Проект «Совместная творческая деятельность детей и их родителей в образовательном процессе»


Проект «Совместная творческая деятельность детей и их родителей в образовательном процессе»

МУДО Центр дополнительного образования детей п. Авсюнино

Орехово-Зуевского городского округа Московской области

Проект

«Совместная творческая деятельность детей и их родителей

в образовательном процессе»

Автор проекта- педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Курицина Елена Константиновна

2020

«Совместная творческая деятельность детей и их родителей

в образовательном процессе»

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе».

Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.

Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.

Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Совместное творчество с детьми. Зачем и как?

Совместным творчеством с детьми можно начинать заниматься с тех самых пор, как ребенок сможет держать в ручках предмет.


Вид деятельности каждого конкретного ребенка определяется его возрастом, индивидуальными темпами развития, а также его личными склонностями и предпочтениями.

В процессе созидательного творчества происходит следующее:

  • Осуществляется интересный и плодотворный досуг, что само по себе хорошо как вид позитивной привычки.
  • Развивается стремление к созиданию.
  • В процессе творчества происходит самовыражение ребенка, профилактика психосоматических заболеваний, выражение различных эмоций, проработка чувств и состояний, например страхов (можно смять пластилинового волка или порвать нарисованного, а также придать ему положительные черты ), избавиться от разрушительных тенденций и негативных накоплений, невольно получаемых от общества или в процессе внутреннего роста, ведь онтогенеза без боли не бывает.
  • При этом возникает чувство единения в общей деятельности с мамой, сближение реальностей, чувство сопричастности, общего дела, ощущение заинтересованности взрослого делами малыша, снятие давления авторитета и силы родителей.
  • Проявляется фантазирование и творческое воображение, что необходимо для гармоничного развития мозга, что будет особенно заметно позже, например, при начале учебной деятельности.
  • Формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, не по предложенным шаблонам и схемам, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы, а не почерпнутую из книг или объяснений взрослых. Это очень важно!
  • Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект; подробнее о том, как именно это происходит, я опишу ниже, когда буду рассказывать о примерах детского творчества.

  • При работе с природными материалами появляется чувство единения с природой, бережное отношение к ее дарам.
  • При работе с подручными средствами типа ненужных коробочек и баночек, развивается креативность, ребенок придумывает, что можно сделать из коробки из-под каши «Геркулес» – высотный дом, машину, гараж, кукольную кроватку и т.д.
  • В творчестве можно решать возможные психологические проблемы, давать выход эмоциям. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, то пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения догм или фантазирования, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Это даст возможность Вашим вещам в доме остаться на своих традиционных местах…
  • Продукты творчества могут стать участниками ролевой игры, героями настольного театра.
  • Домашняя выставка детского творчества развивает у ребенка ощущение своей значимости, ценности, личных способностей и умений.
  • В творчестве развивается эстетическое чувство, вкус и тяга к прекрасному.

Общие правила

  • Подготовка рабочего места: застелить пол под столиком большой клеенкой, положить на столик подкладки, подготовить сразу все необходимые материалы и инструменты.
  • Подготовка детской одежды: одеть малыша в удобную одежду, которую не жалко будет испачкать красками или клеем или использовать большой фартук с длинными рукавами.
  • Использовать по возможности нетоксичные и безопасные материалы и инструменты.
  • При работе с ножницами лучше начать со специальных детских безопасных ножниц, при этом объясняя, как надо пользоваться острыми предметами, каким концом подавать их. Как только малыш освоит эти
  • правила, можно перейти на обычные ножницы, но все равно строго под Вашим контролем. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка с ножницами наедине. До этих пор те детали, которые неудобно вырезать детскими ножницами, вырезайте сами обычными.
  • Безопасность – это очень важно, но нельзя совсем лишать детей опыта общения с острыми предметами. Следует с самого раннего возраста объяснять, как с ними следует обращаться, давать подержать в ручках, но никогда не оставлять одного. Пусть малыш осторожно потрогает острие иголки или вязальной спицы в Вашем присутствии, пусть усвоит правила обращения с ними.
  • Клей лучше брать в виде карандаша и не очень толстого, чтобы малыш мог сам намазывать клеем тонкие детали.

  • Если у Вас несколько детей разного возраста, то следует распределять «обязанности» сообразно их возрастным возможностям и личным предпочтениям. Например, ребенок 4 лет и старше (или мама) вырезает детали из бумаги, ребенок 2 лет и старше намазывает их клеем, ребенок 1,5 лет и старше прикладывает их и разглаживает, ребенок 5 лет и старше разрисовывает, прорабатывает мелкие детали, малыш 6 месяцев и старше мелко рвет бумагу (из обрывков бывает снег, перья птиц, травка и т.д.).

  • При занятиях следует учитывать темперамент ребенка, определяющий время, которое он может неотрывно заниматься одним видом деятельности. Поэтому не стоит от подвижного активного малыша ожидать усидчивости. Чтобы не отбить желание творить, лучше позволять отвлекаться на другие игровые виды деятельности или проводить с малышом физ.минутку или пальчиковую гимнастику, или отвлечение на легкий перекус, если это не противоречит его режиму и диете.
  • Лучше всего получается то творчество, которое ребенок сам был заинтересован осуществить. Например, увидел ребёнок в пустом пакете из-под сока жилой высотный дом с окошками, или в флаконе из под шампуня — автомобиль-цистерну, или в коробочке из-под подарочной кружки — гараж для нового игрушечного грузовичка, или сам заметил, что макаронины-ракушки очень напоминают домик улитки, а в коробочке из-под плавленого сыра прекрасно уснёт пупсик или зайчика… Безграничны возможности детского творчества.
  • Ни в коем случае не надо принуждать ребенка, если он не хочет ничего делать. Если это просто момент временного отказа от занятий, то можно просто дождаться, пока малыш сам снова проявит желание творить. Если же отвержение творчества носит систематический и стабильный характер, то сначала можно попробовать поместить ребенка в коллектив детей подобного возраста, с увлечением занятых творчеством или просто дома делать что-то самой маме. Если это не помогает, можно выждать какое-то время и попробовать снова. Также всегда остается возможность обратиться к профессиональному детскому психологу.
  • В процессе категорически нельзя ругать ребенка за неудачи, неосторожность. Даже если малыш что-то приклеил криво, надо похвалить его за работу, за попытку, за старание, и обязательно отметить то, что у него получилось наиболее хорошо, ведь дети раннего возраста не нацелены на результат, они трудятся ради процесса. А потом можно аккуратно сказать, как можно будет в следующий раз улучшить какие-то детали, которые получились хуже. Иногда можно вернуться к недоделанной работе позже. Готовую работу следует показать всем членам семьи, чтобы они оценили и похвалили ребенка. С работой ребенка нужно обращаться бережно. Ее лучше поставить на полочку, предназначенную для выставки домашнего детского творчества.
  • Лучше начинать с того, что ребенок точно сможет выполнить. Первые задания должны быть заведомо легче, чем ребенок мог бы сделать. Это позволит ему почувствовать себя уверенно. Похвала и восхищение его творчеством обязательны. Со временем, когда малыш поймет, что его действия одобряются, можно усложнять задания, вводить новые элементы, в более сложных случаях можно чем-то помочь малышу, чтобы он не ощущал себя неумехой. Помощь должна быть ровно в том объеме, в котором ему необходимо. То, что малыш может сделать сам, пусть делает сам.
  • Ни в коем случае не будьте в роли поучающего и назидающего педагога. Просто творите вместе и получайте удовольствие!
  • По окончании работы вместе наводите порядок, пусть малыши отнесут в мусорное ведро обрезки, клеенки и фартуки – в ванную, инструменты – на место, более старшие могут пропылесосить комнату или принять участие в отмывании подстилок и клеенок. Чтобы привить эту привычку убирать за собой, не стоит этим наказывать или принуждать командным тоном, пусть это будет такая же игра, как и другие. Главное, делайте все вместе, сами при этом шутите и улыбайтесь, а не ворчите.
  • Если детских работ накопилось так много, что часть необходимо выкинуть, делайте это незаметно для малыша, иначе вы обесцените его труд.

Примеры

  • Делаем болото. Основой служит одноразовая тарелка или круг из плотного картона. Ребенок с 1,5 лет катает из зелёного теста колбаски (развивается мелкая моторика, чувствительность пальцев и зон ладони, координация движений). Ребенок с 2,5 лет катает колбаски из пластилина и обклеивает колбасками края тарелки (развивается то же). Все дети украшают эти края зернами чечевицы (развивается то же). Малыши мелко рвут зеленую бумагу (развивается то же, а так же выводится наружу агрессия, негативные эмоции). Дети постарше режут ножницами зеленую бумагу. Все мажут клеем дно тарелки и бросают туда обрывки зеленой бумаги. Старший (4 г и более) лепит из пластилина лягушку, глазки делаются из половинок горошинок, вырезает из зеленого картона лист лилии, приклеивает лист на болото, сажает лягушку, а цветок лилии сделает из мытой белой и жёлтой салфетки. Младший малыш катает колбаску из пластилина, старший делает на конце ее мордочку змеи, глазки можно сделать из рисовых зернышек, сажает ее на болото. Старший ребенок обклеивает спичку зеленым пластилином, получается стебель камыша. Малыш катает коричневую колбаску, получается верх камыша, вырезает из зеленой бумаги лист камыша и вставляет камыш в каштан – кочку, кочка с камышом приклеивается на болото с помощью клея или пластилина. Из макарон-ракушек делаются несколько улиток; младший катает несколько колбасок, старший вытягивает рожки, тельца накрываются макаронинами и спускаются в болото. По желанию можно сделать несколько коричневых пластилиновых кочек, в которые вдавливаются поломанные спички – палочки. И очаровательное болотце готово, дальше все зависит от Вашей фантазии.
  • Если Вы привезли с моря ракушки, то примерно также можно сделать море. Приклеиваются морские камешки, также используются обрезки и обрывки синей бумаги, пластилиновые морские звезды, украшенные зернышками, омары, крабики из пластилина, помещенные в Ваши ракушки, рыбки из цветной бумаги или фольги.
  • Безграничные возможности для творчества открывают каштаны и осенние листья. Ежик: каштан обклеивается пластилином, вытягивается мордочка и лапки, из сломанных спичек втыкаются иголочки, из зернышек делаются глазки и носик, из пластилина грибочки и ягодки на спинку. Любые животные получаются сочленением каштанов с помощью спичек, нужные части делаются из пластилина, хвосты и перья – из цветной бумаги. Сову можно поместить в дупло из маленькой пластиковой бутылки из-под воды, а вместо пробки сверху вставить засушенные листья – листва дерева.
  • Можно делать картины, наклеивая спички и зерна на картон, на котором размазан пластилин. От простых фигур-домиков для малышей до сложных орнаментов и сюжетов для более старших детей.
  • Почти все можно сделать из пустых коробок из-под сока, геркулеса. Старший ребенок вырезает стороны дома из цветной бумаги, малыш мажет их клеем и прикладывает к коробке. Старший вырезает окошки из желтой бумаги, малыш мажет их клеем и наклеивает на дом. Старший после этого дорисовывает в окошках членов Вашей семьи, люстры, цветы на подоконниках, занавески — все, что сочтет нужным. Можно из спичек сделать пожарную лестницу и приклеить на дом, а на крышу посадить пластилиновую кошку или воробышков. Также делаются машины, круглые колеса вырезаются из картона, пассажиры из пластилина или рисуются в окнах кабины.
  • Шкаф: из цветного картона вырезается «книжка», а вещи вырезаются из модных или рекламных журналов. С этой игрой справится даже малыш 1,5 лет.
  • Многое можно делать из ваты; снежные пейзажи на пластилине, или просто на куске картона, бороду Дедушке Морозу, шубку для зайца или кошки и т.д. Делать вату цветной, например, для пушистого желтого цыпленка можно, настрогав грифели цветных карандашей на вату, или развести гуашь с водой и опрыскать поделку как комнатные цветы из пульверизатора.
  • Можно делать, как плоские, так и объемные фигуры из соленого теста. Берем 2 части муки и 1 часть соли, добавляем воды и месим тугое тесто. Если в воду добавить красители, то тесто будет цветное, можно использовать гуашь, соки и специи (например, жёлтую куркуму). Так вы можете получить любой оттенок.
  • На плоскости красиво получается зеленая елочка с цветными игрушками. Объемные фигуры надо посушить, потом по желанию можно дополнительно раскрасить их гуашью, прорисовать детали, например глазки птичкам, рельеф перышек и т.д.
  • Крышечки от детских зубных щеток (кошечки, дракончики и т.д.) могут служить заготовками для изготовления фигурок при добавлении жёлудей, спичек и пластилина.
  • Во многих творениях можно использовать игрушки из «киндер-сюрпризов», да и сами пластмассовые контейнеры могут быть и яичками, и бочонками, и камушками, и телами животных.
  • В крышке от коробки из-под торта можно соорудить жилую комнату. Мебель может быть из цветного картона. Жильцы могут быть игрушечными или пластилиновыми, постельные принадлежности- из платочков или лоскутков, посуда – из пластилина.
  • Дети очень любят дарить вторую жизнь своим сломанным игрушкам. Например, лестницу от старой пожарной машины можно приделать к картонной машине. Отломанные колеса пригодятся при изготовлении автомобиля из пластикового пузырька от шампуня. Помятые теннисные шарики могут стать головами клоунов (их удобно разукрашивать фломастерами). Из футляра от губной помады получается труба дома, лавочка и т.д.
  • Мерные стаканчики от сиропов-лекарств – это пеньки в лесу, табуретки, столы, корзиночки, ведерки и шляпки. Склеенные пустые спичечные коробки – это дома, самолеты, машины.
  • Я лично собираю в коробку из-под обуви все такие потенциальные материалы; шнурки, пуговки, коробочки, пузырьки и прочее. Когда возникает идея что-то сотворить, мы с детьми достаем эту коробку, и обязательно находим нужные детали.

Фото-отчёты Vikiland

Мы проводим множество интересных мероприятий для детей и взрослых!

Смотреть все фотографии
Вернуться к списку

Нужно ли творчество моему ребенку?

Решать Вам.

Просто примите как данность:

Во-первых, творчество напрямую связано с моторикой:

  • Развитая моторика → развитая речь.

Во-вторых, дошкольники мыслят образами, в отличие от взрослых:

  • Больше образов → лучше умственное развитие.
  • Развитое образное мышление → развитое воображение.
  • Развитое воображение и фантазия → нестандартный ход мысли и нешаблонное мышление.
  • Нешаблонное мышление → успешное продвижение по жизни.

В-третьих, творчество — способ, с помощью которого дети могут выразить свои эмоции, переживания, утвердиться в собственной значимости.

Разумеется, творчество — не таблетка от всех проблем. Но одна из основ гармоничного воспитания. Гармония тела, гармония духа закладываются и с творчеством, в том числе. Мы так устроены, что тянемся к прекрасному и в наших силах показать это прекрасное своим детям.

Cовместные занятия творчеством родителей и детей

К выбору занятия

Начинать заниматься созидательной деятельностью лучше как можно раньше. В идеале это нужно сделать, когда малыш начнёт уверенно держать небольшие предметы.

Творческое взаимодействие матери и малыша восполняет недостаток внимания, отнимаемого у ребёнка сумасшедшим ритмом современных мегаполисов и нескончаемой работой его мамы. Оно снимает давление родительского авторитета и помогает ребёнку выразить себя и осознать свою значимость в семье и мире.

Ребёнок, получивший большой простор для воплощения своей фантазии, позволяет себе мыслить нестандартно. Сначала при виде обычных предметов у него станут возникать уникальные смелые ассоциации, затем он будет радовать вас оригинальным подходом к решению различных задач в школе или креативным сюрпризом на День рождения в виде красивой стен-газеты или коллажа, сделанного его руками.

Совместное творчество не должно сопровождаться негативными эмоциями, поэтому готовиться к ним нужно очень основательно. Как минимум, необходимо заранее знать, какие предметы вам понадобятся в ходе работы. Ведь оставить ребёнка наедине с клеем или ножницами и уйти искать недостающий инструмент – решение не самое разумное.

Дабы облегчить вам задачу мы готовы предложить вашему вниманию различные курсы и мастер-классы, в которых вы можете принять участие вместе со своими детками. Наш семейный центр в центре Москвы представляет в удобном районе, а все наши занятия разнообразные, увлекательные и живые!

Блог Юльчатки

Совместное творчество детей и родителей необходимо обеим сторонам. Нам, взрослым, очень не хватает ярких образов, а дети могут их создать, потому что по-другому передавать свои впечатления об окружающем их мире они не умеют. Я только сейчас начинаю критиковать работы дочери, показывая тем самым, что не всё, что Светлана создаёт, является шедевром. Но и не навязываю своё мнение, дабы не вмешиваться сильно в процесс выражения чувств и мыслей. Я заметила, что у моего ребёнка творческая деятельность просыпается в то время, когда я сама начинаю что-то мастерить. Подражая моим действиям, дочка создаёт свои уникальные вещи. Сегодня я покажу некоторые из наших рисунков, придуманные либо одной, либо другой из нас, а иногда и обеими вместе.

Для рисунка «Египетский глаз» мы использовали такие материалы: бумага для акварели, гуашь, стиральный порошок, вода.

Чтобы деятельность ребёнка имела именно творческий характер, нужно как можно чаще предлагать ему различные материалы для творчества, которые ему даже не пришло бы в голову использовать.

Обратите внимание, как скучны и чётки линии на моём рисунке (верхний), и как интересны хаотичные линии, нарисованные Светланой (нижний). А дочкин рисунок стрекозы меня восторгает:

Используемые материалы: бумага для акварели, масляная пастель, восковые мелки.

Кто, кроме нас, родителей, знает наверняка, что интересно нашим детям, какой опыт их увлечёт, а какой – нет, какие новые знания они приобретут, а затем и применят в своём творчестве. Например, мы увидели в журнале фото утконоса и решили его изобразить. Понятное дело, что рисунок не получится идентичным фотографии. Поэтому мы выбрали самые яркие краски и украсили наших сладко дремлющих утконосов весёлыми точками. Так и получился наш рисунок ватными палочками и чёрной ручкой (как ею рисовать, научит художник Сергей Меркулов).

Используемые материалы: цветной картон, чёрная гелевая ручка или тонкий маркер, гуашь.

Следует учитывать также, что восприятие детей является чувственным (думаю, что это слово будет самым подходящим), ведь для них важно увидеть, дотронуться, ощутить, то есть познать мир, причём наглядно. Для создания едва уловимой атмосферы творчества ребёнку нужно предоставить свободу, а родителям оставаться терпеливыми и деликатными.

Исполнен этот рисунок масляной пастелью, а пёрышки прорисованы мягким по твёрдости простым карандашом.

Лично я, да и многие родители, я думаю, приобщаясь к детскому творчеству, сами приобретают практические умения, что позволяет сделать совместное творчество детей и родителей очень плодотворным. Вот и мои рисунки. Может, они покажутся вам примитивными и плоскими, но делала я их по эскизам своей дочери.

В рисунке справа, помимо масляной пастели, я также использовала перламутровые акварельные краски.

Во время совместных прогулок и потом, уютно расположившись за столом, мы часто увлечённо рисуем с дочкой. Такая близость, как и общение, ценна, ведь ничто нас так не сблизит, как совместное времяпровождение.

Мы никогда не забываем про наши настроенческие витаминки, очевидно, поэтому в ход пошли просроченные разноцветные таблетки, которые выбросить рука не поднялась. Вот и получился рисунок волшебного дерева у Светланы с весёлыми рожицами:

А у меня просто с цветными плодами:

А цветок с сердцевинкой из таблетки вы уже заметили, наверное, на первой фотографии этого поста.

Как говорится: «Процесс пошёл!» и моя помощь уже совсем не была нужна, я просто сидела рядышком и черкала на листе бумаги наброски. Зато дочка придумывала и воплощала. Это цветочная полянка с солнышком в виде мордочки коровки:

А это собачка, победившая на выставке себе подобных:

Как же без хорька (нарисован цветными карандашами):

Без морской и корабельной тематики тоже не обошлось (правда, этот рисунок был создан прошлым летом, но я решила включить его в обзор работ):

А эту работу на холсте мы создавали вместе (я рисовала бушующее море) после посещения выставки «Алые паруса»:

Ещё один рисунок волшебного дерева напомнил мне образ из картин художницы Марии Трудлер, блог которой моя дочь смотрела вместе со мной некоторое время назад. Видимо, запали в душу удивительные линии, что она решила их воплотить на бумаге.

Дополнения в виде брызг счастья и золочение таблеток – мои.

И завитушки в уголках тоже делала я, потому что не люблю пустые пространства.

Почти все психологи говорят о том, что надо не только творить вместе с детьми, но и устраивать выставки совместного творчества. Вот я сегодня и провела одну такую. Надеюсь, вам понравилось, и вы тоже увлечётесь подобной идеей. Ведь, развивая творческие способности своих детей, мы помогаем им осваивать мир чудес, добра и красоты.

Спасибо, что посмотрели и прочли мой пост до конца, значит, Вам небезразлично!

… Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]