Классификация музыкальных занятий по их содержанию
Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию
Следующее основание для классификации музыкальных занятий — это его содержание. В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым, или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.
Типовое (или традиционное)
музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество)
и подразумевает последовательное их чередование. Структура
музыкального занятия может варьироваться.
Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.
Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке»
,
«Времена года в музыке»
,
«Музыка моего народа»
) и
музыкально-тематические. Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями. Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке»
,
«Зимние истории и небылицы»
). Целостность
музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.
Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка, она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.
Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией)
содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.
Волшебная шкатулка
Конспект доминантного музыкального занятия для детей подготовительной группы с использованием музыкально-
дидактических игр.
Музыкальное занятие «Волшебная шкатулка» разработано с целью развития музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.
Обучающие задачи:
закрепить представления о разновидностях танцевального жанра, ритмическом рисунке мазурки и польки; формировать ладотональный и звуковысотный слух.
Развивающие задачи:
развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, умение понимать содержание и характер музыкальных пьес, творческое воображение средствами музыкально-ритмических движений.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь и интерес к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского.
Оборудование:
фортепиано, музыкальный центр, фланелеграф.
Демонстрационный материал:
музыкальная шкатулка; «гармошка» из цветной бумаги; куклы Мажор и Минор, шапочки Мажора и Минора; куб с изображениями музыкальных инструментов; снежинки, бутафорский снежок; схемы фигур танца.
Раздаточный материал: «
гармошки» из бумаги; белые шифоновые шарфики; детские музыкальные инструменты.
Ход занятия
(Дети входят в зал под «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, их внимание привлекают к музыкальной шкатулке.)
Муз. рук.:
Ребята, сегодня я обнаружила эту шкатулку с загадками. Если мы их отгадаем, то шкатулка останется у нас в саду. Без вашей помощи здесь никак не обойтись! Вы согласны помочь?
(Дети выражают согласие.)
Шкатулка не простая, она музыкальная!
Ты, шкатулка, открывайся поскорей.
Постарайся очень-очень, чтобы стало веселей.
Шкатулка наша тайнами и песнями полна,
Секреты музыкальные откроет нам она.
(Педагог открывает шкатулку, из которой звучит музыка, и достаёт сложенную из бумаги «гармошку».)
Муз. рук.:
Эта гармошка может совершать волшебные превращения в зависимости от музыки! Если зазвучит полька, то она превратится в юбочку, если мазурка — в веер, а если зазвучит вальс, то станет бабочкой.
(Педагог демонстрирует превращения «гармошки».)
Давайте попробуем!
(В музыкально-дидактической игре «Гармошка-говорушка» дети выполняют эти превращения под звуки «Детской польки» М.И. Глинки, «Ната-вальса» и «Мазурки» П.И. Чайковского.)
Муз. рук.:
Молодцы! Как вам удалось безошибочно отличить мазурку от польки?
Дети:
У неё свой ритмический рисунок, не такой как у польки.
Муз. рук.:
Давайте, прохлопаем его, чтобы лучше запомнить!
(Проводится игра «Повтори ритм». Дети прохлопывают ритмический рисунок мазурки.)
Теперь прохлопаем ритмический рисунок первой музыкальной фразы польки и выложим его на фланелеграфе.
(Дети прохлопывают ритмический рисунок польки, и один ребёнок выкладывает его значками, обозначающими долгие и короткие звуки.)
Муз. рук.:
Есть ли ещё что в шкатулке?
(Педагог достаёт кукол Мажора и Минора.)
Ребята, кто это? Из какой они сказки?
Дети:
Это Мажор и Минор из «Сказки о музыке».
Муз. рук.:
Подскажите, какой характер у Мажора? Что он любит? Что можно сказать о Миноре?
(Дети отвечают на вопросы.)
Сегодня эти два музыкальных лада появятся у нас на занятии.
(Педагог одевает двум детям шапочки Минора и Мажора.)
Минор:
Ребята, угадайте, из какой зимней сказки эта снежинка?
(Показывает снежинку.)
Какой танец она танцевала со своими подругами?
Муз. рук.:
Ответить Минору поможет снежок. У кого он будет в руках, тот скажет о музыке.
(Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского; дети передают снежок друг другу.)
Дети:
Музыка сказочная, волшебная, стремительная, летящая, волнующая.
Муз. рук.:
Ребята, звуки каких инструментов подходят по звучанию к этой музыке? Посмотрите на куб и выбирайте!
(Дети рассматривают изображения музыкальных и шумовых инструментов на гранях куба.)
Дети:
Подходят колокольчик, треугольник, бубенцы. У них звучание «холодное».
Муз. рук.:
Как интересно смотреть на падающие снежинки! Каждая свой танец исполняет, кружась в воздухе. Давайте, устроим вьюгу! В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь! Вы, девчонки, покружитесь и в снежинки превратитесь! Эй, мальчишки, прыг да скок, превратитесь в ветерок!
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Передай характер музыки движениями». Под муз. П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» девочки с шарфиками импровизируют танец снежинок, мальчики изображают ветер; дети, выбравшие музыкальные инструменты, подыгрывают на них.)
Муз. рук.:
Получился замечательный вальс снежных хлопьев! А теперь вы покружитесь и в ребяток превратитесь.
(Педагог подносит к уху снежинку.)
Зима приходит к нам весёлая, задорная. Дети, снежинка хочет услышать песню. Угадать её вам поможет Мажор.
(При выполнении игрового упражнения «Узнай песню по губам» Мажор поёт без звука, дети угадывают и называют песню «Приходи, зима».)
Муз. рук.:
Только что здесь кружила вьюга, мы её изобразили движениями, а сейчас попробуем передать голосом завывания ветра.
(Дети выполняют фонопедическое упражнение.)
Свистели метели: «У-у-у»
(глиссандо снизу вверх)
; летели снега: «О-о-о»
(глиссандо сверху вниз)
. Стелила постели морозом она: «А-а-а»
(глиссандо сверху вниз)
. Какой же характер у этой зимней песни?
(Дети отвечают.)
Постарайтесь в пении передать характер музыки.
(Дошкольники исполняют песню «Приходи, зима!», муз. Э. Большаковой.)
Мажор:
А теперь самое время играть в снежки и кататься на санках!
Муз. рук.:
Давайте, продолжим разучивать весёлый танец!
(Педагог демонстрирует схемы 3-х элементов 1-й фигуры танца. Дети разучивают танец-игру «Русская зима», муз. Л. Олифирова.)
Муз. рук.:
Ребята, каков характер этой музыки? К какому из ладов его можно отнести: к мажору или к минору?
(Дети отвечают на этот и следующие вопросы.)
Давайте вспомним, какие разновидности танцевального жанра вы знаете? Какие танцы мы слушали сегодня? Музыку какого русского композитора вы старались изобразить движениями? Как считаете, удалось вам это? Ребята, вы справились со всеми заданиями! Музыкальная шкатулка остаётся у нас, а в ней ещё много разных секретов хранится.
(Сюрпризный момент: Мажор и Минор дарятдетям снежинки.)
Светлана Кожедуб, муз. Руководитель
МБДОУ Д/с № 81 «Электроник», г. Новороссийск