Краткосрочный проект «Нескучная математики» (подготовительная группа) проект по математике (подготовительная группа)


Проект для старших дошкольников «Числа в Сказках»

«гроб её к шести столбам

на цепях чугунных там

осторожно привинтили

и решёткой оградили».

«Сказка о золотом петушке»

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

3. Третий этап:

1. Привлечение родителей к работе над проектом. Проведение анкетирования родителей.

2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».

3. Консультации: «Математика — это интересно», «Математика дома».

4. Показ презентации «Сказочная математика».

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

В каких сказках встречаются числа?

Вывод:

Больше всего родители вспомнили сказки, где встречаются числа 7 и 3. Например: «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Совсем, не вспомнили сказок с числом 2,9.

Заключение:

На заключительном этапе определены результаты и продвижения детей. Уровень знаний и интересов у детей повысился. Цель проекта достигнута — формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность возможно. Гипотеза доказана — дети активны и заинтересованы. Процесс исследования детям понравился.

Достигнутые результаты:

Используя элементы драматизации, разные виды театров, были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет) и геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира. Дети принимали активное участие в творческих театрализованных постановках, у них улучшилась выразительность речи, движений, изобразительные навыки. У детей проявилось бережное, внимательное отношение к окружающим людям, к миру вещей, природы, проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.

Математика в детском саду

Математика в детском саду начинается во второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. Математика для дошкольников, как правило, включена в традиционную программу развития в детском саду.

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания.

В разделе сайта математика в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:

  • Развлечение для детей в средней группе по математике
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности «Занимательная геометрия» для детей старшей группы
  • Занятие по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в детском саду
  • Конспект занятия по математике в ДОУ
  • Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе
  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну «Логики» подготовительная группа для детей с ОВЗ
  • Занятие по математике в детском саду «Познавательное развитие» на тему Число 6
  • Конспект-занятия по математике во 2 младшей группе на тему «В гостях у лесных зверят»
  • ФЭМП «Сравнение чисел 1 и 2, 2 и 2» в детском саду
  • Образовательная деятельность по математике в детском саду на тему «Путешествие в страну математики»
  • Конспект занятия по математике на тему «Путешествие в сказку» в старшей группе
  • Комплексно-тематическое планирование по разделу формирование элементарных математических представлений образовательной области «Познание»
  • Сценарий занятия по формированию элементарных математических представлений средний дошкольный возраст
  • Числовая прямая как средство обучения дошкольников навыкам арифметических действий
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в детском саду «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5 Соотнесение цифры с числом»
  • Занятие для подготовительной группы детского сада «Весёлое путешествие в страну Математика»

Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

Романова Ольга Валерьевна

Актуальность.

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор

, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: (2 месяца-октябрь, ноябрь)

Состав участников: групповой (воспитатель, дети группы, родители).

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 ,способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  3. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
  4. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  5. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  6. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  7. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  8. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

— творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

— помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап:

  • Занятия согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе:

— Занятие по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;

— Занятие по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры».

  • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  • Просмотр компьютерной презентации «Забавные фигуры».
  • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  • Конструирование.
  • Работа со счетными палочками.
  • Дидактические игры с математическим содержанием: « Кубики для всех», « Точечки», «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», « Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет «Головоломки Пифагора», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», Блоки Дьенеша,Числовые домики , « Играем в математику» «Божьи коровки и ромашки» , Палочки Кюизенера, Соты Кайе, « Маленький дизайнер»
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкуль, «Сделай фигуру».
  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».

Анкетирование родителей.

Консультации для родителей.

Заключительный этап:

  • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  • Использование дидактических игр по ФЭМП
  • Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерная презентация «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родители принимали активное участие, подбирая занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформляли.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием:

— «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

— заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из пластилина.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьенеша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  • «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до10; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
  • «Математический планшет ». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, кон. Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
  • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа — налево», «слева — направо».
  • « Часики» Цель: упражнять в определении и установлении времени по часам.
  • « Математические весы» Цель: обучать детей сложению чисел, сравнению чисел между собой.
  • « Математические пазлы» Цель: развивать умение составлять целое из частей, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • « Клубника в варенье» Цель: развивать умение считать, графическое и буквенное написание цифр, понятие количественного состава.
  • « Посчитай-ка» Цель: упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.
  • « Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме и размеру.
  • « Реши правильно» Цель: закреплять навыки устного счета в пределах 10 и умение обозначать число цифрой.
  • « Что сначала, что потом» Цель: совершенствовать представления о временных отрезках.
  • « Состав числа» Цель: упражнять в раскладывании числа на два меньших и составлять число из двух меньших.
  • « Прятки» Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.
  • « Добавь фигуру» Цель: закреплять умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме, находить закономерность.
  • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры,динамические паузы и пальчиковые гимнастики математического содержания.

На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы».

Результаты проекта.

Работа над проектом положительно повлияла на повышение уровня математических представлений детей, также выработался интерес к процессу познания математики и интеллектуальной деятельности ребят, обогатила РППС по формированию элементарных математических представлений, повысила интерес со стороны родителей к участию в пректе.

Литература:

1.Козина Л. Ю. « Игры по математике для дошкольников»-М.: Сфера, 2008 г.

2.Михайлова З. А. « Игровые задачи для дошкольников»- СПБ.: Акцидент, 1996г.

3.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. « Обучение математике в детском саду»-М.: Академия,1997г.

4.Сербина Е.В. « Математика для малышей»-М.: Просвещение, 1992г.

5.Шарыыгина Т.А. « Точные сказки. Формирование временных прдставлений» М.: Книголюб, 2005г.

6.Крашенинников Е.Е. , Холодова О.Л. « Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]