Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экологическая тропинка»


Цели и задачи проектов по экологии в ДОУ

Проектная деятельность активизирует познавательное и творческое развитие дошкольников, формирует личностные качества. Целью экологического воспитания является развитие личности через непрерывное накопление опыта общения с природной средой. Воспитанник самостоятельно накапливает опыт и получает направление дальнейшего интеллектуального и социального развития.

Научная конференция в рамках проектной деятельности

Педагог ставит перед собой задачи формировать:

  • навыки поисково-познавательной, исследовательской деятельности;
  • бережное отношение к миру.

Экологический проект в подготовительной группе отличается целями, формами работы.

Защита проекта

Воспитанники 6–7 лет имеют исследовательский опыт и элементарные знания об окружающей среде. Более продвинутые могут выбирать проблемы для проектов самостоятельно.

Проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад№7 Общеразвивающего вида»

Проект« Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Автор проекта:

воспитатель Качкина Елена Евгеньевна

г.Железногорск 2017

Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!

Актуальность

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.

Напряжённая экологическая обстановка на всём земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде ,которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

В « Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения.позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень .если создаётся интерес. установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение ,а также понять и принять позицию другого. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: « Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла своё место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребёнок- маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются первые творческие проявления.

Проблема:

существует проблема формирования экологического сознания детей.

Цель

: Решать задачи экологического воспитания детей посредством совместной

деятельности детей, педагогов и родителей.

Задачи

: способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы; проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы; способствовать пониманию роли человека в природе, восприятию его как части природы; развитию способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности

Объект:

дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования

: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта

: проектно- исследовательский.

По характеру контактов

: дети, педагоги, родители ДОУ.

По количеству участников

: групповой.

По продолжительности

: краткосрочный.

Ожидаемые результаты:

сформированность у детей знаний о планете Земля и её природных ресурсах.

План-модель экологической недели в группах старшего дошкольного возраста

Цель:

воспитание у детей экологического сознания.

Задачи:

1. Формировать у детей представления об окружающем мире живой и неживой природы

2. Создавать условия для активной познавательной, экспериментальной, художественно-продуктивной деятельности детей.

3. Развивать познавательную активность.

4. Воспитывать бережное, заботливое отношение к объектам живой и неживой природы.

Понедельник (20.04.2015 г.)

«Солнечный денёк »

Наблюдение

на участке детского сада за явлениями неживой природы : солнцем и небом , их влиянием на объекты природы и людей. Использование художественного слова.

Разучивание

стихов, закличек о солнце.

Игровые задания и упражнения

«Как солнце весне помогало»

Дидактические игры

: «Что бывает круглое», «Дорисуй из круга», «Закрась солнышко».

Составление мнемотаблиц и схем «Для чего нужно нам солнце ».

Игры и наблюдения

за солнечным зайчиком.

Игры в кругу, хороводы.

Работа с родителями :

Вторник(21.04.2015г.)

«Весенняя сказка »

Наблюдение

за погодой, за изменениями весной, происходящими на клумбах, цветниках. Закрепить признаки весны. Обратить внимание на изменения в одежде людей весной, выяснить, почему произошли эти изменения.

Рассматривание пейзажей

, иллюстраций о весенней природе.

Социально-ролевые игры

из цикла «Семья» («Весной на дачу», «В деревне у бабушки» и др.)

Беседы

«Весна в лесу, на лугу, на реке…»с рассматриванием иллюстраций.

Составление рассказов

об основных признаках весны по описательным схемам ,мнемотаблицам.

Рассматривание альбома

«Труд людей в природе весной», «Первые цветы».

Игра-фантазирование

«Что мы увидели в весеннем лесу?».

Чтение

познавательной и художественной литературы о природе весной.

Конкурс рисунков

в вечернее время «К нам весна пришла».

Работа с родителями :

Среда(22.04.2015г.)

«С днём рождения ,Земля !»

Экологическое развлечение «Праздник Земли ».

Беседы

«Природа — наш дом» ,«Планета земля в опасности»,«Как человек относится к природе» ,«Как люди берегут природу»,«Как охранять природу»

Экологические ситуации для детей:

– Что было бы на Земле без воды?

– Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?

– Почему умирает лес?

– Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д.

Знакомство со знаками

«Правила поведения в природе» .Придумать и нарисовать свои природоохранительные и запрещающие знаки.

Составление памяток

по охране окружающей среды

Изготовление
подарков
для деревьев, кустарников и другой растительности.

Познавательные занятия

: «Земля- наш дом», «Земля-кормилица», «Что растет на огороде?» и др.

Чтение

познавательной литературы, заучивание стихов, пословиц, загадок о Земле,природе.

Викторины

«Что мы знаем о природе», «Все о животных» и др.

Сочинение экологических сказок

«Поможем природе» и др.

Исследовательская деятельность

по изучению свойств земли и песка, глиныс цельюзнакомства с их свойствами.
Дидактические игры
«Кто где живет?»,«Можно — нельзя»( правила поведения в природе и живыми объектами).

Выставка рисунков

«Планета Земля глазами детей».

Рисование на песке

по замыслу детей на тему «Как прекрасен этот мир…»

Музыкальная зарисовка

«Земля моя- красавица!» (хоровод детей и взрослых)

Рассматривание иллюстраций

о родном крае, пейзажи художников.

Труд в природе

: уборка территории группового участка, цветника.

Работа с родителями :

Четверг (23.04.2015г.)

«В мире животных »

Наблюдение

за птицами детского сада.

Дидактические игры и упражнения на классификацию

: «Птица, рыба, зверь»,«Животные леса»,«Птицы», «Чей хвост?», «Кто, чем питается?»,«Кто где живет?»,«Узнай и назови птицу»,«Части – целое» (закрепить знание частей тела птицы , животного», «Четвертый лишний», «Кто спрятался» и др.

Упражнения на развитие эмпатии

«Изобрази животное»

Чтение

познавательной и художественной литературы (Е.Чарушин, В.Бианки, Г.Снегирев, Г. Скребицкий), рассматривание иллюстраций и книг.

Познавательные занятия

с целью ознакомления с жизнью отдельных

животных, в том числе тех, которых необходимо охранять.

Викторины:

«Знаем ли мы животных», «Животные нашихлесов» и др.
Рассматривание альбома
«Птицы и животные нашего края».
Сочинение детьми рассказов о птицах и животных по мнемотаблицам.
Рассматривание и чтение энциклопедий о животных, птицах

.
Подвижные игры
«Птички в гнездышках»,«У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Бездомный заяц» , «Зайцы в огороде »,«Перелет птиц», «Коршун и наседка», «Совушка»и др.
Социально – ролевая игры
«Зоопарк» ,«Ветеринарная больница».
Работа с родителями :
Лекция для родителей

на тему «Животные – наши друзья и помощники».

Пятница(24.04.2015г.)

«Зелёный сюрприз»

Работа по маршруту
экологической тропинки
– цветник:

– Посадка однолетников.

– Отметить, какие изменения произошли в жизни растений весной.

– Рассматривание почвы, насекомых, внешнего вида растений.

Работа по маршруту
экологической тропинки
– цветущие деревья:

– Рассматривание листьев, коры, цветов деревьев.

– Определение высоты, толщины деревьев.

– Подарки деревьям…

Словесные игры

«Садовник», «Что сначала, что потом?»«Узнай растение по описанию» ,«Какие цветы бывают».

Дидактические и настольно-печатные игры

:»Разложи экологическую дорожку» («Рост рассады, лука на подоконнике»,«История семечка»,»С какого дерева лист»,«Найди пару цветку», «Составь цветок», «Где растет», «Собери букет» ,«Цветочный магазин».

Сочинение
сказки
о любимом цветке и оформление книги-самоделки.

Конкурс
на лучшее стихотворение
о весеннем цветке (домашнее задание).

Коллективная работа

«Цветы на клумбе» (аппликация, оригами, рисование).

Дыхательная гимнастика

«Вдыхаем ароматы цветов».

Игра-имитация

«Деревья в разную погоду».

Социально-ролевая игра

«Косметический салон» – природная косметика»,«Цветочный магазин».

Викторина
или решение кроссворда
«Деревья вокруг нас».

Художественно-творческая деятельность

«Мое любимое дерево».

Релаксация-медитация

«Обними дерево».

Игра на фланелеграфе

«Части-целое дерева».

Беседа

о пользе деревьев, которую они приносят земле.

Игра в кругу

«Назови цветок» (садовые, луговые, любимый, желтого или красного цвета).

Чтение

художественной литературы Ж.Санд «О чем говорят цветы» и др.

Подвижные игры

: «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне».

Игра малой подвижности

на развитие эмпатийных чувств «Изобрази дерево», «О чем думает наша береза ?».

Серия опытов

«Растения – живые существа».

Операция

«Скорая помощь раненому дереву».

Игровая деятельность: игра « Цветочное лото»; игра «Я садовником родился».

Слушании е музыки

: П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Труд в природе:

побелить ствол дерева, рассказать для чего это делается, собрать сухую листву, срезать старые ветки.
Работа с родителями :
Изготовление родителями ящиков для выращивания рассады.

Так ещё раз утвердимся в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И то, как ребёнок будет относиться к окружающему миру, научится быть любящим, понимающим хозяином природу, воспринимающим себя, как часть единой. Всё хорошее в людях — из детства!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]