Деловая игра для педагогов ДОУ «Креативность воспитателей»


Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду»

Библиографическое описание:

Жаркова, Ю. Н. Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду» / Ю. Н. Жаркова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (15). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3604/ (дата обращения: 29.12.2021).


Цель: актуализировать имеющиеся у педагогов теоретические знания о процессе адаптации ребенка к детскому саду, расширить репертуар педагогических приемов и игровых взаимодействий с адаптирующимися детьми.

Вводная часть. Создание положительного настроя на работу.

Игра-разминка.

Глазки, глазки, вы проснулись? (кончиками пальцев поглаживаем веки)

Проснулись! (смотрим в “бинокль” из рук)

Ушки, ушки, вы проснулись? (поглаживаем уши)

Проснулись! (аккуратно подергали себя за уши)

Ручки, ручки, вы проснулись? (поглаживаем ладони с обеих сторон)

Проснулись! (хлопаем в ладоши)

Ножки, ножки, вы проснулись? (поглаживаем ноги)

Проснулись! (топаем ногами)

Упражнение «Я сегодня»

Дорогие коллеги! У всех нас бывают легкие, веселые дни, но бывает и так, что день не задался, дома проблемы, на работе сложности. Поэтому так важно уметь поддержать себя, порадовать, ведь в конечном итоге именно каждый из нас ответственен за свое хорошее настроение и позитивное восприятие жизни. Предлагаю вам игру, в которой каждый должен похвалить себя, сказать о себе что-то хорошее, начав со слов «я сегодня…». Каждый педагог наматывает кончик нити от клубка себе на палец, произнося «я сегодня… (такая красивая, веселая, умелая, активная…и т. д.). В конце все педагоги оказываются объединены одной нитью. У нас общая цель, мы все похожи и каждая из нас хороша и замечательна.

Основная часть. Участники игры делятся на команды.

Задание первое. Каждая команда рисует на листе ватмана символ (картинку), характеризующую понятие «адаптация» и дают ему определение.

Задание второе. Поступление в детский сад — это стрессовая ситуация для любого ребенка. Существуют адаптационные (невротические) реакции, которые можно считать закономерными в этот период. Давайте вспомним их, выполнив следующее задание. Каждая группа получает несколько карточек, на которых описано то или иное поведение ребенка. Представитель группы зачитывает описание поведения и объясняет, является данное поведение нормальной адаптационной реакцией или нет.

Ситуация 1. Настя недавно пошла в детский сад. Девочка стала более капризной, часто плачет.

Ситуация 2. Илюша ходит в детский сад 3 недели. Ранее активный ребенок в группе ведет себя тихо, мало выражает эмоции.

Ситуация 3. Алиса посещает детский сад 1,5 месяца. Ночью стала часто просыпаться, говорить, что приснилось что-то страшное.

Ситуация 4. Олег посещает дошкольное учреждение второй год. С тех пор, как мальчик начал ходить в детский сад, его стало очень сложно уложить спать. Перед сном подолгу крутится, беспокоится, плачет, просится в туалет, попить, посидеть с ним. Это может длиться час или больше.

Ситуация 5. Оля посещает детский сад 4 недели. Она почти ничего не ест в саду, а дома накидывается на еду.

Ситуация 6. Костя ходит в детский сад. Он отказывается есть творожную запеканку прямоугольной формы, дома ест только круглые сырники.

Ситуация 7. Лена пошла в детский сад в сентябре, и до ноября переболела простудными заболеваниями уже 4 раза. Неделю походит, неделю на больничном.

Ситуация 8. Мише 3 года. Он хорошо говорил, но когда пошел в детский сад, спустя какое-то время, говорить и общаться практически перестал.

Ситуация 9. Вере 2 года. За пару недель до детского сада она начала говорить предложениями, но с началом посещения дошкольного учреждения предложения исчезли. Девочка ходит в детский сад 2 недели и говорит только отдельные слова.

Ситуация 10. Вите 3 года 7 месяцев. Ходит в детский сад 3 недели, стал сердитым и упрямым, по любому поводу кричит «нет», делает все наоборот.

Ситуация 11. Арина еще до 2 лет начала пользоваться горшком, но когда пошла в детский сад, у нее часто бывают мокрые штанишки.

Ситуация 12. Петя ходит в детский сад больше года. Он перестал есть в детском саду, а если его уговаривают съесть пару ложек каши или супа, его почти сразу рвет съеденной пищей.

После разбора примеров ведущий подытоживает, какие проблемы могу появиться в период адаптации ребенка к детскому саду:

– эмоциональные нарушения (капризность, плаксивость, либо наоборот ребенок становится тихим, малоэмоциональным);

– нарушения поведения, возвращаются или усиливаются проявления кризиса 3 лет;

– проблемы со сном (симптоматика зависит от нервной системы ребенка — поверхностный сон, трудности засыпания или пробуждения);

– проблемы с аппетитом;

– снижение иммунитета и частые простудные заболевания;

– снижение речевой функции, если она находится в стадии формирования; удетей с сформированной речью и уверенно владеющих ею на возрастном уровне, такие проблемы не возникнут или они будут минимальны;

– невротические проявления: энурез, психогенные запоры и рвота, патологические привычные действия (сосание пальцев, обкусывание ногтей (онихофагия), онанизм, выдергивание волос (трихотилломания), яктация — ритмическое раскачивание туловищем).

Задание третье. Проблемы, о которых мы говорили в предыдущем задании, могут в той или иной мере проявиться у каждого ребенка, однако у разных ребят адаптационный период может протекать по-разному. От чего это зависит? Ответы команд.

– Состояние здоровья. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями.

– Возраст ребенка. У двухлетнего малыша адаптация протекает сложно, поскольку в 2 года еще нет интереса к сверстникам и слишком сильна привязанность к матери, двухлетние дети не слишком осознают свои чувства, не могут рассказать о них, сильнее плачут. В 3 года адаптация протекает легче, но осложняется кризисом 3 лет. 4 года — оптимальный период: речь ребенка достаточно зрелая, чтобы выразить свои желания, ребенок стабильнее и уравновешеннее, это период активного усвоения правил, особенно общественных, связанных с правильным поведением, малыш тянется к сверстникам, хочет общаться и дружить. В 5 лет ребенку сложнее влиться в уже сложившийся детский «коллектив».

– Особенности нервной системы ребенка. Если ребенок изначально ослаблен, незрел в соматическом, психофизиологическом плане, у него быстро сформируется снижение иммунитета.

– Особенности коммуникативной сферы. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Ребенку, умеющему хорошо играть, проще войти в контакт с любым взрослым, так, как он владеет необходимыми для этого средствами.

– Семейное воспитание — важнейший фактор. Ребенку, привыкшему быть в центре внимания, избалованному, адаптироваться сложнее. Такие дети часто в детском саду показывают правильное поведение, а дома «отрываются». Чувство вины мамы — еще один существенный момент. Тревожная мама, испытывающая чувство вины, может компенсировать время, проведенное ребенком в детском саду не общением с ним, а потаканием любым капризам. Если в семье преобладает гиперопека, то у малыша даже при наличии опыта общения с другими детьми может не быть модели взаимодействия со сверстниками. В гиперопекающих семьях всю коммуникацию ребенка с другими ребятами, как правило, выстраивает мама, не давая сыну или дочке приобрести опыт взаимодействия, решения конфликтов.

– Особенности психики ребенка. Эмоционально лабильному ребенку трудно понимать свое эмоциональное состояние, свое отношение к ситуации. Может быть высокая тревожность (без лабильности): такие дети замыкаются, не вступают во взаимодействие, склонны к соматизации (нарушениям сна, аппетита).

Задание четвертое. Команды называют этапы (фазы) адаптации ребенка к дошкольному учреждению:

– острая фаза. То, что мы называем дезадаптацией;

– фаза адаптации (начинает привыкать к детскому саду, детям, отрыву от мамы);

– фаза компенсации (нормализуется эмоциональное и физическое состояние ребенка).

В норме адаптационный процесс длится от 1–2 недель до 3–4 месяцев.

Адаптированный ребенок с удовольствием идет в детский сад или идет без удовольствия, но принимает ситуацию.

Задание пятое. В последнем задании давайте обсудим, что же мы, педагоги детского сада, можем сделать для того, чтобы помочь ребятам привыкнуть к новым условиям и чувствовать себя максимально комфортно. Каждая команда заполняет таблицу мероприятий по облегчению адаптации (см. Таблицу 1). Педагоги записывают, почему важно то или иное мероприятие, а также приводят примеры из практики. В конце встречи каждый воспитатель сможет обогатить свою копилку игр, педагогических приемов и подходов к работе с ребенком.

Таблица 1

Мероприятия по облегчению адаптации детей

Наименование мероприятия Почему это важно Примеры мероприятий, игр, педагогических приемов
Внешний вид и поведение воспитателя
Использование отвлекающих моментов при расставании, плаче — игры, затормаживающие негативные реакции детей
Приближение пространства группы к домашнему
Использование телесного контакта
Игры на социальное взаимодействие
Игры на обозначение своих границ
Сенсорные игры
Ритмические игры
Ваши варианты

Примеры игр, мероприятий, педагогических приемов, способствующих адаптации ребенка кдетскому саду.

«Ветер по морю гуляет» (игра с тактильным контактом снимает напряжение, знакомит детей друг с другом, повышает настроение).

Дети и воспитатель встают в круг. Все вместе держат прозрачный палантин или кусок легкой ткани. Поднимая и опуская руки (ткань при этом «развевается» как парус) дети и взрослые произносят следующие слова:

— Ветер по морю гуляет,

— Ветер парус развевает,

— Парус Таню накрывает! (педагог накрывает тканью одного из детей).

— Где же наша Таня? А вот она! (все вместе со смехом стягивают ткань с ребенка и «находят» Таню.

Далее выбирается другой ребенок.

«Сижу-сижу на камушке» (игра с тактильным контактом снимает напряжение, повышает чувство значимости ребенка, способствует сплочению группы детей).

Дети и воспитатель встают в круг. Выбирается водящий — один из детей. Он садится в центр, ему на голову или на плечи набрасывают платочек. Дети и взрослые идут по кругу, поют:

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем.

А кто меня крепко любит?

А кто пожалеет?

Кто меня сменит?

Любой желающий из круга гладит ребенка, находящегося в центре. Тот, кто погладил, садится на место водящего. Вариант — «жалеют» все вместе, после этого водящий выбирает, кто его сменит.

«Гули-гоп» (ритмическая игра, способствует снижению напряжения, повышает настроение детей, отвлекает от негативных переживаний).

Дети и воспитатель сидят произвольно на ковре или на стульях.

Гули-гули-гули-гоп (хлопки поочередно в ладоши и по коленям)!

Сели Машеньке на лоб (кладут ладонь на лоб).

Крылышками хлоп-хлоп (изображают движения крыльями).

Гули-гули-гули-гоп (хлопки поочередно в ладоши и по коленям)!

Постепенно темп игры увеличивается.

Сенсорные игры особенно полезны для тревожных детей и детей с невротическими проявлениями:

– игры с водой и песком

– передать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.

– игра с «солнечным зайчиком» (фонариком)

– заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова завести

– доставать из мешка наряды или их элементы (шляпа, очки, нос или усы на веревочке) и наряжаться.

Игры, затормаживающие отрицательные реакции детей:

– монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

– сжимание кистей рук (резиновая игрушка-пищалка);

– рисование фломастерами, красками, маркерами на бумаге, мольберте, доске;

– слушание музыки: негромкой спокойной и забавной, веселой.

– «Мама, папа, жаба, цап!» На открытую ладонь ведущего дети ставят свои пальцы. Ведущий произносит слова: «Мама, папа, жаба, цап!» и на слове «цап» сжимает ладонь. Игроки должны успеть убрать руки, иначе будут пойманы.

Приемы приближения атмосферы группы кдомашней:

– принести из дома любимую игрушку;

– расставить в группе фотографии детей и родителей;

– уютные диванчики и кресла, на которых можно посидеть и полежать;

– называть ребенка ласковым «домашним» именем.

Заключительная часть.

Участники осуществляют рефлексию полученного опыта. Каждому предлагается закончить предложения:

Мне понравилось….

Мне не понравилось…

Для меня было новым…

Я смогу использовать в работе…

В следующий раз мне бы хотелось…

Литература:

  1. Баркан А. И. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться? Книга для воспитателей и родителей/ А. И. Баркан; Н. В. Анашина. — Москва: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2015.
  2. Василькина Ю. К. Что делать, если ребенок не хочет в детский сад/ Ю. К. Василькина. — Москва: Эксмо-Пресс, 2013.
  3. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: книга для воспитателя детского сада: [методическое руководство]/ К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — Москва: Просвещение, 1986.
  4. Зарубина Ю. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Ю. Г. Зарубина, И. С. Константинова, Т. А. Бондарь. — Москва: Теревинф, 2009.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, ребенок, игра, ситуация, дошкольное учреждение, дом, нервная система ребенка, правильное поведение, снижение иммунитета, тактильный контакт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]