Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Земля — наш общий дом»проект (подготовительная группа)


Экологический проект «Юные экологи»

автор: Силаева Анна Вячеславовна

воспитатель ГБОУ Школа №536 ДК9

Экологический проект «Юные экологи»

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Название проекта:

«Юные экологи».

Актуальность:

У людей, живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического безкультурия: папа сломал ветку и отмахивается от комаров. Но позиция воспитателя по этому вопросу способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту детей вызывают устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому в условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями, специально организованных игровых обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников и др. Особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.

Проблемная ситуация:

Научить детей совместно с родителями любить природу родного края, его прошлое и будущее. Сделать так, чтобы дети и взрослые постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Целеполагание:

Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры у детей, знаний о родном крае, воспитание осознанно – бережного отношения к природе.

Основные задачи проекта:

  1. Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о родном крае.
  2. Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о родном крае.
  3. Развитие познавательного интереса к миру природы родного края умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
  4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  5. Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
  6. Привлечение родителей к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико – ориентированный;
  • По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;
  • По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • По характеру контактов: разновозрастные группы, в контакте с семьей;
  • По количеству участников: фронтальный, групповой;
  • По продолжительности: долгосрочный.

Количество участников:

дети (младшая группа, старшая группа, подготовительная группа), воспитатель по физкультуре, учитель-логопед, родители воспитанников, воспитатели групп.

Длительность проекта:

1 год.

Дата проекта:

сентябрь — август

Форма совместной деятельности:

сотрудничество.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

Основной этап:

  1. Проведение цикла занятий, экскурсий, наблюдений.
  2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

  1. Проведение досугов во всех группах.
  2. Оформление сезонных выставок с поделками.
  3. Оформление фотовыставки, посвященной родному краю.

Содержание мероприятий по реализации проекта.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯТЕМА, СОДЕРЖАНИЕДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
ЗанятияМладшая группа, старшая группа, подготовительная группа
«живая и неживая природа» (см. приложение №1)
Ежемесячно
НаблюденияМладшая группа, старшая группа, подготовительная группа
«живая и неживая природа» (см. приложение №2)
Ежемесячно
Экскурсии, прогулки
  1. (Подготовительная группа). Экскурсия в лесопарковую зону, расположенную вблизи детского сада, с использованием экологической тропы.
  2. (Старшая группа). Экологическая прогулка «Осеннее путешествие»
  3. (Младшая группа). Прогулка на территории детского сада с использование экологической тропы.
Зима
Осень

Весна

Экологические недели
  1. «Домашние птицы» (младшая группа)
  2. «Весна» (подготовительная группа)
  3. «Птицы» (старшая группа)
  4. «Путешествие в мир насекомых» (старшая группа)
Весна
Апрель

Ноябрь

Май

Подвижные игры«У медведя во бору», «Наседка и цыплята», «Зайка беленький», «Курочка-хохлатка», «Гуси-гуси», «Совушка — Сова», «Кот и мыши», «Грибочки», «Щука и караси», «По ровненькой дорожке…», «Раз, два, три к дереву беги», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Поймай комара», «Удочка», «Ветер и листья», «Зайцы и волк», «Перелет птиц», «Лягушки», «Два мороза», «Паук и мухи», «Ловля бабочек», и т.д.Ежемесячно, в течение дня
Игровые упражнения и игры — эстафеты«Лошадки», «Пингвины», «Переправа через ручей», «По мостику», «Веселые жучки», «Найди себе пару», «Медвежата», «Червячки пошли гулять», «Паучки», «С кочки на кочку», «Холодно – горячо», «Между снежками», «Кто быстрее до снеговика», «Фигуры», «Прокати на санках», «Точно в цель», «Снежная карусель», «С льдинки на льдинку», « Море волнуется», «Река и ров», «По дорожке на одной ножке», «Огородники», «Посади картошку», и т.д. Ежемесячно
Дидактические игрыМладшая группа
— «Как называется такая погода»,

— «Найди такой же листик»,

— «Какая это птичка»,

— «Найди такое же животное и назови»,

— «Опиши, мы отгадаем» и др.

Старшая группа

— «

Какого растения не стало?», «Где снежинки», «Наши любимцы»,

— «Где что зреет», «Летает, плавает, бегает»,

«Цветочный магазин», «Выбери нужное»,

— «Вершки и корешки», «Поступи правильно».

— «Назови растение», «Чудесный мешочек»

Подготовительная группа

— «Природа и человек», «Назови растение с нужным звуком», «Что растет в лесу, «Найди листок как на дереве», «Где кто живет», «Когда это бывает», «Третий лишний», «Вчера, сегодня, завтра», «Что это за насекомое», «Скажи, что ты слышишь», «Земля, огонь, вода», «Что происходит в природе», «Кто где живет».

Ежемесячно, в течение дня
Ежемесячно, в течение дня
Досуговое мероприятиеМладшая группа
Старшая группа

Подготовительная группа

Выставки детских работ совместно с родителямиВремена годаОсень, Зима, Весна, Лето
Фотовыставка«Красота и богатство моего края»Весна
Изготовление кормушек для зимующих птиц, совместно с родителямиВсе группы
«Бережем друзей наших меньших»
Зима
Чтение стихотворений пословиц и поговорок, художественной литературыЖивая и неживая природаЕжемесячно,
в течение дня
Оформление стендов для родителейВсе группы
«Природа – наш дом»

«Сезонные изменения»

Ежеквартально
Анкетирование родителей«Экологическое воспитание детей»
«Использование художественной литературы в семье»
Логопедические занятия с детьмистаршая группа, подготовительная группа
«Использование природного материала в логопедической работе»
Ежемесячно,

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Младшая группа.

  • Что нам осень подарила.
  • Кошечки.
  • Листопад, листопад, засыпает старый сад…
  • Путешествие в зоопарк.
  • Где ночует солнце?
  • Кошечка и котенок.
  • Плоды фруктовых деревьев.
  • Ветер – ветерок.
  • Как звери к зиме готовятся?
  • Наступила зима.
  • Зима в лесу.
  • Дикие животные.
  • Поможем зайке.
  • Большие и маленькие звездочки.
  • Кто живет рядом с нами.
  • Солнечные зайчики.
  • Деревья и кустарники на нашем участке.
  • Дождик песенку поет.
  • Шестиногие малыши.
  • Домашние животные.

Старшая группа.

  • Наблюдение за черепахой.
  • Рассматривание и сравнение овощей и фруктов.
  • Беседа о домашних животных.
  • Беседа о хлебе.
  • Беседа «Чудесное яблоко»
  • Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река».
  • Беседа о домашних животных.
  • Беседа о хлебе.
  • Беседа «Чудесное яблоко»
  • Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река».
  • «Знакомство с волком».
  • Рассматривание комнатных растений.
  • Беседа о снеге.
  • Экологическая викторина «Знатоки природы».
  • Беседа «Зимой в лесу».
  • Беседа «Растение как живое существо».
  • «Для чего человеку нос?»
  • «Знакомство с животными жарких и холодных стран».
  • «Наши умные помощники – органы чувств».
  • Беседа «Как много интересного бывает зимой».
  • «У нас в гостях животные»
  • Черенкование комнатных растений.
  • «Что и как человек ест».
  • «Муравьи – санитары леса».
  • Экологическая сказка «Ручеек».
  • «Доктора леса».
  • Заключительная беседа о весне.

Подготовительная группа.

  • Природа и человек.
  • Дары осени.
  • Где зимуют лягушки.
  • Листопад, листопад – листья желтые летят…
  • Путешествие в осенний лес.
  • Улетают журавли.
  • Как звери к зиме готовятся.
  • Природа и мы.
  • Планета Земля в опасности.
  • Пришла осень, привела погод восемь…
  • Шестиногие малыши.
  • Встреча зимы.
  • Подземные богатства земли.
  • С какой ветки детка.
  • Кто охраняет окружающую среду.
  • Юный эколог.
  • Зимующие птицы.
  • Уголок планеты, где мы живем.
  • Домашние и дикие животные.
  • Животный мир полярных районов.
  • Растения и жизнь на Земле.
  • Мы все – жители планеты.
  • Лес и человек.
  • Птицы прилетели – весну принесли.
  • Знакомство с пресмыкающими.
  • Растения рядом с нами.
  • Царство растений: травы.
  • Праздник Земли.
  • Кто главный в лесу.
  • Времена года.
  • Русская береза.
  • Здоровая пища.
  • Здравствуй, лето красное.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Младшая группа.

  • Наблюдение за рыбками, за погодой, за птицами, за ветром.
  • Наблюдение сезонных изменений в природе.
  • «Приходит осень», рябина осенью, наблюдение за осенними листьями.
  • Наблюдение за солнцем, за небом.
  • Наблюдение из окна за наступлением светового дня.
  • Осенняя одежда. Признаки осени. Листопад. Ель осенью.
  • Наблюдение за котенком, кошкой.
  • Наблюдение из окна за дождем.
  • Клен осенью. Листья на деревьях.
  • «Ветер, тучи, облака».
  • Наблюдение за собакой.
  • «Из окна наступает вечер».
  • Наблюдение за состоянием погоды.
  • «Первый лед на лужах», первый снег, снегопад.
  • Наблюдение за березой в ноябре.
  • Наблюдение за работой воспитателя в уголке природы.
  • «Одежда зимой».
  • Наблюдение за вечерним небом, за звездным небом.
  • Деревья в ноябре.
  • Иней на деревьях.
  • Луна на вечернем небе.
  • «Зимний пейзаж».
  • Наблюдение за работой дворника в разные сезоны.
  • «Цветной снеговик» Свойства снега. За цветом снега.
  • Наблюдение за снежным небом, снежной тучей.
  • «Зимнее утро». Сугробы. Иней на окнах.
  • «Вечерний городской пейзаж».
  • Наблюдение за птицами у кормушки. Зимующие птицы.
  • Наблюдение за тенью.
  • Проращивание лука в группе.
  • Ива зимой. Дерево и куст зимой.
  • «Цветные льдинки». Гололед.
  • Наблюдение за солнечными зайчиками.
  • Наблюдение за таянием снега.
  • «Почки на деревьях». Первые признаки весны.
  • Отражение солнца в лужах.
  • Снег ранней весной, свойства льда.
  • Наблюдение за обрезкой деревьев. Первоцветы. Первые ручьи и лужи.
  • Насекомые.
  • Наблюдение за радугой.
  • Цветение деревьев. Цветение цветов.

Старшая группа.

  • Наблюдение за живой природой: за насекомыми; птицы, их повадки, зимующие птицы и перелетные; за дождевыми червями; листопад, поле семян деревьев; красота зимнего пейзажа; весеннее изменение в природе; полет тополиного пуха; многообразие растительного мира; окраска растений, растения — барометры; за животными.
  • Наблюдение за неживой природой: продолжительность дня, осадки, ветер, небо, солнце, воздух, облака; одежда детей и взрослых в разные сезоны; следы на снегу; образование сосулек; лужи.
  • Рассматривание : многолетние и однолетние растения; цветочные семена; деревья и кустарники (различия ); почки после листопада; листья, их окраска, форма; лужи на асфальте; следы на снегу; насекомые; цветущие деревья; лекарственные растения; цветы на клумбе.

Подготовительная группа.

  • Наблюдение за сезонными изменениями.
  • Солнце – источник тепла и света.
  • Наблюдение за осенними деревьями.
  • Наблюдение за листопадом.
  • Наблюдение за перелетными птицами.
  • Наблюдение за ветром, облаками, радугой, грозой.
  • Наблюдение за снегом, снегопадом, льдом, метелью, снежинками.
  • Наблюдение за следами на снегу.
  • Наблюдение за хвойными деревьями, за деревьями и кустарниками.
  • Наблюдение за трудом дворника.
  • Наблюдение за градом, капелью, таянием снега.
  • Наблюдение за цветником.
  • Наблюдение за растениями.
  • Наблюдение за насекомыми.
  • Наблюдение за собакой.
  • Почему происходит смена дня и ночи.
  • Наблюдение за высотой стояния солнца.

Экологический проект «Юные экологи»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]