Семинар-практикум для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников .Деловая игра «Слабое звено».


О системе патриотического воспитания

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
  • Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.

  • Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
  • Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
  • Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
  • Обобщение опыта работы творческих воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Раздел 2. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачи.

Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Якутии) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изученюя традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в городе Мирном.

Мероприятия для решения поставленных задач

Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура народов Саха»; «Богатства Якутии, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир Якутии»; «Символика России и Якутии, и ее исторические корни. Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».

Семинар-практикум. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания проведен семинар-практикум, который включает пять занятий. Занятия проводились один раз в месяц. Воспитатели самостоятельно изучали методическую литературу (см. рекомендуемую литературу в конце статьи).

В нашем детском саду открыт Музей патриотического воспитания дошкольников – это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игры под названием«Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни.

Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по разделам:

  • «Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан.
  • «Жизнь современного города»: участие детей в знаменательных мероприятиях подразделений акционерной (лидера в области разведки, добычи и реализации алмазов), репортажи о передовиках, которые являются шефами нашего дошкольного учреждения, фотографии из жизни современного города.
  • «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат.
  • «Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним.
  • «Детям о Великой Победе».
  • Макеты русской избы и якутского балагана, урасы с предметами быта двух народов.

Особой формой повышения профессионального мастерства являются встречи воспитателей в творческой гостиной «Край мой родной – Саха». В детском саду созданы творческие микро-группы педагогов, которые выступают перед воспитателями с сообщениями о родной стране, ее обычаях и культуре своего народа: «Мифы народов Саха», «Мифы о сотворении Земли», «Хозяева земли, леса и воды», «Мифы о трех мирах». «Сверхъестественные существа – абаасы» (абаас – огромное каменно-железное чудовище; живет в лесной чащобе, искушает людей, насылает несчастья и болезни) и др.

Самое пристальное внимание уделяется якутскому фольклору: сценкам по якутским сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам народа Саха. Были организованы встречи воспитателей с работниками предприятия тепловодоснабжения (ПТВС), с геологами, с известной местной поэтессой М. Софианиди. Воспитатели ежегодно выступают с театрализациями на празднике «Проводы зимы» и занимает призовые места. Творческая группа воспитателей разработала символику детского сада: гимн, эмблему и девиз.

Большое значение придается изучению воспитателями государственной символики Республики Саха (Якутия) и России, животному и растительному миру Якутии (подготовлены соответствующие наглядные пособия).

Среди воспитателей проведен конкурс на лучший макет «Игра моей мечты».

В целях обогащения предметно-игровой среды в ДОУ изготовлены настольные макеты якутского балагана и русской избы, монумента первооткрывателям алмазных месторождений «Трубка Мир», мемориального комплекса «Три меча», Свято-Троицкого храма, Мечети, Дацана, русской старинной церкви. Для развития познавательной деятельности детей решено разместить в каждой группе макет русской избы и якутского жилища с предметами быта двух народов. В группах среднего и старшего дошкольного возраста созданы мини-музеи родного края. Приобретаются изделия народно-прикладного искусства России, изделия умельцев Якутии, сувениры, книги, видеофильмы о Якутии.

Раздел 3. Обобщение опыта воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников

Опыт работы воспитателя Л.А. Леушиной «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» опубликован в журнале «Дошкольное образование». Авторские стихи Л.А. Леушиной по ознакомлению с родным городом получили высокую оценку педагогов ДОУ и широко используются в работе с детьми. Несколько стихов опубликовано в местном журнале для работников дошкольного образования и родителей «Дошкольный возраст» (см.: № 4/8 и 3/7 за 2007 год).

На городском конкурсе конспекты педагога Л.А. Леушиной «Экскурсия по алмазному пути, или Быль о том, как алмаз стал бриллиантом», «Встреча с Кембриком» признаны лучшими.

На базе нашего детского сада в 2004 г. проведены семинары «Мой город», «Приобщение к якутской национальной культуре», «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Обобщен опыт работы воспитателей О.А. Мирончук «Традиции и культура народов Саха» и Е.В. Йохна «Возрождение русских национальных традиций». Их опыт работы рекомендован к распространению на региональном семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Раздел 4. Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Основные цели. Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи. Нравственное воспитание. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием). Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом Мирным», «Республика Якутия – край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина – Россия», «Духовные ценности русского народа», « Изучение государственной символики Якутии, России».

Используемые методы работы

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Воспитатели проводят экскурсии в школу «Искусств», в историко-производственный, краеведческий музеи, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным ощественным зданиям (больница, библиотека, почта, дома культуры. спортивные сооружения, школы, аэропорт и др.); на темы «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок» (посещение мест, наиболее любимых детьми).

Воспитатели детей старшего дошкольного возраста проводят занятия по изучению культурного наследия страны, знакомят детей с государственной символикой России, Якутии, города Мирного, с народными праздниками и обычаями, рассказывают легенду о происхождении народа Саха, о других народах, населяющих Республику.

Воспитатели проводят беседы: «О значении коня в жизни якутского человека, об обычаях почитания лошади», «О роли огня, о жизни древнего человека, об обычаях поклонения огню», «О добром, щедром старике-духе Байанае, который выручает людей, попавших в беду в лесу». Воспитатели провели занятия по народному декоративно-прикладному искусству Якутии: национальный якутский костюм, техника украшения национальной одежды, орнаменты, предметы быта (сэргэ, чепрак), национальной посуды (чорон, туесок).

Дети разучили якутские игры, танцы, стихи якутских поэтов Л. Попова, Л. Васильева С. Данилова, познакомились с якутскими народными сказками, пословицами и поговорками, с героическим эпосом якутского народа «Олонхо», с удовольствием смотрели спектакли, поставленные воспитателями и детьми по якутским народным сказкам «Плетка-самостегайка», «Старуха Таал-Таал», «Гусь и журавль», «Лошадь и олень».

Ежемесячно в подготовительных к школе группах проводились заседания «Клуба Почемучек», викторины «Край мой родной – Республика Саха», «Люби и знай свой край родной». Ежегодно среди детей старших и подготовительных к школе групп проводится конкурс чтецов (стихи о Мирном о Якутии и России).

В нашем саду ежегодно проводятся традиционные обрядовые праздники «День Солнца». В 2007 г. был проведен праздник в честь 375-летия вхождения Якутии в состав России, 85-летия образования Республики «Содружества и благополучия». В саду проводился конкурс детских рисунков, посвященный этой дате на тему: «В мире нет прекрасней края, чем Якутия моя». Стихотворение «Вместе и навсегда», написанное воспитателем нашего детского сада и посвященное этой знаменательной дате, получило высокую оценку педагогических коллективов ДОУ города Мирного. К этой дате был разработан план мероприятий, которые успешно проводились в ДОУ. С детьми подготовительных к школе групп проведён досуг к 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства «Вместе и навсегда».

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Педагоги поставили задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.

Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник картошки», «Праздник огорода – явление древнее». Музыкальные руководители детского сада творчески подходят к созданию сценариев, развлечений и подбору музыки. Они добиваются полной гармонии действия и музыки в кукольных спектаклях по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка», «По щучьему велению», «Три медведя», «Проказы кота Васьки», «Петушок Голосистое горлышко, «Жадная ежиха».

Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые Святки. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. (Неудивительно, что выпускники детского сада продолжают занятия в народном ансамбле «Сударушка» и «Кустуук».) На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

По теме «Наша Родина – Россия» педагоги старших и подготовительных к школе групп провели цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь – защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри».

Педагоги ДОУ, как уже говорилось, знакомят детей с государственной символикой Российского государства и Республики Саха (Якутия), закрепляют представления о гербе родного города и других городов республики, страны, рассказывают об истории родного города.

В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры «Прошлое и настоящее города», «Прошлое и сегодняшний день алмазодобывающей промышленности». Их цель – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания» (палатки, балки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания); «Быт жителей города Мирного – прошлое и настоящее (питание, одежда, вода, стирка, баня)»; «Игры детей. Досуг в прошлом и в наши дни. Телевидение».

Педагоги ДОУ стремятся показать, что Мирный – красивый современный город, что это город-труженик, поэтому знакомят детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями), «Мы – маленькие следопыты» (знакомство с алмазодобывающей промышленностью города).

В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная 65-летию Победы. Педагоги вообще много внимания уделяют Великой Отечественной войне, ими проведена большая краеведческая работа. В музее есть уголок Славы и Памяти, который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы».

Собраны семейные реликвии, связанные с военной темой (письмо-треугольник, написанное отцом врача нашего ДОУ Р.В. Ивашечкиной, вещи, награды дедушки воспитателя Л.А. Шупилко, воспоминания, фотографии). Так дети вступают в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа. Были организованы выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. Р.В. Ивашечкина в годы войны была ребенком. Ее рассказы о военном детстве, об отце, которой не вернулся с войны, дети слушают затаив дыхание. С каким неподдельным интересом они внимают строкам из фронтового письма, адресованного маме Раисы Васильевны и «дорогим деткам». Ко Дню Победы планируем пригласить ветеранов войны на праздник «Нам нужен мир».

Мы уверены, что эти знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну. Достижения детей

  1. В честь празднования 50-летия города Мирного дети выступали на торжественных заседаниях, посвященных ветеранам труда, на открытии стадиона «Триумф», на заседании «Профалмаз».
  2. 2. Высокую оценку получили выступления детей подготовительных к школе групп на мероприятиях, посвященных 50-летию треста «Якуталмаз».
  3. Наши воспитанники поют песни, читают стихи, написанные воспитателем детского сада Л.А Леушиной и музыкальным руководителем В.Ф. Файзулиной о городе Мирном, о родном крае. Музыкальные произведения наших педагогов «Гимн Мирному», «Мирный – мой город родной» стали лауреатами в номинациях конкурса песен «Лучший дебют», «Приз зрительских симпатий». Дети сочиняли рассказы на темы «Герб города Мирного», «Нам город Мирный очень дорог». Был проведен конкурс рисунков о городе «Город Мирный, мой город любви».
  4. В Республиканской олимпиаде дошкольников наш воспитанник Витя Калачиков показал высокие результаты. В течение 2006 /2007 учебного года дети 12 раз выходили на большие сцены города и предприятий АК «АЛРОСА»: в и Дворце культуры «Алмаз» на торжественном заседании в честь празднования 50-летия треста «Якуталмаз»; на творческом отчете Авиапредприятия, ПЭТС и ЖХ; на мероприятиях, посвященных Дню защиты детей; в Центре сортировки алмазов, в администрации города и района на праздновании «Дня матери» и др.

Раздел 5. Работа с семьей

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно с января 2007 г. выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).

Изготовлены фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».

Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).

Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем Якутия моя», «Моя земля – Олонхо».

В группах «Колобок» и «Солнышко» родители представляют собственные проекты о родном городе Мирном «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения», «Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»). Некоторые работы выполнены следующим образом: в центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями.

В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.

В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.

Нами разработан перспективный план работы с родителями по воспитанию патриотических чувств у детей.

Рекомендации для родителей

Заключение

Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:

Рекомендуемая литература

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
  • Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
  • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
  • Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
  • Воспитать чувство гордости за свою страну, республику, город.
  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  5. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

Ход семинара

1. Теоретическая часть.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое и духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

.

Одним из основных направлений реализации образовательных областей является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

ДОУ на сегодняшний день является общественным институтом, регулярно взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно-образовательного процесса.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель,которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Исходя из цели, работа педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольниковвключает в себя целый ряд задач:

•создание системы нравственно -патриотического воспитания;

воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

воспитание уважения к труду, людям разных профессий и результатам их труда;

•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

•расширение представлений о родной стране, ее столице, родном городе;

•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольниковподразделяется на следующие блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение»
(моя семья, мой детский сад, моя улица)
.

2.«Мой родной город, село, в котором я живу»
(история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане)
.

3.«Мой родной край»

(край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4.«Наша Родина — Россия»

(символика России
(герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение)
.

5.«Защитники Отечества»
(памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны)
.
«История России»(от былинных богатырей до наших дней)
.

6.«Культура русского народа»
(праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы)
.

7.«Великие соотечественники»
(жизнь и деятельность выдающихся людей)
.Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа«. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что » воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика«, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам,которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких,есть много общего:

• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

•везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

• люди берегут и охраняют природу;

• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам.

К концу дошкольногопериода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества)

и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо деятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва»)

.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т. д.)

. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности
(изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование)
. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, необходимо использовать, не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.)

. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры
(через героев сказок и т. д.)
.

Не менее важным условием нравственно-патриотического и духовного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности и духовности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Совместно с родителями осуществляется работа фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому и духовному воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

2. Деловая игра для педагогов.

Ведущий: -Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс»

. Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «
Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме;

-Формировать у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

-Создать условия для самообразования педагогов в данном направлении;

-Совершенствовать работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

-Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]