Русские народные игры для детей младшей группы в детском саду


Подвижные игры народов для детей младшего возраста

Быховец Л.А. Подвижные игры народов для детей младшего возраста // Совушка. 2021. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 29.12.2021).

Заказ № 76321

ПРИЛОЖЕНИЕ: Перспективный план знакомства детей младшего возраста с народными подвижными играми

«Давайте детям больше и больше

содержания общего, человеческого,

мирового, но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим через

родные и национальные явления»

В. Белинский

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Подвижная игра активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию. Формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир. Активирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами народной игры решается комплекс задач социально-коммуникативного, эмоционально-нравственного, познавательно-речевого, физического развития:

  1. Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм народов Южного Урала.
  2. Создавать условия для проявления детской игровой культуры.
  3. Обогащать познавательно-речевую сферу ребенка знанием правил народных игр, основ истории и культуры народов Южного Урала.
  4. Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов южноуральского региона.
  5. Создавать условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.
  6. Закреплять игровой опыт детей на основе использования нравственных ценностей взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями в большей степени могут использоваться игры, такие как: игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.), подвижные и хороводные игры.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве, литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные подвижные игры.

С учётом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе нашего детского сада.

В жизни современных детей народные игры — это хорошо забытое старое, возвращение на «круги своя». Эти игры прошли испытание временем.

У каждого народа сложилась своя копилка игр. Русская нация общественно образующая, поэтому вокруг неё объединились другие народности.

В народных играх жителей Южного Урала много общего.

Они созданы с целью воспитания детей, развлечения (создавались веками).

Все народные игры относятся к играм с правилами (автор — народ).

Игры имеют игровой зачин в форме считалок и диалогов.

В играх отражается менталитет народа, основные занятия — мусульманские народы — это охота, скотоводство, казачество – охрана границ.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.

Значение народных игр и их развивающий эффект многоплановый:

  • В играх народная мудрость.
  • С помощью народных игр дошкольники могут познакомиться с менталитетом других народов.
  • Народные игры несут информацию о промыслах.
  • Уважение другим народам (толерантность)
  • Вносят элемент новизны в современную культуру детей
  • Сглаживается проблема отцов и детей, т.к. дети не знают, во что играли их родители.
  • Терапевтический эффект (получение удовольствия)

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр, в большей степени, могут использоваться, такие как: игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества), игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников — волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одной игре малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другой игре прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер.

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Зайцы и волк» и др.).

В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли — волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры — зайцев — двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в группах раннего возраста особенно популярны.

Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны детям младшего возраста.

Цель: двигательная активность — как фактор, влияющий на здоровый образ жизни. Развитие внимательности, ловкости, быстроты двигатель­ной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов через подвижную игру.

Задачи:

  • Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм народов; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность подвижными играми, не только детей, но и их родителей.
  • Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
  • Развивать различные виды памяти.
  • Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.
  • Развивать мыслительные операции через игру.
  • Развивать воображение.
  • Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры

Литература:

  1. Бабунова Е., Градусова Л. Левшина Н., Лопатина Е., Обухова С., Турченко В. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, 2014.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /авт.-сост. Белкина Л.В. Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. М.: ИД РИПОЛ классик, ДОМ. XXI век, 2006.
  5. Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994.
  7. Шишкина В.А. Движение +движение. М.,1992.

Картотека малоподвижных игр во второй младшей группе

1. «Кто пройдет тише»

Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

2. «Шарик»

Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

3.
«Зернышки»
Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Ход игры: Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь ,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»).

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

4. «Пузырь»

Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки. Воспитатель: Надувайся пузырь. Надувайся большой. Оставайся такой Да не лопайся. Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш». Игра повторяется 2-4 раза Источник :О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

5. «Ква-ква-ква»

Задачи:

развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него. Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку: «Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянула ножки, Увидала, комара, Закричала… «На слове «закричала», ведущий указывает пальцев впереди себя. Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: «Ква-ква-ква». Ведущий должен назвать имя этого игрока. Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.

Правила игры 1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него. 2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку. 3. На слове «закричала», ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: «ква-ква-ква». 4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания:

Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам. Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.

6. «Кошечка»

Задачи:

игра развивает артистизм ,ловкость.

Ход игры:

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) . Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого , под стулом ,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

7. «Шалтай-болтай»

Ход игры

Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-балтай Сидел на стене. Шалтай- болтай . Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

8. «Холодно-тепло»

Задачи:

развивает внимание, мышление.

Ход игры:

Дети сидят на ковре , сложив ноги по-турецки.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло»дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

Источник :О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

9.«Найди пару»

Найди пару – игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

Описание игры

На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

Правила игры

1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.) 2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают. 3. Ребенка сажают за стол. 4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или ребенок выбирает предмет самостоятельно). 5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону. 6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое. 7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

Примечание Вместо предметов можно использовать картинки с предмета. Источник М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

10. «Найди по описанию»

Найди по описанию — игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры:

Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите. Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры: 1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать 2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание

Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья… (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

11. «Молчанка»

Задачи:игра развивает речь и память с помощью стишков. Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики Зазвенели бубенчики. По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок. Молчок! После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями ,смешными словами , потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Источник :М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры» Москва «Просвещение»1986г

12. «Девочки и мальчики»

Задачи: развивать у детей раскрепощенность, фантазию. Описание игры Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Правила игры 1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. 2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек 3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. 4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Источник:К.К.Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников»Москва изд. Гном и Д.2003 г

13. «Парк аттракционов»

Задачи: учить детей действовать по плану; развивать внимание.

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

Текст: Движения:

Мы на карусели сели , Держась за руки, кружиться. Завертелись карусели. Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит, То вниз ,то вверх летели. другой приседает. Держась за руки, А теперь мы с тобой вдвоем качаться: вправо-влево, вперед- Мы на лодочке плывем. назад. Мы на берег выйдем с лодки. И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Прыжки в двух ногах.

Источник: К.К.Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников»

Москва изд. Гном и Д .2003

14. «Парк аттракционов»

Задачи: развивать память ,мышление.

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц зверей насекомых цветы и т.д.

При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии не летающего предмета или же не поднимет при названии летающего –платит фант.

Источник: М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры». Москва 1986 год

15. «Море волнуется»

Задачи: развивать внимание, учить действовать по правилам.

По числу играющий ставится стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»-говорит водящий и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места так как один стул занимает водящий.Тот кто прозевал идет водить.

Правила 1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев.

2.Занимать свободное место можно только после слов «Море утихло».

Источник: М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]