Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»
Автор:
Антикян Инна Владимировна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»,
гп. Андра, ХМАО-Югра, Тюменская область
Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»
как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда
с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.
Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.
Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!
Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом.
Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.
Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.
Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта, как «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данного проекта является вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.
Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы, изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.
Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.
С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.
По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.
В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.
Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.
Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.
Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?
Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.
Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.
В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.
В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.
В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.
Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.
А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.
Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.
По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.
Приложение 1.
План деятельности «Логопедической школы для родителей»
на 20__-20__ учебный год
Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00
№ п/п | Месяц | Мероприятие | Тема, цель | Взаимодействие с коллегами |
1. | Сентябрь | Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ. Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ. | «Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа» Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий | Согласование времени проведения с воспитателями |
2. | Октябрь | Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ. Буклеты для родителей Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ. Оформление родительского уголка. | «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи «Речь детей 4-5 лет» «Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях» «Артикуляционные и дыхательные упражнения» | Согласование времени проведения с воспитателями |
3. | Ноябрь | Семинар-практикум в подготовительной к школе группе Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ. Создание буклетов для родителей Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет» «Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи» «Что делать, если ребенок не говорит» «Игры для развития речевого слуха» | Согласование времени проведения с воспитателями |
4. | Декабрь | Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом) Оформление родительского уголка Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Зимушка-зима» Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии «Учим вместе. Новогодние деньки» «Особый ребенок в ДОУ» | Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей |
5. | Январь | Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ. Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ Оформление родительского уголка | «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков «Заикание появилось. Что делать?» Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения «Развиваем дыхание» Цель: Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания | Согласование времени проведения с воспитателями родителями |
6. | Февраль | Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Жить интересно» «Как правильно научить ребенка читать» | |
7. | Март | Мастер-класс в подготовительной группе Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ | «Как подготовить руку ребенка к письму?» Цель. Ознакомление родителей с эффективными приемами подготовки руки к письму «Предшкольная подготовка детей. Готовим руку к письму» | Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы |
8. | Апрель | Открытое интегрированное развлечение Открытый показ НОД в средней группе | «Путешествие к звездам» «Весенние сюрпризы Смешариков» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей | Совместно с инструктором по ФИЗО, воспитателями Совместно с музыкальным руководителем |
9. | Май | Совместное развлечение детей и родителей старшей группы, детей с ОВЗ. Итоговое мероприятие в подготовительной к школе группе, с участием детей с ОВЗ. Беседа с родителями | «День Рождения звука» Цель: демонстрация родителям речевых достижений детей Логопедический квест «Путешествие в Королевство Правильной Речи» Цель: демонстрация родителям итогов речевых достижений детей Итоги логопедического обследования детей | Совместно с воспитателями старшей группы Совместно с воспитателями подготовительной к школе группы |
10. | Июнь | Совместные досуги для родителей и детей -младшие дошкольники -старшие дошкольники | «День защиты детей» «Оранжевое лето» «День России» «Невероятное путешествие по неведомым дорожкам» | |
В течение года | Совместное с родителями проведение открытых индивидуальных занятий с детьми | Цель: повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей с ОВЗ | Согласование времени проведения с родителями |
Список литературы
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009
- Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004
Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0006086
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться
Направления совместной деятельности
- установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки;
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционной деятельности;
- подбор и реализация различных вариативных форм взаимодействия;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказание практической помощи родителям, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы