Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда
Корчеганова Галина Борисовна
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе
учителя-логопеда.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные пре-образования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обуче-ния и воспитания детей дошкольного возраста. Одно из важных условий обновления – использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания (исследования В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленской, О. И. Кукушкиной)
.
Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к де-тям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения ин-формационных технологий в работу учителя-логопеда – использование мультимедийных (электронных)
презентаций, позволяющих создать эффект наглядности на занятии, повы-сить мотивационную активность, способствующих более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.
Что такое детская электронная презентация?
Детская электронная (мультимедийная)
презентация – выполненная взрослым (педаго-гом, родителем)
красочная обучающая книжка с реалистическими картинками, озвучен-ная, оформленная анимацией, вставками познавательных видеороликов.
Преимущества электронных презентаций по сравнению с традиционными методами.
1. Презентация несет в себе образовательный тип информации, понятный дошколь-никам; формирует у малышей систему мыслеобразов.
Малышу с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одно-временно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому-то так важно при обучении дошкольника обращаться к открытым каналам получения информации.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучение и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае за-действуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.
2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя
или сложно увидеть в повседневной жизни.
Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или работу гончара?
3. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для
ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно
возрастает интерес детей к знаниям.
4. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более
в игровой форме, повышает непроизвольное, а также помогает развить
произвольное внимание детей.
5. Все родители замечают, как нравиться детям многократно спрашивать об одном и
том же, читать «по сто раз»
одну и ту же сказку.Но не надо раздражаться: у
дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться
многократно!
Любимую презентацию ребенок может запускать сам столько раз, сколько ему
захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть;
удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой
динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно попол-няется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-логопедической работе
В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно вы-делить такие преимущества,как:
— информационная емкость;
— доступность;
— наглядность;
— эмоциональная привлекательность;
— многофункциональность.
Презентационные материалы могут применяться для автоматизации поставлен-ных звуков, дифференциации акустики близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, навыков словообразования словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей, усвоения лексических тем и т. д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Ис-пользование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к заня-тию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нару-шений.
Из опыта работы с презентациями
Мы разработали обучающие презентации для детей, которые используем на фронтальных занятиях, по всем лексическим темам.
Подавляющая часть презентаций представляет собой слайды-фотографии, со-провождающиеся загадками.
Использование фотографий формирует у дошкольников наиболее реалистиче-ское представление о предмете. А загадка в стихотворной форме не только способ-ствует развитию логического мышления, но и откладывается в памяти.
Также мы разработали презентации для автоматизации и дифференциации зву-ков. Причем при их создании мы старались не использовать наглядный материал со смешиваемыми или часто нарушаемыми звуками (в соответствии с методическими рекомендациями М. Ф. Фомичевой)
.
Презентации по лексическим темам как и презентации для формирования звуко-произношения предлагаются для закрепления материала родителям для домашнего просмотра. Если позволяют условия, целесообразно работать с презентациями для активизации словаря на фронтальных, а для автоматизации поставленных звуков – на индивидуальных занятиях.
Резюмируя всё выше сказанное, мы полагаем, что применение компьютерных технологий может стать ещё одним эффективным способом формирования пра-вильной речи и коррекции её недостатков у детей дошкольного возраста, а так же способствует повышению уровня профессиональной компетентности учителя-логопеда.