 этап: Подготовительный:

  • Провести опрос детей «По страницам сказок»;
  • Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;
  • Определение темы, цель, содержания проекта;
  • Подобрать источники информации
  • Поставить определённые задачи.
  • Определить сроки проекта.

Поиск материалов по данной теме проекта. Подбор художественной литературы. Подбор иллюстративного материала по теме проекта. Разучивание стихов о животных, о героях сказок. Подбор информационного материала в уголок родителей. Разработка конспектов познавательно –речевых и творческих знаний. Подбор настольно- печатных игр, пальчиковых игр, дидактических игр, фигурки героев сказок. (2 недели. В ходе режимных моментов.)

2 этап: Практическая деятельность:

  • Беседы «Какие сказки я знаю»; знакомство с русскими народными сказками («Теремок», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя»)
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Организация и проведение занятий по лепке: «Лепка героев сказок» —рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Организация и проведение занятий по лепке «Угощение для зверят», «Бревнышки для теремка», «Лесные и садовые яблоки»;
  • Организация и проведение занятий по рисованию –нетрадиционное рисование — «Дерево дружбы» (кляксография); декоративное рисование» Укрась рукавичку», «Красивая скалочка для лисички»;
  • Драматизация русских народных сказок по желанию детей;
  • Конструирование: «Кровати для трех медведей, «Теремок для зверят», «Домик для курочки Рябы»

Музыкальная деятельность: Заучивание песен из сказок

Игровая деятельность: «Исправь ошибку». Цель: формировать умение восстанавливать последовательно события по картинкам наст. печ. игра «Сказочное лото», «Сказка за сказкой», «Сказочная карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».

—Заучивание фольклорных произведений (пословицы, заклички, считалки, скороговорки и т. д.).

  • Формировать умение оценивать поступки сказочных героев
  • Развивать память, воображение, внимание.
  • Воспитывать любовь к художественной литературе.
  • Воспитывать желание слушать и запоминать сказки.
  • Воспитывать чувство сопереживания, доброты.
  • Формировать навыки аккуратного обращения с книгой.

Поддерживать интерес к драматизации любимых сказок. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивать морально-нравственные качества дошкольников Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. (3 месяца В ходе режимных моментов.)

3 этап. Работа с родителями :

  • Консультация «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»;
  • Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;
  • Проведение родительского собрания с использованием ИКТ технологий: «Семейное чтение детям»;
  • Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Совместное творчество с детьми: изготовление «книжек-малышек» по любимым сказкам. (3 месяца).

4 этап Заключительный.

Итоги проекта: Изготовление настольного кукольного театра; Выставка рисунков; Выставка «книжек-малышек».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектной деятельности в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности наших педагогов. Отмечены положительные результаты. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился.

Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники стали анализировать текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению. Дети стали более активно принимать участие в играх — драматизациях основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.

Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители. Дошкольники стали более эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее. Дети стали более бережно относиться к книгам. В заключении хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа.

Литература: 1.Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. — М.: Изд. Литера, 2012. 2.Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова //Дошкольная педагогика. — 2012.— № 3. 3.Обносова Х. А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. — Май 2015. — № 5. 4.Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ 5-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 95 с. 5.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 78 с. 6.Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. 7.Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2021. 8.Закон РФ об образовании. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва 9.«Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 10. cайт Министерства образования и науки РФ. 11. cайт Министерства образования и науки Самарской области.

Автор: Муханкина Ю.В.

Фотографии: Pexels

Тэги:Книги Муханкина Ю.В. Опыт ДОУ Социально-коммуникативное развитие

Транскрипт

1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МБДОУ д/с 87 «Рассвет» г. Брянска Сообщение подготовила: воспитатель Яцкова Лариса Васильевна
2 1. Чтение художественной литературы Чтение в свободное время (перед сном, перед приемом пищи и т.п.); Чтение с последующим обсуждением программных произведений, подразумевающие их дальнейший анализ.

3 2. Пересказ и заучивание художественных произведений Пересказ текста подразумевает передачу детьми основного содержания рассказа или сказки, заучивание поэтического произведения наизусть точное его выразительное его воспроизведение. Пересказ форма работы, интегрирующая задачи ознакомления с художественной литературой и речевого развития. Заучивание наизусть важнейший вид работы, способствующий развитию речи, памяти, мышления, воображения.

4 3. Театрально — игровая деятельность Театрализованная игра, основанная на сюжете потешки, песенки, небольшого стихотворения или сказки, проводится в разных формах: — в форме хоровода, из которого дети по очереди выходят в центр круга и говорят ролевые реплики; — в форме театра масок дошкольники надевают маски (или шапочки) главных героев и разыгрывают сюжет или сценку из произведения; — в форме театра кукол бибабо дети, сидя за ширмой, воспроизводят по ролям рассказ или сказку.

5 Игра драматизация, литературная постановка требуют от ребенка не только знаний текста, но и умения перевоплощаться, используя различные средства выразительности (жесты, мимику, интонацию). В игре-драматизации дошкольники ярко выражают личное отношение к изображаемым событиям, к герою. В основе таких игр сказки, динамичные по своему характеру. Литературная постановка более сложный вид театрализованной деятельности. В ходе её подготовки дети знакомятся с произведением, обсуждают его, последовательно останавливаясь на каждом персонаже.

6 Сюжетно ролевая игра ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного периода раскрывает возможности детей отражать значимые ситуации общения и социального взаимодействия.

7 4. Продуктивная деятельность Дети изображают в рисунке, поделке, аппликации героев полюбившегося произведения или некоторые его эпизоды, передавая своё эмоциональное, личностное отношение. Такая творческая деятельность помогает глубже проникнуть в литературный образ: дети продумывают характерные детали, стремясь передать особенности характера персонажей, специфику их взаимоотношений. Ещё одна форма работы индивидуальная, подгрупповая или коллективная создание книги. Это может быть книга сочиненная и проиллюстрированная самими детьми.

8 5. Культурно досуговая деятельность Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой ; Экскурсии в музеи, посещение театров; Литературные и художественные выставки и конкурсы; Тематические акции.

9 Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой Приглашение в мир книги проводится в дошкольном учреждении работником библиотеки совместно с педагогами. Сотрудник библиотеки рассказывает, что такое библиотека и как она работает. Экскурсия детей в библиотеку. Дошкольники с педагогами и родителями посещают библиотеку, где для них организуется небольшая экскурсия по разным залам. Встреча с писателем (поэтом, художником иллюстратором) проводится сотрудниками библиотеки. Литературные конкурсы организуются сотрудниками библиотеки. В них принимают участие дошкольники и их родители (по желанию).

10 Экскурсии в музеи, посещение театров. Посещение спектаклей в детских театрах играет немаловажную роль в обогащении литературного опыта дошкольников, развитии их творчества и воображения.

11 Литературные и художественные выставки и конкурсы Примерная тематика литературных конкурсов: конкурс литературной постановки «По страницам книг С. Я. Маршака»; конкурс инсценировок «Наш Чуковский»; конкурс чтеца «Мы любим и бережём природу», «Осенняя поэзия» и др. Примерная тематика художественных выставок: книги юбиляры; моя любимая сказка; мой любимый литературный герой; авторская книга, сочиненная и иллюстрированная всей семьей.

12 Тематические акции благотворительные мероприятия, которые носят воспитательный характер как для дошкольников, так и для их родителей. Примеры тематических акций: сбор макулатуры; ремонт книг (в групповой библиотеке и библиотеке ДОО); посадка деревьев; сбор книг для воспитанников Дома малютки или детского дома.

13 6. Сотрудничество с родителями воспитанников Семья уникальный воспитательный институт, который обладает мощным потенциалом в деле приобщения ребенка к художественной литературе. Если в семье книга имеет нравственную и познавательную ценность, в ребенке с раннего детства формируется любовь к чтению. Сделать семью воспитанника активным помощником в данной работе важнейшее направление деятельности педагога.

14 7. Формы сотрудничества с родителями Анкетирование. Выявление отношения семьи к данной проблеме. Наглядная педагогическая пропаганда: ширма «Вопросы семейного чтения», «Как научить ребенка любить книгу», «Особенности становления маленького читателя», «Чтение в радость», «Сказка в век компьютера», «Дети и поэзия» и др. ; информационные стенды «Что читать младшему дошкольнику», «Что читать старшему дошкольнику», «Мы учим стихи», «Как обсуждать прочитанную книгу с ребенком» (практические советы) и др.; буклеты «Возьми книгу в руки не будет скуки», «Читаем с ребенком», «Книга и познание «, «Книга и творчество», «Читаем и рисуем», «Воспитание книгой» и др.; выставки детского творчества.

Вид проекта : практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный. (1 год)

Участники проекта:

— дети подготовительных к школе групп,

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]