Подвижные игры на развитие силы
Подвижные игры являются самым эффективным и наиболее универсальным средством физического воспитания ребёнка. Играя в подвижные игры, ребёнок даже не подразумевает, что происходит его всестороннее воспитание. Все подвижные игры взаимосвязаны между собой, поэтому нельзя сказать однозначно, что мы развиваем в той или иной игре. Мы постарались объединить игры, которые больше направлены на развитие силы, но не исключают и развитие других физических качеств.
Подвижная игра «ПАУЧКИ»
Игра подходит для старшего дошкольного возраста. Играть может большое количество человек, но не менее четырёх.
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Материалы необходимые для игры: мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота, мяч.
Ход игры:
Все играющие должны разделиться на 2 команды. Каждый игрок команды принимает следующее исходное положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Если играющий потерял мяч, то он начинает движение с того места, откуда произошла потеря предмета. Побеждает та команда, которая прошла дистанцию первой. Чтобы было интереснее за победу можно вручать жетоны или мелкие призы. А ещё можно придумывать наказания проигравшей команде или так называемый выкуп, т.е. специальные задания. Например, приседать 5 раз или прыгать на одной ноге или что-нибудь другое, на что хватит вашей фантазии.
Подвижная игра «НАЕЗДНИКИ»
Игра предназначена для детей от пяти лет, хотя, если ребёнок младшего возраста умеет прыгать на мяче-прыгунке, то он тоже может принять участие в игре. Играть может любое количество человек, не менее двух. Эту игру также можно проводить на одном из детских праздниках.
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Материалы необходимые для игры: надувные мячи — прыгунки, мел или верёвка для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.
Ход игры:
Игроки делятся на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой команды садится на мяч и по сигналу ведущего прыгает до флажка и обратно. На старте он передает мяч следующему участнику. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.
Если эта игра используется как развлечение на детском празднике, то можно предложить участникам игры прикольные костюмы наездников или рыцарей.
Можно предложить другой вариант такой игры, который как раз больше подойдёт для детского праздника. Этот вариант игры проводится также, но вместо мячей — прыгунков используются воздушные шарики и здесь атрибуты костюмов наездников особенно приветствуются (это может быть игрушечный меч и крышка от кастрюли и шлем, сделанный из картона или металлической миски, а ещё лучше вместо шлема – кастрюля). А ещё, смешнее будет, если участие в игре будут принимать не только дети, но и их родители.
Подвижная игра «КЕНГУРУ»
Играть могут дети от пяти лет в составе не менее четырёх человек. Данная подвижная игра прекрасно подойдёт для развлечений детворы во дворе, а так же её можно использовать на детских праздниках.
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Материалы необходимые для игры: мяч, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки или другие устойчивые предметы для обозначения места поворота.
Ход игры:
Все играющие делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному и занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего игроки прыжками начинают передвигаться по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.
Можно усложнить задание тем, что ввести правила по которым мяч нельзя передавать с помощью рук. Так будет играть веселее, особенно, если к игре присоединяться взрослые.
Подвижная игра «ПЕРЕПРАВА»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Материалы необходимые для игры: скейтборды, длинные веревки, мел для обозначения линии старта и финиша.
Ход игры
Все участники игры делятся на 2 команды. По два участника каждой команды растягивают веревки от старта до финиша и держат их в течение всей игры. Остальные игроки должны переправиться от линии старта до линии финиша, стоя или сидя на скейтбордах, перебирая руками и подтягиваясь по веревке. Выигрывает та команда, которая первой пройдёт дистанцию. Проигравшая команда получает «выкуп», т.е. специальные задания от выигравшей команды. Выполнив задания можно повторить игру сначала.
Подвижная игра «ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»
Игра подходит для детей от четырёх лет. Играть могут сколько угодно участников.
Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.
Материалы необходимые для игры: мел или обычная бельевая верёвка, а также можно использовать скакалки.
Ход игры
На игровой площадке мелом рисуют ручеек, который к концу постепенно расширяется. Ручеёк можно сделать, положив бельевую верёвку или две скакалки параллельно друг другу. Игрокам предлагается перепрыгнуть через «ручеек»: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. По итогам игры определяется самый лучший игрок, который не промочил ноги в ручейке, он определяет «выкуп» для остальных играющих.
Не забывайте, что лучшее средство воспитания – это личный пример. Поэтому присоединяйтесь к своим детям, играйте вместе с ними, и хорошее настроение всем просто гарантировано!!!
Игра «Светофор»
Выбираем водящего. Игроки встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. Тот игрок, у которого нет этого цвета, должен перебежать на противоположную сторону, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.
Вот такие подвижные игры для детей 4-5 лет на улице мы предлагаем провести. Они точно понравятся малышам!
Летние подвижные игры. Для детей
Марш с закрытыми глазами
Этот марш применяется там, где есть возможность воспользоваться большим свободным пространством.
В середину площадки ставят шест (флаг), или ставят кого-нибудь, обозначая цель, до которой нужно добраться. На расстоянии 50—100 шагов от этой цели размещаются полукругом играющие, которым завязывают глаза.
Они по команде ведущего идут вперед (можно с пением или под музыку), стараясь идти одинаковыми шагами (и если есть музыка, то идти в такт) и держать направление к цели. Во время марша играющие должны поднять руки вперед, чтобы ни на кого не наткнуться.
Тот игрок, который после команды «Стой!» находится ближе к цели, считается выигравшим.
Можно играть и без команды «Стой!» Тогда задача учеников подойти как можно ближе к шесту и остановиться самостоятельно. Кто сумеет остановиться ближе всех, тот и побеждает.
Медведи с цепью
На игровой площадке обозначается круг – это берлога, где живут два медведя. Играющие ходят по площадке, наблюдая за берлогой. Медведи ждут удобного случая, выбегают неожиданно на площадку, держась за руки, догоняют играющих. Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руки и быстро убегают в берлогу. Играющие могут выручить друзей: если они догонят медведей и дотронутся до руки одного из них, то медведь отпускает пойманного.
Молоко
Выбирается кот и хозяйка, остальные дети усаживаются (прижав колени к груди и обхватив их руками) в круг на расстоянии полуметра друг от друга. Это кувшинчики с молоком (гладышки). Хозяйка зовет кота:
– Кис, кис, кис!– Мяу, мяу!
– отвечает кот.
– Ты где гулял?– Во дворе.– А мышку поймал?– Нет!– Почему?
– спрашивает хозяйка.
– Молока хочу!– Выбирай гладышку!
Кот обходит гладышки, дотрагивается до каждой и облизывается.
Хозяйка спрашивает:
– Ну что, выбрал?
Кот подходит к хозяйке и на ухо, чтобы никто не слышал, сообщает имя выбранного им игрока. Хозяйка говорит:
– Если сможешь, бери!
– и отворачивается.
Кот снова обходит гладышки, берет каждую за плечи и толкает влево, говоря: «Не хочу, не хочу, не хочу…»
Дойдя до выбранной гладышки, он говорит: «Хочу!» – и неожиданно толкает гладышку вправо. Если она повалится (т. е. игрок, потеряв равновесие, вынужден будет опереться на руку), то выбывает из игры и кот снова начинает переговоры с хозяйкой. Если же игрок, которого выбрал кот, успеет среагировать на его движение и не потеряет равновесие, то кот меняется с ним ролью и игра начинается сначала.
Кот может толкать вправо только того игрока, которого он перед этим назвал хозяйке.
Море волнуется
Другое название – «Фигуры».
Дети «плавают» в море. Произносится стишок:
Море волнуется – раз,Море волнуется – два,Море волнуется – три,Морская фигура на месте замри.
Все дети замирают, а водящий проходит между ними и смотрит, кто шевелится. В конце игры подсчитывается, кто самый выдержанный и стойкий и ни разу не пошевелился.
Или же дети замирают в позах морских животных, а водящий должен пройти и отгадать, кто кого изображает. Этот вариант игры всем хорошо известен еще из сказок.
Похожие игры: «Волшебные елочки», «Совушка», «Паук и мухи».
Мужичек
Один из играющих садится посредине площадки (на траву, стульчик), а другие бегают около него все ближе и ближе, чтобы сидящий мог их достать руками и дразнят его:
«Мужичек, мужичек!Стащи нас в ручеек!»
Тот, кого сидящий коснется рукой, становится мужичком и садится в середину.
Игру можно усложнить тем, что рядом с мужичком будут лежать разные вещи, которые надо стащить. Кто больше стащит, тот и победитель. И всегда надо отличать более смелых детей, но не тех, кто будет поддаваться.
Мы – веселые ребята
Дети становятся на одной стороне площадки за чертой. На середине находится водящий. Играющие хором говорят:
Мы – веселые ребята,Любим бегать и скакать.Ну, попробуй нас догнать!Раз, два, три – лови!
После этого все перебегают на другую сторону площадки. Водящий пытается осалить максимальное количество игроков. Желательно сделать 2—3 перебежки и подсчитать пойманных. После чего поменять водящего.
Этот же вариант игры, но под названием «Мы – веселые петрушки».
Дети подпрыгивают с ноги на ногу, идут по кругу и говорят:
Мы – веселые петрушки,Любим прыгать и скакать,Ну, попробуй нас догнать!Раз, два, три – лови!
После слова «лови» все дети убегают, а водящий их ловит.
Похожие игры – «Два мороза», различные варианты «Перебежек».
Мышеловка
Другое название «Мышки в доме».
Игроки делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – мышеловку, остальные дети изображают мышей. Они находятся за кругом. Дети, стоящие в кругу, составляют мышеловку, они берутся за руки и идут по кругу влево или вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,Развелось их просто страсть,Все погрызли, все поели,Всюду лезут – вот напасть.Берегитесь же, плутовки,Доберемся мы до васВот поставим мышеловки,Переловим всех за раз.
(Забавно, что дети иногда думают, что последнее слово это «зараз», в чем лучше их переубедить, незачем нам обзываться).
Произнося стишок, дети останавливаются и поднимают сцепленные руки. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу ведущего «Хлоп!» дети опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, их подсчитывают и ставят в круг. Когда большая часть мышей будет поймана, выбирают других и игра продолжается.
Вместо команды можно использовать музыкальное сопровождение. Пока музыка звучит, мышата бегают, как только выключается, мышеловка закрывается.
Другой вариант стишка и концовки игры:
Поселились в доме мышки,Все погрызли, шалунишки.Мышки, мебель не грызите,Вы из дома уходите!Уходите поскорей,Не пугайте вы детей.Мышеловки мы поставим,Быстро вас сейчас поймаем!
Пока дети, изображающие мышеловку, проговаривают текст, мышки быстро вбегают и выбегают из круга-мышеловки. После слов «Быстро вас сейчас поймаем» мышеловка закрывается – дети принимают положение приседа и опускают сцепленные руки вниз. Мышки, оставшиеся внутри круга, считаются пойманными.
Очень похожая игра «Кошка и мышка».
Не боюсь
Играющие стоят в кругу, не держась за руки. Один игрок в середине круга – водящий.
Дети подпрыгивают на двух ногах, разводя руки в сторону и скрещивая их на груди, одновременно приговаривая: «не боюсь, не боюсь». При приближении водящего играющие останавливаются и скрещивают руки на груди. Если водящему удастся дотронуться до ребенка, стоящего в кругу в тот момент, когда у него руки разведены в стороны, последний считается пойманным, делает шаг из круга и принимает участие в дальнейшей игре, стоя за кругом, пока не отыграется, т. е. при следующей попытке водящего дотронутся до него успеет скрестить руки.
Обычно играют до трех-четырех пойманных детей, потом водящего меняют. Игрокам нельзя стоять со скрещенными на груди руками в тот момент, когда ловящий отошел.
Не дать уйти
На площадке обозначаются линии: две лицевые (начальная, конечная) и две боковые. Между лицевыми линиями расстояние от 30 до 60 м, в зависимости от подготовки играющих, между боковыми 10—25 м (это уже от количества играющих).
По жребию или по общему согласию один из игроков ложится лицом вверх, закрыв глаза, так, чтобы пятки касались начальной линии (если нельзя лечь на траву или чистую игровую площадку, то можно, например, присесть спиной к линии и лучше с закрытыми глазами). Остальные выстраиваются параллельно этой линии в 2 м от ног лежащего, лицом к нему. Один из игроков должен коснуться руками ноги лежащего, после чего все бегут в сторону конечной линии. Лежащий, почувствовав прикосновение, вскакивает и гонится за убегающими, чтобы поймать (осалить) кого-либо. Если он осалит одного из убегающих, то меняется с ним ролью. В случае неудачи снова ложится. Так продолжают игру.
Бег можно начинать также по сигналу проводящего: хлопку, свистку.
За забег можно ловить только одного из убегающих (хотя при наличии сильных игроков можно играть проверяя, кто больше поймает).
Если играют на улице после дождя или на загрязненной площадке, то исходным положением водящего может быть «упор присев» – наклонив голову до касания коленей.
Огуречик, огуречик
На одном конце площадки – водящий-ловишка, на другом – остальные игроки. Дети приближаются к ловишке прыжками на дух ногах под приговорку:
Огуречик, огуречик,Не ходи на тот конечик:Там мышка живет,Тебе хвостик отгрызет.
По окончании слов дети убегают обратно в «дом», а ловишка-мышка, их ловит. Надо только следить за тем, чтобы дети не боялись подходить к ловишке поближе, а заканчивали стишок не далее как в двух метрах от «дома».
Похожие игры – «Зайцы и волк»; «Курочка-Хохлатка»; «Лохматый пес»; «У медведя во бору».
Окружи зверя
Один из играющих изображает медведя и «прячется в берлоге». Остальные изображают охотников. Отыскав медведя, охотники стараются окружить его цепью; если медведь успеет выбежать, охотники бегут за ним и окружают его, сцепившись за руки. Пойманного медведя ведут в клетку. Медведя можно считать пойманным, когда его окружат и возьмутся за руки все участники охоты, или, если им это никак не удается, то сколькими получится. Медведь не может силой разрывать сцепленные руки игроков и должен только убегать и уворачиваться, нельзя пролезать под руками.
Похожие игры – «Белые медведи», «Невод».
Пастух, овцы и волки
Эту игру иногда называют просто – «Стадо».
Из числа игроков выбирается один пастух и два-три волка, все остальные – овцы. По команде волки пытаются поймать овец (осалить), а пастух – волков (одновременно защищая овец). Осаленные выходят из игры. Игра продолжается, пока волки не поймают всех овец (или лучше играть до одной последней, иначе пастух закроет к ней все доступы) или пока пастух не осалит всех волков.
Немного другой вариант этой игры:
Дом волка находится в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки.
Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок.Заиграй во рожок!Травка мягкая,Роса сладкая.Гони стадо в поле,Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» овцы бегут в дом – на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец, преграждая путь волку. Все, кого волк поймает, выходят из игры.
Пастух и стадо
Выбирается водящий – пастух. Остальные дети – овцы. Играть можно по-разному, желательно продумать, как удобнее расставить детей: можно в одной шеренге, пастух стоит сзади, или пастух стоит в центре и т. п. Пастуху завязывают глаза. Он говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел»
.
Овцы поочередно подходят к пастуху (или отвечают с места): «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»
Каждый раз пастух называет какое-либо число (до 10). Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.
Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?»
Все овцы отвечают:
«Бе, бе, бе…»
, потом замолкают.
Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого-нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?»
Овечка отвечает:
«Бе, бе, бе…»
Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто-нибудь из них возвращает пастуха на исходное место, а сам возвращается на свое место.
Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?»
, и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка – пастухом. Но можно играть и до несколько пойманных овечек или даже до последней.
Паук и мухи
В одном из углов игровой площадки обозначается паутина, где живет паук (один из играющих). Остальные изображают мух. По сигналу ведущего все мухи, жужжа, «разлетаются» по игровой территории. Паук в это время находится в паутине. Через 20—30 секунд ведущий дает сигнал «Паук!», мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Того, кто шевелится, он отводит к своей паутине. После трех-четырех повторений игры подсчитывается число пойманных мух. Выбирают нового паука, и игра возобновляется.
Игра очень похожа на «Волшебные елочки», «Совушку», «Море волнуется».
Перебежки четверками
Ребята делятся на четыре команды. Игроки команд располагаются шеренгами за очерченными сторонами квадрата. В каждой команде количество участников должно быть одинаковым. Каждая команда производит расчет по порядку номеров. Ведущий вызывает в любом порядке те или другие номера.
Игроки, номера которых прозвучали, передвигаются снаружи построенного квадрата (справа или слева; передвигаясь обычным бегом, приставными шагами боком или спиной вперед, вариантов может быть множество) и стараются занять свои места. Игрок, занявший свое место в шеренге раньше других, выигрывает.
Вызывать игроков, конечно, необходимо с таким расчетом, чтобы все поучаствовали, но чтобы отбегавшие не расслаблялись, полезно пару раз назвать повторные номера (желательно наиболее равные по силам).
Кроме различных видов передвижений, в этой игре можно использовать и различные исходные положения.
Перепрыгни ручеек
На площадке рисуется (обозначается) ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (размер следует определять, исходя из возможностей детей).
Детям предлагается перепрыгивать через ручеек, вначале там, где он узкий, постепенно переходя к широкой его части, кто дальше смог добраться, тот и победитель. Эту игру можно считать подготовительный к игре «Волк во рву».
Перетягивание
Двое соревнующихся становятся спиной друг к другу, сцепившись «локтями». Они стремятся перетянуть друг друга через определенную границу (линию). Кто из трех раз побеждает дважды, тот выигрывает. Играть можно на выход в следующий круг. Чтобы затем победители соревновались друг с другом.
Поезда
Играющие выстраиваются в несколько колонн. На расстоянии 5 – 6 м ставятся предметы (стойки, мячи, кегли и т. п.) напротив каждой колонны. Первый в колонне – «паровоз» – по команде учителя обегает предмет, возвращается и, прицепив вагон (второй участник берет первого за пояс), повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробегут всей командой. Побеждает та колонна (команда), которая быстрее справится с заданием. При повторении игры колоны выстраиваются в обратном порядке. Во время перебежек нельзя разрывать цепочку «вагонов», иначе «поезд» не дойдет до станции назначения (финиша). Педагог должен учитывать, что впереди нужно ставить наиболее сильных и выносливых детей.
Похожая игра – «Ручей».
Попробуй обгони
Играющие становятся по большому кругу в затылок друг к другу (желательно, чтобы между ними была дистанция 2—3 м). По сигналу все бегут по кругу, стараясь обогнать бегущего впереди с правой стороны. Тот, кого обогнали, выходит в середину круга. Побеждают двое или трое (смотря по условию), оставшиеся последними снаружи линии круга.
То же можно проводить с ходьбой по кругу (но здесь очень сложно будет проследить, чтобы дети именно шли, а не бежали).
Попрыгунчики-воробушки
У этой игры много названий, в зависимости от того, кто стоит внутри круга – «Воробышки и кошка»; «Коршун – воробышки».
На полу обозначают круг, дети становятся вне круга. Выбирается водящий-кошка. Он стоит внутри круга. Кошка должна ловить (пятнать) игроков. Пойманный воробей выходит из игры. Когда кошка поймает трех-четырех воробьев, ее меняют. Воробьи выполняют прыжки внутрь круга на двух ногах. И пока они в кругу кошка должна их поймать. Возможно усложнение задания: запрыгивание боком, на одной ноге, спиной вперед и т. п.
Похожая игра – «Зайцы в огороде», «Кто быстрее».
Прерванные пятнашки
Водящему-пятнашке в этой игре нужно громко назвать имя того игрока, кого он хочет запятнать. Но если во время преследования пятнашка видит, что рядом с ним находится другой участник игры, он меняет свое решение, называет его по имени и старается догнать уже нового игрока и запятнать. Запятнанный выходит из игры. Пятнашка может менять свое решение многократно, в зависимости от ситуации. А ребятам следует всегда проявлять бдительность, чтобы не «проспать» тот момент, когда их назовут. Если есть несколько ребят с одинаковыми именами, то можно разрешить пятнашке ловить любого из них.
Похожие игры – «Пятнашки», «Салки», «Ловишка».
Преследователи
Играющие разделяются на две или несколько команд (в зависимости от количества игроков и места проведения), каждая из которых выстраивается в колонну. На площадке размечаются места старта каждой команды (на прямоугольной площадке проще всего ставить две команды в противоположные углы по диагонали).
По команде направляющие каждой команды начинают бег по часовой стрелке. Причем каждый старается догнать и запятнать бегущего впереди. Обежав круг, направляющие касаются очередных участников, которые продолжают состязание. Выигрывает команда, игрок которой первым догонит бегущего впереди соперника.
Главное следить за тем, чтобы игроки не начинали бег до касания, чтобы не мешали бегущим игрокам других команд, а при беге строго соблюдали разметку дистанции.
Если силы команд равны и догнать никого не удается, то игру следует прервать, сделав паузу для отдыха.
Прочитай следы
Не самая подвижная игра, но очень интересная.
Проводится на песке.
Один или двое играющих уходят вперед и проделывают на песчаном или рыхлом грунте два-три таких упражнения, после которых останутся отпечатки (прыгают, кувыркаются, борются и т. п.). Оставшиеся, придя на это место, определяют по следам, что здесь происходило. Затем играющие меняются ролями.
Побеждают наиболее находчивые и догадливые.
Прятки
В эту игру желательно играть там, где много места, а особенно много различных препятствий и лазеек. Водящий становится к условному месту (лицом к стене, дереву и т. п.). И считает от 10 до 100 в зависимости от подготовки участников и территории. После этого водящий идет искать. Есть два варианта: первый – водящий просто ищет каждого игрока, пока всех не найдет. Второй – играющие могут незаметно добраться до условного места (где водящий считал) и там выручить себя (коснувшись рукой этого места). Слова могут быть произвольные – «выручаю себя» и т. п. Можно разрешить выручать пойманных товарищей (заранее обговорить скольких можно выручить или сколько получится успеть). Тогда ребенок должен незаметно добежать до условного места, сначала стукнуть и сказать «выручаю себя», а затем уже «выручаю Алексея», «выручаю Надю» и т. п. Сколько успеет выручить, пока не добежит водящий и не коснется условного места, столько и успеет.
Игра очень похожа на «Палочку-выручалочку».
Птица без гнезда
Игроки образуют круг, становясь по двое один за другим лицом к центру. Одного игрока выбирают водящим. Он становится в середину круга.
Каждый впереди стоящий игрок (внутренний круг) изображают гнездо; игроки, стоящие в парах сзади (внешний круг), – птицы. На счет «раз» игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; на счет «два» игроки, являющиеся птицами, кладут руки на плечи игроков, изображающих гнезда. Водящий не имеет гнезда. На счет «три» птицы вылетают из гнезд и начинают свободно бегать на носках, делая движения руками, как птица крыльями. Игроки-гнезда остаются на местах (хотя можно и усложнить игру и разрешить гнездам перемещаться, но перемещаться они должны, сохраняя свой вид – руки на поясе). Как только проводящий скажет: «Все птицы домой!» – каждая из них спешит занять находящееся ближе к ней гнездо, т. е. положить руки на плечи стоящему впереди него игроку. Водящий также стремится занять свободное гнездо. Если ему это удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящей и располагается в середине круга. Занимать гнезда можно только после слов проводящего «все птицы домой». Летать птицам можно по всей площадке, но не около своего гнезда. Изображающие птиц меняются с изображающими гнезда. Так игра продолжается. В заключение определяют лучших игроков – тех, кто ни разу не был водящим.
Вариации этой игры – «Бездомный заяц», «Второй лишний», «Волк и козлята».
Птицы и клетка
Играющие делятся на две подгруппы. Одни, взявшись за руки, образуют круг – клетку. Другие располагаются с внешней стороны круга. Игру лучше проводить с музыкальным сопровождением (но можно и без него), для него подбираются две мелодии.
По сигналу проводящего стоящие по кругу под музыку начинают двигаться в одну сторону. Другая часть играющих – птицы – расставив руки в стороны, движется в противоположном направлении. Затем мелодия меняется, стоящие по кругу останавливаются и поднимают руки вверх. Птицы вбегают и выбегают из клетки. По повторному сигналу музыка прекращается, стоящие по кругу приседают и опускают руки вниз. Те, кто оказываются внутри клетки, считаются пойманными и становятся в общий круг. Так игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все птицы.
Главные правила: нельзя опускать руки до сигнала (закрывать клетку); пойманными считаются те, у кого в момент сигнала голова окажется внутри клетки; во время второй мелодии (или второго сигнала) все птицы должны пробегать через клетку.
Направление движений играющих следует менять, а продолжительность мелодий должна быть различной. И необходимо следить, чтобы при задерживании дети не применяли силы.
Похожая игра – «Мышеловка».