Кружок по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе
Кружок
по экологическому воспитанию дошкольников
«Рябинка» в подготовительной группе
Руководитель: Василенко Е.В.
Воспитатель
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – вторник/пятница в 16.00ч
. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Рябинка» — 10 детей. Возраст детей: от 6 до 7 лет.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский.
Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю.Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.
Основная цель
работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Рябинка» призвана решать следующие задачи
:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.
Методы
, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
— экскурсии, целевые прогулки;
— наблюдения;
— показа сказок (педагогом, детьми);
— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
— проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
— чтение литературных произведений;
— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
— проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр — драматизаций и др.);
— загадывание загадок;
— проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
— организация продуктивной деятельности детей;
— оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
— постановка сказок, отрывков литературных произведений;
— изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления
.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление — изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направлениеосуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат
взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Рябинка»
2015 – 2021 учебный год
Тема | Задачи | Содержание |
«Цветы на осеннем участке» | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
«Осенний урожай» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
«Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
«То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
«Шестиногие и восьминогие» | Продолжать формировать представления детей о насекомых и пауках, об особенностях их жизни осенью, развивать способности детей к моделированию признаков и понятий | Рассматривание схемы «Насекомые»; работа с карточками — заданиями; придумывание; Чтение К. Чуковс-кого «Муха-Цокотуха»; рассказ |
«Особенности передвижения насекомых» | Расширять представления детей о способах передвижения насекомых, развивать познавательный интерес к жизни живых маленьких существ, воспитывать любознательность | Беседа; работа с карточками, просмотр видеоматериала «Микрокосмос» |
«Обманчивая окраска. Защита» | Дать представление детям об окраске как способе защиты от врагов, продемонстрировать зависимость окраски от места обитания насекомого, развивать познавательный интерес к природе | Загадки, рассматривание плаката «Кто где спрятался?»; Беседа «Зачем насекомым такая окраска?», Д/игра «Помоги насекомому спрятаться» |
«Где и как зимуют насекомые?» | Познакомить детей с метаморфозой насекомых. Показать на примере насекомых, что к зиме природа только замирает, чтобы весной возродиться вновь. Формировать интерес и доброе отношение к этим живым существам | Прослушивание «Звуки насекомых»; Беседа; изготовление коллажа «Где зимуют насекомые?» |
«Летающий цветок» | Заинтересовать детей познанием секретов жизни бабочек, помочь детям насладиться внешней красотой этих насекомых | Беседа «Кто такие бабочки?»; рассматривание иллюстраций о бабочках, рассказ, игра «Бабочки на лугу», аппликация «Бабочка» |
«Кто живёт четыре жизни?» | Расширять представления детей о жизни бабочек, познакомить со стадиями развития бабочек. | Загадка; Демонстрация иллюстраций этапов развития бабочки; чтение рассказа «А бабочка крылышками»; д/игра «Путаница» |
«Удивительные факты из жизни насекомых» | Расширять и углублять представления детей о жизни насекомых, познакомить с насекомыми — рекордсменами; воспитывать симпатию к этим животным. | Беседа; рассматривание энциклопедии; Рассказ; Д/игра «Продолжи фразу» |
Викторина «Шестиногие малыши» | Обобщить знания детей о насекомых, пауках и других мелких животных; развивать речь, внимание, быстроту реакции; воспитывать экологическую культуру детей | Конспект |
«Предки современных животных — динозавры» | Познакомить детей с историей появления и исчезновением динозавров; расширять кругозор; развивать мышление, речь, любознательность | Беседа «Древняя планета», д/пауза «Динозаврики», рассказ; н/п. игра «Доисторическая земля» |
«Жизнь под микроскопом» | Расширять представления детей о формах жизни, формировать потребность в здоровом образе жизни, воспитывать бережное отношение к себе и окружающим | Рассказ; рассматривание предметов и кожи под лупой; беседа,опыт, д/игра «Хорошо-плохо» |
«Откуда берётся плесень?» | Расширять представления детей о мельчайших живых организмах – плесневых грибах, развивать познавательный интерес детей к живым организмам | Рассматривание продуктов питания с плесенью, опыт «Заплесневелый хлеб», рассматривание плесени через лупу, Рассказ воспитателя. |
«Кто такие млекопитающие?» | Обобщить и расширить представление детей о млекопитающих как живых существах; учить различать понятия «млекопитающие», «звери», «животные», развивать способность детей к моделированию | Беседа «Признаки млекопитающих», д/игра «Помоги зверям найти свой дом», д/игра «Переселение», игра «Загадочный гость» |
«Экзотические животные» | Уточнить и углубить у детей знания об экзотических животных, развивать интерес к ним, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным | Игра «Путешествие в Африку», беседа, этюд «Зверинец», рассказ о заповедниках |
«Морские млекопитающие» | Формировать представление о морских млекопитающих, особенностях передвижения, питания, дыхания, расширять детский кругозор | Исследовательская деятельность, Чтение рассказа «Дельфины», просмотр видеосюжета, Беседа «Кто такие моржи и тюлени?», рассказ |
«Обитатели живого уголка» | Расширять представления детей о жизни обитателей живого уголка, особен-ностях ухода за ними, развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность. | Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций. |
«Про кошек и собак» | Познакомить детей с разнообразием пород кошек и собак. Раскрыть их значение для человека; воспитывать любознательность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, рассказ ребят о своих питомцах, рисование любимого домашнего животного |
«Бездомные животные» | Показать, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки; воспитывать в детях бережное отношение к домашним животным. | Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица» |
«Зубы, носы, уши» | Конкретизировать представления детей о способах приспособления жизни животных на Земле, развивать способности детей, мышление, воображение, речь, познавательный интерес к природе | Беседа «Для чего животным нос, зубы, уши?», рассматривание иллюстраций, игра «Лиса и мыши», игра «Кто спрятался?» |
«Какие бывают лапы? Следы животных» | Расширять представления детей о строении лап и способах передвижения зверей, закрепить представления о строении тел животных, учить детей «читать» следы животных | Беседа, сравнение лап зверей, игра «Что за зверь?», «Кто пошёл по снегу?» |
«Мастера спасаться от врагов» | Конкретизировать представления детей о способах защиты зверей от врагов; воспитывать экологическую грамотность. | Беседа «Чем похожи?», д/игра «Кто кого боится?», игра «Кто как спасается от врагов?» |
«Что где растёт? Кто где живёт?» | Обобщать и систематизировать представления детей о растениях и животных различных мест обитания, показать приспособленность организмов к условиям жизни | Д/игры «Рассади растения», «Звери заблудились», слов./игра «Загадай, а мы отгадаем» |
«Чёрное золото» | Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам | Рассказ воспитателя, исследовательская деятельность, Беседа о вреде, наносимом природе. |
«Тундра и человек» | Обобщить знания детей о тундре, её растительном и животном мире, коренных народностях, воспитывать бережное отношение к природе родного края | Игра «Цепочка», «Что лишнее?», беседа «Каков ты, Ямал?», рассматривание иллюстраций |
«Планета заболела» | Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление. | Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа. |
«Откуда в кране вода?» | Обобщить представления детей о воде как источнике жизни, расширять представления о значении водопровода, воспитывать бережное отношение к природе родного края | Беседа «Откуда в кране вода?», рассказ, опыт по очищению воды |
«Что такое экология?» | Вызвать интерес детей к решению экологических вопросов. Ввести понятия «окружающая среда», «экология» | Рассматривание фотографий «Экологическая тревога», беседа, чтение рассказа, рисование «Подарок планете Земля» |
«Планета Земля – наш космический дом» | Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. | рассказ воспитателя, Беседа, игра – моделирование «Живая планета» |
«Сбережём удивительный мир растений и животных» | Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами» |
«Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность |
«Кому нужна вода?» | Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях. | Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков |
«Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | беседа о яблони, вишни, сирени. д/игра «От какого дерева цветок, игра — имитация «Собери нектар» |
«Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
Викторина «Будь природе другом» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | Конспект |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. — М.: ООО « — 1998. — 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. — 207 с.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: — М; Мозаика-Синтез, 2009. — 79с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования детей дошкольного возраста: — Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.
- https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
Зачем нужны дидактические игры по экологии в подготовительных группах ДОУ
Дидактические игры по экологии в подготовительной группе занимают особое место. В младших группах дети только начинают познавать мир, а вот ребенок среднего или старшего возраста формирует свои собственные представления об окружающем мире. Поэтому экологическое воспитание дошколят является отправной точкой и основой его собственного видения.
Обсуждение экологических проблем в детском саду
Начиная с этого момента все знания ребенка будут осознанными и станут частью его личности. Поэтому и привить бережное отношение к природе легче всего в игровой форме.
К сведению! Играя, малыш лучше чувствует, радуется, испытывает более глубокие эмоции. Вместе с тем групповые занятия развивают сплоченность и делают процесс обучения более веселым.
По требованию ФГОС, занятия осуществляются на протяжении всего года. Они не должны прерываться. После курса дидактических игр в детском саду ребенок должен знать правила отношения к природе.
Играющие малыши в ДОУ
Экологические игры в подготовительной группе: картотека с целями
Воспитатели могут как самостоятельно придумывать мероприятия, так и брать готовые варианты из методических пособий и прочих источников. На тему экологических занятий в подготовительной группе есть обширная картотека дидактических игр по экологии.
Угадывание овощей с закрытыми глазами
«Угадай-ка»
Цель: научить ребенка тактильно различать предметы.
Занятия по рисованию на тему «Танк» в средних группах ДОУ
Ход: воспитатель использует для занятий игрушечные фрукты и овощи. Можно и настоящие. Малыши встают в круг, и по очереди даются в руки муляжи. Глаза должны быть закрыты. Ребенок должен угадать, что у него находится в руках. При необходимости можно добавить подсказки, например, «у него красный цвет».
«Кто, что ест?»
Цель: развить у ребенка знания о природе, научить отличать хищников от травоядных.
Ход: ребят делят на группы. Каждая получает два вида карточек, на которых изображены животные и их еда. Малыши должны сложить карточки таким образом, чтобы было понятно, кто, чем питается. В качестве соревновательного элемента одним из условий можно объявить скорость выполнения.
«Времена года»
Цель: сформировать представление о явлениях, сопровождающих различные времена года.
Ход: воспитатель называет разные явления, а дети должны отгадать, к каким временам года оно относится.
Примеры вопросов:
- таяние снега (весна);
- выпадает и ложится снег (зима);
- желтеют листья (осень);
- люди купаются на речке (лето).
«Кто как перемещается»
Цель: получение знаний о животном мире.
Ход: воспитатель называет каждому ребенку по животному.
К сведению! Дети должны воспроизвести, как передвигается тот или иной зверь.
«Свойства живого»
Цель: научить ребят различать разные свойства и находить предметы по единому признаку, параллели в разных предметах, а также рассказать, что разные предметы могут иметь одинаковые признаки и свойства.
Ход: основным реквизитом являются карточки. Они могут содержать любые экологические элементы. Воспитатель дает задание найти предметы с одинаковыми свойствами или цветами. Например, при запросе «овощ», дети должны выбрать все карточки с овощами. При запросе «красный», отобрать все карточки, на которых размещены элементы нужного оттенка.
Физминутка
Цель: совместить интеллектуальное развитие с физическим. Это отличная интерпретация разминки. Упражнение учит давать оценку действиям, связанным с природой.
Ход: дошколята должны вставать, если действие приносит вред окружающему миру, и садиться, если наоборот.
Примеры вопросов:
- мужчина ломает ветки;
- девочка белит березку;
- мальчик поливает дерево;
- люди оставили мусор на берегу речки;
- ребята лечат заболевшего птенца.
Игры для пальчиковой гимнастики детям 6-7 лет в детском саду
«Отгадай-ка»
Цель игры: научить детей отгадывать предметные загадки, изучить животный мир, развить внимательность.
Ход игры: ведущий выразительно читает загадку. Задача детей — найти верный вариант разгадки среди картинок на столе.
В конце игры загадать спорное действие и попросить ребят высказать свои мнения. В конце обязательно объяснить, какой вариант верный.
«Угадай, о чем я говорю»
Цель игры: развитие мышления, умение анализировать и выделять информацию.
Ход игры: воспитатель озвучивает качества какого-либо предмета. Нужно подобрать столько свойств, чтобы было понятно, о чем идет речь. На столе лежат муляжи или картинки. Дети должны найти среди них тот предмет, о котором говорил воспитатель.