«Оптимизация взаимодействия педагога с детьми» Консультация – практикум для педагогов


«Оптимизация взаимодействия педагога с детьми» Консультация – практикум для педагогов

Автор:

Бундакова Лариса Александровна

Заведующий

МБДОУ № 63 «Катюша» г. Сургут

В наше время стремительно развивается сфера дошкольного образования: строятся новые детские сады, улучшается развивающая предметно-пространственная среда, реализуются новые программы и проекты. Но, как и много лет назад самым главным объектом развития и воспитания в детском саду остаются дети. Именно для них, для их развития производятся улучшения и изменения. А самым главным человеком в детском саду для детей остаётся их воспитатель, от которого зависит комфорт пребывания ребёнка в группе, качество получаемых знаний и т.д.

«В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализировать игру, т.е. превратить все игры ребёнка в дидактические занятия»(А.С. Спиваковская)[1]

Это в свою очередь влияет на социально-эмоциональное развитие ребёнка. Приходят в детские сады дети с хорошим познавательным развитием, но с нарушениями коммуникативной сферы. Они не могут адекватно взаимодействовать с детьми и педагогами

Как же оптимизировать взаимодействие педагога и ребёнка?

Огромное значение в развитии ребёнка имеет игра. Именно в ней он демонстрирует своё отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра ребёнка может дать очень много информации.

Например, поведение в игре возбудимых детей отличается импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглашения, придерживаться правил игры. А можно увидеть ребёнка, который сидит в стороне от общих игр. В работе с таким ребёнком важно соблюдать принцип постепенности, пошаговости.Поэтому важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами.

Как отмечает психолог Широкова Г.А., усвоение социально-эмоционального опыта идёт через взаимодействие ребёнок-взрослый. Роль взрослого – уметь замечать недостатки, анализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. А эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребёнком. [2]

Консультация – практикум для педагогов

«Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками»

Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у дошкольников.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.

Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.

Конечно, не только педагоги отвечают за навыки общения у детей. В большей степени это проблема родителей.

Давайте поговорим о том, как, именно, мы в детском саду можем сформировать навыки позитивного общения у дошкольников.

Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.

Чтобы создать условия для позитивного общения и активного взаимодействия необходимо:

— к детям обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.

— к собственным высказываниям относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму.

— четко знать возрастные особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться.

— ласка и бережное отношение.А в 5 лет, кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.

Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо поступил.

Для формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества можно использовать следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми:

— чаще обсуждать последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека;

— предлагать игры и ситуации, в которых надо сотрудничать, помогать друг другу;

— объяснять, каким образом лучше действовать в той или иной ситуации вместе и как помочь друг другу.

— исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом;

— поощрять стремление детей договариваться;

— привлекать детей к случаям нравственного исцеления ребёнка;

— последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.

— поощрять различные формы сюжетно-ролевой игры и обеспечивать детей игровым материалом.

Работа с дошкольниками над правилами поведения должна осуществляться по 2 направлениям:

  1. Развитие представлений о нравственных нормах поведения
  2. Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии нормами морали.

Анализ работы дошкольных учреждений показал, что, всё — таки, в нашей работе преобладает первое направление. А если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые ЗУНы без эмоционального отношения, нравственной мотивации, то они не способствуют воспитанию нравственного поведения.

Воспитание культуры общения тесно связано с формированием у детей навыков коллективизма.

Ваши фразы – помощники:

  • Толя поиграл с машиной и отдал Вове. Молодец! (говорится при всех)
  • Хорошо играл, никому не мешал
  • Предложи Лине игрушку, пусть поиграет вместе с тобой.
  • Пригласи Артёма и Мишу, вместе посмотрите книгу:
  • Сядьте рядом со мной, а я расскажу для Саши, Марины и тебя интересную сказку.

Очень важно помогать детям устанавливать контакты друг с другом без криков, без ссор.

Что мы делаем, когда дети подрались между собой? (наказываем, разбираемся кто прав, кто виноват).

Что мы делаем, когда замечаем, что ребёнок жадничает (говорим тогда не приноси игрушку; и ты ему не давай, не играй с ним). А как же сформировать навык позитивного общения у ребёнка?

В отработке этих проблем вам поможет кукольный театр.

С ребятами можно обыгрывать сценки. И не обязательно всех усадить (когда вы начнёте это делать, дети и так подтянутся к вам).

Проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения:

Куклы подрались из – за машинки;
Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть (остальные дети должны постараться уговорить её)
Одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет (остальные защищаются)
Одна из кукол не хочет делиться игрушками
Одна из кукол не хочет ходить в детский сад (остальные перечисляют, что в детском саду хорошего и интересного).

Или любая проблемная ситуация, которая может произойти группе.

Ролевые игры.

  • Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться)
  • Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание)
  • Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
  • Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?

Эти, в общем то, не самые сложные тактики взаимодействия особенно актуальны в работе воспитателей, если в группе имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с нарушениями поведения. Потому что благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются эмоциональный комфорт для каждого ребёнка, понимание и поддержка, положительные взаимоотношения между детьми. Только в этом случае воспитанникам становится понятна роль правил.

Таким образом, для оптимизации взаимодействия педагога и детей необходимо создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, умение разрешать конфликты адекватными эффективными способами.

Список литературы.

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М: ТЦ: Сфера, 2010. -272с.
  2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Приемы педагогического взаимодействия

Введение

Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняет развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, физическом, эмоциональном…), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально-педагогических и общечеловеческих качеств личности.

Тенденция превращения обучения и воспитания в субъект-субъектный процесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества, идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др).

Оптимальным вариантом практики сотрудничества при построении педагогического взаимодействия, по мнению Ш.А. Амонашвили [1], предполагается повышение статуса и референтности воспитанника, не сопровождающееся снижением этих показателей у педагога. Педагог становится помощником в осознании воспитанником себе как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоутверждения, самоопределения, самореализации. Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выготским в определении зоны ближайшего развития ребенка: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем, развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Важно, что сотрудничество воспитателя и воспитанника — вовсе не формальное достижение равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной деятельности или «работа рядом». В действительности, учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без участия педагога. Но все равно и он не может обойтись без детей. Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии их осознания всеми участниками.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в последние годы педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащегося и учителя, условие актуализации человеческой субъектности активно разрабатывается в сфере общеобразовательной школы. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной темы заключается в том, чтобы поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание.

Цель работы — исследование методик организации педагогического взаимодействия Задачи исследования:

Анализ литературы по выбранной теме.

Определение сущности и роли педагогического взаимодействия.

Изучение методов и приемов педагогического взаимодействия.

Понятие о педагогическом взаимодействии

Воспитание – процесс двусторонний. Это означает, что успешность его осуществления напрямую зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса: педагога и воспитанника. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, под которым понимается прямое или косвенное воздействие субъектов (педагогов и воспитанников) друг на друга и результатом которого являются реальные преобразования в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах.

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:

1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя;

2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника носит характер своеобразных договорных отношений. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая подлинные интересы личности, соотнося их с требованиями, незапланированно возникающими в процессе обучения и воспитания.

В ряде психолого-педагогических исследований дан перечень существенных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя, организующего и осуществляющего педагогическое взаимодействие:

1) диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

2) деятельностно-творческий характер взаимодействия;

3) направленность на поддержку индивидуального развития личности; 4) предоставление ей необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

Таким образом, чтобы достичь целей воспитания, педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

а) постоянно поддерживать у воспитанника желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его возможности;

б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

в) создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности воспитанников;

г) стимулировать правильные взаимоотношения в различных системах общения: «общество – группа – личность», «государство – институты воспитания – личность», «коллектив – микрогруппа – личность», «педагог – группа воспитанников», «педагог – воспитанник», «личность – группа личностей», «личность – личность»;

д) способствовать становлению «Я-концепции» личности воспитанника; е) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в разных сферах его активной жизнедеятельности.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо.

Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и в свою очередь формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого личностная сторона педагогического взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяются отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает у них соответствующее эмоциональное отношение. Принято выделять следующие основные стили педагогического отношения.

1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.

2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны.

3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.

4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания.

5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников.

Стратегии и приемы педагогического взаимодействия

Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Применение методов поддается предварительному планированию лишь тогда, когда педагогу предстоит разрешить создавшуюся проблему, ответить на вопрос: «Что делать дальше?». Но чаще всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно-воспитательный процесс – это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций.

Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, от его позиции, и от профессионального владения спектром методов и приемов, а также алгоритмов решения педагогических задач. Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:

— Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

— Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.

— Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Методы тесно связаны с методическими приемами. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам т.п.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные особенности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Методы
Формирование взглядов, обмен информациейОрганизация деятельностиСтимулирование оценки и самооценки
Диалог. Доказательство. Инструктаж. Лекции. Призыв. Внушение. Повествование.Поручение. Требование. Состязание. Показ образцов и примеров. Создание ситуации успеха. Перспектива. Упражнение.Замечание. Ситуация контроля. Поощрение и наказание. Ситуация критики и самокритики. Доверие. Общественное мнение.
В основе — убеждениеВ основе – упражнение.В основе – самооценка

И.А. Зазюн выделяет ряд приемов, которые должны использоваться учителями при общении с учащимися:

  • Проявление внимания, уважения.
  • Педагогический такт.
  • Интерес.
  • Доброта.
  • Забота.
  • Поддержка.
  • Положительная установка.
  • Вера педагога в наличие у воспитуемого способностей и положительных качеств.

В ходе решения психолого-педагогических задач приемы педагогического взаимодействия имеют в своей основе реализацию требований. Педагогические требования подразделяются: на прямые непосредственные (вызывают конкретное действие воспитуемого, которое обусловливается самим требованием);

косвенные непосредственные (приводят к определенной деятельности воспитуемого через вызванные им психологические факторы: например, интерес, другие переживания самих детей);

опосредованные (стимулируют действие самого воспитуемого через воздействие третьих лиц).

Характерные черты требований:

глубокое уважение к личности воспитанника и доверие к нему;

разумность, подготовленность требования, оно должно предполагать наличие реальных условий для его осуществления;

любое ясное, разумное требование педагога обязательно должно быть выполнено, доведено до конца;

педагогические требования должны быть строго обязательны для всех, едины со стороны всех воспитателей.

В отечественной психологии разработана «лестница» требований, в которой самые простые являются как бы основанием, поддерживающим более общие, в свою очередь интегрирующие в требования высшего порядка.

1. Первичное требование — предельно конкретное указание. Его функция — вызов конкретного поступка.

2. Исходное требование. Функционально направлено на закрепление определенных поступков и преобразование их в привычку.

3. Требование-правило. Функция — образование обычаев, традиций поведения.

4. Требования — моральные нормы. Функция — формирование моральных норм и превращение их в привычку.

5. Требования — нравственные принципы (моральный кодекс). Их функция состоит в выражении нравственных принципов и развитии идеалов.

Важное значение прямых непосредственных требований состоит в том, что они не только вызывают определенные, конкретные поступки, но и закладывают основы первоначального психолого-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого.

Постепенное развитие взаимоотношений между педагогом и обучаемым приводит к возможности реализации косвенных требований, в которых цель воспитания явно не выражена. Однако эффективность таких требований может быть даже более высокой, нежели эффективность прямых требований.

Можно выделить несколько основных форм косвенных требований.

  1. Косвенные требования стимулирующего плана:

требование-совет;

требование-одобрение;

требование-просьба;

требование — выражение доверия;

условное требование.

2. Косвенные требования запрещающего плана, блокирующие негативное поведение:

требование-намек;

требование-осуждение;

требование — выражение недоверия;

требование-угроза;

наказание.

Зачастую на практике прямое и косвенное требования применяются как составные части сложных требований. При этом возможны, например, такие варианты, как:

— одно и то же по содержанию требование предъявляется одновременно в разных формах, каждая из которых усиливает его действие (формируется так называемое комбинированное требование);

— применение последовательного сочетания нескольких разных требований, взаимосвязанных между собой и как бы продолжающих друг друга. Рассмотренные выше виды требований являются непосредственными.

Опосредованные требования — более сложный вид требований, предъявляемых к личности через группу, других субъектов воздействия. Такие требования подразделяются на стимулирующие и запрещающие.

Опосредованные требования создают основу для формирования прочных взаимосвязей в коллективе обучаемых, оказывают сильнейшее влияние на становление характера и тех, к кому обращено требование, и тех, от кого оно исходит. Однако такой вид требований должен использоваться не в самом начале работы с обучаемыми, а только на определенном этапе развития коллектива, когда педагог владеет твердыми знаниями о воспитанниках, добился элементарной культуры в их отношениях, сформировал требовательность друг к другу.

Заключение

В данной работе рассматривались ведущие проблемы, сущность и условия педагогического взаимодействия, его роль в воспитании детей, а также как правильно организовать педагогическое взаимодействие и какие приемы можно при этом использовать.

Проведя теоретический анализ данной проблемы, раскрывая цель и задачи можно сделать вывод, что проблема педагогического взаимодействия является ведущей в области педагогики, потому что условия жизни изменяются. Новый взгляд на отношения к личности ребенка требует изменений и в организации педагогического взаимодействия с ним. Действительно, педагогическое взаимодействие осуществляет воспитательную функцию. По этой проблеме у педагогов существует полное единство взглядов. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1984.
  2. Дженникова Н.С. Педагогика и психология: Учеб. пособие для пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрант, 1999.
  5. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения Москва: Академия, 2002, стр. 93.
  6. Натанэон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000.
  7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998
  8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. — М., 1997.
  9. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.
  10. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. дня учителя. — М,, 1991.
  11. Сидоркин А.М. Методы воспитания // Магистр -11992. № 1. Теория и практика воспитания: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкинои. — Рязанъ, 1997.
  12. Щуркова НЕ., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.
  13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.
  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / Исаев И.Ф., Мищенко Е.М., Шиянов Е.Н., Под ред. Сластенина В.А.. – М.: Школа – Пресс, 1998.
  15. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Какие нормы регулируют взаимодействие воспитателя и детей

В работе с детьми опирайтесь на правовые и этические нормы. Они обязательны для всех воспитателей. Что это за нормы и где о них сказано, узнаете из лекции.

Если забыли

Правовые нормы – это правила, которые вытекают из законодательных документов. Они имеют равную силу на всей территории России и обязательны для всех.

Ориентируйтесь на пять основных документов, которые регламентируют деятельность воспитателя:

1) Конституция;

2) Трудовой кодекс;

3) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4) Конвенция о правах ребенка;

5) Локальные акты дошкольной образовательной организации (ДОО).

На заметку

Что нельзя делать воспитателям

Воспитатель – это педагогический работник (ч. 3 ст. 48 Закона № 273-ФЗ). Он не вправе использовать образовательную деятельность, чтобы:

– агитировать детей принять политические, религиозные или прочие убеждения либо отказаться от них; – разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь; – пропагандировать, что отдельные граждане исключительны либо неполноценны по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; – побуждать воспитанников к противоправным действиям.

Если забыли

Этические (моральные) нормы – это система общечеловеческих ценностей и правил.

Поведение воспитателя влияет на состояние и судьбы людей, с которыми он контактирует. Непрофессиональные действия могут нанести эмоциональный ущерб воспитанникам и их родителям. Профессиональная этика воспитателя состоит из стандартов и ограничений. Она служит гарантией качества труда воспитателя.

Если забыли

Профессиональная этика воспитателя – это система моральных и профессиональных норм, принципов, правил поведения с учетом особенностей деятельности и конкретной ситуации.

На заметку

Как заставить воспитателя соблюдать этические нормы

Трудовой кодекс не предусматривает специальной ответственности для воспитателей за нарушение этических норм. Но ДОО вправе устанавливать внутренние правила и требовать, чтобы работники их соблюдали. Эти правила можно закрепить, к примеру, в кодексе профессиональной этики воспитателей. Рекомендации по разработке кодекса есть в письме Минобрнауки от 06.02.2014 № 09-148. Используйте их как основу для собственного локального акта (образец ниже).

© Материал из Справочной системы «Образование» vip.1obraz.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]