Добро пожаловать на сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка — детского сада № 232 «Жемчужинка» г. Ульяновска.


СанПИН к бассейнам. Нормы и правила посещения для детей: какая должна быть температура воды? Плавательный инвентарь для бассейна.

В данной статье мы поговорим о бассейне в детском саду, рассмотрим его оздоравливающее воздействие на детей. Приведем подробные описания требований к гигиене бассейна и прилегающих помещений, расскажем о функциях обслуживающего персонала, описанные в СанПиН. Также отдельно оговорим безопасность детей и необходимые для посещения бассейна вещи.
Водоём в садике имеет специфические отличия от общественного: всё должно быть рассчитано на детей, а их интересы и особенности, в обязательном порядке, должны учитываться. К детским учреждениям предъявляются максимально жесткие требования по гигиене и санитарным нормам, чтобы пребывание в воде было абсолютно безопасным и приносило только пользу. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты и особенности бассейнов при детских садах.

Оздоравливающее действие плавания на организм ребенка

Польза плавания в бассейне для гармоничного развития и здоровья ребёнка доказана многократно. Занятия в воде помогают развивать и укреплять мышечный корсет и правильную осанку, а ритмичное дыхание способствует профилактике вирусно-респираторных заболеваний. Также плавание – один из самых менее травмоопасных видов спорта, так как тело полностью поддерживается водой, и нагрузка распределяется равномерно на все группы мышц. Улучшение кровообращения в ходе занятия способствует повышению мозговой активности.

Плавание сочетает в себе одновременно и работу и расслабление, поэтому мышцы напрягаясь, а затем, растягиваясь, становятся сильнее и крепче, но при этом не увеличиваются в объеме. Детские занятия в бассейне не могут нанести вреда, ведь их даже используют при реабилитации больных.

На занятиях детей учат не только разным стилям плавания, но и нырянию в бассейне, которое способствует улучшению работы лёгких, координации, выработке навыка выдоха под водой. А еще правильное дыхание помогает насытить клетки мозга кислородом. Играя в водоёме, дети могут освободить лишнюю энергию, а волны воды, поддерживающие тело, как массаж – расслабят, успокоят и на некоторое время избавят ребенка от гиперактивности.

Кроме положительного влияния на общее состояние здоровья, игры в воде улучшают эмоциональное и психологическое состояние ребенка.

СанПиН-требования к детским бассейнам

СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) – являются основополагающим сводом правил при организации бассейна. В данном документе прописаны все указания, требования и нормы, которые должны строго и полностью соблюдаться. Рассмотрим некоторые, наиболее важные из них.

Итак, что же должно в обязательном порядке быть вблизи бассейна?

  • 2 раздевалки;
  • Просторный зал с водоёмом;
  • Душевые, туалетные комнаты;
  • Кабинет медсестры и комната тренера по плаванию;
  • Помещения, в которых находится техническое оснащение бассейна;
  • Лаборатория для анализа воды.

Теперь рассмотрим функции и обязанности людей, которые должны присутствовать в течение всего занятия по плаванию: инструктор и медсестра.

Инструктор по физической культуре (именно он обучает плаванию в бассейне) должен проследить, чтобы дети приняли душ до того, как они пойдут в бассейн и после занятия, чтобы смыть воду с содержанием хлора.

Медсестра должна осматривать детей перед началом каждого занятия, на предмет выявления у них раздражения кожи и заболеваний. В случае жалоб детей на самочувствие, как предусматривает СанПиН, медсестра освобождает от занятия. Она должна находиться с детьми в течение всего занятия. Бассейн должен иметь размеры от 3 на 7 до 6 на 10 метров. Оптимальная температура воды;30-32 градуса, дети очень любят теплую воду и охотно в ней занимаются. Медсестра следит за детьми во время занятия, осуществляет надзор за гигиеническим состоянием бассейна, оборудования и всех прилегающих комнат, контролирует температуру воды и воздуха, помогает детям мыться и одеваться, оказывает первую медицинскую помощь в случае необходимости.

Большое значение в СанПиН придаётся мероприятиям по дезинфекции и дезинсекции бассейна, тому, сколько раз и как нужно снимать пробы и анализы воды, бактерий и т.д. СанПиН также уделяет внимание чистоте воды. Её полная замена при постоянной циркуляции, должна осуществляться за 8 часов. В случае если нет постоянно циркуляции, то сброс и набор воды должен осуществляться ежедневно, согласно СанПиН. Очистка бассейна в детском саду должна производиться специальными службами или ответственными за данную операцию работниками.

Согласно СанПиН, бассейн и прилегающие комнаты в детском саду могут стать очагами массового заражения – грибковой, аденовирусной, паразитарной инфекции. Поэтому, обработка и дезинфекция должна производиться регулярно и по установленным правилам. Ежедневной обработке подлежат душевые и туалетные комнаты, раздевалки, поверхности скамеек.

Генеральная уборка в бассейне стандартно проводится раз в месяц. Контроль качества воды осуществляется раз в сутки, параметры микроклимата – 2 раза в год, состояние воздушной среды, уровень шума и освещения – раз в год, бактериологические и паразитологические анализы поверхности воды – раз в квартал. Интересный факт: Рекомендуемое время пребывания в бассейне, регулируется исходя из возраста детей: младшая группа – 15-20 минут, средняя группа – 20-25 минут, старшая и подготовительная группы – 25-30 минут.

Зимой занятия в бассейне должны проходить после прогулки, если нет возможности это сделать, то между купанием и прогулкой должно пройти не менее 50 минут.

В последние годы среди средств оздоровления детей в детском саду все чаще упоминается плавательный бассейн. К сожалению, практика эксплуатации плавательных (плескательных) бассейнов в ДОУ показывает, что они, как правило, не используются для закаливания.

Занятия плаванием в бассейнах ДОУ широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма. Однако на практике это не подтверждается, и причина здесь очень проста. Наилучшим температурным режимом для занятий плаванием в бассейнах ДОУ вышеуказанными методическими рекомендациями регламентируется температура воздуха 24–25°, воды – 23°. В то же время, как указывает один из ведущих отечественных учёных Ю.Ф. Змановский, закаливание в бассейне воспроизводимо лишь при достаточно высокой (5–8° и более) разнице температур воды и воздуха в бассейне, когда в силу своей значительно большей теплоемкости вода воспринимается как прохладное обливание. По его мнению, лучшая температура воды для занятий в бассейне 26–27°, воздуха – 30–35°, а при более высокой температуре воздуха он даже допускает снижение температуры воды в бассейне до 22–23°.

При отсутствии необходимой разности температур воды и воздуха в бассейне, пребывание в нем детей превращается лишь в спортивную процедуру обучения плаванию: в подготовительной части

– разминка в галерее бассейна, включающая несколько общеразвивающих упражнений для разогревания организма в
основной части
– овладение техникой плавания и игра на совершенствование усвоенных движений; в заключительной – произвольное купание.

Продолжительность занятия в бассейне определяется поведением ребенка: как только появляется легкий озноб, ослабевает внимание, надо сделать перерыв, тело малыша растереть полотенцем и надеть на него теплую одежду.

Растирание – это своеобразный подогрев. Растирание повышает температуру кожи на 2–4° и более по сравнению с исходной. Это увеличивает скорость протекания термовосстановительных процессов и снижает эффект закаливания холодом. Поэтому растирание и самомассаж после холодового воздействия – это лишь выбор необходимый для срочного прекращения процесса охлаждения организма,

но не окончание воздействия на организм холодом, как это считалось до недавнего времени.

Занятия в бассейне («лягушатнике») начинаются со 2-й младшей группы детского сада. Спортивная часть занятия детей младшего и среднего возраста заключается в основном в освоении водной стихии и ознакомлении со свойствами воды. Эта часть занятий насыщена игровыми элементами, прекрасно воспринимаемыми детьми. Это активное обливание детей, погружение их в воду на различные уровни, выполнение дыхательных упражнений в воде. Эти уроки, при их правильной организации и активном участии инструктора-методиста, создают идеальный физкультурно-оздоровительный комплекс.

Обычно первые занятия в бассейне не должны превышать 7–8 мин, постепенно их можно увеличить до 15–20 мин. В связи с тем, что малыши замерзают быстрее взрослых из-за особенностей их терморегуляции, а мокрая одежда дополнительно забирает тепло, лучше допускать дошкольников к занятиям в воде без одежды, как это принято, например, в Германии.

Уровень воды в бассейне для 2-й младшей группы регулируется от 20–25 см до 60–70 см в зависимости от содержания занятия, а в старшей группе, приступающей к обучению плаванию, – до 90 см.

Занятия детей в бассейне следует проводить в первую половину дня с 9 до 12 ч или во второй половине дня с 15 до 18 ч. Длительность процедуры в младшей группе 20-2 5 мин, в средней и старшей – 25–35 мин, в подготовительной – 35–40 мин. Такая продолжительность является оптимальной и не вызывает утомления ребенка.

Занятия в бассейне в первую половину дня могут проводиться вместо третьего физкультурного занятия, которое организуется во время прогулки, а также за счет переноса некоторых занятий (лепка, рисование, чтение сказок) на вторую половину дня. В тех случаях, когда прогулка сокращается, необходимо компенсировать время пребывания детей на открытом воздухе. Это можно сделать за счет приема их утром на участке и организации более длительной прогулки во второй половине дня.

B.C. Рычкова приводит описание метода контрастного душа

детей
при приеме гигиенического душа перед бассейном.
После сухой разминки дети начинают мыться под струей воды той же температуры, что и в бассейне, а смывают мыло водой, температура которой на 3–5° ниже. После плавания температура душа сначала на 3–5° выше, а затем такая же, как в бассейне, или на 3–5° ниже.

Традиционная методика закаливания во время купания в бассейне.

Первые занятия в бассейне лучше всего начинать при температуре воды не более 26–27°, при такой же или чуть выше – 29–30° температуре воздуха. Затем каждые 2–3 недели необходимо постепенно снижать температуру воды в бассейне на 1°, доведя до 20–21° и параллельно постепенно снижать температуру воздуха в бассейне до 23–24°, а для закаленных детей – даже до 20–21°.
Основное правило – температура воздуха должна быть на 2–3° выше, чем воды.
При температуре воды ниже 19° занятия по плаванию проводить не следует, но в старших группах их можно заменить кратковременным купанием с последующим обливанием под горячим душем.

Оригинальная система закаливания детей во время купания

в бассейне (обучение плаванию проводится лишь на последнем году пребывания в ДОУ) предложена С.А. Неустроевым. В основе ее – контрастный водяной душ на этапах игры (из душиков вдоль бассейна льется прохладная вода) и на заключительном этапе (душ Шарко с температурой 5° и ниже, на фоне температуры воды в бассейне 34–36°). Занятие проходит с использованием игр подводного характера с учетом здоровья и физической подготовленности ребенка.

Новый подход к закаливанию в бассейне

. Анализ материалов по организации закаливания детей в плавательном бассейне ДОУ позволил теоретически обосновать принципиально новый подход к нормированию в бассейне термических нагрузок на детей.

В методической литературе уже обоснован одинаковый температурный режим воздуха и воды в бассейне при обучении плаванию. В этом случае не возникает раздражающих термоощущений, отвлекающих детей от учебного процесса, но подчеркивается, что такой режим не может быть закаливающим из-за отсутствия раздражающих термоощущений, поэтому рекомендованы температурные режимы с разностью температур воды и воздуха в 2–3° (традиционный) и 5-10° (по Ю.Ф. Змановскому). При такой разнице температур более холодная (от 26–27° до 23–25°) по сравнению с воздухом (30–35°) вода воспринимается как прохладное обливание. Такая методика вызывает у нас ряд возражений. Считаем, что:

• поддерживать температуру воздуха в бассейне на уровне 30–35° непросто, так как большая поверхность более холодной воды интенсивно его охлаждает;

• вхождение детей в прохладную воду связано у них с неприятными ощущениями;

• длительное нахождение в прохладной воде при недостаточно интенсивной мышечной нагрузке (получить которую не всегда удается у детей) грозит быстрым их переохлаждением, поскольку согревательная способность воздуха ниже охлаждающей способности воды;

• при наступлении охлаждения более теплый воздух оказывает согревающее воздействие лишь на верхнюю часть туловища и это согревание воздухом более замедленное, чем водой. Поэтому даже срочный выход из воды не спасает ребенка от переохлаждения и требует срочного принятия горячего душа или растирания, что сбивает режим занятия.

Необходимо поменять местами термический режим воздуха и воды в бассейне:

• Температура воды в бассейне должна поддерживаться на постоянном теплом (35–40°) уровне. Это гораздо легче, чем поддерживать температуру воздуха.

• Контраст температур воды и воздуха, являющийся необходимым условием закаливания, поддерживается за счет изменения температуры воздуха в бассейне, путем его периодического проветривания перед занятиями. В зимнее время его легко довести до необходимой температуры за короткий промежуток времени. Проветривание нужно заканчивать за 10–15 мин до начала занятия, чтобы произошло выравнивание температуры воздуха в помещении. В начальном режиме закаливания температура воздуха должна быть 29–30°, с постепенным снижением каждые 2 недели на 1–2° и доведением до 23–24°, а для закаленных детей – до 20–21°. Такая температура воздуха легко достигается обычными отопительными системами, при активной помощи теплой поверхности воды.

• Аэрация помещения дополнительно повышает чистоту воздуха и обогащает его кислородом.

• Теплый бассейн переносится легче в условиях более холодного воздуха, а не наоборот. Ребенок, почувствовавший озноб, всегда имеет возможность не только укрыться в теплой воде бассейна, но и быстро согреться в ней.

В летнее время закаливание в бассейне должно проводиться по традиционной схеме

(
более холодная вода – более теплый воздух, а в зимнее время – по предложенной нами модифицированной схеме
(
более теплая вода – более холодный воздух
).

Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Методическая литература, отражающая вопросы обучения детей плаванию, лишь вскользь оговаривает проведение закаливающих процедур в бассейне. Акцент в ней смещен в спортивную, а не общеоздоровительную сторону занятий в бассейнах ДОУ. Конечно, важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада.

Занятия по плаванию в детском саду

Перед занятием с детьми нужно провести краткий инструктаж по поведению в воде: внимательно следить за инструктором по физической культуре и выполнять его распоряжения, ни в коем случае не бегать и не шуметь, а в случае плохого самочувствия немедленно сообщить об этом.

Следующий этап: дети обязательно должны помыться в душе, чтобы пыль и какие-либо еще загрязнения не попали в бассейн. В случае необходимости воспитатели, инструктор и медсестра могут помочь.

Для того, чтобы вашего ребенка пустили в бассейн, нужно подготовить следующие вещи:

  • Закрытый купальник для девочки, плавки для мальчика;
  • Длинный халат с капюшоном;
  • Несколько полотенец;
  • Мыло;
  • Плавательные очки;
  • Купальная шапочка и резиновая обувь.

После каждого занятия, вещи нужно забирать домой, чтобы выстирать и просушить.

Занятие начинается с короткой физической разминки на суше, в ходе которой дети должны размяться и разогреть мышцы для дальнейшей работы в воде. Это необходимый этап, так как если сразу, не разминаясь пойти в воду – мы не добьемся желаемого оздоровительного эффекта.

В воде бассейна дети выполняют указания инструктора, обучающего какому-либо стилю плавания, и тут же отрабатывают приобретенные навыки. После обучения, начинаются игры, которые очень нравятся детям и приносят массу положительных эмоций.

Финальная часть занятия по плаванию в детском саду – свободное плавание, когда дети просто резвятся в воде, без какого-либо задания.

Что взять с собой в бассейн?

Чтобы записать младенца на плавание, надо получить справку от педиатра по установленной форме (обязательна проверка на энтеробиоз и яйца глист). Также в бассейн для грудничков нужно взять плавки для плавания, для малышей до 2-х лет это обычно специальный памперс. Дополнительно понадобятся детская резиновая или тканевая шапочка, полотенце и сменная обувь. Можно захватить любимую резиновую игрушку, которой ребенок пользуется в процессе купания, чтобы ему было спокойнее.

Сопровождающему взрослому также надо получить справку, которая станет допуском в бассейн. Из вещей ему понадобятся купальник или плавки, резиновая шапочка, сменная обувь, полотенце и купальные принадлежности для душа.

Безопасность детей в бассейне

За тем, чтобы во время занятия с детьми ничего не приключилось, внимательно следит инструктор по физической культуре, медсестра и в некоторых случаях воспитатели.

Поскольку перед тем, как пойти в бассейн дети должны помыться в душе, кабины снабжены должны быть снабжены антискользящими ковриками, что делает пребывание там детей полностью безопасным.

В некоторых группах практикуется такая методика, как использование надувных нарукавников, так детям будет намного проще и безопасней держаться на воде.

В обязательном порядке нужно объяснить детям, что возле бассейна нельзя бегать, так как можно поскользнуться и упасть. Также опасность представляет плитка, которой выложен бассейн, ею можно порезаться, например, если дети будут прыгать с бортиков бассейна в воду, не используя лестницу. Обо всех опасностях нужно провести с детьми беседу, что поможет уберечь их от возможных травм.

Как лучше всего приступать к занятиям

Чтобы грудничковое плавание надолго вошло в жизнь вашей семьи, маме можно предварительно пройти специальное обучение у инструктора с медицинским образованием, а потом потренироваться с малышом дома. Во время занятий важно соблюдать технику безопасности и быть предельно осторожной.

Сначала подготовьте все необходимое для купания. Ванну предварительно помойте с хозяйственным мылом. Порошки и средства с агрессивными составами использовать не рекомендуется – у ребенка может начаться аллергия. Для дезинфекции ничего не требуется. Вода должна быть от 34° до 36°С изначально, затем ее можно постепенно понижать до 29°С. В бассейне температура составляет не менее 30°С. Продолжительность первых процедур – не более 10 минут.

Если младенец безостановочно плачет, то такое поведение должно насторожить родителей – оно может свидетельствовать о том, что вода слишком холодная или горячая. Чрезмерная пассивность также настораживает – если малыш вялый и хочет спать, то скорее всего ванна для него очень теплая.

Плавание для грудничков можно проводить как утром, так и вечером. Все зависит от вашего распорядка дня и предпочтений ребенка. Однако тем малышам, которые легко возбуждаются и медленно успокаиваются, лучше заниматься в первой половине дня. Главное правило – должно пройти не менее полутора часов после кормления.

Как научить ребенка плавать дома: пошаговая инструкция

Ребенок должен быть в хорошем расположении духа. Важно, чтобы грудное молоко уже хорошо переварилось, но при этом чувство голода еще не наступило.

Аккуратно опустите ребенка в подготовленную ванну и немного подождите, чтобы понять, какие ощущения он испытывает. Если услышите плач, то не спешите сразу доставать грудничка, лучше дайте ему время, чтобы освоиться. Когда малыш успокоится, приступайте к выполнению следующих упражнений:

  1. Уложите ребенка горизонтально на спину. Аккуратно подстраховывайте его ладонью снизу. В итоге малыш должен практически самостоятельно лежать на воде, а мама лишь слегка поддерживать головку.
  2. Переверните малыша, чтобы на этот раз он располагался животиком вниз. Все тело должно быть погружено в воду, кроме головы – ее мама поддерживает за подбородок. Попробуйте научить малыша плескаться. Повторяйте это упражнение во время каждого купания, и тогда вскоре ребенок сможет грести.
  3. Опускайте ребенка горизонтально спинкой вниз. Важно, чтобы его ноги были расположены у бортика. Плавание для детей от опоры позволяет им оттолкнуться от твердой поверхности и немного проплыть самостоятельно. Это упражнение рекомендуется делать, когда кроха будет уже уверенно чувствовать себя в воде.
  4. Опускайте в воду на небольшое расстояние от крохи резиновую игрушку, чтобы он самостоятельно пытался добраться до нее. Постепенно увеличивайте путь до цели.
  5. Когда малыш будет уверенно самостоятельно держаться на воде, можно переходить к нырянию. Окунайте его полностью на несколько секунд. Повторяйте упражнение не более пяти раз.

Инфракрасная кабина после плавания

В некоторых детских учреждениях после бассейна и душа детям предлагается погреться в инфракрасной сауне, чтобы избежать простуды.

То же представляет собой инфракрасная сауна? Чаще всего кабина сделана из натурального дерева и нагревательных элементов, расположенных по всему периметру, что позволяет добиться равномерного прогревания, а для работы сауны нужна лишь стандартная розетка в 220 вольт, что позволяет установить данный агрегат в любом детском саду. Температура в кабине вполне нормальна: 38-45 градусов, в то время как в обычное бане или сауне может доходить до 110, что скорее опасно для здоровья.

В зимнее время посещение инфракрасной сауны особенно полезно для ребят, так как приравнивается к полноценному пребыванию под летним солнцем. Климат внутри кабины исключает горячий воздух, поэтому детям комфортно дышать. Инфракрасные волны прогревают тела посетителей детского сада намного лучше, чем тепло обычной бани или сауны, где воздух достаточно тяжелый.

Также несомненным плюсом инфракрасной кабины является свойство выводить из мышц молочную кислоту, которая возникает после тренировок. Разумеется, занятия по плаванию не могут быть настолько интенсивными, чтобы вызвать боль в мышцах, но прогревание в любом случае полезно для детей.

Инвентарь для занятия

Для того, чтобы занятие в воде в детском саду было продуктивным и увлекательным для детей, используются некоторое спортивные и игровые материалы:

  • Планки из пенопласта;
  • Мячики;
  • Игрушки для катания;
  • Игрушки для ныряния;
  • Надувные круги.

Планки из пенопласта используются при обучении плаванию: например, нужно зажав планку ногами, держаться наплаву только с помощью рук, или наоборот, совершать ногами активные движения, держа пенопласт руками. Назначение этого спортивного инвентаря на занятиях в детском саду скорее обучающее, чем развлекающее, но, можно сделать процесс увлекательнее для детей, если представить задание как игру или использовать цветные планки.

С помощью надувных мячиков можно выполнять множество физических упражнений и даже игр в воде, например, детям очень понравится волейбол в бассейне или эстафета с обменом мячей на скорость.

Игрушки для катания подходят для самых маленьких и тех, кто еще совсем не умеет плавать. Данный инвентарь представляет собой надувную фигурку животного или даже транспортного средства с углублением для сидения, в котором проделаны отверстия для ног и, таким образом, ребенок надежно держится внутри.

Как понятно из названия, игрушки для ныряния нужны для обучения именно этому процессу. Чтобы ребенку было интересно и не страшно оказываться под водой, можно давать ему несложные задания, например, дотронуться до прикрепленной к полу бассейна игрушки или поднять её. Самая распространенная и популярная разновидность – игрушечные водоросли. С их помощью можно не только обучить ребенка нырянию, но и придать бассейну более живописный вид.

Функция надувного круга – удерживать ребенка на поверхности воды. Используются для самых первых занятий, когда происходит только знакомство с плаванием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]