Как организовать игры-драматизации в детском саду?


Как организовать игры-драматизации в детском саду?

Игры-драматизации – самостоятельный вид игровой деятельности детей в детском саду. Это «палочка-выручалочка» для педагогов, так как, с одной стороны, они очень нравятся детям, а с другой – через них открывается чудесный мир знакомства с литературными произведениями, идет активный процесс развития речи и социализации дошкольников.

Предварительная работа

Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации, входящим в каждый набор, рассмотреть элементы «даров» Фребеля, декорации к сказкам и персонажей, провести предварительную работу по подготовке персонажей и декораций.

Перед началом любой игры-драматизации воспитателю необходимо прочитать (или рассказать) детям сказку и обсудить с ними ее сюжет (о чем сказка, кто в ней главные действующие лица и т. п.), а также выяснить симпатии или антипатии детей к каждому герою. Можно вместе с детьми рассмотреть иллюстрации к сказке и попросить вкратце пересказать сказку. Затем следует распределить роли, ориентируясь на желания и возможности детей, а также текущие психолого-педагогические задачи (например, предложить главную роль ребенку, обладающему низким социометрическим статусом, или роль сильного, агрессивного героя – ребенку, испытывающему сложности с выражением эмоций).

Рекомендуется обсудить с участниками характерные особенности героев сказки и то, каким образом их можно продемонстрировать зрителям (например, с помощью тембра голоса, интонации и т. п.). Если планируется использовать музыкальное сопровождение, необходимо прослушать с детьми выбранные музыкальные фрагменты и обсудить, какие из них подходят для того или иного героя. После этого, в зависимости от возраста детей, воспитатель самостоятельно либо совместно с детьми выделяет в сказке части, которые будут инсценироваться. Важно, чтобы отобранные фрагменты плавно перетекали от одного к другому, сохраняя единую сюжетную линию.

Организация игрового пространства

Драматизация предложенных литературных произведений может проводиться как на столе, так и на полу. При этом следует обращать внимание детей на расположение декораций и персонажей по отношению к зрителям и другим участникам. При наличии зрителей декорации и персонажей рекомендуется располагать по прямой линии либо полукругом. По возможности дети должны выстраивать декорации самостоятельно. Однако воспитателю необходимо проследить, чтобы декорации в процессе игры не мешали участникам и не перекрывали обзор зрителям.

Ход игры-драматизации

В зависимости от поставленных задач игра-драматизация может быть заранее четко спланирована, а может допускать импровизацию детей по ходу игры. Самое главное – чтобы детям было интересно играть, а в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой. Воспитателю рекомендуется минимизировать директивное вмешательство в игровой процесс.

Завершение игры-драматизации

По завершении игрового процесса необходимо поблагодарить всех участников: актеров – за игру, зрителей – за внимание. Если позволяет время и психологический настрой детей, можно обсудить «спектакль», отметив позитивные моменты. В конце игры необходимо совместно убрать все игровые материалы.

Использование игр-драматизаций на уроках в начальной школе

Функции игр разные:

1.Облегчить учебный процесс, оживить его

. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, сказочные персонажи.

2.«Театрализация»

учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предлагаемого учебника.

3.Соревновательная.

Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. От простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры – забавы к игре – увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к научной логике к опережению школьных программ.

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры — таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры правила, которых детям известны: «Краски»,«Где мы были мы не скажем, а что делали —покажем», «Наоборот»

и другие. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре
«Краски»
нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре.

Драматизация для детей старшей группы «Очень страшная сказочка»

Елена Лебедева

Драматизация для детей старшей группы «Очень страшная сказочка»

Действующие лица: сказочник, медведь, лиса, заяц, ёж, мудрая сова, мышонок, девочка Искорка, белочка, дятел. девочки. девочка и мальчик.

Сказочник. Здравствуйте, дорогие друзья, я очень рад Вас видеть сегодня. Мы покажем вам очень страшную сказочку. А, почему, вы все стали такими грустными? Не переживайте, наша сказочка заканчивается хорошо. В ней дружба и любовь сильнее зла. Смотрите и слушайте внимательно. Сказка начинается.

Лес, берёза, ёлочки, грибочки, под музыку появляются цветы (вместе.)

Мы девочки- цветочки, зелёные листочки.

С ветерком играем, головками киваем! Танцуют (убегают.)

Входят лиса и медведь.

Лиса- Ах, как скучно жить в лесу.

Волк-Верно, лисонька. И мне скучно!

Лиса-Чем бы заняться?

Волк-Может, в догонялки поиграем?

Лиса- Неохота, всё надоело (вынимает спичечный коробок)

Как-то раз по тропке шла, спичек коробок нашла.

Волк-Лучше б сочную котлету из свинины иль козла.

Лиса-Да ну тебя, серый, давай спичками играть, кусты и травку поджигать.

Это так интересно.

Волк-давай! Волк и лиса зажигают спички и бросают их на траву.

Влетает мудрая сова.

Сова- Кто в лесу порядок нарушает? Кто здесь спичками играет? Кто траву здесь поджигает? Забыли, что нельзя баловаться с огнём?Лето сухое. Лес может сгореть, тогда все птицы и звери уйдут из него.

Лиса — Ничего не будет твоему лесу, лети, лети, отсюда! Появляется девочка Искорка в руках у неёленточки: синие. голубые, розовые. оранжевые, красные и жёлтые, танцует.

Лиса-Ах, какой огонь красивый! Вот он красный, вот он синий.

Волк- Но откуда взялся дым?

Сова- Пожар! Пожар! Горим! Горим!

Волк- Задыхаюсь, кашель душит! Едкий дым мне горло сушит! Ой! Ой! Лисонька спаси. мне водички принеси!

Лиса- Как же мне тебе помочь? Ну, беги скорее прочь! (лиса и волк убегают.)

Сова- Пожар! Горим! Птицы, звери, убегайте, и детей своих спасайте (Улетает.)

Выбегают «язычки пламени» с красными лентами, танцуют.

Утро. Ёж с корзиной в руке подходит к домику зайца, стучит в дверь.

Ёж- Ну- ка, заяц. просыпайся, за грибами собирайся, побежим мы по тропинке, наберём грибов корзинку. Из домика выходит заяц с корзиной в руке.

Заяц-Что, ты, ёжик раскричался? Я, уже давно собрался (закрывает дверь на замок.)

Видишь, домик свой закрыл, и корзинку не забыл?

Заяц и ёж отправляются за грибами и поют песню. Навстречу им идёт мышонок.

Мышонок- Здравствуйте, зверята!

Заяц и ёж- Здравствуй, мышонок! Ты. куда Идёшь?

Мышонок- За грибами.

Заяц. Пойдём с нами. Вместе веселее (зверята поют песню, уходят.)

По сгоревшему лесу ходит мудрая сова. Появляются мышонок, ёж, заяц.

Мышонок- Куда мы попали?

Ёж- Почему этот лес такой тёмный?

Сова- Вы, что не видите? Вы пришли в мёртвый лес. Он сгорел. Здесь никто не живёт.

Мышонок- Значит, мы грибов здесь не найдём?

Сова- Ничего здесь уже не растёт.

Заяц- Как страшно.

Ёж- Здесь и птичка не поёт, здесь и травка не растёт, и ромашки не качаются, солнышко не улыбается., здесь кузнечик не стрекочет, здесь никто гулять не хочет.

Заяц- Только чёрные ветки качаются, и царапаются и скрипят, словно нас напугать хотят!

Мышонок- Как страшно!

заяц- Не хотел бы я жить в этом лесу.

Ёж-И, я не хотел бы!

Сова- Надо лес спасти!

М- А, как?

Сова- думаю зверей всех надо позвать, и сгоревшие деревья убрать!

Заяц- Правильно! Давайте уберём сгоревшие деревья и посадим свой лес!

Все вместе! Эй, звери! Сюда идите! Нам работать помогите! Под музыку сова, заяц, ёж, мышонок. медведь, дятел, девочка убирают лес. от обгоревших деревьев. Высаживают»саженцы».

Мышонок- Как я устал.

Заяц- И я устал. Работы хватило всем.

Медведь- Славно потрудились, хоть бы саженцы прижились.

Дятел- Долго будет лес расти, нелегко его спасти!Говорит молва недаром: «Береги лес от пожара».

Белочка-Ничего тёплый дождь его польёт, вот лес наш и подрастёт. Будут сосны здесь шуметь, будут птицы песни петь!

Заяц- А весёлые зверята станут собирать опята, в лес с корзинками придут, лесных ягод наберут.

Медведь-И, запомните зверята! Лес надо беречь, потому что это наш дом, это наше богатство!

Дятел -В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод и грибов, которые нам приносят пользу.

Ёж- Не мусорьте в лесу!Не поджигайте траву!

Белочка-Не рвите напрасно цветов!И не ломайте деревья! Не уничтожайте муравейники!Не разоряйте гнёзда птиц!

Все вместе; Берегите лес! зверята поют песню о лесе! Кланяются зрителям и уходят. ,

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]