Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду»
Библиографическое описание:
Жаркова, Ю. Н. Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду» / Ю. Н. Жаркова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (15). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3604/ (дата обращения: 29.12.2021).
Цель: актуализировать имеющиеся у педагогов теоретические знания о процессе адаптации ребенка к детскому саду, расширить репертуар педагогических приемов и игровых взаимодействий с адаптирующимися детьми.
Вводная часть. Создание положительного настроя на работу.
Игра-разминка.
Глазки, глазки, вы проснулись? (кончиками пальцев поглаживаем веки)
Проснулись! (смотрим в “бинокль” из рук)
Ушки, ушки, вы проснулись? (поглаживаем уши)
Проснулись! (аккуратно подергали себя за уши)
Ручки, ручки, вы проснулись? (поглаживаем ладони с обеих сторон)
Проснулись! (хлопаем в ладоши)
Ножки, ножки, вы проснулись? (поглаживаем ноги)
Проснулись! (топаем ногами)
Упражнение «Я сегодня»
Дорогие коллеги! У всех нас бывают легкие, веселые дни, но бывает и так, что день не задался, дома проблемы, на работе сложности. Поэтому так важно уметь поддержать себя, порадовать, ведь в конечном итоге именно каждый из нас ответственен за свое хорошее настроение и позитивное восприятие жизни. Предлагаю вам игру, в которой каждый должен похвалить себя, сказать о себе что-то хорошее, начав со слов «я сегодня…». Каждый педагог наматывает кончик нити от клубка себе на палец, произнося «я сегодня… (такая красивая, веселая, умелая, активная…и т. д.). В конце все педагоги оказываются объединены одной нитью. У нас общая цель, мы все похожи и каждая из нас хороша и замечательна.
Основная часть. Участники игры делятся на команды.
Задание первое. Каждая команда рисует на листе ватмана символ (картинку), характеризующую понятие «адаптация» и дают ему определение.
Задание второе. Поступление в детский сад — это стрессовая ситуация для любого ребенка. Существуют адаптационные (невротические) реакции, которые можно считать закономерными в этот период. Давайте вспомним их, выполнив следующее задание. Каждая группа получает несколько карточек, на которых описано то или иное поведение ребенка. Представитель группы зачитывает описание поведения и объясняет, является данное поведение нормальной адаптационной реакцией или нет.
Ситуация 1. Настя недавно пошла в детский сад. Девочка стала более капризной, часто плачет.
Ситуация 2. Илюша ходит в детский сад 3 недели. Ранее активный ребенок в группе ведет себя тихо, мало выражает эмоции.
Ситуация 3. Алиса посещает детский сад 1,5 месяца. Ночью стала часто просыпаться, говорить, что приснилось что-то страшное.
Ситуация 4. Олег посещает дошкольное учреждение второй год. С тех пор, как мальчик начал ходить в детский сад, его стало очень сложно уложить спать. Перед сном подолгу крутится, беспокоится, плачет, просится в туалет, попить, посидеть с ним. Это может длиться час или больше.
Ситуация 5. Оля посещает детский сад 4 недели. Она почти ничего не ест в саду, а дома накидывается на еду.
Ситуация 6. Костя ходит в детский сад. Он отказывается есть творожную запеканку прямоугольной формы, дома ест только круглые сырники.
Ситуация 7. Лена пошла в детский сад в сентябре, и до ноября переболела простудными заболеваниями уже 4 раза. Неделю походит, неделю на больничном.
Ситуация 8. Мише 3 года. Он хорошо говорил, но когда пошел в детский сад, спустя какое-то время, говорить и общаться практически перестал.
Ситуация 9. Вере 2 года. За пару недель до детского сада она начала говорить предложениями, но с началом посещения дошкольного учреждения предложения исчезли. Девочка ходит в детский сад 2 недели и говорит только отдельные слова.
Ситуация 10. Вите 3 года 7 месяцев. Ходит в детский сад 3 недели, стал сердитым и упрямым, по любому поводу кричит «нет», делает все наоборот.
Ситуация 11. Арина еще до 2 лет начала пользоваться горшком, но когда пошла в детский сад, у нее часто бывают мокрые штанишки.
Ситуация 12. Петя ходит в детский сад больше года. Он перестал есть в детском саду, а если его уговаривают съесть пару ложек каши или супа, его почти сразу рвет съеденной пищей.
После разбора примеров ведущий подытоживает, какие проблемы могу появиться в период адаптации ребенка к детскому саду:
– эмоциональные нарушения (капризность, плаксивость, либо наоборот ребенок становится тихим, малоэмоциональным);
– нарушения поведения, возвращаются или усиливаются проявления кризиса 3 лет;
– проблемы со сном (симптоматика зависит от нервной системы ребенка — поверхностный сон, трудности засыпания или пробуждения);
– проблемы с аппетитом;
– снижение иммунитета и частые простудные заболевания;
– снижение речевой функции, если она находится в стадии формирования; удетей с сформированной речью и уверенно владеющих ею на возрастном уровне, такие проблемы не возникнут или они будут минимальны;
– невротические проявления: энурез, психогенные запоры и рвота, патологические привычные действия (сосание пальцев, обкусывание ногтей (онихофагия), онанизм, выдергивание волос (трихотилломания), яктация — ритмическое раскачивание туловищем).
Задание третье. Проблемы, о которых мы говорили в предыдущем задании, могут в той или иной мере проявиться у каждого ребенка, однако у разных ребят адаптационный период может протекать по-разному. От чего это зависит? Ответы команд.
– Состояние здоровья. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями.
– Возраст ребенка. У двухлетнего малыша адаптация протекает сложно, поскольку в 2 года еще нет интереса к сверстникам и слишком сильна привязанность к матери, двухлетние дети не слишком осознают свои чувства, не могут рассказать о них, сильнее плачут. В 3 года адаптация протекает легче, но осложняется кризисом 3 лет. 4 года — оптимальный период: речь ребенка достаточно зрелая, чтобы выразить свои желания, ребенок стабильнее и уравновешеннее, это период активного усвоения правил, особенно общественных, связанных с правильным поведением, малыш тянется к сверстникам, хочет общаться и дружить. В 5 лет ребенку сложнее влиться в уже сложившийся детский «коллектив».
– Особенности нервной системы ребенка. Если ребенок изначально ослаблен, незрел в соматическом, психофизиологическом плане, у него быстро сформируется снижение иммунитета.
– Особенности коммуникативной сферы. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Ребенку, умеющему хорошо играть, проще войти в контакт с любым взрослым, так, как он владеет необходимыми для этого средствами.
– Семейное воспитание — важнейший фактор. Ребенку, привыкшему быть в центре внимания, избалованному, адаптироваться сложнее. Такие дети часто в детском саду показывают правильное поведение, а дома «отрываются». Чувство вины мамы — еще один существенный момент. Тревожная мама, испытывающая чувство вины, может компенсировать время, проведенное ребенком в детском саду не общением с ним, а потаканием любым капризам. Если в семье преобладает гиперопека, то у малыша даже при наличии опыта общения с другими детьми может не быть модели взаимодействия со сверстниками. В гиперопекающих семьях всю коммуникацию ребенка с другими ребятами, как правило, выстраивает мама, не давая сыну или дочке приобрести опыт взаимодействия, решения конфликтов.
– Особенности психики ребенка. Эмоционально лабильному ребенку трудно понимать свое эмоциональное состояние, свое отношение к ситуации. Может быть высокая тревожность (без лабильности): такие дети замыкаются, не вступают во взаимодействие, склонны к соматизации (нарушениям сна, аппетита).
Задание четвертое. Команды называют этапы (фазы) адаптации ребенка к дошкольному учреждению:
– острая фаза. То, что мы называем дезадаптацией;
– фаза адаптации (начинает привыкать к детскому саду, детям, отрыву от мамы);
– фаза компенсации (нормализуется эмоциональное и физическое состояние ребенка).
В норме адаптационный процесс длится от 1–2 недель до 3–4 месяцев.
Адаптированный ребенок с удовольствием идет в детский сад или идет без удовольствия, но принимает ситуацию.
Задание пятое. В последнем задании давайте обсудим, что же мы, педагоги детского сада, можем сделать для того, чтобы помочь ребятам привыкнуть к новым условиям и чувствовать себя максимально комфортно. Каждая команда заполняет таблицу мероприятий по облегчению адаптации (см. Таблицу 1). Педагоги записывают, почему важно то или иное мероприятие, а также приводят примеры из практики. В конце встречи каждый воспитатель сможет обогатить свою копилку игр, педагогических приемов и подходов к работе с ребенком.
Таблица 1
Мероприятия по облегчению адаптации детей
Наименование мероприятия | Почему это важно | Примеры мероприятий, игр, педагогических приемов |
Внешний вид и поведение воспитателя | ||
Использование отвлекающих моментов при расставании, плаче — игры, затормаживающие негативные реакции детей | ||
Приближение пространства группы к домашнему | ||
Использование телесного контакта | ||
Игры на социальное взаимодействие | ||
Игры на обозначение своих границ | ||
Сенсорные игры | ||
Ритмические игры | ||
Ваши варианты |
Примеры игр, мероприятий, педагогических приемов, способствующих адаптации ребенка кдетскому саду.
«Ветер по морю гуляет» (игра с тактильным контактом снимает напряжение, знакомит детей друг с другом, повышает настроение).
Дети и воспитатель встают в круг. Все вместе держат прозрачный палантин или кусок легкой ткани. Поднимая и опуская руки (ткань при этом «развевается» как парус) дети и взрослые произносят следующие слова:
— Ветер по морю гуляет,
— Ветер парус развевает,
— Парус Таню накрывает! (педагог накрывает тканью одного из детей).
— Где же наша Таня? А вот она! (все вместе со смехом стягивают ткань с ребенка и «находят» Таню.
Далее выбирается другой ребенок.
«Сижу-сижу на камушке» (игра с тактильным контактом снимает напряжение, повышает чувство значимости ребенка, способствует сплочению группы детей).
Дети и воспитатель встают в круг. Выбирается водящий — один из детей. Он садится в центр, ему на голову или на плечи набрасывают платочек. Дети и взрослые идут по кругу, поют:
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А кто меня крепко любит?
А кто пожалеет?
Кто меня сменит?
Любой желающий из круга гладит ребенка, находящегося в центре. Тот, кто погладил, садится на место водящего. Вариант — «жалеют» все вместе, после этого водящий выбирает, кто его сменит.
«Гули-гоп» (ритмическая игра, способствует снижению напряжения, повышает настроение детей, отвлекает от негативных переживаний).
Дети и воспитатель сидят произвольно на ковре или на стульях.
Гули-гули-гули-гоп (хлопки поочередно в ладоши и по коленям)!
Сели Машеньке на лоб (кладут ладонь на лоб).
Крылышками хлоп-хлоп (изображают движения крыльями).
Гули-гули-гули-гоп (хлопки поочередно в ладоши и по коленям)!
Постепенно темп игры увеличивается.
Сенсорные игры особенно полезны для тревожных детей и детей с невротическими проявлениями:
– игры с водой и песком
– передать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.
– игра с «солнечным зайчиком» (фонариком)
– заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова завести
– доставать из мешка наряды или их элементы (шляпа, очки, нос или усы на веревочке) и наряжаться.
Игры, затормаживающие отрицательные реакции детей:
– монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
– сжимание кистей рук (резиновая игрушка-пищалка);
– рисование фломастерами, красками, маркерами на бумаге, мольберте, доске;
– слушание музыки: негромкой спокойной и забавной, веселой.
– «Мама, папа, жаба, цап!» На открытую ладонь ведущего дети ставят свои пальцы. Ведущий произносит слова: «Мама, папа, жаба, цап!» и на слове «цап» сжимает ладонь. Игроки должны успеть убрать руки, иначе будут пойманы.
Приемы приближения атмосферы группы кдомашней:
– принести из дома любимую игрушку;
– расставить в группе фотографии детей и родителей;
– уютные диванчики и кресла, на которых можно посидеть и полежать;
– называть ребенка ласковым «домашним» именем.
Заключительная часть.
Участники осуществляют рефлексию полученного опыта. Каждому предлагается закончить предложения:
Мне понравилось….
Мне не понравилось…
Для меня было новым…
Я смогу использовать в работе…
В следующий раз мне бы хотелось…
Литература:
- Баркан А. И. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться? Книга для воспитателей и родителей/ А. И. Баркан; Н. В. Анашина. — Москва: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2015.
- Василькина Ю. К. Что делать, если ребенок не хочет в детский сад/ Ю. К. Василькина. — Москва: Эксмо-Пресс, 2013.
- Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: книга для воспитателя детского сада: [методическое руководство]/ К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — Москва: Просвещение, 1986.
- Зарубина Ю. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Ю. Г. Зарубина, И. С. Константинова, Т. А. Бондарь. — Москва: Теревинф, 2009.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, ребенок, игра, ситуация, дошкольное учреждение, дом, нервная система ребенка, правильное поведение, снижение иммунитета, тактильный контакт.